Компьютерная грамотность и информационная культура
Место образования в жизни современного общества во многом определяется возрастающей ролью знаний, информации, что отражается в концепциях информационного общества, формировании информационной цивилизации и информатизации образования. В условиях происходящих инновационных изменений в обществе, вызванных повсеместным внедрением компьютерных технологий, одной из наиболее актуальных задач развития современного образования в России и за рубежом является информатизация и реализация мировых тенденций развития образования в России. информационное общество.
Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий люди получают доступ к самой разнообразной информации в любой точке мира, обмениваются информацией, общаются в режиме реального времени. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен иметь возможность получать, обрабатывать и использовать информацию с использованием компьютеров, телекоммуникаций и других средств связи. Но для этого необходимо знать правила навигации по огромному количеству доступной информации и иметь определенную информационную культуру.
2. Информационная культура и информационная грамотность
В материалах ЮНЕСКО (от англ. UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) отмечается всеобъемлющий характер понятия информации: информация — «универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мыслей, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества».
Важная и всё возрастающая роль информации в современном мире требует от человека наличия информационной культуры, включающей в себя:
понимание закономерностей протекания информационных процессов;
умение оценивать объективность, достоверность, полноту, актуальность, полезность поступающей информации;
умение представлять информацию в разных формах;
умение обрабатывать информацию с помощью подходящих информационных технологий;
умение применять полученную информацию для принятия решений;
соблюдение этических норм и правил при использовании информации.
Информационная культура — готовность человека к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.
Важнейшими компонентами информационной культуры являются информационное мировоззрение и информационная грамотность.
Под информационной грамотностью понимается наличие знаний и умений, требуемых для:
правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определённого задания или решения проблемы;
выработки стратегии эффективного поиска информации;
организации и реорганизации информации;
интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после скачивания из Интернета);
оценки объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности полученной информацией;
соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией;
передачи и представления результатов анализа и интерпретации информации другим лицам;
последующего применения информации для осуществления определённых действий и достижения определённых результатов.
Такая трактовка информационной грамотности была предложена в 2006 году Международной ассоциацией школьных библиотек (IASL).
На рисунке 1.2 изображена международная эмблема информационной грамотности.
Рис. 1.2. Международная эмблема информационной грамотности
Информационная грамотность — способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать.
Методика преподавания информатики
Предмет: Информатика Автор: М.П.ЛАПЧИК Год издания: 2001 Язык учебника: русский Рейтинг: Просмотров: 5725
Комментарии, рецензии и отзывы
3.4. информационная культура учащихся: становление понятия: Методика преподавания информатики, М.П.ЛАПЧИК, 2001 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон Учебное пособие предназначено студентам педагогических вузов, изучающим систе-матический курс методики преподавания информатики. В пособии раскрываются цели, принципы отбора содержания и методы преподавания информатики в средней общеобразо-вательной школе
Все материалы сайта охраняются авторским правом! Наш сайт предоставляет возможность онлайн чтения учебников, но не скачивания. Если вас заинтересовала какая то книга, купите её в издательстве.
Если вы автор книги и не хотите, чтоб она была на сайте, то напишите нам и она будет немедленно удалена. По всем вопросам обращаться на почту [email protected]
Критерии информационной культуры человека
Специалисты называют следующие признаки информационной культуры человека:
- умение адекватно выражать свою потребность в конкретной информации;
- способность перерабатывать полученную информацию и создавать новую;
- эффективно осуществлять поиск необходимых данных;
- умение вести индивидуальные поисковые информационные системы;
- способность адекватно оценивать информацию;
- умение правильно отбирать необходимые данные;
- способность к компьютерной грамотности и информационному общению.
Критерии информационной культуры являются отличными показателями уровня развития специфических инструментов для освоения разных объектов отражения. Эти критерии являются, в первую очередь, критериями познания социальной и природной действительности.
Краткий итог
Информационная культура совершенно не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы за компьютером. Она предполагает информативную направленность целостной личности, которая обладает мотивацией к применению и усвоению новых данных. Информационная культура, по мнению специалистов, рассматривается как одна из граней личностного развития. Это путь универсализации качеств человека.
Овладение информационной культурой способствует реальному пониманию человеком своего места, себя и своей роли в этом мире. Специалисты утверждают, для того, чтобы сформировать хорошей уровень информационной культуры, особого значения нужно придать именно образованию. Последнее должно способствовать формированию нового специалиста информационного общества, который обладает следующими навыками: выделения значимой информации, дифференциации данных, выработки критериев оценки информации, умело использовать ее.
Овладение информационной культурой
В информационном обществе изучать информационную культуру нужно с раннего детства. В школах и институтах для этого обеспечивается максимальный доступ к информационным ресурсам, которые нужны для осуществления деятельности в изучаемой области. Качество учебы во многом зависит от степени освоенных навыков в сфере основных информационных технологий при решении традиционных задач выбранной сферы деятельности.
Информационная культура включает в себя познания наук, позволяющих развивать и адаптировать к определенному виду деятельности имеющуюся информацию.Обязательный атрибут информационной культуры – знание современных информационных технологий, умение использовать их для выполнения как однообразных действий как в автоматическом режиме, так и в нестандартных ситуациях.
Изучение информационной культурой помогает человеку по-настоящему осознать свое предназначение в данном мире. Эксперты придерживаются мнения, что для достижения высокого уровня информационной культуры не требуется делать акцент на запоминании информации. Важнее помогать создавать для информационного общества нового специалиста, владеющего определенными умениями: находить важную информацию, формировать критерии для анализа данных, правильно ими пользоваться.
Контрольные вопросы и задания
1. Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
2. Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
3. Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.
Концепция курса
Развитие информационной грамотности (ИГ) у школьников – одна из самых актуальных проблем сегодняшней школы и библиотечного дела не только в России, но и в международном сообществе. ИГ – это не только умение искать информацию в библиотеке, но и в принципе одна из важнейших составляющих умения учиться. ИГ часто путают с компьютерной грамотностью или с основами библиотечно-библиографических знаний (ББЗ), что совсем не одно и то же. В предлагаемом курсе будет идти речь о содержании и методах обучения школьников ИГ, а не об обучении библиотекарей компьютерной грамотности или основам ББЗ. Соответственно, для освоения данного курса библиотекарю не требуется владение компьютером.
Курс имеет цели, которые можно с некоторой долей условности разделить на содержательные и методические.
Содержательные цели: развести понятия и содержание обучения информационной грамотности, ББЗ, компьютерной грамотности; представить основы ББЗ как составную часть современной информационной грамотности; выстроить основу содержательной части курса ИГ для школьников: уточнить основной понятийный ряд
и этапы работы с информацией.
Методические цели: выстроить возможную последовательность курса обучения школьников основам ИГ; предложить современные подходы к подаче материала, принципы построения заданий для школьников и соответствующие методы их оценки.
Контрольные и итоговая работы будут представлять собой практические задания. Рефераты по лекциям или дополнительной литературе в качестве контрольных зачтены не будут.
План лекций по курсу
Вопросы и задания
5. Объясните значение слов «идентификация», «организация», «реорганизация», «интерпретация», «рефлексия». Представьте один из перечисленных процессов с помощью сиквейна — пятистрочника, строящегося по следующей схеме:
1) название темы сиквейна (в данном случае название процесса) одним словом или словосочетанием;
2) описание темы двумя прилагательными или причастиями;
3) описание действий, связанных с темой, тремя словами;
4) фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме, объекту;
5) синоним, выраженный одним словом, повторяющий суть темы; ассоциация с темой.
6. В какой ситуации вам могут пригодиться вопросы, образующие ромашку Блума? Попробуйте сформулировать хотя бы по одному вопросу из каждой группы.
7. Какие слова называют ключевыми? Перечислите ключевые слова этого параграфа.
8. Поясните суть смыслового свёртывания информации.
9. Какие текстовые формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.
10. Какие графические формы представления свёрнутой информации вам известны? Используйте одну из них для представления содержания этого параграфа.
11. Используйте интеллект-карту (рис. 1.6) для того, чтобы сделать краткое сообщение об объектах.
12. Используйте денотатный граф (рис. 1.5) для того, чтобы сделать краткое сообщение о системах.