Написание музыки при помощи компьютера. С чего начать и чем закончить.
Сразу оговорюсь, что во всем, что будет изложено ниже, я опирался исключительно на свой личный опыт, так что не судите строго, если что не так. Собственно, сама статья будет состоять из двух частей: первая часть будет представлять из себя небольшой теоретический экскурс о классификации программ, т.е. какой класс софта за что отвечает, а вторая часть будет посвящена непосредственно программам, благодаря которым вы сможете создавать свои творения.
Допустим, что у вас возникло желание наиграть что-нибудь эдакое, что сразит наповал всех знакомых, но одного желания, как известно, мало, надо еще знать, на чем, или, как минимум, знать тип программы. В реальной жизни, как известно, львиная доля музыки создается на синтезаторах, а в виртуальной. правильно — на виртуальных синтезаторах, и, к слову сказать, в этой области программисты добились успехов настолько, что уже достаточно сложно, а порой и просто невозможно, отличить звучание виртуального и настоящего синтезатора, а то ли еще будет! Но не советую обольщаться, потому как в музыкальном софте, как и в любом другом, откровенного «хлама» несоизмеримо больше, чем шедевров жанра. Но не будем отвлекаться и вернемся к нашим виртуальным синтезаторам, что же они из себя представляют? А представляют они из себя либо виртуальный аналог реально существующего синтезатора (ReBirth RB 338 — Roland 303-808-909), либо, порой, довольно смелую и революционную импровизацию от разработчиков (Reactor). Так же они делятся на модульные и целиковые. В модульных виртуальных синтезаторах вам будет предложено создать во всех мельчайших деталях и подробностях свой собственный (!) единственный и неповторимый синтезатор, пусть даже и не настоящий, но ваш и ничей больше! Большим недостатком программ такого класса является большая сложность освоения и достаточно трудоемкий процесс создания самого синтезатора, поэтому рекомедуется музыкантам, которые уже имеют значительный опыт в создании музыки на компьютере. Единые или целиковые (точного определения не существует) синтезаторы предлагают вам уже готовые наработки, в которых вы меняете звук при помощи разнообразных эффектов и прочих музыкальных хитростей. Целиковые синтезаторы ничуть не хуже модульных, а порой даже лучше, в качестве звучания и удобнее в процессе написания. Сам процесс «наигрывания» у каждой программы свой с различной степенью удобства. Например, в программах-синтезаторах вы сможете наигрывать как с миди-клавиатуры, так и с обычной компьютерной «клавы». Если вас не устроит ни то, ни другое, то можете просто выставить нужные ноты в нужной вам последовательности на модуле под названием секвенсер (если таковой вообще имеется). Все выше приведенные способы наигрывания встречаются почти во всех программах в соответствии с предпочтениями разработчиков.
MAGIX Music Maker скачать
Начинает наш обзор многофункциональный и удобный продукт для создания качественных композиций, способный впечатлить юзера функциональными возможностями и арсеналом виртуальных инструментов. Мьюзик Мейкер работает с разными аудиоформатами, «заливает» проекты на веб-ресурсы, проводит запись звука с разных источников, поддерживает VST 2 и различные музыкальные стили.
В функционале пользователь может сочинять, корректировать и обрабатывать мелодии, создавать интересные стили, использовать около 2000 лупов и эффектов, пользоваться микшером, аналогом драм-машины и синтезатора. Пробная версия активна 30 дней.
Приложение отлично подойдет как профессионалам, так и новичкам в музыкальной отрасли. Представляет собой редактор-секвенсор, который отлично работает на разных ОС и поддерживает многие известные плагины.
В функционале можно провести элементарную процедуру нарезки трека или сотворить сложное музыкальное произведение. ФрутиЛупс имеет множество виртуальных инструментов и гейт реального времени, экспортирует аудио, проводит внутреннее микширование, профессиональный мастеринг, наложение аудиозаписи на видеоряд и массу других необходимых опций с музыкой.
Используй референсы
Когда я только начинал писать музыку, то вообще не думал быть каким-то оригинальным и особенным. Я просто брал любимые треки и пытался перенять из них идеи/трюки в свои композиции.
На мой взгляд, для новичка это самый удачный путь: так ты изучаешь, как работает музыка на примере того, что тебе по душе. В итоге ты начинаешь разбираться в том, как устроен тот или иной стиль, как работают какие-то приёмы. Вместе с этим появляется понимание, как использовать эти вещи в своём творчестве.
В самом начале музыкального пути нужно собрать пять-десять песен, которые нравятся тебе больше всего. Пусть это будут треки, в которых ты нашёл что-то особенное для себя. Эти песни нужно вдумчиво послушать и выявить в них те идеи, которые привлекают тебя больше всего. Их-то и нужно пробовать повторить.
Мотивы и мелодии желательно учиться писать самостоятельно, не оглядываясь на кого-то. Если не получается, то списывай их. Твоя задача в том, чтобы понять, почему они работают. Если это сложно — подглядывай в «справочник» или просто повторяй чьи-то мотивы, а затем пробуй переделать их под себя.
Можно ли считать всё, что получится в итоге, хорошей музыкой? Условно, да. Люди, которые услышат твою работу, заметят то, что им очень нравится и нравится тебе. Здесь проявится мнение большинства: те, кто уже много слышал какие-то стили или приёмы, услышат их в твоей музыке снова и, скорее всего, будут этому рады. Значит, музыка с большой вероятностью будет хорошей.
Получив абстрактное представление о том, как устроены и как работают референс-треки, ты будешь способен делать не уступающую по качеству похожую музыку в короткие сроки.
Вспомни, как ты учился разговаривать, когда был ребёнком: ты слушал папу и маму, братьев и сестёр, крёстных и соседей. Ты слушал, как они разговаривали и пробовал говорить так же.
Чего точно не стоит делать, так это говорить, какая именно музыка послужила референсом, особенно если ты планируешь получать от музыки финансовую выгоду. История знает немало случаев судебных разбирательств на этой почве, поэтому язык лучше держать за зубами. Пусть люди сами гадают, чем именно ты вдохновлялся.
На всё это мне могут возразить, что в таком случае музыка становится какой-то комбинаторикой и теряет оригинальность. Что делать?
Проблема оригинальности
Под оригинальностью обычно понимают что-то уникальное и подлинное. Следовательно, чтобы сделать оригинал, нужно понять, как устроено то, что уже существует, чтобы неосознанно не изобрести велосипед.
Креативность не умеет создавать оригинальные вещи из вакуума. Мы не можем сделать что-то новое из ничего, поэтому создание чего-либо нового возможно только из того, что уже существует.
Для создания оригинальных вещей нужно научиться собирать в единое целое то, что ты уже умеешь и то, что ты уже знаешь. Итог и будет тем самым новым, оригинальным и уникальным. Я не просто так предлагаю учиться писать музыку с нуля по референсам: зная, как устроена чужая музыка, собирая и компонуя приёмы и стили из чьего-либо творчества, ты создаёшь новую, оригинальную музыку.
Вместе с этим уйдёт иллюзия создания оригинальной вещи из вакуума. Твоя креативность всегда достаёт из сознания куски мелодий, которые ты уже сто раз слышал. Это неизбежно.
Написав музыку «из головы» и показав её с горящими от радости глазами другу, ты с большой долей вероятности услышишь от него: «Чувак, это же Металлика!». Сразу за удивлением от его реакции ты испытаешь разочарование от мысли о том, что свою музыку ты не придумал, а списал с чужой мелодии. В общем, чтобы не обманывать себя и облегчить свою жизнь, запомни, что оригинал нельзя сделать из ничего.
Люди ещё не раз скажут, что они всё это уже слышали, нот всего 12, а все аккорды и ходы давно известны. Что это скажет о тебе, как о композиторе? То, что ты не единственный, кто учился, слушая вдохновителей. Тысячи композиторов писали схожие треки, даже не осознавая этого. В общем, помни об этом и не списывай, обводя по трафарету.
Для раскрытия темы референсов приведу в пример видео, в котором показано, чем вдохновлялся композитор Кодзи Кондо, написавший музыку к Super Mario, Legend of Zelda и Metroid:
Итак, достаточно ли сбора референсов, чтобы научиться быстро писать качественную музыку? Нет, пригодится ещё кое-что.
Могу ли я писать музыку на планшете или смартфоне?
Можете, но это будет не очень удобно — размеры экранов накладывают существенные ограничения на интерфейс. Дисплеи смартфонов не сравнятся по площади с обычным монитором — информации на экране будет мало. К тому же работа с регуляторами порой требует высокой точности манипуляций, а с этим у смартфонов бывают проблемы.
На планшетах дела обстоят лучше, но здесь появится другая проблема — ограничения софта. Функции мобильных DAW не сопоставимы с десктопными версиями ввиду различий платформ. К примеру, в мобильных DAW нет такого богатства плагинов и виртуальных инструментов, даже если мы говорим только о стоковом контенте. Многие функции (та же автоматизация и редактирование аудио) существуют в упрощенном виде.
Свести проект на планшете или смартфоне не получится, пока что это утопия. Конечно, разработчики активно развивают возможности музыкального софта и наращивают его производительность, но ситуация все еще далека от того, чтобы выбрать портативное устройство в качестве основы студии.
Рассматривать планшет или смартфон лучше в качестве дополнения к студийном компьютеру. К примеру, можно скачать мобильную DAW, чтобы связать ее с десктопом и использовать в качестве блокнота для записи новых идей: придумали бит, записали его на смартфоне, отправили проект себе на компьютер и продолжили работу с проектом на десктопе. Звучит классно, но нужно учесть, что не все большие DAW существуют в карманном варианте: мобильные версии есть только у Cubase (Cubasis для iOS), Logic Pro X (GarageBand для iOS) и FL Studio (FL Studio Mobile для Android и iOS).
Другим сценарием эффективного дополнения студии может стать использование смартфона или планшета в качестве виртуального инструмента или процессора эффектов. Так, например, для iOS и Android существуют качественные синтезаторы и драм-машины от Korg, Moog, Propellerhead и ряда других разработчиков — эти приложения отлично звучат и точно пригодятся в студии. Подключив планшет к компьютеру с запущенной DAW, вы сможете использовать приложение как обыкновенный виртуальный инструмент.
Ну а для гитаристов портативные устройства могут заменить педалборд. На iOS существуют мобильные версии эмуляторов гитарных усилителей и эффектов Positive Grid BIAS FX Mobile и AmpliTube. Связав планшет или смартфон с компьютером и подключив гитару, это позволит переключать эффекты и управлять своим звуком с экрана девайса, не отвлекаясь на мышку или забеги к компьютеру для изменения звука.
Mixcraft
- Платформы:Windows.
- Назначение: запись, сведение, мастеринг.
- Стоимость: от 5 200 рублей, есть бесплатная 14‑дневная пробная версия.
Основное достоинство этой виртуальной студии — высокое качество встроенных эффектов. Здесь вы найдёте самые разные виртуальные инструменты, сэмплы и фильтры, которые позволят работать со звуком на профессиональном уровне, делать эффектные ремиксы и аранжировки. Удобный пошаговый секвенсор поможет довести композицию до совершенства.
В библиотеке — больше десятка VST‑плагинов, свыше 8 тысяч лупов и сэмплов. Также можно импортировать библиотеки лупов, в частности, из студий Apple GarageBand и ACID.
Ещё одна особенность Mixcraft — возможность работать с видео. Это и озвучка, и редактирование оригинальных дорожек, и основные инструменты для видеоряда: вырезать, вклеить и не только.
Ardour
Ardour – это DAW с открытым исходным кодом, предназначенная для работы на Linux и доступная для Mac OS X. Создатель программы Пол Дэвис также является разработчиком звукового сервера JACK для Linux. Кроме того, он ранее работал в качестве программиста в Amazon.
Ardour является многофункциональным приложением с возможностью создания многодорожечных записей. В список функций также входит опция импорта видео с целью создания музыкального сопровождения кинофильма.
В состав Ardour входит набор необходимых инструментов для записи и сведения. Разработка совместима с Windows, Mac и Linux.
В каких программах работают наши музыканты?
Например, в FL Studio работают такие ребята как Слим, Смоки Мо, Drummatix, GONE.Fludd.
В Ableton работают: Грибы, Morgensthern, Slava Marlow.
Уверен что вы можете дополнить этот список музыкантов в комментариях. Обязательно напишите если знаете.