Современные дети и гаджеты

Влияние гаджетов на когнитивное развитие дошкольников

Жизнь в цифровую эпоху немыслима без электронных устройств и интернета. Дети проводят время перед маленькими и большими экранами почти с рождения, чем вызывают у родителей тревогу, раздражение и чувство вины. Каково соотношение вреда и пользы гаджетов для развития мозга детей до 8 лет? Объясняет нейропсихолог Антонина Романова.

Мобильные устройства и компьютеры нужны современному человеку для общения, работы, познания и развлечения. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, потому что делают ее легче, интереснее, разнообразнее, позволяют быстро получать необходимую информацию и решать многие повседневные задачи.

Детей, подростков и молодых людей поколения Z, родившихся уже в цифровую эпоху, называют цифровыми аборигенами. Тем не менее влияние электронных устройств на развитие ребенка по-прежнему вызывает у специалистов и родителей много опасений, хотя родителей, которые не дают детям в руки гаджеты, становится все меньше. Что нужно знать старшим поколениям о плюсах и минусах использования мобильных устройств и компьютеров? Как влияют гаджеты на развитие высших психических функций ребенка? Попробуем разобраться с позиции детской нейропсихологии.

Вред гаджетов для детей

ребенок играет на планшете в дороге

Влияние на здоровье

  1. Электромагнитное излучение современных гаджетов негативно влияет на незрелую нервную систему детей.
  2. При чрезмерном увлечении ими у детей наблюдается проблемы с координацией действий руками, что проявляется, например, в играх с мячом. также не развивается. Ребенку полезно играть конструктором и мозаикой, а не пользоваться компьютерной мышкой. Дети недополучают необходимых им сенсорных ощущений.
  3. Пристальное всматривание в небольшие объекты на экранах телефонов и планшетов развивает близорукость.
  4. Вредно увлечение гаджетами и для детского позвоночника. Ребенок за компьютером долго сидит в одной позе, а его голова неестественно наклонена.

Детско-родительские отношения

Родители дают детям гаджеты с разными целями: для развития, для переключения внимания при капризах, когда нужно долго ждать или просто, чтобы выкроить себе свободное время. Но делать это с совсем маленькими детьми до 2 лет нельзя. В таком раннем возрасте у ребенка формируются особые эмоциональные взаимоотношения с близкими людьми. Замена родителей таким привлекательным устройством приводит к нарушениям этих связей.

В возрасте 2-7 лет дети осваивают ролевые игры, в которых они копируют действия взрослых. Это очень важный этап в развитии малышей, когда они таким образом перенимают систему человеческих взаимоотношений, учатся анализировать свои поступки.

Ролевые игры требуют от ребенка высокого творческого и интеллектуального уровня, умения сотрудничать и договариваться, а электронные развлечения и игры примитивны и предполагают только повтор действий до достижения результата. А так как такие игры происходят без участия и вовлеченности взрослого, они не способствуют формированию правильных детско-родительских отношений.

Нарушения развития речи

У человека с рождения органы артикуляции готовы к произношению звуков. Но для развития речи (устной, а затем и письменной) необходимо время и определенные условия. Первые три года жизни ребенка очень важны для развития связной речи. Только желание малыша узнать мир взрослых, быть услышанным и понятым, побуждает его говорить. А взрослые должны эмоционально реагировать на попытки ребенка общаться, проговаривать ему все происходящее вокруг, петь с ним песенки, заучивать стишки. Раннее знакомство с гаджетами тормозит развитие речи и усугубляет коммуникативные проблемы.

Трудности в обучении чтению и восприятии информации

Многие современные дети, использующие гаджеты с раннего возраста, имеют сложности в удержании в памяти предыдущей фразы при прослушивании текста, связывании слов в предложения, понимания смысла рассказа. Отсюда и дальнейшие проблемы с чтением. Они понимают отдельные слова и короткие предложения, но суть текста от них ускользает, поэтому читать становится скучно и неинтересно.

