Ответы на ситуационные задачи по психологии и педа
Ответы на ситуационные задачи по психологии и педагогике
Астахова О.А.
1. Ситуационная задача.
Директор обратился с запросом к педагогу-психологу со следующей ситуацией: «Екатерина Сергеевна, учительница английского языка, пол года назад пришла работать в школу после вуза. Работу свою она любила, с учениками были замечательные отношения до недавнего времени. Началось все с урока английского языка, посвященного Дню Святого Валентина с 10 «Д» классом. В конце урока все сделали валентинки на английском, и несколько валентинок получила Екатерина Сергеевна. В одной из них было признание в любви от Егора, ученика этого класса. Екатерина Сергеевна сначала решила, что это просто шутка, но не тут-то было. Егор стал писать любовные записки Екатерине Сергеевне почти на каждом уроке, причем некоторые из них он декламировал на самих уроках. Помимо записок, Егор начал демонстративно оказывать молодой учительнице знаки внимания: открывал дверь, помогал носить книги и т. п. В последнее время даже начал пытаться дотрагиваться до Екатерины Сергеевны как бы случайно, но каждый раз при свидетелях».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Очень распространенный случай – ученик влюбляется в молодую учительницу. Это можно объяснить половым созреванием (гормональным бунтом) и идеализмом подростка, который в молодой учительнице увидел идеал женской красоты. Так же эта любовь обусловлена положительным педагогическим влиянием учителя на учеников (по принципам гуманистической педагогики – любовь, некоторая свобода действия ученикам).
2. Необходимо провести беседу как с учеником, так и с учителем. В беседе с учеником необходимо дать понять ученику, что учитель взрослый и имеет мужа, детей, и что его любовь неуместна, поскольку сам он еще ребенок, которому нужно завершить обучение и только после создать семью с ровесницей, когда будет работа и стабильный заработок. При беседе с учительницей необходимо обратить ее внимание на то, что ученик-подросток влюблен в нее, что с этим учеником ей нужно вести себя требовательнее, давая понять, что он лишь ученик, выполняющий задачи обучения, а не герой-любовник, но при этом не разочаровывать его.
2. Ситуационная задача.
Воспитатель детского дома обратилась за помощью к педагогу-психологу:
«Воспитатель заметила, что в ее группе, состоящей из девочек-подростков 14-16 лет (всего в группе 8 человек), с одной из воспитанниц (Маша, 16 лет) никто из сверстниц не общается. Марию игнорируют: не отвечают на ее вопросы и просьбы, не замечают ее в школе, на прогулках, во время занятий, избегают любого физического контакта, агрессивно реагируют, когда она прикасается к чьим-то вещам. Воспитатель, пытаясь выяснить ситуацию, решила поговорить с девочками, все молчали, никто не хотел называть причину подобного поведения. В итоге одна из воспитанниц резко ответила воспитателю: «А что вы хотели? Засунули к нам эту сифилисную, что нам теперь с ней обниматься что ли? Мы не хотим заразиться! Итак, все от нас остальные шарахаются благодаря ей!». Воспитатель пыталась сказать девочкам, что Маша, никак не может быть больной, иначе медики, не допустили бы ее в группу к остальным девочкам. Никто ее не стал слушать, а ситуация только ухудшалась».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Девочка является аутсайдером («отщепенцем») группы якобы из-за подозреваемой болезни.
2. Во-первых, собрать группу (7 девочек без Маши) и открыто сообщить, что у Маши никакой болезни нет. Во-вторых, провести беседу с лидером (или с лидерами) группы (обычно 1-2 человека), чтобы они общались с Машей, следили за ней, оказывали бы ей помощь, поддержку. Здесь еще необходимо показать, что Маша уважаема и почитаема воспитателями и учителями, тогда воспитанницы будут так же с уважением к ней относиться.
3. Ситуационная задача.
Учитель обратился к педагогу-психологу со следующей проблемой:
«В 3-й класс пришел мальчик Сергей (9 лет), чья семья недавно переехала из другого города. Сергей имеет на лице рубцы после сильного ожога и очень стесняется этого. Дети в классе не принимают его в свои игры, перешептываются за спиной. Учительница пыталась поговорить с детьми и даже с их родителями, но результатов нет. А Сергей, который изначально очень хорошо учился, в последнее время получает тройки и не проявляет интереса к учебе».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мальчик – новичок в классе, да еще имеет проблемы в семье, – конечно, он будет непопулярен среди детей (то есть является аутсайдером, «отщепенцем» группы). И этот мальчик это чувствует, стесняется, теряет веру в свои силы.
2. Необходимо провести беседу с учителем, чтобы он особенно вежливо и гуманно относился к этому мальчику-новичку, отмечал бы его достоинства, положительные стороны при ответе на уроках, чтобы и сам мальчик не смущался нового класса, и смог бы поверить в свои силы, стал бы добросовестно учить уроки и получать хорошие отметки. Так же надо провести беседу с лидерами (лидером) группы, направить их, чтобы они общались с новым мальчиком, поддерживали бы его. Конечно, необходимо провести беседу с этим мальчиком и сказать ему, что всем понятно, как сложно в новых условиях, но все верят в него.
4. Ситуационная задача.
Директор обратился с запросом к педагогу-психологу со следующей ситуацией:
«Это был обычный вторник. Утро было солнечное, за окном падал снег, Иван как всегда собирался в школы. Да, сегодня вторник, мысленно прокрутив расписание занятий в голове Ивана охватила дрожь. Литература — предвестник бед. В последние время — литература — звучала как приговор для всего класса. Литература, еще раз проговорил он и отправился в школу. Зайдя в класс он поздоровался с учителем. В ответ, молчание. Прозвенел звонок и все замерло. Тишина, от которой звенело в ушах. Наверное, это ощущение я запомню на всю жизнь, подумал Иван.
— Здравствуйте. Открываем тетради и пиши «Мой Гоголь». Жду от Вас сегодня красноречивых повествований о Гоголе. Что нравится в его творчестве? В ее голосе прозвучало безапелляционность и жесткость, впрочем как всегда.
Меня это возмутило до глубины души.
— А, если ничего не нравится в Гоголе? Проговорил Иван.
Глаза Марины Эдуардовны округлились, казалось, что она может убить только одним взглядом. Ее раздражение нарастало с каждой секундой. Вдруг, на ее тонких губах появилась улыбка. Как приятно было смотреть на новую, радостную, счастливую Марину Эдуардовну. Как вдруг дикий крик.
— Как это не нравится?!
— Ну, как то так, ответит Иван.
— Значит, два.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Видимо, учитель по литературе очень требовательный и часто придерживается авторитарного (приказного) стиля обучения. Ученики при этом пытаются «вырваться на свободу» своими действиями, словами.
2. Нужно поговорить с учителем, чтобы не сильно давил на учеников, особенно на Ивана, поскольку он очень чувствительный. Так же при беседе с Иваном сказать, что учительница его уважает и не желает ему зла, но нужно выполнять требования учителя (и желательно молча, не высказывая свое нежелание учиться).
5. Ситуативная задача.
Директор школы обратился с запросом к социальному педагогу:
«Педагоги регулярно замечают учеников 8 «В» класса курящими во дворе школы. Классный руководитель не знает, как уже повлиять на подростков, беседы на учеников никак не действуют. При этом родители данных учеников обвиняют во всем школу: педагоги не следят за учениками, а школа превратилась в «курилку», что вообще является нарушением. В последнее время стали возникать подозрения, что подростки курят не обычные сигареты, а употребляют наркотические вещества. Учеников уже вызывали к директору неоднократно, но эффекта нет. Педагогический коллектив не понимает, почему именно в этом классе возникла такая ситуация и что с ней делать».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Распространенная проблема – курение, наркомания в учебных заведениях, до сих пор с этим борются. Причины – желание подростков расслабиться, повеселиться и поведать запретное.
2. Во многих учебных заведениях ввели штраф 100-500 руб. с ученика, если застанут его курящим в учебном заведении или возле него. По поводу наркотиков с подростками уже борется полиция, если распознают наркомана или дилера сразу же отводят в детскую комнату полиции и определяют его в колонию для несовершеннолетних. Эти все меры борьбы должны знать ученики, об этом на классном часу должен рассказать классный руководитель, чтобы дети опасались курить и принимать наркотики. Так же необходимо проводить с подростками воспитательные мероприятия (конференции, игры, спектакли) о вреде курения и наркотиков, можно вместе с учениками нарисовать плакаты по этой проблеме.
6. Ситуационная задача.
Заместитель директора по воспитательной работе обратилась к социальному педагогу с проблемной ситуацией:
«Вечером 1 декабря Елена Владимировна, классный руководитель 5 «А» проводила родительское собрание. У нее был не совсем обычный класс по своему составу. Большая часть класса были дети достаточно обеспеченных родителей, а треть класса – дети из социального приюта, которые постоянно менялись и «портили» общую картину класса. Основным вопросом собрания стал вопрос о приобретении новогодних подарков и проведении новогоднего вечера.
Глава родительского комитета Александра Викторовна, без лишних вступлений сразу предложила купить новогодние подарки детям за 800 рублей, в которых будут конфеты и интересная игрушка. Помимо подарков поступило предложение пригласить на новогодний вечер аниматора и сдать 500 рублей.
— Но мы не сможем сдать такую сумму, в бюджете учреждения нет таких статей расходов, — высказалась воспитатель, которая представляла детей из социального приюта.
— Если у вас нет денег, тогда мы не знаем, чем вам можем помочь. Хорошо устроились родители ваших приютских детей, сдали их государству и в ус себе не дуют, развлекаются, вот с них деньги и соберите. А наши дети могут и без вас новогодний вечер провести. Все равно от ваших детей одни проблемы – ответила Александра Викторовна.
Завязался спор: одни родители поддержали главу родительского комитета, другие говорили о том, что можно либо сдать чуть больше денег и купить всем детям подарки и не приглашать аниматоров.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Финансовые проблемы – наиболее частая проблема учеников и их родителей. Причины – неблагополучные родители (алкоголики, безработные) или неразумная трата денег. Здесь социальная организация (детский приют) не может выдать много денег на подарки, услуги для детей.
2. Можно провести беседу с классным руководителем, чтобы он поговорил с богатыми родителями и предложил два варианта исхода ситуации: либо не приглашать аниматора на праздник, либо заплатить аниматору (если уж родителям так хочется это для своих детей), но без денег детского приюта. Нужно так же посоветовать родителям посочувствовать детям из приюта, помочь им.
7. Ситуационная задача.
Воспитатель в дошкольном учреждении обратилась к педагогу-психологу с такой ситуацией:
«В старшую группу недавно поступил мальчик — Петя (5, 5 лет), который практически не говорит, на занятиях сидит спокойно, как будто «витает в облаках», с другими детьми никак не взаимодействует. Петя недавно переехал из другого города. В семье Петя самый младший ребенок, помимо него есть еще трое детей. Мама по поводу поведения Пети почти не беспокоится, объясняет это переездом и частыми болезнями ребенка, из-за которых он редко посещал дошкольное учреждение».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Петя – новичок в классе, еще не очень хорошо знаком с детьми, поэтому непопулярен среди них. Так же, по видимому, мать не слишком заботиться о сыне, может быть, из-за многодетности и всяких проблем по этому поводу, и дети чувствуют психологическую незащищенность Пети. Так же Петя редко посещал детский сад, поэтому не очень хорошо развита общительность, коммуникативные навыки.
2. Необходимо провести беседу с матерью Пети и обратить ее внимание на то, что он не общается с другими, «летает в облаках», нужно сказать ей, что Петя нуждается в большем внимании (нужно узнавать у него – как дела в школе, как уроки, какие отметки у него), нужно узнавать у него, с какими учениками он учится, как общается (то есть мать должна направлять сына на коммуникацию). Так же нужно провести беседу с лидером (лидерами) класса, чтобы они способствовали общению Пети с другими детьми, чтобы они его поддерживали (беседу про это со всем классом нежелательно, поскольку у всех сразу возникнут разные мнения на этот счет, могут даже высмеять Петю).
8. Ситуационная задача.
Родители обратились к педагогу-психологу в дошкольном учреждении:
«Светлана – первоклассница. Родители переживают по поводу ее погруженности в игровую деятельность. Они ограничивают время ее игр, объясняя «Теперь ты ученица, надо делать уроки», или запрещают носить в школу игрушки. Светлана очень огорчается по этому поводу и при первом удобном случае – хватается за любимые игрушки. Часто девочка рассаживает их рядами и имитирует учебную деятельность в классе. Она дает куклам задания, а затем передвигаясь по воображаемому классу помогает куклам выполнять ее поручения».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Переход от игровой к учебной деятельности здесь имеет постепенный, а не резкий характер. Для Светы пока остается ведущей игровая деятельность (которая была в детском саду), а учебная – второстепенной (которая преобладает в школе).
2. Нужно провести беседу с родителями Светы и успокоить их, что возможно со временем, уже во 2-ом классе девочка отставит игровую деятельность на второй план, а на первый план поставит учебную деятельность (подготовка уроков, получение хороших отметок), поскольку ее психика уже созреет («повзрослеет»). Хотя интересен здесь выход из проблемы – девочка соединила игру и обучение и стала учителем для кукол (возможно, при этом она формирует в себе педагогические умения для будущей профессии учителя). Возможно, здесь девочку не надо трогать психологическим воздействием.
9. Ситуационная задача.
Отец обратился за помощью к педагогу-психологу реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями:
«Рождение ребенка с инвалидностью действительно изменило нашу жизнь. Я никогда и не предполагал, что будет именно так. Мы с женой совершенно перестали общаться, все наши отношения, темы разговоров обусловлены одной проблемой — забота, уход за ребенком, удовлетворение его физиологических потребностей. Жена постоянно жалуется на то, как ей тяжело, одиноко. От такой психологической атмосферы в доме
хочется бежать, и я, как правило, стараюсь дольше задерживаться на работе, под любым предлогом отлучаться из дома. Из-за этого – постоянные ссоры, конфликты, обиды на то, что я не хочу быть с ней и с ребенком».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У родителей ребенка явное неумение преодолевать жизненные противоречия, накапливание недопонимания между супругами, неумение выработать правильное отношение к жизненным ситуациям.
2. При беседе с отцом надо дать ему успокоиться, не тревожиться по поводу своей семейного положения, сказав, что у половины населения страны подобные же проблемы. Если уж так получилось с ребенком, то значит, на то воля Бога и нужно это стараться терпеть, нужно надеяться на лучшее (что ребенок выздоровеет, поскольку медицинская наука быстро развивается). Нужно посоветовать отцу не ругаться с женой, а поддерживать ее, помогать ей, и главное – понимать ее, потому что она тоже не рада такому ребенку, но теме не менее, ребенок – воплощение их генов и они должны заботиться о нем.
10. Ситуационная задача.
К социальному педагогу обратился директор по поводу следующей ситуации:
«Группа учеников около десяти человек (10-11 лет) возвращалась из школы. Они просто общались. Увидев девочку, по всей видимости, из своего класса группа переключилась на нее. Ее начали толкать, обзывать, наносить удары руками и ногами. Девочка не оказывала сопротивления, продолжала идти обычным шагом. Почувствовав собственную агрессивность, дети входили во вкус, усиливая нападение, не реагируя на протесты проходящих рядом взрослых».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Детская агрессивность известна, агрессия обычно выявляется для слабого беззащитного члена группы.
2. Необходимо поговорить с детьми о том, что беззащитных и слабых надо оберегать, а не бить, не оскорблять. Здесь надо было защитить слабую девочку от детей-агрессоров, нужно было бы ее взять за руку и отвести от злых детей подальше. Проходящие мимо взрослые этого не сделали, поэтому их тоже можно осудить за это. А вообще, если уже дошло до физического насилия (удары), то можно звать полицию и заводить дела на жестоких детей в детской комнате полиции.
11. Ситуационная задача.
Мать обратилась к педагогу-психологу со следующей проблемой:
«В семье, состоящей из отца, матери и дочери, сложилась непростая ситуация. Супруги часто ссорились. Мать кричала и плакала, а отец замыкался в себе. Старался реже бывать дома, а если и бывал, то главным образом – молчал (читал, сидел за письменным столом, смотрел телевизор и т. д.). Мать очень много времени уделяла дочери, что помогало ей переживать и восполнять тот дефицит эмоций, которой она недополучала в браке. Мать была властной женщиной и привыкла, чтобы все в доме подчинялись ее воле, поэтому и дочь она контролировала очень жестко: что одеть, что сказать, что сделать. Пока дочь была маленькой, такой стиль воспитания ей не вредил. Но девочка выросла и взбунтовалась, стала проявлять самостоятельность, которой мать решительно воспротивилась. Постоянный рост независимости дочери все больше и больше отдалял их друг от друга. Как результат – бесконечные конфликты между матерью и дочерью».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Проблема в неумении членов семьи правильно контактировать друг с другом. Вместо того, чтобы решить проблемы с женой, муж ругался с ней и после вовсе замкнулся, и вместо того, чтобы мирно договариваться с дочерью, мать подавляет ее личность.
2. Наверно, ключевая роль в возникновении семейных конфликтов у жены (матери). Нужно провести с ней беседу и обратить ее внимание на то, что не на всё мы можем влиять в сильной степени, что иногда нужно уступать, мирно договариваться о чем-то, нужно уметь приходить вместе к общим разумным, мудрым решениям проблем, противоречий.
12. Ситуационная задача.
«К психологу пришла мама ученицы, которая учится в 10 классе и попросила помощи. Она рассказала, что ее дочь до 6-7 класса была веселой, активной девочкой, хорошо училась в школе, любила общаться с детьми и одноклассниками, много времени отдавала внеклассной работе. Сейчас, она совсем изменилась. Замкнулась, перестала общаться с друзьями, теряется в присутствии незнакомых людей, сторонится компаний и шумных собраний. Стала хуже учиться. Все свободное время проводит в своей комнате. Придирчиво относится к своей внешности. Живет своей довольно напряженной жизнью, иногда прорывающейся в нервных репликах и подавленном настроении. На искренний разговор не идет.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У девочки-подростка переходный возраст – из детского состояния она переходит во взрослое, происходит смена мировоззрения, половое созревание, резкая смена настроения. Подростки очень уязвимы, беззащитны в этот переходный период, поэтому могут отвечать агрессией, могут иметь тревожность, часто замкнуты в своем внутреннем мире (поскольку у них происходит духовное развитие в этот период).
2. Необходимо провести беседу с мамой девочки, скачать ей, что в переходном возрасте подростки нуждаются в любви, поддержке, защите, наставлении на разумный путь жизни, для них важен в этот момент близкий друг (или близкие друзья), который бы был сходен с ними по духовному настрою, который бы разделял его образ мыслей. Нужно учитывать так же, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение, оно развивает духовные качества, коммуникативные навыки подростка – здесь важно направить ребенка в нужную компанию для общения (в школе, кружке, с родственниками). Можно посоветовать маме иногда уступать дочке- подростку, давать ей некоторую самостоятельность в личной духовной жизни (когда она, например, слушает музыку или читает книгу, или общается с друзьями по интернету).
13. Ситуационная задача.
Директор обратился к социальному педагогу с таким запросом:
«В 7″А» большую часть класса составляют ученики из семей мигрантов, приехавших не так давно из стран СНГ (Таджикистана, Киргизии). Родители других учеников постоянно жалуются, что их детей ущемляют, не дают в полном объеме учебный материал, что все внимание уделяется детям мигрантов. Сами учителя тоже жалуются, так как с этим классом очень тяжело работать. В классе иногда случаются конфликты между учениками разных национальностей.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мигрантская педагогика уже давно занимается положением детей-мигрантов, их проблемами. Основные трудности детей-мигрантов – трудности приспособления, адаптации к другой культуре, к другому языку, к другой психологии, к другому сознанию. Так же отсутствие терпимости (толерантности) обычных детей к детям-мигрантам провоцирует конфликты между ними. Часто между ними отсутствует взаимопонимание и присутствует постоянная национальная неприязнь.
2. Нужно провести беседу с классным руководителем, чтобы он провел ряд воспитательных мероприятий по национальной толерантности, по теме единства всех народов и наций на Земле, что все достойны свободной и хорошей жизни. При этом надо посоветовать учителям относиться одинаково хорошо как к детям-мигрантам, так и к обычным детям.
14. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу обратилась учительница 2 класса:
«Лена (8 лет) сильно отстает по школьной программе, на уроках не внимательна, во всех контрольных работает допускает многочисленные ошибки, плохо списывает с доски, трудно понимает объяснение учителя с первого раза, постоянно переспрашивает. При этом домашнюю работу выполняет на достаточно хорошем уровне, и как утверждает мама, делает это Лена самостоятельно.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Лена немного отстает по развитию, ее психика еще не совсем созрела для учебной деятельности, обнаруживается неусидчивость, невнимательность, несамостоятельность. Так же назревает конфликт между мамой девочки и учительницей – мама хочет видеть дочку отличницей, а учительница не оценивает девочку на «5».
2. Нужно провести беседу с мамой девочки, нужно рассказать ей о том, как обстоит дело в реальности, что девочка во многом не готова к учебной деятельности и что ей нужно помочь быть более усидчивой, внимательной. Можно посоветовать маме девочке не писать вместо нее домашние задания, а помогать в этом дочке, заставлять ее хотя бы час спокойно сидеть за этим занятием, заинтересовать ее знаниями, вместе делать открытия. Затем надо провести беседу с учителем, надо отметить, что к ребенку нужно чуть больше внимание, чем к остальным детям, нужно поощрять ребенка за ее внимательность и усидчивость.
15. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу обратилась молодая женщина:
«Ее муж последнее время приходит домой позднее обычного. Вчера он закончил очередную «левую» работу и получил за нее деньги. Он был в хорошем настроении и слегка навеселе. Жена устала и была обижена на мужа. В семье не впервые возник конфликт. Жена обвиняет мужа в том, что он совершенно не думает о семье, о их маленьком ребенке, что у него своя личная жизнь, а она за своими семейными заботами ничего хорошего в этой жизни и не видит. Муж оправдывает свои частые задержки на работе тем, что стремится больше зарабатывать денег именно для семьи. Взаимные обвинения портят отношения. Женщина обеспокоена сложившейся ситуацией и просит помощи в ее решении.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Члены семьи не понимают друг друга, подобные проблемы возникают часто. Жена настаивает на своей линии жизни, муж – на своей, поэтому возникают противоречия.
2. Необходимо поговорить с женой (молодой женщиной), нужно спросить – нужна ли ей такая жизнь, когда муж поздно возвращается с работы, может ли она это терпеть ради ребенка, семьи. Если нет, то ей нужно поговорить с мужем, чтобы он менял работу и больше уделял бы время семье (или чтобы муж не ходил на заработки поздними вечерами). Но нужно посоветовать не давить на мужа а совместно с ним прийти к этому решению (мирно, с взаимопониманием).
16. Ситуационная задача.
Мама пришла на консультацию к педагогу-психологу дошкольного учреждения и обратилась за помощью: ее ребенок стал не управляем, она уже не знает, что делать, и привела очень часто повторяющуюся ситуацию:
«Малыш (2г. 4 мес.) пытается сам одеваться. Вот он натягивает колготки. Ничего не получается. Взрослый пытается помочь.
— Я сам! – протестует малыш.
— Сиди спокойно, а то гулять не возьму!
— Я хочу сам! – упрямо заявляет малыш и стягивает колготки.
— Ну и упрямый же ты! – сердится взрослый.»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Типичный возрастной кризис ребенка, который обычно возникает в 3 года, когда ребенок всё хочет делать сам.
2. Нужно провести беседу с мамой ребенка и посоветовать ей не противиться такой ранней самостоятельности ребенка, а просто контролировать его, когда он всё делает сам, может быть, даже где-то помочь, поддержать его. Мать должна понять, что ее ребенок становится личностью и стремиться утверждать себя в разных делах. Поэтому нужно даже с уважением подходить к мнению и действиям ребенка, но если что-то не так он делает (плохо, неправильно), то нужно пресечь эти действия, объяснив ребенку, что так делать не надо (можно даже сказать, показать, как надо, как правильно делать).
17. Ситуационная задача.
К социальному педагогу центра социальной помощи семьи и детям обратились родственники семьи с ребенком с инвалидностью: «Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери. При этом родители все делают за девочку, даже самые элементарные действия, считая, что они могут ей навредить. Родственники неоднократно пытались предложить родителям обратиться в различные учреждения, где девочка могла бы и общаться с другими детьми и обучиться полезным навыкам, но все безрезультатно, так как родители были категорически против».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Возникло противоречие между нормальным пониманием жизни и тем, как понимают ее родители девочки. При нормальном развитии ребенок должен общаться с другими детьми, должен развивать свою психику при каких-либо действиях (игре, учебе, посильной помощи в быту).
2. Необходимо провести беседу с родителями девочки, убедить их, что ребенку нужно психически развиваться при общении, при какой-либо деятельности (игре, учебе и т.д.), что необходимо давать ей самой делать какие-то действия (под контролем родителей), общаться со сверстниками (может быть, нужно приглашать их для общения с ребенком), что можно воспользоваться услугами домашних учителей, можно пробовать вместе с ребенком осваивать музыкальный инструмент или компьютер.
18. Ситуационная задача.
К педагогу-психологу школы обратилась мама с такой проблемой:
«В обеспеченной семье Максимовых мать – домохозяйка, отец работает на высокой должности и хорошо зарабатывает. У матери всегда были очень доверительные отношения с дочерью. И все в семье было благополучно. Однако в возрасте примерно 12 лет дочка стала хуже учиться, чаще пропускать занятия, если раньше она интересовалась животными, читала много художественной литературы, то теперь ей стало нравиться ходить по магазинам, встречаться с подружками, ходить в кафе и на дискотеки. К 14 годам девочка практически забросила учебу, испортились отношения с родителями. На слова мамы «Тебе нужно учиться, получить профессию», девочка ответила: «Зачем мне учиться? Я буду также как и ты, сидеть дома и ничего не делать!».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов психолого-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У девочки подростковый переходный возраст, при котором ребенок учится становиться взрослым – происходит половое созревание, формируются нравственные принципы, социальное мировоззрение, ведущей деятельностью становится общение, а не учебная деятельность. Подросток часто тревожен и агрессивен из-за своих нестабильных психических и социальных установок, из-за высокой чувствительности ко всему окружающему.
2. Необходимо провести беседу как с мамой девочки, так и с самой девочкой. Маме девочки нужно рассказать о психологической характеристике подросткового возраста, успокоить ее тем, что это временное явление, что нужно просто немного уступать ребенку, уважать его, поддерживать в хорошем и проводить с ним дружеские беседы, если подросток что-то делает не так (неправильно поступает, плохо мыслит), нужно спрашивать его, как он считает – как нужно правильно поступать, нужно направлять его в правильное русло, развивать перспективу – а что если неправильно поступит, как будет – например, если будет сидеть дома, что после будет, если не будет учиться, что будет – а будет не самая лучшая жизнь. Вот так совместно при взаимопонимании надо приходить к правильным мудрым решениям. При беседе с девочкой нужно сказать, что мама не желает ей плохого, любит ее, что ругаться с родителями не надо, надо их прислушиваться; так же надо ей напомнить, что знания тоже важно получать в школе, техникуме, институте, чтобы стать важным человеком.
19. Ситуационная задача.
Воспитатели детского дома обратились к социальному педагогу с запросом:
«Неделю назад в группу поступил Кирилл (11 лет), родителей лишили родительских прав. Воспитатели всегда стараются по максимуму наблюдать за новыми детьми, и этот раз был не исключением. И как оказалось не зря, у мальчика было уже 3 попытки самовольно уйти из детского дома. Кирилл уже не скрывает, что все равно убежит, потому что очень хочет домой, да и семья мальчика проживает в том же городе. При этом родители злоупотребляют спиртным, не работают, в доме антисанитарные условия, и они совершенно не интересуются судьбой своего сына. Воспитатели в растерянности не знают, что им делать, и переживают, что Кирилл может и других детей уговорить бежать из детского дома».
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. У мальчика привязанность к прежнему образу жизни, к прежнему дому.
2. Нужно провести беседу с Кириллом, спросить, что ему нравится в прежнем доме, у родителей. Он может не ответить, но понятно, что там ему нравится свобода действий, в детском доме он под контролем. Нужно обратить внимание мальчика на плохие условия жизни в прежнем доме с родителями: голод, холод, грязь, ругательства. Если у мальчика были друзья, то нужно обратить внимание – чем они занимались (если чем-то плохим, то нужно сказать, что это плохое занятие). Нужно направить мальчика на хорошую правильную жизнь, нужно сказать ему, что должна быть чистота тела, одежды, окружающих вещей, что нужно быть здоровым (чистить зубы, правильно питаться, не пить алкоголь и не курить), что нужна хорошая деятельность (игры, учеба, общение на разные хорошие темы – спорт, знания (книги), автомобили, изобретения, дом, огород и т.д.), а иначе из-за плохих поступков (воровство, обман и т.д.) посадят в тюрьму, и чтобы это не случилось, надо пока быть в детском доме и жить так же, как все здесь.
20. Ситуационная задача.
Поступил запрос к социальному педагогу от классного руководителя по следующей ситуации: «В 6 «В» шел урок математики, учительница проверяла выполнение учениками домашнего задания. Алексей был не готов, и ему было не интересно наблюдать за одноклассниками, решающими на доске математические задачи. Сколько раз он пытался вникнуть в эти сложные математические схемы, но победить самостоятельно их ему не удавалось. Зато, как оказалось, на уроке можно весело проводить время, тем более что не только на него одного математика наводила скуку и непонимание. В этот раз Алексей позаимствовал у Сергея планшет и начал играть в компьютерные игры, попутно обсуждая с Сергеем ход игры. На ребят стали отвлекаться все соседние парты, в классе начал нарастать шум.
Учительница математики, Ирина Васильевна, в очередной раз увидела постоянную причину шума – играющего Алексея. Алексей был головной болью Ирины Васильевны, которая к тому же была еще и классной руководительницей 6 «В». На этого мальчика жаловались все учителя, на его постоянную не готовность к урокам и его «плохое» поведение. Семья Алексея состояла из мамы, которая занималась своей личной жизнью, и не обращала на мальчика никакого внимания. Учительница неоднократно разговаривала с непутевой мамой, но безрезультатно.
А тем временем, шум продолжал нарастать, и Ирина Васильевна, приступила к решительным действиям: она подошла к Алексею, вырвала у него планшет и потребовала прекратить заниматься посторонними делами на уроке. На что получила ответ мальчика:
— Буду заниматься тем, чем хочу, это Вас не касается!
Ирина Васильевна, опешив, смогла произнести: «Еще как касается, прекрати или…»
— Или что, ну что вы со мной сделаете? – ответил Алексей»
1. Сформулируйте проблему и ее причины.
2. Какой алгоритм работы возможен с участниками ситуации (с указанием методов социально-педагогической работы)?
Ответы на вопросы.
1. Мальчик предоставлен сам себе в своей жизни, бесконтрольный (родителям не нужен).
2. Если с мамой бесполезно разговаривать (поскольку у нее только личная жизнь в голове), то нужно провести беседу с мальчиком. Нужно спросить его, правильно ли он себя ведет в школе, с учителями; нужно, чтобы он сам понимал, что виноват (что нельзя так свободно вести себя, что нужно жить по правилам, которые установлены в обществе). А учителю нужно сказать, чтобы с этого мальчика требовала посильные (доступные для него) знания, чтобы заинтересовывала его на уроках, чтобы поощряла то, что он знает, и разбирала бы с ним непонятные моменты при обучении. Всё же с матерью мальчика тоже было бы хорошо провести беседу, посоветовать ей больше внимания обращать на сына, интересоваться его жизнью, его друзьями, его мыслями.