Структура ЕГЭ по информатике: задания и оценивание

ЕГЭ по информатике и ИКТ

ЕГЭ (Единые государственные экзамены) — централизованно проводимые в РФ экзамены, которые служат одновременно выпускными экзаменами в школах и вступительными экзаменами в вузах. При проведении экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Экзамены проводятся по предметам: информатика, русский язык, математика, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание.

С 2009 Единые экзамены ЕГЭ являются единственной формой выпускных экзаменов в школах и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. При проведении экзаменов ЕГЭ на всей территории РФ применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. C 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору.

Структура

ЕГЭ по информатике включает в себя 27 заданий разной сложности. 10 из них относятся к базовому ровную, 13 — к повышенному и 4 задания высокой сложности. Для 9 заданий необходимо специализированное программное обеспечение, поэтому они выполняются за компьютером. Однако, доступа в интернет и возможности открыть какие-то сторонние файлы-шпаргалки у сдающих не будет. Ответы на задания предоставляются в виде чисел или последовательностей символов. Перечень программ и ресурсов, которыми разрешено пользоваться во время экзамена:

— редакторы электронных таблиц;

— языки программирования С#, C++, Pascal, Java, Python и Школьный алгоритмический язык.

Задача о пути торможения автомобиля

Рассмотрим последовательность прохождения этапов решения задачи на компьютере (см. рис. 2.1) на примере простой задачи.

Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной скоростью, увидев красный свет светофора, нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться каждую секунду на 5 метров. Требуется найти расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.

Первый этап.

  • ?0x — начальная скорость;
  • ?x — конечная скорость (равна нулю, так как автомобиль остановился);
  • ах — ускорение (равно -5 м/с).

Требуется найти: sx — расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.

Второй этап. В данной ситуации мы имеем дело с прямолинейным равноускоренным движением тела. Формула для перемещения при этом имеет вид:

Упростим эту формулу с учётом того, что конечная скорость равна нулю:

При аx = -5 м/с получим:

Третий этап. Представим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:

Четвёртый этап. Запишем данный алгоритм на языке программирования Паскаль:

  • program n_1;
  • var v0, s: real;
  • begin
  • writeln(‘Вычисление длины пути торможения автомобиля’);
  • write(‘Введите начальную скорость (м/с)»’);
  • readln (v0); s:=v0*v0/10;
  • writeln (‘До полной остановки автомобиль пройдёт ‘ , s : 8 : 4, ‘ м. ‘)
  • end.

Пятый этап. Протестировать составленную программу можно, используя информацию, что при скорости 72 км/ч с начала торможения до полной остановки автомобиль проходит 40 метров.

Выполнив программу несколько раз при различных исходных данных, можно сделать вывод: чем больше начальная скорость автомобиля, тем большее расстояние он пройдёт с начала торможения до полной остановки.

Применяя компьютер для решения задач, всегда следует помнить, что наряду с огромным быстродействием и абсолютной исполнительностью у компьютера отсутствуют интуиция и чувство здравого смысла, и он способен решать только ту задачу, программу решения которой ему подготовил человек.

САМОЕ ГЛАВНОЕ

Этапы решения задачи с использованием компьютера:1) постановка задачи;
2) формализация;
3) алгоритмизация;
4) программирование;
5) компьютерный эксперимент.Для решения задач на компьютере необходимо владеть языком программирования, обладать знаниями в области информационного моделирования и алгоритмизации.

«ЕГЭ по информатике » — ЕГЭ-Студия

Программа ЕГЭ по информатике — Разбор задач и материалы

  • Срок обучения: онлайн-занятия с обучающим контентом.
  • Форма контента: лекции с заданиями.
  • Связь с преподавателем: нет.
  • Срок регистрации на поток: без ограничений.
  • Необходимый уровень знаний: для новичков.
  • Проверка домашки: нет.

Обучающая программа: программа ЕГЭ по информатике — Разбор задач и материалы.

Статьи

  • ЕГЭ по Информатике 2018. Каким он был.
  • ОГЭ по Информатике 2018. Каким он был.
  • Информатика в школе и на экзамене.
  • Особенности ЕГЭ по информатике. Как получить 100 баллов?
  • Какой язык программирования выбрать для решения задач ЕГЭ?
  • Что такое ОГЭ по информатике?

Системы счисления

  • Задача №1. Перевод из одной системы в другую, сравнение чисел в различных системах.
  • Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.

Моделирование

  • Задача №3. Таблицы и схемы, поиск оптимального маршрута по таблице и по расписанию.
  • Задача №15. Графы. Поиск количества путей.

Программная и аппаратная организация компьютера

  • Задача №4. Файловая система, базы данных. Поиск информации в базе данных. Отбор файлов по маске.
  • Задача №7. Электронные таблицы. Абсолютная и относительная адресация. Графики и диаграммы.
  • Задача №12. Адресация в интернете. Восстановление IP- адресов, определение адреса сети, определение количества адресов и номера компьютера в сети.

Кодирование и хранение информации

  • Задача №9. Кодирование звуковой и графической информации. Передача информации, Время записи звукового файла, время передачи данных, определение объема информации.
  • Задача №5. Кодирование в различных системах счисления, расшифровка сообщений, выбор кода.
  • Задача №13. Расчет информационного объема сообщения. Автомобильные номера, пароли, вычисление количества вариантов. Подсчет промежуточного количества информации.
  • Задача №10. Измерение количества информации. Основы комбинаторики.

Математическая логика

  • Задача №2. Построение таблиц истинности логических выражений. Выбор выражения, соответствующего условию.
  • Задача №18. Использование основных понятий математической логики. Логические высказывания, числовые отрезки.
  • Задача №17. Построение запросов для поисковых систем. Расположение запросов по возрастанию (убыванию). Подсчет количества страниц.
  • Задача №23. Решение систем логических уравнений.

КОНКУРС 4. “Словолов”

Ведущий: Найдите как можно больше слов, имеющих отношение к персональному компьютеру. Двигаться можно вниз, вправо и вверх. Каждое слово принесет команде 1 балл.

Ведущий: Вам будет предложена компьютерная программа. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и приступайте к выполнению. Первые 4 ученика, кто быстрее выполнит задание, принесут своей команде по 3 балла.

Имеются 3 сосуда – 8, 3 и 5 литров. Разлить воду по 4 литра, используя только данные сосуды.

В конкурсе №5 можно использовать программу “Переливашка” предприятия “Роботландия” или программу “Переливашки” из приложения “Логические игры и задачи” Л.Босовой.

Что проверяется на экзамене

При подготовке к экзамену важно не упустить ни одного важного момента, ведь нередко приходится пользоваться разными учебниками, да и от учителя в школе тоже многое зависит. Педагоги и репетиторы советуют не изобретать велосипед и идти четко по темам, указанным в кодификаторе. Этот документ ФИПИ разрабатывает ежегодно и включает в него только те разделы школьного курса, которые будут проверяться на ЕГЭ. Они перечислены в таблице.

Кроме того, старшеклассник должен иметь ряд навыков, необходимых для практического применения полученных теоретических знаний:

  • моделирование процессов, использование электронных таблиц, составление диаграмм и графиков;
  • использование языков программирования для создания программ;
  • построение моделей, проведение вычислений и интерпретация результатов;
  • оценка числовых параметров, объема памяти, скорости обработки и передачи данных;
  • поиск и отбор нужной информацию, ее хранение;
  • использование автоматизированных систем и аппаратных средств коммуникации;
  • осуществление статистической обработки данных;
  • соблюдение техники безопасности, правил гигиены и эргономики при работе с компьютером и другой оргтехникой.

Не все темы, которые проходили на уроках, включены в кодификатор. Некоторые из них не относятся к объектам контроля, другие не могут в рамках ЕГЭ быть объективно проверены. Задача кодификатора – унифицировать и привести к общему знаменателю все знания, полученные учениками в школе, независимо от уровня преподавания и используемых пособий.

Дмитрий Михалин, учитель информатики:

Часто те, кто хочет и может серьезно заниматься программированием, в старших классах переходят в школы с углубленным изучением математики и информатики. Но некоторые остаются в своих школах, а программировать ходят на кружки и курсы. Было бы здорово, если бы в каждой школе были подходящие кружки для всех желающих.

Не хватает компетентных учителей.

Учителя информатики в один голос говорят, что найти новых коллег сложно.

Найти учителя, который даст базовые занятия легко, но найти специалиста, который умеет пользоваться разными приложениями и программировать на трех языках — нет. Возможно, это связано с тем, что подкованные технари не идут в школу, они находят высокооплачиваемую работу в IT-секторе или других компаниях.

Но может быть и другая проблема — технарю без педагогических навыков сложно в школе.

Кому необходимо сдавать информатику

В 2020 году информатику планировали сдавать 14% участников ЕГЭ, хотя среди выпускников 9-х классов этот предмет очень популярен. Тем не менее, в 11 классе многие предпочли сдавать в связке с профильной математикой именно физику, ведь такой набор сертификатов предоставляет возможность подавать документы не только на специальности IT сектора, а и на целый ряд инженерных и технических направлений.

Если вы задаетесь вопросом, что сдавать проще, физику или информатику, советуем ознакомиться с детальным разбором КИМов по этим двум дисциплинам. Естественно, задания по информационным технологиям для выпускников 11 классов на порядок сложнее, чем были предложены на ОГЭ, а для высокого балла необходимым условием является решение задач по программированию повышенной и высокой сложности.

Куда поступить с ЕГЭ по информатике в 2022 году

При этом, в 2022 году, имея сертификаты по профильной математике и информатике, абитуриенты смогут вступить в борьбу за бюджетные места по таким направлениям:

  • программная инженерия;
  • вычислительная техника;
  • наноинженерия;
  • прикладная математика;
  • системный анализ;
  • кибербезопасность;
  • радиотехника;
  • машиностроение;
  • электроника и наноэлектроника;
  • авиастроение;
  • космические технологии.

Если ваш выбор есть в данном списке, вам точно необходим ЕГЭ по информатике в 2022 году, и самое время детально ознакомиться с особенностями заданий и критериями их оценивания.

Курс «Информатика. Формат ЕГЭ » — НИУ ВШЭ

Материал курса направлен на формирование теоретической базы и выработку умений, необходимых для получения высоких баллов по результатам сдачи ЕГЭ по информатике. Особенностью курса является законченный цикл этапов решения задачи: изучение, формализация, реализация и интерпретация полученных результатов.

Курс продлится 32 недели, которые будут включать:

  • 26 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
  • 4 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания письменной части экзамена, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
  • форум с преподавателем.

Программа курса:

Раздел 1. Представление информации
Дискретная математика: системы счисления и двоичная арифметика, измерение количества информации, математическая логика и булева алгебра, основы теории графов, системы однородных логических уравнений. Архитектура компьютеров. Роль операционной системы и работа с файловой системой. Представление данных в памяти компьютера. Кодирование числовых и текстовых данных.

Раздел 2. Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмизация. От алгоритма к программе. Дискретная математика и теория алгоритмов. Эффективность алгоритмов и программ.

Раздел 3. Программирование
Программирование. Базовые (атомарные) типы данных и операции над ними. Основные управляющие конструкции: следование, ветвление и циклы. Подпрограммы: процедуры и функции. Комплексные (составные) типы данных. Обработка массивов. Программирование. Организация работы с файлами. Программирование. Решение вычислительных задач.

Раздел 4. Основы работы с данными и информационные технологии
Алгебра логики. Логические основы построения цифровых компьютеров. Основы работы с электронными таблицами. Основы работы в Microsoft Word и Microsoft Excel. Технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. Визуализацией моделей и представление информации. Компьютерные сети. Основы работы в сети Интернет. Разбор задач повышенной сложности по курсу. Повторение.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector