Слишком ли мы зависимы от компьютеров?
Слишком ли мы зависимы от компьютеров, возможна ли жизнь без них?
Мы отмечаем с ними праздники, работаем, учимся, общаемся, узнаем новости, делимся чувствами, открываем душу…. Вряд ли кто-то назовет точную цифру: сколько часов, месяцев, лет, десятилетий современный человек проводит за компьютером.
Эра компьютеров началась с 50-х годов прошлого века. Электронно- вычислительные машины должны были выполнять операции по заданным программам. 70 лет назад в США был создан первый электронный цифровой компьютер ENIAC для расчетов баллистических таблиц. К слову, он весил 27 тонн! Через тридцать лет, в 1976, на свет появился персональный компьютер Apple, более похожий на привычные модели.
Однако идея разработки «умных машин» появилась гораздо раньше — с развитием производства, науки и техники. История сохранила факт создания в 1822-м английским математиком Чарльзом Бебиджем прототипа «разностной» (аналитической) машины для автоматических вычислений, а дочка поэта Джорджа Байрона, графиня Ада Лавлейс написала программу для устройства…
Постепенно список функций и возможностей «умных машин» расширился. На компьютере стало удобно смотреть видео, читать литературу, работать с текстом, графикой, звуком, хранить и структурировать информацию, переписываться, делать заказы, ставки, решать множество практических задач, даже сочинять эссе! С помощью компьютера мы подключаемся к всемирной сети интернет, глобальному человеческому «разуму».
Внешний вид, габариты вычислительных машин также «приспосабливались» к потребностям человека. Первые компьютеры были огромными «шкафами», занимавшими большую площадь, и размещались на производствах, в учреждениях, научных институтах. С каждым годом компьютер становился компактнее и удобнее. Современным компьютерам достаточно места на столе, и теперь мы уже имеем дело с планшетами, которые просто держим в руке.
Ученые прогнозируют, что в ближайшем будущем компьютеры трансформируются в компактные линзы, предоставляющие человеку возможность сразу видеть нужную информацию. Возможно, появятся крохотные компьютеры размером с человеческий мозг. К слову, система образования также перейдет в форму «только ты и монитор»…
Неудивительно, что с расширением функций и сервисов компьютер стал занимать львиную долю времени человека. Для большинства из нас ежедневный утренний ритуал — включить компьютер и выключить его глубокой ночью.
Такую ситуацию вряд ли назовешь нормальной. Человек стал слишком зависимым, в чем-то подобным биороботу. Специалисты со всем основанием приравнивают компьютерную зависимость к наркотической.
Посмотрим на ежедневный процесс работы. Наши глаза смотрят на экран, где все мельтешит, сверкает, наши пальцы долго совершают одни и те же действия, спина, ноги, суставы находятся в неподвижном состоянии, мозг зациклен на решении повторяющихся несложных операций…
За чрезмерную привязанность к компьютеру человек расплачивается потерей времени, друзей, социальных связей, проблемами со здоровьем, и даже изменениями в психике, вплоть до «тихого помешательства». Специалисты считают, что виртуальная реальность действует на психику в разы сильнее мощных наркотических средств.
Особенно это опасно для детей. Они напрочь выпадают из реальности и находят себя в виртуальном мире обучения, игр и контактов. Уже доказано, что после длительных видеоигр у «геймеров» происходят четкие изменения в электрической структуре головного мозга, игры сопровождаются выбросом в кровь адреналина и эндорфинов , что, безусловно, вызывает привыкание.
Компьютер был создан как помощник человека для хранения и обработки информации, решения определенных задач, но оказался «монстром», пожирающим время и жизнь своего хозяина. Впрочем то же самое можно сказать о телевидение, высоких технологиях и других благах цивилизации. Мы в который раз убеждаемся и замечаем повторяемый писателями-фантастами стереотип: зависимость человека от собственных инструментов, творений его разума.
Человеку вообще свойственно находить человеческие качества, свое подобие в живых существах и неживых предметах. Мы наделяем человеческими характеристиками роботов, автомобили, домашнюю технику, животных… Потому неудивительно, что компьютер все больше становится незаменимым другом.
Переписка в соцсетях заменяет общение с друзьями, диалог по «Скайпу» — встречу и чаепитие. Вместо прогулки на природе — просмотр почты или красивых картинок. Вместо занятий спортом — компьютерный тренажер…
Было бы ошибочно думать, что в плену виртуальной реальности пребывают люди недеятельные, неразвитые, обеспечивая тем самым свое времяпрепровождение, заполняя духовную пустоту. Это совсем не так. Тысячи умных, грамотных, успешных людей отмечают втягивание и зацикленность, невозможность оторваться и переключиться на что-то другое. Не зря в сети гуляет шутка: как заработать с помощью интернета в два шага? 1)выключаем интернет (и компьютер), 2)идем работать.
