Топ-5 музыкальных программ для профессиональной работы со звуком (DAW)

Мастеринг своих треков

Делать быстрый “домашний” мастеринг своих треков — это обязательный навык, если вы хотите выводить музыку из программы и где-то слушать или публиковать. Иначе ваши треки после сведения будут звучать тише остальных или вообще неграмотно. Вокруг правильного мастеринга звука существует пелена загадочности, но в данном видео мы разберем простую и понятную схему финализации трека, которую можно применять для любого жанра музыки без сложных навыков.

В уроке мы разберем саму идею и основные правила и этапы «профессионального» аудио-мастеринга своих треков, какой выбрать эквалайзер, какую программу выбрать для мастеринга и сведения, vst-плагин, лимитер, насыщение, как их настроить и в каком порядке установить. Как сильно сжимать трек и какие есть хитрости, чтобы даже в плохих условиях прослушивания получить более качественные результаты.

В электронной музыке давно наметилась тенденция к упрощению рутины. Началом стали сервисы, которые подбирают семплы по жанру, длительности и BPM – это избавило музыкантов от ручного поиска материала и позволило собирать треки из готовых лупов как конструктор. Достаточно скачать нужные семплы с привязкой к стилю, построить из них простую аранжировку, и трек можно считать готовым. К этому можно относиться по-разному, но процесс создания музыки действительно упростился.

Сегодняшний уровень развития IT-решений дошел до того, что смог предложить нам автоматический мастеринг . Для большинства опытных и не очень музыкантов это может звучать абсурдно: всегда считалось, что мастеринг микса это настолько сложная и тонкая материя, что её проще доверить аудио-инженерам из больших студий, чем пытаться сделать самому. А тут какой-то искусственный интеллект предлагает сделать все моментально и без усилий. На самом же деле, все логично. Аудио мастеринг это почти что всегда рутинная операция: подведение звучания под определенные стандарты и финальная доработка динамики, стереобазы. Если спросить опытного музыканта электронной сцены о том, как часто он использует новые приемы мастеринга, выяснится, что почти во всех своих треках он выполняет финальную обработку по одному и тому же алгоритму, который был разработан путем проб и ошибок и не меняется годами. А если собрать опыт нескольких музыкантов и проанализировать основные правила мастеринга , которым они следуют, можно найти много пересечений – примерно так и работают сервисы автоматической обработки.

LANDR выполняет автоматический мастеринг трека, основываясь на его жанре и динамических характеристиках. База данных этого сервиса содержит в себе множество паттернов пост-обработки с привязкой к определенному стилю музыки, из которых искусственный интеллект выбирает наиболее подходящие, комбинирует их между собой, и применяет к загруженному треку. Система постоянно обучается. Чем больше и чаще в неё загружают музыку, тем качественнее получается результат: эквализация при мастеринге , динамика, и повторяемость между разными треками одного жанра.

Pro Tools

Pro Tools

Pro Tools – профессиональная программа от компании Avid. Большинство американских и европейских звукорежиссеров работают в данной программе на студиях звукозаписи и в кино индустрии. Pro Tools – эталон качества работы со звуком. Эта программа оптимальна для ЗВУКОЗАПИСИ и СВЕДЕНИЯ «живого» звука. Звукозапись, монтаж, сведение, мастеринг – это лишь малая часть того, что можно осуществлять в данной программе. Единственное, данная программа не столь хороша для написания музыки «с нуля», сколько для записи-сведения. Да, в ней можно написать аранжировку, или рэп-бит, но главная фишка этого софта — максимально эффективная работа с живым звуком и эталонное качество звучания . Кроме того она довольно проста и понятна, освоить работу в Pro Tools несложно.

Признаюсь, эта программа моя любимица. Многие известные звукорежиссеры записывают видео туториалы работы со звуком по программе Pro Tools, можно их смотреть и учиться сводить по зарубежному образцу.

Pro ToolsPro Tools

Я дипломированный звукорежиссер-специалист с высшим образованием по специальности Музыкальная Звукорежиссура. В Вузе мы изучали различные программы, в каждой мы умеем работать, и я расскажу о них ниже, но Pro Tools осталась моей любимой программой.

