Какие бывают интеллектуальные компьютерные игры и в чем их плюсы
Несколько десятилетий назад, когда речь заходила об интеллектуальных играх, имели в виду шашки-шахматы, морской бой, карты и домино. Потом начали появляться телевизионные передачи, такие как «Что? Где? Когда?», смысл которых сводился к правильно ответу на поставленный вопрос и получению призовых. Когда в домашний обиход пришли компьютерные технологии, то интеллектуальные игры пришли и в эту сферу, и любители «поломать мозг» получили огромные ассортимент самых разнообразных интеллектуальных развлечений — от традиционных настольных до составления слов на сайте https://makeword.ru/combo.
Сегодня существует огромное количества подвидов и направлений интеллектуальных компьютерных игр, и каждый может выбрать то, что нравится именно ему. Есть среди компьютерных интеллектуальных развлечений и классические головоломки, есть новинки, придуманные уже современными разработчиками, и гибридные версии, объединившие несколько жанров. Большой популярностью пользуются сегодня и игры в онлайн режиме, когда у пользователей есть возможность даже находясь на разных концах света развлекаться с вместе с друзьями.
В чем человек лучше компьютера?
С другой стороны, люди кое в чем превосходят машины. Мы выполняем задачи, основываясь не только на интеллекте, но и на таких абстрактных понятиях, как разум и жизненный опыт.
Компьютеры получают информацию из электронных библиотек. Тем не менее, они не способны переработать ее так, чтобы на выходе получился жизненный опыт, подобный человеческому.
Каждому из нас хорошо известно, что именно свой опыт дается нам порой очень не просто. Хоть и говорят, что хорошо бы учиться на чужих ошибках, но по факту приходится, в основном, учиться на собственных.
Люди обладают и другими абстрактными чертами – творчеством, вдохновением, воображением. Человек может
- сочинить стихотворение,
- написать и сыграть музыку,
- спеть песню,
- нарисовать картину.
С некоторыми из этих задач справятся и компьютеры, но врожденной способности к творчеству у них нет. Об этом образно писал А.С.Пушкин в 1829 году (классики всегда актуальны, в том числе, в эпоху компьютера и интернета):
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель.
Подводные камни в вопросе внедрения игр в учебный процесс
Грин, ныне психолог в Висконсинском университете в Мадисоне, отмечает, что игры могут помочь в подготовке специалистов, чья работа связана с повышенным визуальным вниманием — например, хирургов, правоохранителей или военных. Последнее, кстати, подтверждается даже на весьма высоком уровне. «Способность быстро усваивать информацию, реагировать и координировать действия, оставаясь при этом спокойным в условиях давления, часто является признаком людей, которые хорошо играют», — заявил телеканалу «Би-би-си» представитель британских ВВС.
Но при этом Грин также признает, что преимущества многочасовой игры в условный Call of Duty могут в реальной жизни быть ограничены: если время на видеоигры вытесняет время на остальные задачи, другие навыки могут со временем пострадать.
Важно также то, что полученные в экспериментах результаты очень специфичны и справедливы только в рамках поставленной задачи: то есть «шутеры» не улучшают пространственное мышление, как в случае с «Тетрисом», а он, наоборот, не улучшает визуальное внимание. В свою очередь, педагог и психолог Ричард Майер и вовсе заявляет, что, исследуя эту тему в течение длительного срока, не нашел убедительных доказательств, что так называемые игры для тренировки мозга действительно помогли существенно улучшить память, внимание или скорость принятия решений.
Другой спорный вопрос: как применять (и стоит ли применять) видеоигры на уроках? В нем исследователи также не всегда сходятся во мнении: так, по мнению Бавельер, компьютерные игры, повышающие способности мозга, можно интегрировать в школьные занятия, чтобы добавить «ложку меда» в сложные предметы и скучные программы. Хотя «шутеры», вероятно, не подойдут для этого: конечно, их вряд ли можно будет предложить ученикам начальных классов.
«Это может быть игра, где доктор должен выбрать верное лекарство, которое спасет мир. Но она не должна быть связана со смертью, насилием или зомби», — отметила она. Но профессор также задается вопросом, смогут ли дети перенести когнитивные навыки, полученные в результате игр, в другие, более реальные ситуации.
Шон Грин, в свою очередь, отмечает сложность и большую стоимость создания игр. Качественные, эффективные и убедительные игры могут стоить столько же, сколько обойдется создание какого-нибудь блокбастера, отметил психолог.
