ЕГЭ по информатике и ИКТ
ЕГЭ (Единые государственные экзамены) — централизованно проводимые в РФ экзамены, которые служат одновременно выпускными экзаменами в школах и вступительными экзаменами в вузах. При проведении экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. Экзамены проводятся по предметам: информатика, русский язык, математика, иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), физика, химия, биология, география, литература, история, обществознание.
С 2009 Единые экзамены ЕГЭ являются единственной формой выпускных экзаменов в школах и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. При проведении экзаменов ЕГЭ на всей территории РФ применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ, где указаны полученные баллы по предметам. C 2009 года все выпускники школ сдают ЕГЭ по русскому языку и математике, а также любое количество дополнительных экзаменов по своему выбору.
Структура
ЕГЭ по информатике включает в себя 27 заданий разной сложности. 10 из них относятся к базовому ровную, 13 — к повышенному и 4 задания высокой сложности. Для 9 заданий необходимо специализированное программное обеспечение, поэтому они выполняются за компьютером. Однако, доступа в интернет и возможности открыть какие-то сторонние файлы-шпаргалки у сдающих не будет. Ответы на задания предоставляются в виде чисел или последовательностей символов. Перечень программ и ресурсов, которыми разрешено пользоваться во время экзамена:
— редакторы электронных таблиц;
— языки программирования С#, C++, Pascal, Java, Python и Школьный алгоритмический язык.
Задача о пути торможения автомобиля
Рассмотрим последовательность прохождения этапов решения задачи на компьютере (см. рис. 2.1) на примере простой задачи.
Водитель автомобиля, движущегося с некоторой постоянной скоростью, увидев красный свет светофора, нажал на тормоз. После этого скорость автомобиля стала уменьшаться каждую секунду на 5 метров. Требуется найти расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.
Первый этап.
- ?0x — начальная скорость;
- ?x — конечная скорость (равна нулю, так как автомобиль остановился);
- ах — ускорение (равно -5 м/с).
Требуется найти: sx — расстояние, которое автомобиль пройдёт до полной остановки.
Второй этап. В данной ситуации мы имеем дело с прямолинейным равноускоренным движением тела. Формула для перемещения при этом имеет вид:
Упростим эту формулу с учётом того, что конечная скорость равна нулю:
При аx = -5 м/с получим:
Третий этап. Представим алгоритм решения задачи в виде блок-схемы:
Четвёртый этап. Запишем данный алгоритм на языке программирования Паскаль:
- program n_1;
- var v0, s: real;
- begin
- writeln(‘Вычисление длины пути торможения автомобиля’);
- write(‘Введите начальную скорость (м/с)»’);
- readln (v0); s:=v0*v0/10;
- writeln (‘До полной остановки автомобиль пройдёт ‘ , s : 8 : 4, ‘ м. ‘)
- end.
Пятый этап. Протестировать составленную программу можно, используя информацию, что при скорости 72 км/ч с начала торможения до полной остановки автомобиль проходит 40 метров.
Выполнив программу несколько раз при различных исходных данных, можно сделать вывод: чем больше начальная скорость автомобиля, тем большее расстояние он пройдёт с начала торможения до полной остановки.
Применяя компьютер для решения задач, всегда следует помнить, что наряду с огромным быстродействием и абсолютной исполнительностью у компьютера отсутствуют интуиция и чувство здравого смысла, и он способен решать только ту задачу, программу решения которой ему подготовил человек.
САМОЕ ГЛАВНОЕ
Этапы решения задачи с использованием компьютера:1) постановка задачи;
2) формализация;
3) алгоритмизация;
4) программирование;
5) компьютерный эксперимент.Для решения задач на компьютере необходимо владеть языком программирования, обладать знаниями в области информационного моделирования и алгоритмизации.
«ЕГЭ по информатике » — ЕГЭ-Студия
- Срок обучения: онлайн-занятия с обучающим контентом.
- Форма контента: лекции с заданиями.
- Связь с преподавателем: нет.
- Срок регистрации на поток: без ограничений.
- Необходимый уровень знаний: для новичков.
- Проверка домашки: нет.
Обучающая программа: программа ЕГЭ по информатике — Разбор задач и материалы.
Статьи
- ЕГЭ по Информатике 2018. Каким он был.
- ОГЭ по Информатике 2018. Каким он был.
- Информатика в школе и на экзамене.
- Особенности ЕГЭ по информатике. Как получить 100 баллов?
- Какой язык программирования выбрать для решения задач ЕГЭ?
- Что такое ОГЭ по информатике?
Системы счисления
- Задача №1. Перевод из одной системы в другую, сравнение чисел в различных системах.
- Задача №16. Поиск основания системы по окончанию числа, уравнения и различные кодировки, арифметические действия в различных системах.
Моделирование
- Задача №3. Таблицы и схемы, поиск оптимального маршрута по таблице и по расписанию.
- Задача №15. Графы. Поиск количества путей.
Программная и аппаратная организация компьютера
- Задача №4. Файловая система, базы данных. Поиск информации в базе данных. Отбор файлов по маске.
- Задача №7. Электронные таблицы. Абсолютная и относительная адресация. Графики и диаграммы.
- Задача №12. Адресация в интернете. Восстановление IP- адресов, определение адреса сети, определение количества адресов и номера компьютера в сети.
Кодирование и хранение информации
- Задача №9. Кодирование звуковой и графической информации. Передача информации, Время записи звукового файла, время передачи данных, определение объема информации.
- Задача №5. Кодирование в различных системах счисления, расшифровка сообщений, выбор кода.
- Задача №13. Расчет информационного объема сообщения. Автомобильные номера, пароли, вычисление количества вариантов. Подсчет промежуточного количества информации.
- Задача №10. Измерение количества информации. Основы комбинаторики.
Математическая логика
- Задача №2. Построение таблиц истинности логических выражений. Выбор выражения, соответствующего условию.
- Задача №18. Использование основных понятий математической логики. Логические высказывания, числовые отрезки.
- Задача №17. Построение запросов для поисковых систем. Расположение запросов по возрастанию (убыванию). Подсчет количества страниц.
- Задача №23. Решение систем логических уравнений.
КОНКУРС 4. “Словолов”
Ведущий: Найдите как можно больше слов, имеющих отношение к персональному компьютеру. Двигаться можно вниз, вправо и вверх. Каждое слово принесет команде 1 балл.
Ведущий: Вам будет предложена компьютерная программа. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и приступайте к выполнению. Первые 4 ученика, кто быстрее выполнит задание, принесут своей команде по 3 балла.
Имеются 3 сосуда – 8, 3 и 5 литров. Разлить воду по 4 литра, используя только данные сосуды.
В конкурсе №5 можно использовать программу “Переливашка” предприятия “Роботландия” или программу “Переливашки” из приложения “Логические игры и задачи” Л.Босовой.
Что проверяется на экзамене
При подготовке к экзамену важно не упустить ни одного важного момента, ведь нередко приходится пользоваться разными учебниками, да и от учителя в школе тоже многое зависит. Педагоги и репетиторы советуют не изобретать велосипед и идти четко по темам, указанным в кодификаторе. Этот документ ФИПИ разрабатывает ежегодно и включает в него только те разделы школьного курса, которые будут проверяться на ЕГЭ. Они перечислены в таблице.
Кроме того, старшеклассник должен иметь ряд навыков, необходимых для практического применения полученных теоретических знаний:
- моделирование процессов, использование электронных таблиц, составление диаграмм и графиков;
- использование языков программирования для создания программ;
- построение моделей, проведение вычислений и интерпретация результатов;
- оценка числовых параметров, объема памяти, скорости обработки и передачи данных;
- поиск и отбор нужной информацию, ее хранение;
- использование автоматизированных систем и аппаратных средств коммуникации;
- осуществление статистической обработки данных;
- соблюдение техники безопасности, правил гигиены и эргономики при работе с компьютером и другой оргтехникой.
Не все темы, которые проходили на уроках, включены в кодификатор. Некоторые из них не относятся к объектам контроля, другие не могут в рамках ЕГЭ быть объективно проверены. Задача кодификатора – унифицировать и привести к общему знаменателю все знания, полученные учениками в школе, независимо от уровня преподавания и используемых пособий.
Дмитрий Михалин, учитель информатики:
Часто те, кто хочет и может серьезно заниматься программированием, в старших классах переходят в школы с углубленным изучением математики и информатики. Но некоторые остаются в своих школах, а программировать ходят на кружки и курсы. Было бы здорово, если бы в каждой школе были подходящие кружки для всех желающих.
Не хватает компетентных учителей.
Учителя информатики в один голос говорят, что найти новых коллег сложно.
Найти учителя, который даст базовые занятия легко, но найти специалиста, который умеет пользоваться разными приложениями и программировать на трех языках — нет. Возможно, это связано с тем, что подкованные технари не идут в школу, они находят высокооплачиваемую работу в IT-секторе или других компаниях.
Но может быть и другая проблема — технарю без педагогических навыков сложно в школе.
Кому необходимо сдавать информатику
В 2020 году информатику планировали сдавать 14% участников ЕГЭ, хотя среди выпускников 9-х классов этот предмет очень популярен. Тем не менее, в 11 классе многие предпочли сдавать в связке с профильной математикой именно физику, ведь такой набор сертификатов предоставляет возможность подавать документы не только на специальности IT сектора, а и на целый ряд инженерных и технических направлений.
Если вы задаетесь вопросом, что сдавать проще, физику или информатику, советуем ознакомиться с детальным разбором КИМов по этим двум дисциплинам. Естественно, задания по информационным технологиям для выпускников 11 классов на порядок сложнее, чем были предложены на ОГЭ, а для высокого балла необходимым условием является решение задач по программированию повышенной и высокой сложности.
При этом, в 2022 году, имея сертификаты по профильной математике и информатике, абитуриенты смогут вступить в борьбу за бюджетные места по таким направлениям:
- программная инженерия;
- вычислительная техника;
- наноинженерия;
- прикладная математика;
- системный анализ;
- кибербезопасность;
- радиотехника;
- машиностроение;
- электроника и наноэлектроника;
- авиастроение;
- космические технологии.
Если ваш выбор есть в данном списке, вам точно необходим ЕГЭ по информатике в 2022 году, и самое время детально ознакомиться с особенностями заданий и критериями их оценивания.
Курс «Информатика. Формат ЕГЭ » — НИУ ВШЭ
Материал курса направлен на формирование теоретической базы и выработку умений, необходимых для получения высоких баллов по результатам сдачи ЕГЭ по информатике. Особенностью курса является законченный цикл этапов решения задачи: изучение, формализация, реализация и интерпретация полученных результатов.
Курс продлится 32 недели, которые будут включать:
- 26 занятий, включающих учебные материалы и тесты для самопроверки
- 4 промежуточных и 1 итоговый контроль освоения материалов, включающих задания письменной части экзамена, с возможностью получения индивидуальной рецензии преподавателя
- форум с преподавателем.
Программа курса:
Раздел 1. Представление информации
Дискретная математика: системы счисления и двоичная арифметика, измерение количества информации, математическая логика и булева алгебра, основы теории графов, системы однородных логических уравнений. Архитектура компьютеров. Роль операционной системы и работа с файловой системой. Представление данных в памяти компьютера. Кодирование числовых и текстовых данных.
Раздел 2. Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмизация. От алгоритма к программе. Дискретная математика и теория алгоритмов. Эффективность алгоритмов и программ.
Раздел 3. Программирование
Программирование. Базовые (атомарные) типы данных и операции над ними. Основные управляющие конструкции: следование, ветвление и циклы. Подпрограммы: процедуры и функции. Комплексные (составные) типы данных. Обработка массивов. Программирование. Организация работы с файлами. Программирование. Решение вычислительных задач.
Раздел 4. Основы работы с данными и информационные технологии
Алгебра логики. Логические основы построения цифровых компьютеров. Основы работы с электронными таблицами. Основы работы в Microsoft Word и Microsoft Excel. Технологии хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. Визуализацией моделей и представление информации. Компьютерные сети. Основы работы в сети Интернет. Разбор задач повышенной сложности по курсу. Повторение.