Бонус:

В версии Pro Tools HD 12 появилась удобная функция – freeze, «Заморозка трека». «Заморозка» позволяет использовать множество плагинов любой тяжести, делать «заморозку» трека и продолжать использовать еще множество плагинов, хоть 100. Процессор, таким образом, не будет перегружен и будет спокойно работать. При этом вы можете в любой момент «разморозить» аудиодорожку и продолжить работу.

Плюсы: Индустриальный стандарт в звукозаписи. Мощный функционал , простой интерфейс. Есть бесплатная версия.

Минусы: Функционал заточен под профессионалов, не для начинающих, обедненный функционал для работы с нотами и миди, с 2021 распространяется только по подписке (с удивлением обнаружил, что не могу сохранить проект на своем компьютере, только в облаке, без подписки нет и проектов ? ) .

Приложение отлично подойдет как профессионалам, так и новичкам в музыкальной отрасли. Представляет собой редактор-секвенсор, который отлично работает на разных ОС и поддерживает многие известные плагины.

FL Studio русская версия для Windows 10, 7, 8, XP, Vista

В функционале можно провести элементарную процедуру нарезки трека или сотворить сложное музыкальное произведение. ФрутиЛупс имеет множество виртуальных инструментов и гейт реального времени, экспортирует аудио, проводит внутреннее микширование, профессиональный мастеринг, наложение аудиозаписи на видеоряд и массу других необходимых опций с музыкой.

Где купить и сколько стоит

Стоимость данного продукта очень разнообразна – самые недорогие модели можно купить за 2000 рублей, а категории ТОП – за 100000 рублей. Приобрести можно в любом магазине техники и электроники, но наиболее выгодно заказать онлайн в интернет-магазине, особенно, когда речь идет о дорогих девайсах. В каталогах представлен широкий выбор товаров с подробными характеристиками, фото, обзорами и отзывами покупателей. К тому же, есть возможность покупки в кредит и рассрочку, доступны бонусы и кэшбек. Магазин организует быструю доставку до квартиры покупателя, а сам заказ не займет много времени, и сделать его можно в любое время суток.

Для домашней

Особенность данной модели заключается в ее стоимости – самая бюджетная, от 1795 рублей. Имеет два входа и два выхода, подключение через USB 2.0, показатели записи — 48 кГц/16-бит. Палочка-выручалочка в случае необходимости срочной записи при ограниченном бюджете, к тому же удобна в качестве портативного варианта – записать демо-версию можно в любом месте и абсолютно спонтанно.

  • недорогая;
  • можно всегда иметь при себе;
  • легкое подключение.
  • отсутствуют MIDI-порты;
  • не самая качественная.

Устройство с интерфейсом USB 2.0, двумя входами и выходами и показателями записи 96 кГц/24-бит. Компактная модель с хорошим качеством записи, подходит для iPhone. Особую популярность имеет среди гитаристов благодаря возможности в любой момент записать партию для композиции или демо-версию или себя на смартфон. Кроме этого, есть возможность подключения к персональному компьютеру или ноуту, имеется выход на наушники. Средняя цена – от 8300 рублей.

  • порт для комбинированного подключения;
  • удобный девайс для гитаристов;
  • компактный – можно носить с собой;
  • приличное качество записи.

Продукт британской компании, популярность моделей которой среди музыкантов объясняется качеством и отличным звуком. Данное устройство обеспечивает необычное звучание за счет предусилителей от профессиональных консолей. Кроме того, имеются два выхода для наушников, что незаменимо для записи, и поворотный регулятор с возможностью настроек под любые запросы – изменение громкости дорожек и параметров панорамы, настроек эквалайзера и ручек в плагинах. Подключение – USB, один вход, приличное качество записи — 96 кГц/24-бит. Средняя цена – от 10300 рублей.

  • 2 независимых выхода;
  • регулятор ScrollControl;
  • отличный звук;
  • бюджетная.
  • нет MIDI-портов;
  • нет линейного входа.

Популярная модель для домашней записи с подключением через интерфейс USB 3.0 (Type-C), встроенным процессором, разрядностью 32 бит, предельной частотой ЦАП в стереорежиме – 192 кГц, двумя входами и выходами гарантирует чистую запись и качество самой внешней карты. Благодаря процессору снимается нагрузка, качество записи достигается за счет предусилителей D-PRE. Девайс работает со смартфонами на iOS, Windows и macOS. Отличная запись получается и в портативном, и в настольном случае. Стоимость – от 11000 рублей.

  • быстрый USB 3.0;
  • MIDI-вход и выход;
  • чистое богатое звучание;
  • комплектация;
  • DSP-процессор;
  • одна из лучших моделей.

Еще один из самых популярных девайсов с подключением через USB 3.0 (Type-C), двумя разъемами на выход и двумя – на вход, для микрофона и гитары. Характеристики: ЦАП — 24 бт, ЦАП в режиме стерео — 192 кГц. Купить можно за 12 200 рублей. Кроме того, есть возможность приобрести карту в комплекте с микрофоном, наушниками и кабелем для коммутации – целая студия по чуть более высокой цене, чем одиночный вариант.

  • прочный корпус;
  • достойное качество;
  • балансные выходы;
  • софт в комплектации;
  • по мнению покупателей, одна из лучших моделей;
  • нет MIDI-портов.

Для профессиональной записи

Один из топовых девайсов по соответствующей цене – от 60000 рублей. Подключение — через Thunderbolt, что является неоспоримым преимуществом. Этот девайс, не затрагивая ресурсы ПК, может обработать цифровой сигнал с помощью плагинов. Вся сила в карте! У нее есть 2 входа и четыре выхода, что делает возможным почти любой изыск. Кроме того, оснащена цифровым оптическим входом и функцией Monitor Talkback. Процессоры SHARC DSP обеспечат обработку плагинами UAD, и звучание порадует аудиторию своей чистотой и оригинальностью. Режим звукозаписи — 24 бит/192кГц. Из явных достоинств можно назвать микрофонные предусилители, плагины и функции маршрутизации. Работает в Mono, Mute, DIM и ALT Monitors.

  • необходимый уровень тока обеспечивает Thunderbolt;
  • 4 режима работы;
  • управление сигналом;
  • удаленное управление мониторингом;
  • отличная комплектация;
  • прекрасное качество;
  • DSP-процессоры;
  • удаленное управление.
  • недешевый гаджет.

Профессиональная модель французского производства небольших размеров взаимодействует с различными источниками сигнала – линейными и цифровыми. Оснащена DSP-процессором эффектов, Talkbox-микрофоном, заземлением. Режим работы — 24 бит/192 кГц, 4 входа и 4 выхода, 2 инсерта, ADAT, S/PDIF, WordClock и MIDI. Питание происходит от адаптера или по USB. Средняя цена – от 57 тысяч рублей.

  • известный разработчик;
  • универсальная;
  • порт для реампинга гитар;
  • различные инсерты;
  • выходы на мониторы и наушники;
  • прочный корпус;
  • многофункциональная;
  • компактная;
  • отличное качество записи.

Продукт американской компании не является новинкой, но завоевал популярность и пользуется стабильным спросом у покупателей. Подключение к источнику двумя способами – через USB2.0 или через интерфейс Firewire. Технические характеристики оптимальны для разных задач – 4 входа и 4 выхода, цифровой S/PDIF, стереовыходы на наушники, гитарные входы. Входы и выходы работают независимо. Плюсом ко всему является цифровой микшер, который направляет сигнал на любые из имеющихся выходов. Аппаратное управление. Взаимодействие с Windows и системами Apple. Возможна автономная работа путем подключения через адаптер. Стоит от 40000 руб.

  • цифровой микшер;
  • множество входов и выходов;
  • независимое регулирование;
  • два способа подключения;
  • многофункциональная;
  • обеспечение CueMix FX;
  • подходит для концертов;
  • работает и без компьютера.

Внешняя карта японского производства со скоростным интерфейсом, который управляется USB 3.0. Лицензированный софт с сайта производителя обеспечит управление устройством и возможность настройки всех параметров. Технические характеристики — 118 дБ для А/Ц и 120 дБ для Ц/А, частота дискретизации — 24/192. Стоимость – от 18000 рублей.

  • быстрая передача данных;
  • качественное звучание;
  • управление с помощью скачанной программы Mix Efx;
  • программа бесплатная;
  • недорогая.
  • для работы на планшете нужно покупать адаптеры.