Minecraft
Minecraft — это огромная «песочница», где из пиксельных блоков можно построить практически все что угодно. Такая безграничная творческая свобода очень привлекает людей самых разных возрастов. Именно поэтому Minecraft является самой популярной игрой за всю историю Youtube — всего с ней насчитывается около 42 млн видео.
Игра развивает творческий потенциал и логическое мышление (нужно думать, как взаимодействуют между собой блоки разного типа). В 2014 году Microsoft приобрела Minecraft и ее компанию-разработчика Mojang за $2,5 миллиарда и собирается активно развивать обучающее направление игры. С помощью специальной образовательной версии игры Minecraft Education Edition планируется преподавать историю, математику, физику и программирование. В школах Северной Ирландии обучающая версия Minecraft будет распространяться бесплатно.
Почему сложно играть в шахматы
Тем, кто никогда не играл в шахматы профессионально, трудно представить, как огромен простор для решений в этой игре. На первый взгляд кажется, что правила просты: каждая фигура ходит по одной схеме и выполняет свою задачу, пространство ограничено шахматной доской. Представить всю сложность и многообразие игры можно по «числу Шеннона»: в 1950 году американский математик Клод Шеннон оценил, сколько вообще существует уникальных шахматных комбинаций. Вышло 10¹²⁰. Но если брать только разумные стратегии, то вариантов меньше: всего 10⁴⁰, поясняет математик Джеймс Грайм, уже наш современник.
Согласно «числу Шеннона», когда шахматист делает ход, он выбирает не менее чем из 30 возможных вариантов — и так раз за разом. Причем ему приходится не только думать о своей стратегии, но и предвидеть ходы противника, который тоже каждый раз выбирает из 30 вариантов. А если игра идет не так, как задумывалось, и стратегия меняется, проводить все эти мыслительные операции приходится заново.
На протяжении всей партии игрок учитывает ценность фигур. Номинальная ценность пешки примерно равна одному, ладьи — пяти, король бесценен. Но все это верно только для пустой доски. По мере перемещения фигур меняется количество полей, которые контролирует фигура, а значит, и ее ценность. Бывает, что и пешка может поставить мат. Так что игра в шахматы не сводится к знанию того, как ходят фигуры и какая из них сильнее или слабее. Это и правда нетривиальное интеллектуальное занятие.
Я, листая Пикабу за завтраком в гостинице, на 14й день работы без выходных: Матрица сломалась Оо
Случайное подкрепление
Ещё один эффективный механизм — режим случайного подкрепления, который описал психолог Б.Ф. Скиннер. Подкрепление — это любое событие, которое следует за реакцией и увеличивает вероятность повторения такого поведения.
Когда мы что-то делаем и получаем за это награду, с большой вероятностью мы будем продолжать это делать. Когда человек не знает, в какой момент, за какое количество повторений или через какое время его поведение поощрят, подкрепление работает ещё лучше.
В различных RPG это реализуется через случайное выпадение предметов: редкий нужный предмет выпадает с шансом 0,001%. Игрок не знает, он выпадет сейчас или через тысячу повторений. Это провоцирует играть снова и снова. В других ситуациях — это очень эффективный способ выработки навыков, в играх — способ удержать внимание человека в игре.
9 жизненно полезных навыков, которые развивают компьютерные игры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сегодня родители и медики бьют тревогу по поводу того, что молодёжь злоупотребляет компьютерными играми. В то же время учёные доказали, что от компьютерных игр есть польза. Во всяком случае, когда речь идёт о повседневных и жизненно необходимых навыках. Безусловно, это вовсе не значит, что нужно просиживать за компьютером дни напролёт. Но знать о пользе таких игр весьма полезно.
1. Концентрация и контроль
«Call of Duty»
Всем известно, что лучшие игры — это сложные. Победа над кажущимся «невозможным» боссом или получение «сверхмудреного» достижения приносят удовольствие. Этот прилив дофамина действительно учит людей упорству и личной ответственности.
«Награда», которую получает мозг, обучает человека концентрации при выполнении чего-либо и помогает ему контролировать ситуацию вокруг себя. Эти навыки легко применяются в реальном мире.
2. Терапия
«SPARX»
В 2012 году исследовательская группа в Новой Зеландии использовала игру под названием «SPARX» для лечения депрессивных подростков. Стоит отметить, что данная игра была специально разработана для обеспечения терапии детям. В исследовании участвовали 168 подростков со средним возрастом 15 лет, которые страдали от депрессии.
Половина из них использовалась в качестве контрольной группы и регулярно проходила собеседования с психологами, а другая играла в «SPARX». Группа пользователей «SPARX» продемонстрировала обнадеживающие результаты: 44% игроков полностью оправились от депрессии, по сравнению с 26% в контрольной группе.
3. Брак
«Pokemon-Go»
Игры, которые имеют большой следующий или социальный аспект, действительно могут помочь завести новых друзей. Некоторые игры даже требуют от человека больше прогуливаться на свежем воздухе (к примеру, «Pokemon-Go»). Реальная выгода в данном случае заключается в сообществе, которое образуется для совместного опыта.
Игровые соглашения, онлайн-многопользовательские сессии и соревнования помогают игрокам встречаться с новыми людьми и заводить дружбу по интересам. Более того, некоторые счастливые супружеские пары познакомились в онлайн-играх.
4. Повседневные навыки чтения
«Rayman Raving Rabbids»
В феврале 2013 года итальянские исследователи представили доказательства того, что компьютерные игры могут помочь повседневным навыкам, таким как чтение. Были взяты две группы детей в возрасте от 7 до 13 лет.
Одна группа играла в «Rayman Raving Rabbids», а другая в более медленную игру. Когда через некоторое время были протестированы навыки чтения двух групп, обнаружилось, что те, кто играл в экшн-игру, могут читать быстрее и точнее.
5. Многозадачность
«Call of Duty»
Интенсивная ситуационная осведомленность и управление, необходимые при игре в «стрелялки», такие как «Call of Duty», как представляется, улучшают способность геймеров одновременно заниматься визуальными и слуховыми задачами.
Это может показаться очевидным, но подобное действительно помогает в реальной жизни. Разработка многозадачности — это прекрасный навык, который стоит освоить для повседневной жизни. Это помогает производительности в целом.
6. Память, моторика, навигация
«Super Mario 64»
В 2013 году немецкие исследователи изучали, как старые компьютерные игры, такие как «Super Mario 64», влияли на мозг игроков. Они попросили 23 взрослых в возрасте 25 лет играть в «Super Mario 64» 30 минут в день в течение двух месяцев. У исследователей также была контрольная группа, которая вообще не играла в игры.
Итоги были просто потрясающими. После сканирования мозгов игроков и контрольной группы с использованием МРТ-машины, обнаружилось, что у геймеров наблюдается заметное увеличение серого вещества в правом гиппокампе, правой префронтальной коре и мозжечке. Это области, ответственные за память, стратегию, тонкие моторные навыки и пространственную навигацию.
7. Улучшение зрения
series «Wolfenstein»
Исследование, проведенное в 2009 году в Рочестерском университете, показало, что стрельба по «плохим парням» может улучшить зрение. Игроки, которым нравилось «отстреливать» пиксельных врагов в таких играх, как «Unreal Tournament 2004» или «Call of Duty», способствовало усилению функции контрастной чувствительности.
Это способность различать тонкие изменения яркости изображения. Более того, это один из первых визуальных навыков, появляющихся у детей, который со временем ослабевает. Исследователи также считают, что компьютерные игры могут использоваться в будущем для коррекции плохого зрения.
8. Уровень интеллекта
«Call of Duty»
Пока неясно, улучшают ли компьютерные игры общий уровень интеллекта, похоже, что они помогают научить человека новым навыкам и укрепить их. Это не обязательно означает, что человек станет умнее.
Есть несколько игр, которые были разработаны для улучшения способности разрешения проблем, критического мышления и понимания прочитанного. Конечно, есть также большое количество учебных приложений и игр для детей всех возрастов.
9. Общее качество жизни
«Unreal Tournament»
Независимо от того, является ли человек хардкорным геймером или нет, компьютерная игра может улучшить его общее качество жизни. Она может, например, улучшить его физическую форму или помочь достичь своей цели. Если подумать о себе как о персонаже 1-го уровня, можно определить области, нуждающиеся в улучшении.
После этого нужно работать над этими способностями и следить за своим прогрессом. Так можно «проработать» практически все аспекты жизни. Можно использовать стратегии, которые были разработаны в играх, и применять их в реальной жизни, чтобы достичь своих целей.