Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Использование технических средств обучения в коррекционно- педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

В условиях ежегодного ухудшения здоровья учащихся и внедрения в обычные классы детей с ОВЗ, учебно-познавательная деятельность не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных технологий, применяемых в обучении нормально развивающихся детей. В связи с этим средства обучения должны соответствовать принципам специального образования.

Необходимо помнить, что целями педагогической деятельности при работе с учащимися с ОВЗ являются: доступность процесса обучения с учетом познавательных возможностей на различных возрастных этапах; обеспечение высоко уровня сознательности и прочности усвоения учебного материала; формирование навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний; обеспечение наглядно-практической основы освоения материала; обеспечение коррекционно-компенсирующей направленности обучения; усвоение знаний, умений и навыков обеспечивающее общее развитие личности.

Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Средства обучения представляют собой целесообразно организованные методические пути для решения тех или иных образовательных задач.

В обширном спектре возможностей специального обучения особое место занимают технические средства обучения (ТСО).

К ТСО относится устройства , предназначенные для более эффективного, качественного усвоения и закрепления в доступной и наглядной форме учебного материала:

визуальные — диафильмы, диапозитивы и диапроекционная аппаратура;

аудиальные — звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура и фонограммы;

аудиовизуальные — видеозаписи, кинофильмы, телепередачи, кино-, видео- и телевизионная аппаратура;

манипуляционные — тренажеры;

автоматические — компьютерная техника и материалы.

Основные преимущества технических средств обучения:

ознакомление учащихся с окружающим миром во всем его многообразии;

возможность структурирования сложных методик на отдельные компоненты,

рациональное использование учебного времени;

обеспечение наглядность обучения;

создание действенных мотивов к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности.

В настоящее время в системе специального образования технические средства используются довольно часто и позволяют грамотно организовать учебно-воспитательный процесс, т.к. компьютерные технологии реализовывают возможности:

Развития моторики, графомоторных навыков;

Развития зрительного и слухового восприятия;

Восприятия формы, величины, цвета;

Развития пространственного мышления;

Восприятия пространства и времени.

В ходе организации коррекционно-образовательного процесса используются разнообразные аудиовизуальные средства: кинофильмы, диафильмы, диапозитивы и др., а также средства, корригирующие проявления дефекта: звукоусиливающая аппаратура индивидуального и коллективного использования (при обучении лиц с нарушением слуха), лупы, очки, монокуляры, трости для обеспечения возможности самостоятельного передвижения (для лиц с нарушениями зрения).

Статические экранные пособия (схемы, рисунки, чертежи, диапозитивы и др.), демонстрируемые с помощью разнообразной проекционной аппаратуры, используются с целью активизации процесса восприятия учащимися учебного материала. При этом возможны: всестороннее рассмотрение предмета изучения; увеличение изображения в несколько раз; демонстрация изучаемого объекта или явления действительности в течение такого времени, какое требуется для осмысления, обобщения, и в той последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.

В практике обучения детей, имеющих особенности развития, используются разнообразные аудио- и аудиовизуальные средства. Способы и варианты их применения в учебном процессе широки и многогранны. Визуализация (возможность видеть) речи, доступная при использовании технических средств, преобразовывающих поступающие в аппараты речевые сигналы в различного рода изображения: динамические графики, профили артикуляции и т.д., позволяет не только определить характер дефекта, но и использовать данную аппаратуру для отработки правильного произношения.

Несмотря на широкое использование в обучении технических средств, их возможности не исчерпаны. Например, возможно использование диапроектора для моделирования коммуникативных ситуаций, а учебных видеофильмов — для повышения творческой и речевой активности учащихся.

В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяется направление ИКТ.

В отличие классической системы образования персональный компьютер является наиболее эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

Компьютерные средства можно использовать для более эффективного развития навыков чтения и письма, обучения математике, иностранному языку, в том числе и языку жестовой речи для моделирования учебных задач и ситуаций, для развития коррекции психических процессов. При организации работы компьютерной техникой крайне важным является то, чтобы внедрение данной методики происходило в строгом соблюдении норм СанПина.

Возможности ИКТ, позволяют педагогу осуществлять контроль за деятельностью детей, а также формировать и совершенствовать навыки различных видов самоконтроля учащихся с развитием их ответственности и прилежности.

Компьютерные средства могут использоваться для: психологического, лингвистического, контрольного, проверочного тестирования учащихся в ходе обучения, и на завершающих этапах с целью оптимального планирования учебно-воспитательной деятельности.

Одной из основных целей применения компьютеров в коррекционно-образовательном процессе является ориентация на наиболее полное использование своих возможностей и раскрытие дальнейшего потенциала учащихся с ОВЗ. Для этих целей разрабатываются и создаются специальные устройства, позволяющие лицам с отклонениями в развитии работать с компьютером в режиме, отличающемся от обычного: вводить информацию при помощи речи, движения глаз (с помощью детектора, управляющего движением глаз) или использования тактильной технологии (сенсорный ввод). Это расширяет возможности обучения лиц с тяжелыми комбинированными нарушениями. При обучении слепых используются компьютеры, оснащенные дополнительной специфической периферией: клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначением услышать, какая клавиша нажата, и в случае обнаружения ошибки внести соответствующие исправления; печатающим устройством, выводящим текст по системе Брайля.

Так же компьютеризация способствует активизации процесса обучения, позволяет обеспечить дифференцированный подход к детям с ОВЗ. С помощью компьютера может быть создана особая (для каждого ученика) личностная форма общения, позволяющая сосредоточить внимание на наиболее существенных аспектах изучаемого материала и формируемых элементах учебной деятельности. Благодаря компьютеру дети могут пользоваться информацией, недоступной или малодоступной для них при традиционных способах изучения. ИКТ обеспечивает формирование положительной мотивации учения, что сказывается на качестве учебной работы и познавательной активности.

В настоящее время школы оснащаются компьютерными классами, что естественным образом влияет на скорость и динамику развития учащихся с ОВЗ. Компьютер в учебном процессе школы применяется в двух аспектах: как объект изучения и как средство обучения.

В соответствии с первым аспектом предполагается усвоение учащимися знаний, умений и навыков, которые позволяют использовать компьютер для решения различных задач, для овладения компьютерной грамотностью.

Основные типы таких знаний и умений сводятся к следующему:

умение включать компьютер в работу;

выбирать рабочую программу из библиотеки программ;

запускать программу и общаться с компьютерной системой во время работы программы;

умение решать учебные задачи с помощью компьютеров;

писать и редактировать тексты;

уметь хранить информацию и осуществлять ее поиск.

Второе направление компьютеризации — применение ЭВМ как средства обучения — связано с выполнением как чисто учебных функций, так и функций управления учением. Последнее является более существенной характеристикой использования компьютеров. В специальном обучении ставится задача использовать компьютерные программы для коррекции нарушений и общего развития детей с комплексными недостатками.

Создавая программы, необходимо учитывать как специфические, так и возрастные особенности детей. Часть программ, особенно в младших классах, разрабатывается в игровой форме. Эти программы требуют выполнения различных практических преобразований, предварительной поисковой, исследовательской активности ребенка. При этом правила игры лучше оформлять сюжетно, чтобы обеспечить положительные эмоции от игровой ситуации. Необходимо также, чтобы в игровой ситуации сохранились элементы условности, свобода выбора решающих факторов, широкие возможности применения метода проб и ошибок. При этом необходимо обеспечить эффективную работу младших школьников с изображениями на дисплее.

В настоящее время разработан ряд специализированных программно-методических комплексов для использования в качестве новых средств коррекции и общего развития детей. Одной из таких программ является “Мир за твоим окном”. Данный комплекс содержит систему компьютерных упражнений, показывающую возможные методические подходы к решению жизненных задач. Практика использования данной системы показывает ее преимущества перед другими программами аналогичного содержания и традиционными методами изучения.

При работе ребенка с данной компьютерной средой объектом целенаправленной познавательной деятельности и предметом анализа являются:

личный жизненный опыт и знания о сезонных явлениях природы и их изменениях;

эмоциональная рефлексия на погодные явления, словесное опосредование эмоциональных состояний, возможность и правомерность существования различных эмоциональных отношений к одному и тому же явлению;

использование усвоенных знаний в качестве инструментов решения житейских задач;

выделение существенных параметров житейских ситуаций как ориентировочной основы практической деятельности;

понимание текста и влияние контекста на понимание текста как системы.

Оснащенность техническими средствами.

Работа по коррекционному развитию может проводиться успешно лишь при использовании аппаратуры разного типа для коллективного и индивидуального пользования в школе. Учебные помещения должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования стационарного типа, видео средствами и компьютерными секциями, таким образом, будут созданы условия для одновременной работы как со всем классом, так и с группой учащихся. Аппаратура должна иметь индивидуальную регулировку усиления и видео отображения для каждого ученика. Детей следует обучить способами использования аппаратуры. В комплект обязательно включаются микрофоны для учителя и учащихся. Один микрофон на одного-двух (не более) учащихся. При проведении работы используется проводная, а также беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, основанная на радио принципе и обеспечивающая нужное усиление.

Каждый ученик и учитель должны иметь экран, позволяющий развивать восприятие речи только на слух.

В школе должна быть также стационарная звукоусиливающая аппаратура, предназначенная только для индивидуальной работы с учащимися. Чаще всего она используется при коллективной работе и на индивидуальных занятиях, а в некоторых случаях (например, в начале обучения) — для слуховой и визуальной тренировки.

Школа должна располагать аудиометрами для проведения тональной и речевой аудиометрии.

Школьный зал рекреации, коридор, вестибюль надо радиофицировать, а также оборудовать помещения школы устройствами, позволяющими достичь нужного усиления речи неречевых звучаний и видео сопровождением.

В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений — вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т.п.).

Чрезвычайно важно создать условия для обучения школьников восприятию речи по микрофону, чтобы обеспечить наиболее эффективное построение учебного процесса педагога в коллективном формате.

Таким образом, при условии грамотного и профессионального ведения коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья появится реальная возможность помочь им в социальной адаптации, умственном развитии, преодолении эмоциональных барьеров и успешной интеграции в обычные классы школьных учреждений.

Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования

Учебно-познавательная деятельность человека с особыми образовательными потребностями не всегда возможна и эффективна при использовании традиционных средств, применяемых в обучении нормально развивающихся детей. Поэтому необходимо применение специфических приемов и средств обучения и воспитания.

Средства обучения должны соответствовать принципам специального образования. В связи с этим ценность того или иного средства определяется тем, насколько оно:

  • — делает обучение максимально доступным и посильным для учащихся, учитывает их познавательные возможности на различных возрастных этапах;
  • — обеспечивает необходимый уровень осознанности и прочности усвоения учебного материала;
  • — приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;
  • — предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы, дифференцированного подхода к обучению;
  • — содействует развитию речи и мышления;
  • — обеспечивает деятельностную, наглядно-практическую основу освоения учебного материала;
  • — обеспечивает коррекционно-компенсирующую направленность обучения;
  • — содействует развитию знаний и навыков, необходимых для социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
  • — ведет к усвоению знаний и формированию способов действий, а также обеспечивает надлежащее воспитание и общее развитие личности.

В системе специального образования значимую роль играет достаточный уровень восприятия школьниками учебного материала, что обеспечивается оптимальным выбором средств реализации коррекционно-образовательного процесса. Решая вопрос о средствах обучения, педагог должен исходить из содержания материала, наличия у учащихся необходимого опыта и знаний, а также учитывать особенности детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

Слово учителя является средством передачи знаний ученикам. Оно должно быть воспринято детьми. Поэтому к речи педагога, работающего в системе специального образования, в силу специфики контингента обучаемых, предъявляются особые требования.

Речь учителя должна звучать внятно, отчетливо и естественно. Педагог специального образовательного учреждения должен уметь прогнозировать содержание и ритм учебного занятия как речевого события; владеть техникой речевой импровизации; находить и использовать ситуации, способствующие активизации речевой деятельности учащихся; обладать бездефектным произношением, умением строить краткие и точные фразы.

В специальном образовании помимо словесной речи учителя используются и другие ее виды, в том числе дактильная и жестовая речь, применяемая в обучении лиц, имеющих нарушения слуха. Жестовая речь также применяется в обучении других категорий лиц с отклонениями в развитии.

Дактильная речь представляет собой общение при помощи ручной азбуки, где каждая буква алфавита изображается пальцами руки, воспроизводящими знаки — дактилемы. Последние складываются в целостные речевые единицы (слова, фразы и т. д.), при помощи которых протекает процесс общения.

При передаче сообщения слепоглухому его рука накладывается на руку говорящего, и он с опорой на тактильные ощущения «считывает» передаваемую информацию.

Система жестового общения имеет сложную структуру. Она включает две разновидности жестовой речи — разговорную и калькирующую.

Область применения разговорной жестовой речи — неофициальное межличностное общение. Она представляет собой самостоятельную систему. Калькирующая жестовая речь имеет иное строение. В ней каждый жест эквивалентен слову, а порядок следования жестов идентичен порядку следования слов в обычном предложении.

Еще одно средство, упрощающее процесс восприятия неслышащими информации, — зрительное восприятие устной речи («чтение с лица»). Такое восприятие в большинстве литературных источников принято называть чтением с губ.

В общении между людьми участвует не только слух, но и зрение. Видеть говорящего важно для восприятия его речи, поэтому орган зрения помогает органу слуха. Речь можно не только слышать, но и видеть, воспринимая ее по движениям губ, мышц лица и языка. Это вспомогательное средство облегчает слабослышащим процессы слухового восприятия, а для глухих служит частичной компенсацией отсутствующего слуха. Зрительные впечатления вызывают в сознании читающего с губ образы слов, которые облегчают понимание сказанного.

В некоторых случаях затрудненного общения (например, с лицами, имеющими тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, сопряженные с невозможностью речевой деятельности) используется пиктографическое (символьное) письмо.

Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства образования и коррекции отклонений в развитии, которые были бы близки детям с ограниченными возможностями, а также давали бы положительный и достаточно быстрый эффект. Современная специальная педагогика в поиске таких форм и средств все чаще обращается к различным видам искусства как к средству развития и коррекции. Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей каждого ребенка и особенностей каждого вида искусства.

Широкое распространение в системе специального образования получило использование музыкальных средств воспитания во всех типах образовательных учреждений, как в учебное, так и во внеучебное время. Существуют разные формы организации работы с детьми, основанные на использовании разнообразных музыкальных средств. Такие занятия оказывают положительное влияние на совершенствование ритмико-мелодической стороны устной речи учащихся и развитие их слухового восприятия. Улучшение слуховой памяти школьников в процессе обучения восприятию музыки помогает им в усвоении языка. Музыкальная деятельность осуществляется не только на занятиях, но и вне занятий, в культурно-досуговых формах работы (на праздниках, тематических вечерах, концертах и др.).

Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок и образов, но также как способ выражения своих чувств, впечатлений и эмоций, своего внутреннего мира.

Ручной труд как вид декоративно-прикладного искусства развивает моторику и координацию движений; формирует трудовые навыки; приобщает к культуре и искусству народа, края, страны; знакомит с искусством художественных ремесел; расширяет кругозор и речевой запас.

Художественно-речевая деятельность помогает детям с отклонениями в развитии совершенствовать свои речевые навыки, преодолевать страх и неуверенность в процессе пользования речью; развивает способность чувствовать красоту языка, поэтического и художественного слова; духовно обогащает детей и вызывает у них интерес к чтению художественной литературы.

Основной язык театрального искусства — действие; его основные признаки — диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство очень близким детям. Возможности театрализованно-игровой деятельности велики в плане коррекционно-педагогического воздействия. Приобщение к миру театра позволяет воспитывать положительные личностные качества и нравственно-этические основы, развивать психические функции детей (внимание, воображение, речь, память и др.).

Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, его активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде.

Достаточно широкое применение в системе специального образования получили технические средства обучения (ТСО). Их использование играет важную роль в коррекции и компенсации недостатков развития детей. К ТСО относится аппаратура, предназначенная для более эффективного и качественного усвоения и закрепления в доступной форме предъявляемого учащимся материала.

Использование ТСО позволяет:

  • — знакомить учащихся с окружающим миром во всем его многообразии и развитии;
  • — выделить в сложном отдельные компоненты и раскрыть их взаимосвязь;
  • — рационально использовать учебное время;
  • — обеспечивать наглядность обучения;
  • — создавать действенные мотивы к получению знаний, а также к использованию их в практической деятельности.

В настоящее время в системе специального образования ТСО используются довольно эффективно; подчас организовать учебно-воспитательный процесс без их применения вообще не представляется возможным.

В обучении различных категорий лиц, имеющих особые образовательные потребности, все шире применяются персональные компьютеры (ПК). В отличие от массовой системы образования, в специальном образовании ПК являются эффективным средством преодоления вторичных отклонений в развитии и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся.

Вопросы для самоконтроля

1. Как вы понимаете социальную реабилитацию человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности средствами специального образования?

  • 2. Что является методологической основой специального обучения?
  • 3. Объясните, чем отличается организация учебного дня в коррекционной (специальной) и массовой школе?
  • 4. Какова роль личности педагога в процессе воспитания детей с особыми образовательными потребностями?
  • 5. Каковы возможности искусства как средства коррекции и развития?
  • 6. Дайте характеристику основным группам технических средств обучения и компенсации нарушений в специальном образовании.

Самостоятельная работа

Подготовьте сообщение на тему: «Способы компенсации нарушений развития и ограничения возможностей детей и подростков средствами специального образования».

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector