Примеры дидактических игр
Разрабатывать цифровые материалы и дидактические игры можно, что называется, «на все случаи жизни». Самое ценное в таких играх – это, во-первых, то, что Вы создаете их под свои конкретные задачи и для конкретных детей, и если вдруг что-то пойдет не так, как планировалось, всегда можно откорректировать и изменить все полностью или какие-то элементы. А если Вы скачали готовые игры или купили диски, а они «не пошли» — ну, не заинтересовались дети, или задают совсем не те вопросы, к которым их пытались подвести – значит, деньги на ветер, а Вы по-прежнему без материалов…
Во-вторых, все игры дают возможность работать детям самостоятельно – т.е. они не только видят яркие красивые материалы, обсуждают их, но и выполняют с объектами различные действия (объединяют в группы, отмечают разными цветами, и т.д.). Причем, делать несложные действия могут даже маленькие детки (2 – 3 года). Чтобы увидеть весь интерактив, Вы можете установить на своем компьютере пробную версию программы SMART Notebook (это абсолютно бесплатно, законно и лицензионно, компания SMART официально разрешила всем желающим познакомиться с возможностями программы в реальной работе). Драйвера с коллекциями ресурсов можно скачать по ссылке.Посмотреть и скачать готовые работы педагогов можно на сайте SMART Exchange.
По всем вопросам, связанным с установкой программы и работой с цифровыми ресурсами, обращайтесь к нашим специалистам – образовательным консультантам SMART, мы с удовольствием Вам поможем.
И, наконец, в-третьих, очень важно то, что создавать интерактивные игры в программе SMART может каждый педагог, даже не считающий себя опытным компьютерным пользователем. Программа разрабатывалась в помощь педагогу, чтобы легко и быстро реализовать творческие задумки по обучению и развитию. Поэтому здесь нет сложных «наворотов», не нужны знания в программировании – только умение пользоваться мышкой и знать, где взять нужные материалы Вот только несколько примеров дидактических игр, разработанных педагогами и специалистами (логопедами, психологами) во время наших тренингов.
Игра для самых маленьких: подобрать ниточку к каждому шарику по цвету. Ребенок выходит к доске, выбирает нужный цвет и проводит «ниточку» маркером или пальчиком. Можно менять количество шариков, их цвет, главного героя. Можно заранее нарисовать «ниточки» и перепутать их по цвету, тогда задача будет другая — исправить ошибку.
Украшаем елочку. Можно использовать в работе с малышами(развитие моторики – передвигаем игрушки на елочку; познавательное развитие – называем игрушки, цвет, форму; элементарные навыки счета – передвигаем игрушки и все вместе вслух считаем). Для работы с более старшими детьми игру можно применять на занятиях по комбинаторике: интерактивные средства позволяют сделать так, чтобы каждую игрушку можно было брать неограниченное количество раз. Воспитатель ставит детям задачу: например, на елочке должно быть две звездочки, три больших шарика и один маленький.
Художественно-эстетическое развитие. Воспитатель предлагает детям «разрисовать» элементами подносы так, чтобы получились определенные виды живописи. Каждый «элемент росписи» можно использовать столько раз, сколько необходимо, поэтому в работе принимают участие все дети.
Познавательное развитие. Формируем у детей представление о временах года, их отличительных особенностях. Задача детей – «распределить» малышей по временам года с помощью различных признаков (одежда, предметы в руках, и т.д.). Воспитатель может менять количество персонажей, озвучивать их, усложнять учебную ситуацию (например, «давать» малышам предметы, которые подходят к нескольким сезонам, и др.).
Речевое развитие. На доске быстро-быстро сменяют друг друга картинки. Ребенок дотрагивается до экрана, и случайным образом выбирает одну картинку. Что изображено на картинке? Сколько слогов в этом слове? Под картинкой появляется три варианта ответа, надо выбрать правильный. Если все сделано верно – можно выбирать следующую картинку. Если нет – обсуждаем, в чем была ошибка и ищем правильный ответ.
Социально-коммуникативное развитие. Эмоциональная сфера человека. С помощью «волшебного телевизора» воспитатель (психолог) показывает фрагменты из любимого мультфильма. Интерактивные инструменты позволяют сделать работу веселой и динамичной, педагог удерживает внимание детей на протяжении всего занятия. Обсуждаем и высказываем мнения, какую эмоцию испытывает Маша, по каким признакам это можно определить, в каких ситуациях люди переживают такую эмоцию и т.д. затем в парах или малых группах дети «показывают» друг другу эту эмоцию.
Различные варианты викторин, конкурсов и т.д. SMART Notebook позволяет передвигаться по страничкам цифрового материала нелинейно – не только с первой на вторую, потом на третью и т.д., а с любой страницы на любую. С помощью этой возможности в детских садах педагоги создают дидактические материалы для разного рода соревновательных занятий. Распределяем детей в группы, выбираем капитанов, разыгрываем ход – и выполняем подготовленные задания, получаем баллы или другие поощрения.
Шесть золотых правил
После усовершенствованных «Крестиков-ноликов» Алена стала придумывать следующие игры, и в процессе определила для себя семь важных правил, которые станут залогом интересной и полезной игры:
- Игра — для малышей, а не для взрослых.
Чтобы вызвать у детей интерес, не делайте игру слишком тяжелой, равно как и чересчур легкой. - Для детей — развлечение, для педагога — инструмент.
Игра — не просто для забавы. И если для детей это развлечение, то педагог должен сформулировать цель, которую хочет достигнуть этой активностью, например, закрепить учебный материал или развить логическое мышление малышей. - «Квадраты» — универсальное игровое поле.
Для введения в напольные игры отлично подходит универсальное игровое поле «Квадраты»: прямоугольник, составленный из 24 квадратов. Рекомендуемый размер — 1,4 на 2,8 метров, чтобы детям было удобнее по нему передвигаться. Можно создать игровое поле самостоятельно, например, начертить квадраты изолентой на полу, а можно использовать уже готовый материал, например, баннерное полотно. - Игра — это движение.
Продумайте, что должен делать ребенок: убирать картинки, крутить обруч, прыгать с мячом. Дети любят движение, и стоять на месте им будет скучно. - Правила — основа порядка.
Подумайте и четко объясните детям, что можно делать во время игры, а что нельзя. Так будет легче контролировать процесс и достичь дидактических целей. - Все хорошо в меру.
Чтобы игры не надоели детям, оптимально проводить их не больше двух-трех раз в неделю. Исключение — игровая активность во время утренней гимнастики: она — часть цикла упражнений и занимает всего несколько минут.
Алена придумала целую серию напольных игр, которые вошли в ее сборник «Напольные игры и задания для детей», и поделилась с нами пятью активностями, которые легко можно провести с малышами.
Сущность и структура дидактической игры
Дидактической игре присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова).
Первая функция — совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Основные особенности дидактических игр:
1.Дидактические игры — это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.
2.Для детей, принимающих участие в игре, воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
3.Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.
4.Дидактические игры имеют своеобразную структуру.
Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:
- дидактическая задача(цель), состоящая из игровой и обучающей;
- содержание игры
- игровые правила;
- игровые действия;
- окончание игры, подведение итогов.
Дидактическая (обучающая) задача — это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы «Пралеска», с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. В отличие от прямой постановки задачи на занятиях в дидактической игре она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, «Какой формы», «Продолжи предложение», «Кто в каком домике живет» и т. п. «Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность.»
Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры «Летает не летает», «Съедобное — несъедобное», «Назови пору года», «Кто, как кричит», «Живые слова», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?» и т.д.
Игровые действия — это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях; без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить.
Правила игры обеспечивают реализацию игрового содержания, а так же делают игру демократичной. Их содержание и направленность обусловлена познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. Они помогают педагогу управлять игрой.
Подведение итогов проводится сразу по окончанию игры. Форма может быть разнообразной: подсчет очков, похвала, определение лучшего ребенка, победителя, общий итог по реализации поставленной задачи. Если дидактическая игра организуется вне занятия игру можно окончить просто подведением итогов, а можно использовать другие виды деятельности: изобразительную, развитие речи и т.п., но тематика должна соответствовать содержанию игры.
Дидактическая игра «Собери букву»
Очень важная, полезная, интересная игра и для специалистов, и для детей.
Она решает сразу несколько задач:
*позволяет лучше усвоить образ буквы;
*закрепляет умение подбирать слова на заданный звук;
*помогает автоматизировать отрабатываемый звук;
*разовьет пространственные представления.
Это необычное, многофункциональное пособие. Его стоит иметь в активе любому логопеду и дефектологу.
Музыкально-дидактическая игра Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты
Цель: Знакомить со струнными, ударными, шумовыми инструментами, учить классифицировать их, группируя на основе общих признаков; развивать логическое и образное мышление, внимание, речь.
Содержание: Обложка, ход игры (2 варианта), демонстрационные картинки, 24 карточки, фишки, медали.
Гость, мы рады вас видеть.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!