Частые экранные игры вызывают неправильную работу глазных мышц. Глаза привыкают следить за яркими перемещающимися объектами, а фокусировать взгляд на том, что не движется, очень трудно. Отсюда и проблемы с прослеживанием строки в направлении слева направо и возвратом на новую строчку.

Влияние на психику ребенка

В детстве закладываются основы и происходит наиболее быстрое развитие психики человека. Гаджеты способствуют интеллектуальному развитию, но негативно влияют на развитие мышления и восприятия. Яркие картинки вызывают у ребенка сильные эмоции, зрение и слух его перенасыщаются, а в тактильных и осязательных ощущениях испытывается дефицит. Воображение и фантазия ребенка также не развиваются, поскольку ему предоставляются уже готовые формы.

Современные мультфильмы и игры создаются таким образом, чтобы ребенок сразу и без усилий получал удовольствие и положительные эмоции. В реальном же мире для этого нужно приложить много труда. Понять, какая игрушка нравится, придумать, как с ней поиграть, пригласить кого-то поиграть с тобой — все это достаточно сложно. А нажав на кнопку, можно получить удовольствие сразу же. У ребенка все слабее становятся стимулы для взаимодействия с реальным миром.

У детей, предпочитающих играть в «стрелялки» искажается восприятие мира. Ребенок не в состоянии отделить игру от реальности. Поэтому все трюки компьютерных героев, их способность к восстановлению он считает правдой. А также перенимает модель поведения, в которой не несется ответственность за совершенные плохие поступки.

Кроме того, игры не учат прилагать усилия и целенаправленно трудиться для достижения результата. При столкновении с проблемами в реальной жизни дети, чрезмерно увлеченные гаджетами, склонны к стрессам, истерикам, депрессиям.

Влияние на социализацию

Как уже было сказано, ребенку для формирования навыков коммуникации нужно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, играть в ролевые игры. Проводя много времени за гаджетами, дети не имеют возможности и желания совершенствовать эти умения. Поэтому их социализация страдает.

Опасно это и для подростков, которые соцсетями заменяют живое общение и выпадают из реальной жизни. Негативную роль играет и фактор анонимности. В Интернете легко жить двойной и даже тройной жизнью. Это создает препятствия формированию личности, идентичности, пониманию себя.

Сколько времени ребенку можно пользоваться гаджетами?

Рекомендации педиатров, неврологов, психологов относительно времени, которое дети разных возрастов могут проводить за гаджетами, следующие:

  • детям до 2 лет не стоит давать в руки гаджеты;
  • детям 3-4 лет — 30-40 минут в день;
  • детям 5-6 лет — 1 час в день;
  • детям 7-9 лет — 1,5 часа в день;
  • детям 10-13 лет — 2 часа в день;
  • детям 14-16 лет допустимо использовать гаджеты до 3 часов в день.

Риски воздействия компьютера

Всё хорошо в меру. Так же как и взрослые, те дети, которые проводят слишком много времени, сидя перед компьютером, имеют большой риск возникновения ряда заболеваний, причиной которых является долгое пребывание в одной позе. Кроме того, зрение детей, проводящих слишком много времени за компьютером, также ухудшается.

Мы подобрались к еще одной потенциальной проблеме. Проблеме слишком большого количества времени, проведенного за экраном компьютеров, электронных книг и смартфонов. Все цифровые устройства с цифровыми дисплеями излучают значительное количество синего света. Он может увеличить риск развития жёлтых пятен на белке глаз в будущем.

И хотя солнце излучает значительно больше ультрафиолета, чем компьютеры и другие цифровые устройства, дополнительное воздействие синего света вредно для организма. Дети получают его от всех этих устройств, и в зависимости от того, насколько близко к глазам находятся дисплеи электронных устройств, негативное влияние на глаза увеличивается или же уменьшается. Ученые и медики обеспокоены этим воздействием на глаза детей и пытаются найти эффективные способы решения данной проблемы.

Многие врачи, которые специализируются на детском зрении, считают, что если дети пользуются компьютером слишком долго — они ставят под угрозу своё здоровье в будущем.

По этой причине рекомендуется проводить беседы с детьми и регулярно напоминать им о том, сколько времени им следует проводить за компьютером.

Консультация для родителей. Компьютер и дошкольник. Выполнила: воспитатель Мустаева М.А.

Цель: Развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

— познакомить детей с компьютером, как современный инструмент для обработки информации.

— познакомить с правилами безопасной работы на компьютере.

Многие родители, купив своему ребенку компьютер, вздыхают облегченно, т.к. этим в какой-то степени решаются проблемы свободного времени ребенка, его обучения, а также получения им заряда положительных эмоций от любимой игры и т.п.

Маленький ребенок – очень чувствительный организм, все физиологические системы которого, в том числе и необходимые для успешного взаимодействия с компьютером, развиваются в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Чем же полезны компьютерные игры?

— Компьютерные игры тренируют память, развивают абстрактное мышление, учат сначала думать, а затем действовать.

— Среди современных компьютерных программ много развивающих и обучающих, с помощью которых дети знакомятся с формой и цветом, буквами и цифрами, окружающим миром, приобретают элементарные экологические знания и т. д.

— Компьютерные игры формируют у ребенка мотивационную и интеллектуальную готовность к обучению в школе.

cartoon clipart of student with computer 12

Многие родителя задают вопрос: «Вредно ли ребенку сидеть за компьютером?». Компьютер прочно вошел в нашу современную жизнь и изолировать ребенка не разумно, компьютер- это источник информации и развития интеллекта ребенка.

Но должны быть определенные ограничения -это соблюдение гигиенических норм, строгий отбор игр и ограничения во времени.

Чтобы компьютер стал вашим помощником в воспитании и развитии ребенка необходимо изучить и запомнить несколько правил при работе с компьютером:

-Компьютер лучше поставить в углу или, чтобы задняя поверхность компьютера была повернута к стене.

-В комнате, где расположен компьютер, рекомендуется ежедневная влажная уборка.

-Перед тем как работать на компьютере, протирайте экран тряпочкой.

-Пусть в комнате, где стоит компьютер, будут комнатные цветы, поставьте рядом кактус.

-Почаще проветривайте комнату, где стоит компьютер, и следите за влажностью.

Так же ребенка нужно научить делать простую гимнастику для глаз, это очень важно для детского зрения.

Гимнастика для глаз выполняется достаточно просто:

-Плавно закрыть, потом плавно и широко открыть их. Повторить такие движения несколько раз.

-Посмотреть на предмет, который рядом, потом посмотреть на предмет, который очень далеко. Так смотреть несколько раз.

-Голова не поворачивается, только глазами смотрим вокруг в одну сторону, потом в обратную сторону. Повторить так где-то несколько раз.

Упражнения просты и скоро ребенок сможет их выполнять самостоятельно.

Рабочее место — так же очень важный момент. Организовать его не трудно, но оно обеспечит вашему ребенку комфортные занятия за компьютером.

Мебель должна соответствовать возрасту ребенка. Стул лучше выбрать со спинкой. Монитор должен быть на расстоянии около 25-30 см от глаз ребенка.

Slide2

Если вы прислушаетесь к нашим несложным советам и будете их придерживаться, то ваш ребенок будет познавать компьютер только с пользой. Мир компьютерных игр богат и разнообразен, главное – соблюдать родительский контроль за качеством детских «игрушек». Желаю вам превратить компьютер из врага в верного друга для ребенка.

Строитель самого себя

Чтобы понять, какое влияние оказывает компьютер на ребенка-дошкольника, давайте сначала разберемся, что происходит в развитии малыша в этом возрасте.

Известный педагог, психолог, врач Мария Монтессори еще 100 лет назад называла дошкольника «строителем самого себя». Это было очень важное открытие, которое подтверждается и исследованиями современной психологии. Оно заключается в том, что в нашей психике не может появиться то, чего бы не было вначале в реальной практической деятельности, деятельности руками, манипуляции реальными предметами.

Человек обладает удивительно длинным периодом детства. Он рождается беспомощным как ни одно другое живое существо. И ему еще только предстоит стать представителем своей культуры. Допустим, щенок, даже если он останется без мамы и будет выкармливаться и воспитываться людьми, все равно вырастет собакой: будет бегать на четырех лапах и лаять. А с ребенком все по-другому.

Как он будет передвигаться, как говорить — и будет ли говорить вообще, даже то, как он будет воспринимать окружающий мир, — все это зависит от условий, в которых ребенок вырастет. Есть достаточно примеров реальных Маугли— детей, воспитанных животными. И если они не попадали к людям в достаточно раннем возрасте, то передвигались на четвереньках и так и не осваивали человеческую речь.

Конечно, для ребенка важен пример окружающих — это источник для подражания. Но при этом еще важнее его собственная деятельность в этом окружении.

Дети и социальные сети

дети и социальные сети

Социальная сеть, без сомнения, является одной из самых революционных технологий XXI века. Миллионы пользователей по всему миру выбирают социальные сети, такие как Facebook и ВКонтакте. Эти ресурсы показали себя эффективным инструментом для общения, создания онлайн-сообществ и продвижения бизнеса. Тем не менее, когда речь заходит о детях в социальных сетях, особенно если они только начинают знакомится с ними, данные технологии таят в себе ловушки, о которых следует знать заранее.

Проблемы в социальных сетях

Как уже говорилось ранее, кибербуллинг получил широкое распространение в эру развития социальных сетей. Так как число случаев кибербуллинга в сети продолжает расти, нужно быть готовым, что любой ребёнок в Интернете может столкнуться с угрозой психологического насилия.

Помимо этого, нахождение ребёнка в социальных сетях в разы увеличивает риск атаки интернет-хищника. Преступные личности в целях маскировки очень часто используют фальшивые профили, напоминающие профиль ребёнка. Именно поэтому в момент знакомства с социальными сетями ребёнок должен быть предупрежден об опасности встречи с интернет-хищниками.

Ограничения по возрастным категориям

ученицы младших классов за планшетом

Родители должны сами решить в каком возрасте их ребёнок начнет пользоваться социальными сетями. У большинства социальных сетей для лиц младше 13 лет доступ к платформам и регистрация на них запрещены. Однако, некоторые родители, предпочитают дождаться пока их ребёнок достигнет определенного уровня зрелости, прежде чем ему разрешат ему пользоваться социальными сетями (Facebook, Twitter, ВКонтакте и т.д.).

Контролируйте деятельность ребёнка онлайн

Если ребёнок пользуется социальными сетями, родители должны следить, чем он занимается в сети: какую информацию выкладывает в своём профиле, с кем общается, какие материалы читает и т.д. Отличным инструментом для этих целей могут стать приложения, реализующие родительский контроль – например, сервис «Где мои дети», позволяющий узнать, сколько времени ребёнок проводит, общаясь в социальных сетях и мессенджерах.

Польза компьютера.

Предубеждений, касающихся компьютера, существует несколько. Одно из них следующее: частое пребывание в виртуальном мире наносит вред эмоциональному и интеллектуальному развитию. Ребёнок становится рабом сети Интернет, то есть он теряет интерес к саморазвитию, ручному труду и самостоятельному мышлению.

Но при всём этом компьютер всё-таки имеет немалое количество плюсов, значительно облегчающих человеческую жизнь. Помощь в выборе увлечения, различные обучающие программы, возможность получить любую информацию и т. д. — всё это помогает вашему ребёнку.

Конечно, ребёнок может случайно (а может, и нет) попасть на сайты, от которых вам бы хотелось его уберечь. Это может быть и сообщество националистической организации, и секта — всё, что угодно. Но ведь с этим можно столкнуться и в реальности. Наверное, тут противопоставить можно только интерес к жизни ребёнка и ваши с ним доверительные отношения.

Второе предубеждение заключается в том, что из-за компьютера ребёнок перестаёт общаться со сверстниками в реальности, ведь виртуальный мир кажется ему гораздо более интересной. Но это является заблуждением.

Если ваш ребёнок мало общается с одноклассниками, компьютер в этом не виноват. Наоборот, когда ребёнок необщителен, он проводит много времени, сидя за компьютером. И, благодаря такому времяпровождению, он может найти новых друзей со схожими вкусами и интересами.

Многие люди не одобряют компьютерные игры. Они считают, что игры отвлекают детей от учёбы, формируют жестокость и так далее. Но есть люди, одобряющие такую форму детских развлечений.

Во-первых, компьютерные игры приносят удовольствие детям. Во-вторых, во время прохождения какой-либо игры, у ребёнка формируются качества, которые не раз пригодятся ему в жизни. Он учиться добиваться определённых целей, доводить дело до конца, улучшать свои результаты. Проявляя настойчивость, ребёнок, тем самым, развивает её. Также игры способствуют интеллектуальному развитию, ведь во многих из них нужно выбирать между несколькими вариантами решения и проявлять смекалку. В-третьих, игры бывают не только развлекательными, но и обучающими и развивающими. Вы можете приобрести своему ребёнку игры, способствующие стремительному развитию логического мышления, памяти и пространственного мышления.

Стоит отметить, что компьютерные игры имеют ещё одно немаловажное значение — снятие нервно-психического напряжения. Сражаясь с драконами, играя в гонки, ребёнок быстро успокаивается, так как в то время, когда он играет, он выплёскивает все отрицательные эмоции.

Нужен ли ребенку компьютер?

Что касается детей младшего дошкольного возраста, то для них также найдется множество интересных развивающих игр, особенно если речь идет о планшетном компьютере. Более того, планшет иногда становится настоящим спасением молодой мамы, особенно когда нужно чем-то занять ребенка в долгой поездке или очереди в детской поликлинике. Вот что пишут об этом на тематических форумах:

«У меня гиперактивный ребенок и заставить его посидеть 5-10 минут просто невозможно — в поликлинике всегда начинались скандалы из-за этого. Моим спасением стал обычный планшет: просто включаю ему „Фиксиков“ или пазлы и ребенок спокойно сидит играет. Тандем ребенок и компьютер очень выручает!»

«Дочка очень эмоционально реагировала, когда я выходила из комнаты. Стала включать ей развивающие мультики — теперь хоть кофе могу спокойно выпить или посуду помыть»

Компьютер, конечно же, вещь нужная и полезная, но тут возникает второй вопрос: в каком возрасте ребенку еще рано играть на компьютере, а в каком «уже пора»? Например, уже существуют специальные развивающие мультфильмы для детей от 3-6 месяцев, но не слишком ли это «нежный возраст»?

Телевизор, компьютер и дети: первое знакомство

Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…

В общем, в целях безопасности, лучше постараться объяснить ребенку назначение этих таинственных предметов, как только он начнет свободно перемещаться по квартире и сможет дотянуться до них своими цепкими пальчиками. Или вовсе удалить любимые игрушки родителей из поля зрения подрастающего чада, иначе получится как в этом сообщении с форума:

«Малому полтора года, за компьютером прямо „труситься“ — стучит по кнопкам изо всех сил, уже так наклацал, что монитор не включается, а как только забираю — кричит! Скоро на шкаф комп буду прятать…»

В идеале первое близкое знакомства малыша с техникой должно происходить в присутствии и под контролем взрослых. Например, мама с ребенком сидит за компьютером, и спокойным голосом рассказывает о том, что происходит на экране. Лучше подготовиться заранее и создать несколько презентаций с обучающими картинками — это могут быть домашние или дикие животные, овощи или фрукты, геометрические фигуры или карточки с основными цветами.

Что касается возраста, то здесь мнения специалистов несколько разделились. Одни утверждают, что ребенку не стоит играть на компьютере до 7 лет, другие же считают, что уже в возрасте 3-4 лет малыши готовы к такому знакомству. В любом случае это вопрос индивидуальный, все зависит от особенностей ребенка, его любознательности и состояния здоровья.

Обратите внимание: Компьютер в жизни детей играет значительную роль — здесь и обучение, и игры, и общение со сверстниками. Однако, как и в любом деле, важно знать меру: увлечение компьютером может негативно сказаться на детском здоровье и психике, как, впрочем, и любое бесконтрольное увлечение.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector