Управление сценическим светом с компьютера

Цифровое управление на основе контроллера DMX512

Главным элементом любой DMX системы является контроллер, часто называемый пультом управления. С его помощью оператор сначала создаёт несколько статичных сцен, затем объединяет их в чейзы и в результате получает готовую программу, наполненную световыми эффектами разного уровня сложности. Принцип действия DMX-контроллера основан на передаче данных в цифровом формате DMX512, который реализован во всём современном светотехническом и сценическом оборудовании.

Основными преимуществами протокола DMX512 являются простота и универсальность, что положительно оценивают большинство пользователей при построении светотехнических систем различного уровня сложности. Благодаря наличию в продаже DMX-контроллеров разной конфигурации, каждый желающий может научиться создавать световые, лазерные и дымовые эффекты, например:

  • в жилых помещениях для управления свечением светодиодных RGB-лент;
  • на дискотеках и в барах;
  • для музыкальных фонтанов;
  • в театральных постановках;
  • в телевизионных и цирковых шоу;
  • для городских праздничных представлений;
  • для подсветки архитектурных композиций.

Скриншоты программы

Art-Net используется для приёма данных в область памяти remote и управления Фарой.
«Art-Net™ Designed by and Copyright Artistic Licence Holdings Ltd»

Программа написана в среде программирования LAZARUS и распространяется бесплатно, «как есть», при этом не предоставляются какие либо гарантии явные или подразумеваемые. Полный текст лицензии можно найти в папке с программой.

Обновления программы нужно устанавливать самостоятельно, для этого нужно скачать свежую версию FaraLighInstaller и установить его на своем компьютере. Во время установки инсталлятор предупредит о возможности обновления версии.

DMX-каналы и адресация устройств

Теперь давайте всё же вернем к протоколу DMX, разберем вопрос адресации устройств и использования каналов. По сути, адрес – это номер байта (от 0 до 255), который используется для отправки данных нужному устройству, подключенному через DMX-протокол. Он нужен для того, чтобы полученные параметры были обработаны конкретным устройством из сети, а не всеми из них.

Поскольку все устройства подключены в одну сеть, то отправленный пакет данных получит каждое из них. Адрес же – это своеобразная фильтрация, благодаря которой прибор пропускает все данные до той их части, которая предназначена именно ему. Таким образом, считывается и обрабатывается только та часть пакета данных, которая соответствует номеру (адресу) прибора в подключенной сети. При необходимости, один адрес можно присвоить сразу нескольким устройствам одной модели, чтобы они работали синхронно.

Как задать адрес устройству? Обычно это делается при помощи двоичного кода через программу или переключатели/дисплей на самом устройстве. После этого вам придется столкнуться с таким понятием, как «канал». Актуально это в случае с большими системами светотехники, в состав которых входит несколько диммерных блоков или же одно большое устройство с десятью диммерами. В таком случае, каждый из выходов будет иметь свой номер, т.е. канал подключения. Настройка осуществляется аналогично выбору канала: выставляется номер (только теперь не самого устройства, а канала), по которому происходит фильтрация данных.

Важно понимать, что если прибор с адресом «1» включает в себя три канала «1, 2 и 3», то в таком случае следующему устройству нужно будет присвоить адрес «4» (а не «2»!), чтобы всё работало корректно. В противном случае несколько устройств обрабатывали бы одни и те же данные, в результате чего нельзя было бы выполнить их настойку по отдельности.

Адреса можно выставлять не только в точной очерёдности, но и делать пропуски между ними. Правда, при этом стоит учитывать и особенности пульта/программы, т.к. некоторые из них (особенно дешевые) могут иметь группы адресов, например, «12 приборов по 16 каналов каждый». В таком случае, адреса придется еще и «подогнать» под пульт управления.

Учитывая такую специфику, а также «навороченные» приборы на 16/20/32 канала, стоит рассмотреть и такое понятие, как «Вселенная DMX». Ни для кого не секрет, что этот протокол поддерживает 512 каналов. Поначалу этого казалось более, чем достаточно, но со временем оказалось, что 512-канальная система – это не так уж и много, особенно когда в нее входят крутые приборы на 16-32 канала каждый. В связи с этим и начали создавать «Вселенные DMX» — отдельные цепочки DMX-512, объединенные между собой.

Сценический свет: все, что нужно знать о протоколе DMX-512, адресация устройств и программирование

Что такое протокол DMX 512

DMX 512 – это стандарт, описывающий метод цифровой передачи данных между контроллерами и световым оборудованием, а также дополнительным оборудованием (википедия).

Расшифровывается он как Digital Multiplex (цифровое мультиплексирование). Это значит, что для передачи сигналов разным устройствам используется одна линия связи.

А 512 – это количество каналов, доступных для управления.

Универсальность протокола позволяет использовать оборудование разных производителей в единой системе.

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Щит для квартиры в Митино на ПЛК ОВЕН (свет, отопление)

Простой пульт для управления DMX-512

Простой пульт для управления DMX-512

В прошлом посте про сценический свет я наконец-то рассказал о том, как устроены сканеры на примере китайских от ShowLight. Теперь мы знаем про всякие гобо, каналы управления и прочее. Но как и чем этим всем управлять так, чтобы приборы не дёргались от звука сами по себе, а выдавали хоть что-то осмысленное и похожее на световое шоу? Понятное дело, что или со специальных пультов или с компьютеров. С компьютерами мы разберёмся чуть позже, потому что я сейчас переделываю в 19″ корпус адаптер ArtNet для того, чтобы можно было работать с DMX-512 по локальной сетке, а не возиться с дурацкими USB-шнурками. Пока процесс идёт, займёмся тем, что у меня есть — простой пульт!

Вот хотите вы заняться светом… и идёте в инет искать что-то типа «пульт для управления светом» и натыкатаесь на всякие пульты типа «128 каналов», «192 канала», «256 каналов», какие-то там 30 банков по 8 сцен и прочее подобное. По первости кажется, что пульты отличаются друг от друга именно размерами памяти. И сидишь ты и думаешь, что сначала можно позволить себе простой пульт, а потом разжиться пультом позлее, где будет больше памяти и этих самых «сцен». Вот я так тоже думал и нарвался на глобальную ошибку, особой инфы про которой в Сети нет. Точнее, она есть на всяких форумах, но открыто и ясно она нигде не расписана. И так как я пишу по схеме «Сделал? Раскажи другим!», то сейчас про эти пульты и расскажу.

Как оказалось, все световые пульты можно описать как «тупые» и «нормальные». И вот все те пульты, про которые я сегодня буду говорить — ТУПЫЕ, хоть и оперируют они почти одними и теми же понятиями: сцена(ы), прибор(ы), чейз(ер). Так почему же эти простые пульты тупые? И почему это плохо? Дело в том, что они умеют всего лишь перебирать подряд заранее записанные сцены, и больше ничего. А плохо это потому, что нормально шоу ими не отрулишь, потому что надо будет постоянно переключаться между разными банками сцен, и потому что скорость перебора этих сцен задаётся одной ручкой на все-все сцены одновременно. Поэтому такие пульты годятся для дискотек типа «унца-унца» или каких-нибудь пьяных корпоративов, где всем похер что играет и как мигает, лишь бы наливали и попрыгать. Поэтому те, кто покупает такие пульты (и я в том числе) сначала думает, что их будет достаточно, а потом жестоко обламывается, когда пытаются сделать на них что-то лучше, чем обычная светомигалка!

Freestyler DMX

Работа в программе Freestyler DMX

Вадим Умнов

Владимир Марченко

Вадим, в группе есть. Beam — тип прибора, прошивок много, и в группе тоже были. Часто подходят от Clay Paky Sharpy, отредактировать несложно.

Виталий Гришин

Виталий Гришин запись закреплена

Владимир Марченко

В группе куча профилей для ПАРиков, неужели сложно поискать и подобрать? Там с нуля написать три минуты.
https://vk.com/video-108350248_456239017 видео для начинающих.

Никита Черепанов

Никита Черепанов

Никита Черепанов

Никита Черепанов запись закреплена

❗

Нужна помощь

Наверняка у кого-то есть фикстура на этого зверя
Wash 36×12, RGBW, Zoom

Владимир Марченко

Никита Черепанов

Никита Черепанов

Евгений Михайличенко

Евгений Михайличенко запись закреплена

Досталась вот такая голова, весь интернет об лазил не могу найти, что это за зверь. Помогите пожалуйста.

Владимир Марченко

В меню поискать количество каналов, при помощи и»расчёски » или профиля на соответствующее количество каналов вручную прощупать прибор. Других вариантов не вижу.

Евгений Михайличенко

Alexey Gavrilov

Alexey Gavrilov запись закреплена

Владимир Марченко

По этому видео можно сделать https://vk.com/video-108350248_456239017
Horizontal = Pan
Vertical = tilt
Канал Light strip effect можно назначить на Colorch, указать 3 эффекта, в окне colorch 1 указать уровни (0, 5 и 110) и любые удобные пиктограммы из окна справа. Это для версии 13 каналов.
Для 15 каналов во вкладке channel description указать канал 10 — color auto, 11 move auto, и использовать для управления виртуальные фейдеры. Они появляются справа вверху основного окна программы. Или самостоятельно, при выборе прибора, или надо открыть вручную, щелчком по квадрату со стрелкой.

Евгений Михайличенко

Евгений Михайличенко запись закреплена

Владимир Марченко

Василий Гладков

Василий Гладков запись закреплена

Владимир Марченко

Владимир Подолещенков

Freestyler DMX

Freestyler DMX запись закреплена

Преобразователь DMX в аналоговый сигнал 0-10В для управления димерами на 12 каналов. Простая фикстура, но вдруг кому то пригодится!

Андрей Семенюк

Демультиплексор какой-то стрёмный. 0-10в, а токи не указаны. Мы другими пользуемся на 24 канала и напруга 0-12-24 в и ток до 3А на канал.

Вячеслав Владимирович

Я особо в электрочасти не разбираюсь. Пользуюсь диммером имлайт 4 канала. Чтобы повесить в программу приборы типа par64, я просто их выбираю из списка фристайлера сколько нужно штук и они работают: один прибор — один канал. Т.е. я никаких фикстур не заполняю. Причем на 12 канальный диммер все точно также.

Андрей Семенюк

Вячеслав, в папке фикстур если нажать поиск, найти Dimmer 24. Так же можно на его основе создать фикстуру на нужное количество паров. Тут речь о RGB лентах и прочих стиков на 12 вольт подключать.
Ну если бы пробовали работать с QLC+ или DasLight 4, то там для создания RGB matrix необходимо написание фикстур для подобных экзерсисов, дабы получить классный результат без усилий.

Вячеслав Владимирович

Сергей Королинский

Сергей Королинский

Freestyler DMX

Freestyler DMX запись закреплена

Все программы управления светом имеют, в основном, английский язык в качестве основного. К многим терминам мы привыкли — например, фикстура (fixture) и унивёрс (universe). Но звучат они неказисто и, возможно, неправильно.

Предлагается употреблять следующий перевод:

Fixture — Прибор («файл прибора», если это про Freestyler)
Показать полностью.
Universe — Линия (DMX-линия, если контекст не понятен)
Step — Шаг
Sequence — Последовательность (из комментариев)
Cue — Сцена (статичное положение DMX каналов, программируемое на кнопку)
Blackout — Блекаут («затемнение» не звучит)

Схема устройства

УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР - схема

При постройке устройства использовалась другая оптопара, чем указано на принципиальной схеме.

Оптопара

Для спайки радиосхемы нам понадобятся:

  1. Резистор на 4,7 Ком.
  2. Реле герметичное orwh-ss-112d1f – подойдёт любое реле на 12V.
  3. Транзистор КТ815 n-p-n перехода.
  4. Оптопара cosmo 1010 817.

Далее несколько фото готового самодельного устройства.

УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР 1

УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР 2

УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР 3

УПРАВЛЕНИЕ ОСВЕЩЕНИЕМ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕР 4

DMX512 over Ethernet

Решение проблемы ограниченности DMX-линий оказалось достаточно простым. Необходимо сменить среду передачи данных на Ethernet, который уже зарекомендовал себя и используется повсеместно. Благодаря такому решению можно передавать множество DMX-областей в одном кабеле. Для подключения устройств с DMX-коннекторами используются специальные конвертеры, которые извлекают из пакетов DMX-данные и отправляют подключенным устройствам.

На данный момент существуют два конкурирующих решения по отправке DMX512 в среде Ethernet:

Рассмотрим каждый из них.

Art-Net

Компания Artistic License в 1998 году выпустила первую версию Art-Net — протокол для передачи DMX-данных через IP. В основе протокола были широковещательные сообщения, чтобы избавить пользователей от настройки сети. Art-Net I проектировалась на сетях 10 Мбит/с, которые выдерживали в среднем до 10 DMX-областей, а эффективный предел составлял 40 Мбит/с. Однако с широким распространением RGB-светодиодов количество каналов росло, и подход с широковещательными сообщениями создавал сильную нагрузку на сети.

Чтобы хоть как-то исправить эту проблему, в 2006 вышла следующая версия — Art-Net II. В основе также лежали широковещательные сообщения, но консоль сопоставляла DMX-области с конкретными устройствами и переходила к адресной рассылке. При этом предельное количество DMX-областей расширилось до 256. В следующих релизах число выросло до 32768.

Art-Net не стал официально признанным стандартом, но используется по сей день. Современная версия Art-Net IV позволяет работать с устройствами, которые поддерживают только стандартизированный протокол sACN.

ACN и sACN

Протоколы Architecture for Control Networks (ACN) и Streaming ACN (sACN) — это стандартизированный в 2006 году набор протоколов для управления развлекательным оборудованием в живых выступлениях и/или в крупных масштабах.

ACN определяет модульную сетевую архитектуру, включающую в себя два сетевых протокола, язык для описания устройств (Device Description Language, DDL) и профили для взаимодействия (E1.17 Profiles for Interoperability). Набор протоколов ACN изначально был разработан для работы поверх UDP/IP, поэтому он будет также работать в сетях IP, Ethernet и 802.11 (Wi-Fi).

Благодаря модульности ACN легко расширяется. Одно из расширений, ANSI E1.31, также известное как Streaming ACN (sACN), используется для отправки DMX-данных через ACN-совместимые сети. В сравнении с Art-Net sACN поддерживает до 65535 DMX-областей.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector