Как писать музыку на компьютере
Сегодняшний пост будет интересен тем кто только собирается попробовать свои силы в написании музыки. В нём я дам ответы на основные вопросы, которые могут возникнуть у человека далёкого от музыкального продюсирования (создания музыки).
Как писать музыку на компьютере? Что для этого нужно? А если у меня нет музыкального образования, смогу ли я писать музыку на компьютере? Такие вопросы часто задают мне новички.
Простенький и удобный аудиоредактор с профессиональными инструментами для создания музыкального материала. Проводит пакетную конвертацию аудио, очищает шумы, создает рингтоны для мобильных, работает с плагинами и audio cd.
Адобе Аудишн имеет большой выбор эффектов для классного звучания, удобный эквалайзер, мультитрековый режим, опции удаления вокала и шумоподавления. Триал-период дает месяц на знакомство с продуктом.
Не загоняйся по теории, учи только базу
Для опытного музыканта этот заголовок может показаться какой-то шуткой, после которого он посчитает меня некомпетентным чмом. Как это: без теории писать музыку?! Ты что, сошёл с ума?!
Безусловно, теория помогает разобраться, как устроена музыка. Но есть одна закавыка: чтобы научиться писать музыку — её нужно писать. Зеленые композиторы, которые только начинают свой путь в музыке, пытаются углубиться в теорию в надежде найти какую-то совершенную формулу, по которой они сделают музыку хорошо.
Дело в том, что сама по себе музыкальная теория не научит писать музыку — она лишь поможет понять, как описать какие-то свойства музыки, но не более того. Поэтому в неё стоит заглядывать, если хочется понять, как и почему у тебя что-то работает.
Теория — это своего рода справочник того, что можно понимать абстрактно и делать импульсивно. У музыки настолько низкий порог вхождения, что можно легко научиться ей без этого самого справочника. Заглядывать в него нужно только по необходимости или в тех случаях, когда появляется желание разобраться в конкретных деталях. Зачем знать весь справочник, если ты можешь смотреть в него время от времени?
Знание теории не гарантирует, что ты станешь вторым Моцартом, поэтому ничего страшного не случится, если ты не будешь знать весь пласт сольфеджио, который преподают в музыкальной школе или консерватории. Даю слово!
В общем, можно изучать теорию сколь угодно долго, но без практики в этом нет никакого смысла.
Тогда как же научиться писать музыку? Одни с боем прорываются через неизведанное и всё изучают самостоятельно методом проб и ошибок. Другие обращаются за помощью ментора и справочника. Но так или иначе, всё сводится к следующему пункту.
Какие плагины мне понадобятся?
В принципе, никакие. Большинство DAW оснащаются всем необходимым для производства музыки. В комплекте практически с любой программой вы найдете большое количество эквалайзеров, компрессоров, ревербераторов и других эффектов, возможностей которых хватит для того, чтобы записать и свести проект.
Необходимость в сторонних разработках появится только в двух случаях:
- Если чего-то не найдется в комплекте с программой. Речь идёт о каких-то специфических обработках или виртуальных инструментах. Обычно разработчики оснащают DAW только самыми необходимыми инструментами (если это не Reaper), но если вы знаете, что ваша музыка не обойдется без чего-то специфического (например, гуслей), то искать все это придётся на стороне;
- Если вас не устроит качество звучания стоковых эффектов или инструментов. Обычно камнем преткновения здесь становятся именно виртуальные инструменты, которые звучат сносно, но не великолепно.
Понадобятся ли сторонние плагины и стоит ли сразу искать дополнительные инструменты — вопрос индивидуальный. Для начала стоит подробно изучить свою программу. Возможно то, что вы ищете, уже есть в комплекте.
Самым адекватным решением здесь будет начать работу с тем, что уже есть и постепенно составить список того, чего вам не хватает. Плагины никуда не убегут от вас — докупить недостающее можно в любой момент. Главное здесь знать, что и зачем вам нужно. Понимание этого приходит только с опытом и после изучения возможностей DAW.
Если речь идет о формате плагинов, то здесь все зависит от DAW и того, с какими плагинами она может работать (это обычно указано в описании программы). Форматов всего шесть — VST, AU, AAX, RTAS, DXi, ReFill, но для конечного пользователя отличий между ними нет. Каких-либо преимуществ от использования VST или AU вы не получите: плагины работают одинаково вне зависимости от формата.
Единственная сложность, с которой можно столкнуться — отсутствие необходимого плагина в нужном виде. Перед тем, как покупать что-либо, узнайте, в каком формате выпускается плагин и поддерживает ли он работу с DAW.
Ableton Live
- Платформы: Windows, macOS.
- Назначение: запись, сведение, мастеринг.
- Стоимость: от 199 долларов, есть бесплатная 90‑дневная пробная версия.
Эту программу используют многие диджеи. Ableton Live позволяет легко создавать, редактировать и проигрывать музыку в режиме реального времени, писать грувы прямо на вечеринке. Удобный интерфейс, универсальный набор инструментов, звуков, сэмплов и лупов — всё, что нужно для комфортного творческого процесса.
Библиотека Ableton Live включает 13 различных инструментов и 56 эффектов для обработки аудио и MIDI‑треков: Echo, Pedal, Beat Repeat, Amp, Vocoder, Glue и другие. Программа автоматически распознаёт MIDI‑клавиатуры и другие контроллеры и, к слову, иногда лицензию на Ableton Live можно найти в коробке с такими устройствами.
Один из самых интересных встроенных инструментов студии — Wavetable. Это обновлённый синтезатор, который позволяет гибко трансформировать звук с помощью волновых таблиц. Их составляли, анализируя звук с реальных синтезаторов и других аналоговых инструментов. Для синтеза звука в Ableton глубокие знания физики не требуются — просто меняйте форму волны мышью и слушайте, что получилось.
Magix Acid Pro
Когда я впервые начал заниматься музыкой в 2001 году, у меня была старая версия Acid Pro, когда она еще была сделана Sonic Foundry. Я так привык к этому, что продолжал использовать Acid Pro 4.0 до начала 2010 года, когда наконец перешел на Ableton Live. Существовали плюсы и минусы для того, чтобы придерживаться программного обеспечения в течение столь длительного времени, один из которых в основном заключался в том, что я знал эту программу, как тыльную сторону моей руки. Недостатком было то, что он немного глючил, когда дело дошло до интеграции MIDI и других более продвинутых функций, доступных в настоящее время в DAW.
Acid Pro (в настоящее время принадлежит Magix) и она просто делает то, что вы хотите. Там есть возможность записи, лупы звуковых дорожек и поддержка MIDI. У него довольно солидные звуковые сэмплы (3000 звуков) и около 90 VST плагинов, чтобы возиться с использованием вашего MIDI-контроллера. Растягивание по времени тоже работает довольно хорошо, и я использовал это довольно часто, если мне нужно замедлить или ускорить сэмпл или трек, которые я записал.
Акустический экран
Если у вас есть возможность создать в доме или квартире выделенную студию, то этот пункт можно смело пропустить. Достаточно просто обить все стены акустическим поролоном, а на потолке разместить акустические панели.
Тот, кто хоть раз пробовал записывать звук в квартире и прослушивать его на хорошем оборудовании, хорошо знает, что результат будет сильно зависеть от окружающих поверхностей.
Если вести запись, к примеру, около холодильника или батареи, — звук будет позванивать, если у стены – он окажется глухим, у окна – скорее всего, возникнет эхо.
Все поверхности, которые нас окружают в квартире, так или иначе отражают звук и влияют на него. Именно поэтому в профессиональных студиях звукозаписи стены обивают акустическим поролоном, который рассеивает волны и позволяет получить на выходе чистый звук.
Но как быть в условиях комнатной студии? Здесь выходом становится акустический экран – его можно установить на столе за микрофоном, и это позволит минимизировать эхо и другие негативные факторы, связанные с отражающими поверхностями.
Просто. Нажимай. На кнопки
Раз уж взялся, запускай свою музыкальную машину как можно чаще и играй то, что уже запомнил. Рано или поздно это приведет к тому, что ты осмелеешь и начнешь импровизировать, обогащая (скорее, похабя) чужие этюды собственными. Случайные попадания в какие-то ранее неизведанные ноты приведут к тому, что ты научишься сочинять — сперва совсем простые вещицы, а затем все более и более комплексные.
Главная ошибка всех, кто начинает делать что-то просто из любви к искусству, состоит в том, что такие люди скоропостижно начинают корчить серьезное лицо и говорить окружающим, что они «инди» или «музыканты». Никакой ты не этот — ты просто любознательный дилетант. Принимай всю критику во внимание и относись к ней смиренно — ну правда, неужели можно рассчитывать на стремительное признание, если ты буквально вчера впервые услышал, как из-под твоих рук звучит виртуальный рояль?
Если ты вдруг понял, что всю жизнь именно этого и хотел, и из сиюминутного увлечения музыка переросла в мало-мальски серьезный приоритет, найми репетитора. Теперь, когда у тебя есть базовое представление о том, как все работает, можно смело идти учиться более профессиональным вещам.
В то же время, не нужно ставить на себе крест, если кто-то из близких скажет, что это «не твое», и вообще ты зря тратишь время. Изучение музыки, даже бытовое и очень поверхностное, развивает воображение и фантазию, плюс, при должном рвении у тебя откроется возможность заработать на этом каких-нибудь денег — потому что сейчас все вокруг снимают рекламу и делают игры, которые нуждаются в звуковом оформлении. В конце концов, ты приобретешь навык, которым сможешь позже поделиться с детьми.
А твой недоброжелательный родственник только и может, что ходить в магазин со своими пакетами.