Немецкая компания предлагает устройство с цифровым интерфейсом, который управляется с помощью программы TotalMix FX. Оборудование сделано из алюминия, все комплектующие находятся внутри. На карту можно поместить 12 инпутов и 12 аутпутов. Девайс тяжелый, устойчивый. Имеются микрофонные предусилители с цифровым управлением на двух входах. Средняя цена – от 65000 рублей.

  • надежная устойчивая конструкция;
  • чистота звучания;
  • микрофонные предусилители;
  • простота подключения и пользования;
  • минимальная задержка сигнала.
  • повышенный уровень шума.

Редакция сайта «Янашла» поделилась со своими читателями информацией о лучших музыкальных картах для студии и советами по выбору девайса. Надеемся на ваш отзыв о карте, которой вы пользуетесь.

В завершении

Программ для мастеринга сейчас очень много, поэтому рекомендую просто автоматизировать данный процесс на понравившихся продуктах. Если вы делаете фонограмму для радио или ТВ, то не забывайте, что там стоят еще дополнительные процессоры многополосной компрессии, поэтому качества CD в трансляции вы никогда не услышите — частотный и динамический диапазон сужаются. В принципе, достаточно сделать фонограмму с RMS -12 Дб, и вы не будете проигрывать в громкости по сравнению с другими композициями.

Если вы решите, что «мастеринга в домашних условиях» вам не хватает, то не забудьте сохранить версию файла, в которой еще не начали производить многополосную динамическую обработку. Поскольку после нее гораздо труднее произвести профессиональный мастеринг, а некоторые студии такую фонограмму вообще не примут.

То есть, подведем итог, «мастеринг в домашних условиях» — это автоматизированная обработка звуковых данных для создания более-менее качественного демо, позволяющая его ротировать по радио и ТВ. Хотя я сторонник того мнения, что все зависит от специалиста.

И еще я заметил тенденцию, что многие начинающие специалисты, провозившись долгое время с мастерингом, начинают по другому сводить, качественнее. То есть, опыт в этом направлениии — неотъемлемая часть современной звукорежиссуры.

Основные этапы сведения звука

Упрощенно, сведение – это процесс микширования записанных дорожек и создание из них законченной песни с собственным характерным звучанием.

В процессе сведения можно выделить несколько основных этапов:

  • установка музыкального баланса;
  • панорамирование инструментов;
  • эквализация и динамическая обработка;
  • формирование акустического пространства;
  • артистическая обработка.

ВАЖНО! О записи и сведении

Не думайте, что сведение «все вытянет». Если запись изначально сделана некачественно, то и конечный результат будет плохим.

Инженер работает только с тем материалом, который у него есть. Он не сможет убрать клиппинг, поправить недотянутые бэнды и сделать яркой и четкой бубнящую гитару.

Поэтому, прежде чем отдавать записанный материал на сведение, убедитесь, что он звучит так, как вы задумали.

Подготовка к сведению

Прежде чем начать сводить трек, к этой работе необходимо подготовиться. Неважно, будете ли вы заниматься микшированием самостоятельно или наймете для этого профессионала. Описанные ниже действия в любом случае нужно выполнить.

Проверьте записанный материал.

  1. Убедитесь, что вы записали все нужные инструменты. Проверьте тональность и темп. Убедитесь, что все дорожки имеют одинаковое качество и битрейт.
  2. Если нужно, сделайте тюнинг вокала и синхронизируйте точность попадания инструментов в барабаны.
  3. Подготовьте демо-запись песни. По этому черновику звукоинженер будет следить за соблюдением правильного расположения дорожек и вступления партий.
  4. Подготовьте референсные треки. Используйте записи ваших любимых групп. Референсы нужны, чтобы инженер понимал, какого звука того или иного инструмента вы хотите добиться.

Установка музыкального баланса

Фото студийной консоли в работе

1 этап. Установка музыкального баланса

Хороший звукоинженер выстраивает каждый новый микс с нуля. Для этого он создает новый пустой проект в DAW, где задает темп песни и ее тональность. И только после этого начинает применять плагины и эффекты.

Перед началом работы выставьте все настройки громкости и панорамирования в нулевое положение. Этот процесс называется нормализацией. Обратите внимание, так нужно поступить со всеми инструментами. И солирующими, и выполняющими роль подложки. Нужный уровень громкости для каждой дорожки будет установлен на этапе динамической обработки.

ВАЖНО! Следите за уровнями

Проверьте, чтобы ни одна дорожка не перегружалась. Если нужно, понизьте уровень громкости на 3 – 12 дБ. Не бойтесь, что трек будет звучать тихо. На следующих этапах громкость будет увеличена.

Панорамирование инструментов

Вторым этапом сведения является расположение инструментов в виртуальном звуковом пространстве. Жестких правил панорамирования нет. Каждый звукоинженер решает это задачу по-своему. Но в современной музыке принято располагать бочку, бас и вокал по центру. Остальные инструменты разводят по каналам.

С помощью панорамирования звукоинженеры решают следующие задачи:

  • применение спецэффектов (например, перемещение звука из одного канала в другой);
  • распределение инструментов в стерео-панораме;
  • создание объемного звучания трека;
  • равномерное распределение звуковой энергии по каналам;
  • ликвидация частотных конфликтов инструментов.

Более подробно о расположении звуков в виртуальном пространстве вы можете почитать в статье «Основы панорамирования. Расположение звуков в виртуальном пространстве«.

Эквализация и динамическая обработка

Фото студийной консоли в работе

3 этап. Эквализация и динамическая обработка

Главная задача эквализации – избежать частотных конфликтов. Например, чтобы бас и бочка звучали вместе, а не перекрывали друг друга.

Обратите внимание, эквализация нужна не для кардинального изменения частотного баланса, а лишь для подчеркивания нюансов в звучании композиции.

То есть эквалайзером вы лишь немного корректируете звук.

На рисунке ниже изображены примерные частотные диапазоны различных инструментов.

Схема частотных диапазонов разных музыкальных инструментов

Частотные диапазоны музыкальных инструментов

ВАЖНО! О низкочастотных звуках

На этапе работы с эквалайзером у каждого инструмента уберите все частоты до 50 Гц (для баса – до 20 Гц). В этом диапазоне нет «полезных» звуков. Это позволит вам убрать все низкочастотные «артефакты» и избавит ваш микс от «грязи» и «бубнежа».

После эквализации проводится динамическая обработка компрессором и лимитером. С помощью компрессора производится корректировка динамического диапазона как отдельных инструментов, так и звучания всего трека.

Используя компрессор, звукорежиссер может сделать звучание резким и хлестким или, наоборот, мягким и грувовым.

При работе с компрессором нужно быть очень внимательным. Любая ошибка в настройках может полностью развалить микс или сделать его плоским и пережатым. Применять компрессор нужно осторожно и только там, где это действительно необходимо.

На этапе динамической обработки звука можно добавить модуляционные эффекты (хорус, тремоло, флэнжер, фэйзер, энвелоп фильтр и т.д.).

Формирование акустического пространства

Следующий этап сведения – пространственная обработка. Другими словами, создание объемного, живого звучания композиции.

Дело в том, что в реальности источники звука находятся от нас на различном расстоянии. Соответственно мы слышим их с определенной задержкой и несколько размытыми. Этот эффект нужно использовать при микшировании. Для этого применяются эффекты реверберации и задержки (дилея).

С их помощью вы формируете пространство и объем вашей композиции.

Никаких правил в применении пространствнных эффектов не существует. В разных жанрах музыки они используются в разном соотношении. Например, в ambient ревер нередко выкручивают на максимум. В то время, как в экстремальных жанрах рок-музыки ревер почти не используют.

Во многих DAW существуют готовые пресеты реверберации и дилея. На первых порах лучше использовать их.

Артистическая обработка

Последним шагом сведения является артистическая обработка композиции.

На этом этапе происходит работа с художественными нюансами, добавляются разные «фишки» для украшения трека. Например, «пинг-понг» дилей для гитары или эффекты вамми и дисторшна на вокале.

На этом этапе все зависит от вашего вкуса и фантазии. Но не стоит переусердствовать, потому что лишние эффекты могут испортить композицию.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector