Техника безопасности в компьютерном классе
Эта инструкция касается управления компьютерным оборудованием и периферийными устройствами. Инструкция содержит общие указания по безопасному использованию электрооборудования в помещениях. Требования к этой инструкции являются обязательными, и никакие отклонения от нее не допускаются. По крайней мере, в возрасте 18 лет только специально обученный персонал, пригодный для работы, предназначенной для здоровья и квалификации, может самостоятельно управлять электрооборудованием.
Требования безопасности перед началом работ. Перед началом работ убедитесь, что электропроводка, выключатели и штепсельные розетки, подключающие оборудование к сети, работают правильно, компьютер заземлен.
Самое главное
1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.
Требования безопасности
Для работников офиса должен быть проведен устный базовый инструктаж, в дальнейшем его печатный текст должен предоставляться для подробного изучения. Организация в обязательном порядке размещает информационный лист на видном месте.
Инструктаж охватывает полный цикл контакта человека с компьютером. Он начинается с установки оборудования сервисной службой и заканчивается утилизацией непригодного устройства.
Перед началом работы
Даже если речь идет о рабочем месте, которое используется каждый день и регулярно проверяется специалистами (как, например, в офисе или учебном заведении), нельзя терять бдительность.
Перед тем, как включить компьютер, необходимо уделить пару минут следующим действиям:
При выполнении работы
Поскольку персональный компьютер обладает всеми свойствами электрического прибора, то на него распространяются основные правила безопасности при взаимодействии с проводниками тока:
Как было сказано выше, неправильная работа с персональным компьютером таит в себе множество угроз для здоровья человека.
Что бы минимизировать это влияние даже при длительном нахождении за монитором, стоит навсегда запомнить следующие постулаты:
В аварийных ситуациях
Своевременная бдительность поможет избежать опасных ситуаций для жизни и сохранить целостность техники.
Действия в аварийных ситуациях:
По окончании работы
Перед завершением нужно правильно закрыть все программы и окна. Нельзя оставлять активные носители информации (диски и флэшки). Стоит отметить, что порядок выключения составляющих частей ПК отличается от порядка их включения ровно наоборот. Запуск компьютера происходит по цепочке: общее питание – периферия – системный блок. Выключение, соответственно, начинается с системного блока.
Вытягивать штепсельную вилку необходимо крепко держась за её корпус. Нельзя совершать резких рывков и тем более тянуть за провод.
После завершения работы, желательно устранять лишнее статическое напряжение с поверхности электроприборов и проводить влажную уборку рабочего места.
Инструкции
по технике безопасности в кабинете информатики для учащихся
При проведении обязательных инструктажей перед выполнением работ за компьютерами учитель информатики использует инструкции по технике безопасности для учащихся и вывешивает отдельные инструкции на видном месте в кабинете. Инструкции должны быть разработаны с учетом компьютерного оборудования, используемого в компьютерном классе.
скачать: Должностные инструкции для Школы (ЕКС)
71 инструкция с учетом законов на 9 марта 2022 года!
скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 9 марта 2022 года!
На преподавателя возложена ответственность за наличие в кабинете информатики медицинской аптечки и первичных средств пожаротушения. Также педагог обязан проводить учащимся инструктаж по охране труда по соответствующим инструкциям с отметкой в журнале.
При выявлении даже незначительных неисправностей основного или вспомогательного оборудования, работа в кабинете информатики должна быть прекращена. Учащиеся обязаны соблюдать личную гигиену, пожарную безопасность и санитарные нормы содержания рабочего места.
скачать: Положения для Школы
108 положений поштучно и пакетом. Дата обновления: 08.10.2021 г.
Самое главное
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации занимается наука информатика. Хранить, обрабатывать и передавать информацию человеку помогает компьютер — универсальная машина для работы с информацией.
В аппаратном обеспечении компьютера различают устройства ввода, обработки, хранения и вывода информации. Устройства ввода информации — это клавиатура, мышь, сканер, микрофон и др. Устройство обработки информации — процессор. Устройства хранения информации — оперативная память, внешняя память на жёстких дисках. Устройства вывода информации — монитор, принтер, акустические колонки.
При работе за компьютером необходимо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности, следить за правильной организацией своего рабочего места.
Нормативная база
Сейчас, когда значительная часть задач выполняется сотрудниками с использованием компьютеров, защита их здоровья от воздействия вредоносных факторов, обусловленных применением этой техники, имеет серьезное значение. Для минимизации воздействия на федеральном уровне разрабатываются нормативные документы, устанавливающие требования безопасности при работе для сотрудников, использующих компьютер. К таким документам относятся:
- Трудовой кодекс;
- межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003-2015, определяющий и классифицирующий основные вредные и опасные производственные факторы;
- другие нормативные документы.
Необходимость учета положений всех указанных нормативных документов при организации мер, нацеленных на достижение нужного уровня знаний по безопасности у работников, обусловлена тем, что они связаны с разными аспектами их труда.
Но недавно в этой области были произведены существенные изменения. До конца 2020 года правила работы за компьютером регулировались положениями санитарных норм СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача от 13 июня 2003 года N 118. Однако в связи с реализацией проекта регуляторной гильотины, предполагающего объемный пересмотр всей действующей нормативной базы, действие этих санитарных норм и правил было прекращено с 1 января 2021 года на основании постановления Правительства от 08.10.2020 N 1631 и постановления Главного государственного санврача от 28.09.2020 N 28.
При этом, в отличие от многих других упраздненных и отмененных нормативных актов, взамен этого СанПиН не было принято соответствующего правового документа. Этим законодатель признал право работодателей самостоятельно определять требования к размещению персональных компьютеров, необходимой мебели и инфраструктуры, а также определять параметры микроклимата, освещенности и прочие характеристики рабочих помещений, где трудится персонал, использующий компьютеры. Предполагается, что работодатели в достаточной степени заинтересованы в сохранении здоровья и работоспособности своих сотрудников, чтобы постараться сделать условия их работы безопасными и комфортными.
Но нормы, которые были прописаны в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и действовали в течение почти 20 лет, на практике подтвердили свою эффективность. Поэтому и сейчас многие работодатели руководствуются этими нормативами при организации рабочих мест для своего персонала. Законодатель допускает такой подход к подготовке рабочего пространства и не запрещает использовать эти нормы, невзирая на то, что официально они были упразднены.
Общие правила безопасности
Техника безопасности при работе с компьютером на предприятии предусматривает наличие общедоступной инструкции, в которой указаны обязательные требования к обустройству рабочего места и процессу использования техники. Эти правила едины для всех организаций, их выполнение контролируется руководящими органами.
Основные правила организации пространства вокруг рабочего места:
Введение
Структура информатики
Изучение любого школьного предмета можно сравнить со строительством дома. Только этот дом складывается не из кирпичей и бетонных плит, а из знаний и умений. Строительство дома начинается с фундамента. Очень важно, чтобы фундамент был прочным, потому что на него опирается всё остальное сооружение. Фундаментом для курса «Информатика 10-11» являются знания и умения, которые вы получили, изучая курс информатики в основной школе в 7—9 классах. Вам уже не требуется объяснять, что такое компьютер и как он работает; с какой информацией может работать компьютер; что такое программа и программное обеспечение компьютера; что такое информационные технологии. В курсе информатики основной школы вы получили представление о том, в каком виде хранится информация в памяти компьютера, что такое алгоритм, информационная модель. Вы научились обращаться с клавиатурой, мышью, дисками, принтером; работать в среде операционной системы; получили основные навыки работы с текстовыми и графическими редакторами, с базами данных и электронными таблицами. Все эти знания и навыки вам будут необходимы при изучении курса «Информатика 10-11».
Термин «информатика» может употребляться в двух смыслах:
• информатика как научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы; в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией;
• информатика как практическая область деятельности людей, связанная с применением компьютеров для работы с информацией.
Как современная техника немыслима без открытий теоретической физики, так и развитие информатики и информационных технологий невозможно без теории информации, теории алгоритмов и целого ряда других теорий в области кибернетики, лингвистики, семиотики, системологии и прочих наук.
В соответствии с современным пониманием, в информатике можно выделить четыре части:
1) теоретическая информатика;
2) средства информатизации;
3) информационные технологии;
4) социальная информатика.
Теоретическая информатика — это научная область, предмет изучения которой — информация и информационные процессы. Как любая фундаментальная наука, теоретическая информатика раскрывает законы и принципы в своей предметной области.
Вторую и третью части в совокупности можно назвать прикладной информатикой.
Прикладная информатика — это область практического применения понятий, законов и принципов, выработанных теоретической информатикой. Прикладная информатика, безусловно, связана с применением компьютеров и информационных технологий.
В наше время таких прикладных областей очень много: это решение научных задач с помощью компьютера, издательская деятельность, разработка информационных систем, управление различными объектами и системами, техническое проектирование, компьютерное обучение, сетевые информационные технологии и многое-многое другое.
В последние годы в информатике сформировалось новое направление, которое называют социальной информатикой.
Его появление связано с тем, что широкое внедрение в жизнь компьютерных технологий и современных средств информационных коммуникаций (Интернета, сотовой связи) оказывает все более сильное влияние на общество в целом и на каждого отдельного человека. Общественное развитие движется к своей новой ступени — к информационному обществу.
Предметная область современной информатики очень велика и разнообразна. Как известно, нельзя объять необъятное. И наш курс затронет лишь часть тем и задач информатики. Вопросы, которые мы с вами будем изучать, относятся к четырем важнейшим понятиям информатики:
1) информационные процессы;
2) информационные системы;
3) информационные модели;
4) информационные технологии.