Без сомнения, компьютер захватил наше внимание и время. Миллионы людей часами пребывают в состоянии «только я и монитор», и кажется, нет выхода? Может ли современный человек прожить без компьютера — один день, месяц, год.
Еще лет 20-30 назад мы бы могли положительно ответить на этот вопрос. Однако за последнее время компьютеризация настолько вошла в нашу жизнь, что уже невозможно представить себе работу, развлечения, занятие творчеством без компьютерных программ и сети интернет.
Что уж говорить о людях, занятых исследованиями, наукой. В нашем мире скоростей, когда ситуация меняется молниеносно, специалистам приходится постоянно общаться, обмениваться наблюдениями, информацией. Разве это было бы возможно без компьютерных технологий?
Знания человечества колоссально увеличиваются с каждым днем. Задумайтесь: какое бы хранилище смогло бы вместить накопленную за тысячелетия информацию даже по отдельному направлению? Только компьютер с его огромными возможностями безошибочно найдет то, что нам необходимо в данный момент.
Представим, что нас выбросило волной на далекий остров. Добывая огонь и воду, мы сможем прожить. Но будет ли это существование полноценным, не окажется человек «дикарем» в отрыве от цивилизации? Находясь в изоляции, он будет явно несовременен.
Сегодня без компьютера пока еще может прожить ограниченное число людей, построивших свою жизнь на совершенно иных, отличных от большинства людей, деятельности и ценностях (общению с Богом, обращению к высшему разуму). Допустим, какой-то индивидуум обладает феноменальными способностями, талантом исцелять людей и может обойтись без компьютера. Но чтобы не отставать от достижений человечества, других людей, ему рано или поздно понадобится компьютер.
Возможно, когда-то люди научатся передавать свои мысли на расстояние, оперировать огромными массивами информации, человеческий мозг станет более совершенным и превзойдет создание техники… Пока это только мечта. Пока у современного человека есть только один выход: ограничивать власть электронного «друга», четко организовывать свое время, больше контактировать с близкими, обществом, живой природой, быть ближе к потребностям своей души, Богу…
Да, компьютер не относится к жизненным потребностям человека, таким, как вода, пища, сон… Он не может заменить нам свет, воздух, звезды… Но все же жизнь без него в современном мире нереальна, и разве это жизнь.
Are we too dependent on computers, is life possible without them?
We celebrate holidays with them, we work, study, communicate, learn news, share feelings, open our souls… It is unlikely that anyone would call an exact figure: how many hours, months, years, decades, modern person spends on the computer.
The era of computers started with the 50-ies of the last century. Electronic computers had to execute the operations according to a given programs. 70 years ago, the first electronic digital computer ENIAC was established for the calculations in the United States. By the way, it weighed 27 tons! Thirty years later, in 1976, the Apple personal computer appeared, more like the familiar model.
But the idea of the developing of «intelligent machines» has appeared much earlier, when manufacture, science and technology had developed. History has preserved the fact of creating in 1822 the prototype of analytical Machine for automatic calculation by English mathematician Charles Burbidge, and the daughter of the poet George Byron, Countess Ada Lovelace wrote a program for a device…
Gradually the list of functions and features of «intelligent machines» has increased. The computer has become convenient to watch video, read books, work with text, graphics, sound, store information, to correspond, make reservations, make rates, to solve many practical problems, even writing an essay! Using a computer we connect to the world wide web, a global human «mind.»
Appearance, size computers also have been adapted to the person’s needs. The first computers were huge «closets», occupied a large area and housed in factories, institutions, research institutes. Since the computers are becoming smaller every year and more convenient. For modern computers there is enough space on the table, and now we are dealing with tablets that we are just holding in hand.
It is not surprising that with the growing number of functions and services of the computer it began to take the biggest part of personal time. For the most of us a daily ritual: turn on the computer early in the morning and turn it off late at night.
We can hardly call such a situation a normal one. Person has become too dependent, hi is like bio-robot. Experts with all the grounds believe that computer addiction equals drug addiction.
Let’s look at the daily work process. Our eyes look at the screen, where all flickers, glows, our fingers make the same action for a long time, back, legs, joints are immobile, the brain is fixed on solving repeatitive simple operations.
For excessive attachment to a computer person pays with a waste of time, friends, social relationships, health problems, and even changes in the psyche, until «quiet madness.» Experts believe that the virtual reality effect on the psyche at times more than strong drugs.
This is especially dangerous for children. They completely fall out of reality and find themselves in a virtual world of training, games and contacts. It has been proved that after a lengthy videogames «gamers» have changes in the electrical structure of the brain, computer games cause the adrenaline emission into the blood, which, of course, is addictive.
The computer was created as an assistant to a person for storing and processing of information, solving certain problems, but it became a «monster», devouring time and the life of his master. But the same can be said of television, high-tech and other benefits of civilization. We see again and again the repeated idea of science fiction writers: person’s dependence on his own instruments, creations of his mind.
Person in general tends to find the human qualities in living beings and inanimate objects. We endow robots, automobiles, household appliances, animals with human characteristics. Therefore it is not surprising that the computer is increasingly becoming an indispensable friend.
The correspondence in social networks replace socializing with friends, a dialogue on «Skype» — meeting and tea. Instead of walks outside — looking through the mail or beautiful pictures. Instead of sports — a computer simulator.
It would be a mistake to think that the virtual reality attracts inactive, primitive people, who fill their the free time and spiritual emptiness with it. It’s not like that at all. Thousands of smart, educated, successful people notice addiction and fixation, the inability to break away and switch to something else. There is joke in the Internet: how to make money using internet two steps? 1) turn off the internet (and computer), 2) go to work .
Without a doubt, the computer captures our attention and time. Millions of people spend hour in the state «just me and the monitor», and it seems that there is no escape? Could modern person survive without a computer — one day, month, year.
Even 20-30 years ago, we were able to respond positively to this question. Recently, however, computerization is so embedded in our lives that, it is impossible to imagine the work, entertainment, creativity without the computer programs and the Internet.
What can we say about the people involved in research, science. In our world of high speeds when situation is changing at lightning speed, professionals have to constantly communicate, exchanging observations and information. Could it be possible without computer technology?
Knowledge of mankind tremendously increases day by day. Think about it: what kind of store would be able to accommodate the information stored during thousand years even in some areas? Only computer with its enormous capacity can accurately find what we need in a moment.
Imagine that we are on a remote island after the shipwreck. We can live by getting fire and water. But can we call such existence a full-fledged? Will not people become a «savage» in isolation from civilization? Being in isolation, person becomes clearly outdated.
A limited number of people today can still live without a computer those who have built their lives in a completely different way, different activities and values (communion with God, an appeal to the space). For example, some individual has phenomenal abilities, talent to heal people and he can do without the computer. But to keep up with the achievements of humanity and others, sooner or later he will need a computer.
Maybe someday people will learn to convey their thoughts in the distance handle huge amount of data, the human brain will become more perfect, more productive. It’s only a dream. The modern person has only one way out: to limit the power of the electronic «friend», clearly organize his time, have more contacts with family, society, wildlife, to be closer to the needs of his soul, to God.
Yes, computer does not belong to the vital human needs such as water, food, sleep. It cannot replace us light, air, stars . Yet life without it is unrealistic in today’s world, and can we call it a life.
Светлана, здравствуйте!
Я тоже часто задумываюсь над этой проблемой. Рассказ (эссе), как Вам больше нравится, написан превосходно. Считаю, что эта тема очень своевременна.
Большое спасибо!
Мой ребенок постоянно сидит за компьютером!
Потому что в виртуальной жизни можно с ЛЕГКОСТЬЮ добиться того, чего не хватает в реальной жизни.
Во-первых, с помощью компьютера (компьютерных игр) ребенок с легкостью уходит от реальности, реальной жизни, тем самым забывается и отвлекается от проблем. Во-вторых, в компьютерных играх ребенок может создать своего персонажа, наделив его теми качествами характера, которыми ребенок сам может не обладать, но мечтал о них. Например, ребенок физически слабый, худой, не посещает спортивные кружки, тем самым не может физически себя защитить, постоять за себя. Но его персонаж в компьютерной игре самый сильный, самый большой и всех других персонажей держит в страхе. Тем самым, ребенок настолько может вжиться в своего компьютерного персонажа, что забывает себя реального. Это может привести к агрессии ребенка, не внимательности, мечтательности («летает в облаках») и т.д.
Ребенок понимает и видит на своем опыте, что добиться, например, уважения в классе среди одноклассников в реальной жизни одному невозможно. А в виртуальной жизни добиться всеобщего уважения одному можно легко и быстро — всего лишь пройти надо пару уровней. Поэтому ребенок все свои силы выкладывает в виртуальную жизнь.
Что происходит с ребенком в реальной жизни? Он становится замкнутым, агрессивным, не общительным, утомленным.
Как определить, где начинается у ребенка зависимость от компьютера?
Следует различать зависимость и увлеченность ребенка компьютером. Зависимость — это патологическое пристрастие, навязчивая потребность ребенка в компьютере. Она не приносит никакой пользы ребенку, а только наоборот, разрушает его жизнь и самого ребенка (психически и физически). Увлеченность (увлечение) — это вид человеческой деятельности, некое занятие, которым регулярно занимаются на досуге, для души. Увлеченность можно еще назвать «хобби». Если ребенок только увлечен компьютером, то никакого вреда компьютер не приносит ребенку. Чтобы Вам было более понятно, подробно опишу симптомы зависимости и увлеченности.
Симптомы зависимости ребенка от компьютера:
1) Ребенок путает день с ночью. Все свое свободное время ребенок «тратит» на компьютерные игры. В том числе то время, которое отведено на сон.
2) Ребенок начинает проявлять агрессивность к родителям. «Лучшее средство защиты — это нападение», поэтому агрессивность — это защита ребенка от негатива, недовольства, ругани родителей. Также, компьютерные игры оказывают сильное влияние на детскую психику, тем более игры с жестоким сюжетом (убийство, насилие и т.д.).
3) Отказ ребенка от еды. После 7-ми часов за компьютерной игрой Вы зовете ребенка ужинать, на что отвечает «Я не хочу есть».
4) Ребенок перестал выходить на улицу, точнее перестал выходить из комнаты, где находиться компьютер.
5) Ребенок перестал общаться с живыми людьми в реальной жизни. Его общение ограничивается с людьми из виртуальной жизни.
6) Значительно ухудшилась учеба в школе и ее посещаемость.
7) Ребенок врет, пытаясь скрыть факт того, что он играл.
8) Все свои деньги тратит на онлайн-игры и очень переживает, если не заплатил.
9) Ребенок испытывает чувство отчужденности, гнева, депрессии, когда рядом нет компьютера.
10) У ребенка все чаще болит голова, спина, шея, глаза.
Симптомы увлеченности ребенка компьютером:
1) Ребенок отслеживает и контролирует время, которое проходит за компьютером.
2) Во время компьютерной игры, ребенок делает перерывы, переключает свое внимание на другую деятельность.
3) Компьютерные игры не мешают учебному процессу ребенка.
4) Компьютерные игры не являются причиной ссор между Вами и ребенком.
5) И самое главное, компьютерные игры вдохновляют ребенка. Ведь каждое хобби человека приносит вдохновение ему и позитивный настрой.
Что делать, как «вытащить» ребенка из всемирной паутины в семью?
1) Как можно меньше агрессии в адрес ребенка по поводу его компьютерных игр.
2) ПОСТЕПЕННО сокращайте ребенку время за компьютером, переключая его внимание на другую деятельность. Желательо, чтобы эта деятельность нравилась ребенку (не начинайте с учебы или выполнения домашнего задания). Лучше начать с хобби ребенка, вспомнить его. Если ребенок увлекался рисованием, то предложите ему что-нибудь нарисовать, заинтересуйте его. Если у ребенка хобби не было, то прогуляйтесь с ним по парку, сходите в кино, покатайтесь на коньках и т.д. Поговорите с ребенком о том, что его интересует (помимо компьютера), плавно выводя разговор о появления его хобби. Помогите ребенку в его начинании, поддержите его. Например, если из разговора Вы услышали, что ребенок хотел научиться играть в футбол, то запишите его в футбольную секцию (которую вместе с ребенком выбрали), посоветуйте посмотреть фильмы про футболистов (для вдохновения ребенка).
3) Не запрещайте ребенку сидеть за компьютером, а чаще напоминайте ему о его хобби. Интересуйтесь успехами ребенка, хвалите его, поддерживайте.
4) Помимо хобби, ПОСТЕПЕННО возвращайте ребенка в учебу и в общение с живыми реальными людьми. Начните с выполнения домашнего задания. Предложите ребенку позвонить одноклассникам (друзьям) и спросить домашнее задание.
5) Разговаривайте с ребенком о семье (о бабушке, о дедушке, о тете, о дяде и т.д.), рассказывайте ему как у них дела, что нового. Сходите в гости к родственникам или пригласите их к себе домой.
6) Решите все проблемные вопросы в семье. Если в ссоре с мужем, то помиритесь. Возобновите семейные традиции.
Чаще всего ребенок «уходит» в компьютер из-за родителей. Все начинается с бытовых ссор между мужем и женой, которые перерастают в скандалы со словами «Если тебе не нравится — разводись!». Слыша эти ссоры, ребенок уходит в свою комнату, включает компьютер и «с головой» погружается в виртуальный мир, где нет никаких ссор.
Если Вы хотите помочь ребенку, то помогите сначала себе!