Сколько должен длиться урок на дистанционном обучении: ответ Санпина
Сколько должен длиться урок на дистанционном обучении? Максимальная продолжительность не должна превышать 30 минут. Для более молодых школьников время сокращается до 20 минут для 5-6 классов и до четверти часа для 1-4 классов. Обязательным условием является наличие перерывов и ограничение по времени на выполнение домашнего задания. Ниже рассмотрим главные моменты, касающиеся «дистанционки» и действующих требований.
При создании планов учитель обязан знать, сколько длится урок на дистанционном обучении по времени в школе, делать ли перерывы, и какие требования предъявлять к домашним заданиям. Рассмотрим базовые требования, действующие на начало 2021 года.
Сколько по времени идет занятие
Для начала разберемся, сколько идет урок на дистанционном обучении для учеников разных классов. Методические указания описывают ориентировочные модели программ и проведения уроков на удаленном режиме. В частности, урок должен длиться не более трети часа. Но существуют уточненные данные СанПиН, сколько длится урок на дистанционном обучении. Он касается учеников младших классов:
- для первых-четвертых классов — 15 мин;
- для пятиклассников и шестиклассников — 20 мин.
С учетом этого легко сказать, сколько должен идти урок на дистанционном обучении для остальных учеников. Он может длиться не более получаса. Превышение этого времени ведет к повышенной нагрузке на ученика и не допустим по правилам.
Сколько уроков в день
При определении этого параметра необходимо знать, сколько часов на дистанционное обучение запланировано по программе. Учтите, что это число не должно отклоняться от планов, характерных для стандартной учебы. На удаленном режиме число уроков не меняется, но зависит от возраста учеников.
Наибольшая нагрузка на неделю для первоклассников — 21 час, а для старших классов — 37. С учетом этого легко вычислить, сколько уроков можно проводить при дистанционном обучении в день. Базовые условия:
- Первый класс — до 4-х.
- Со второго по четвертый класс — до 5-ти.
- Пятый и шестой классы — до 6-ти.
- С седьмого класса и выше — не выше 7-ми.
В начальных классах допускается добавление физической культуры.
Учителя обязаны знать, сколько уроков должно быть на дистанционном обучении, и сколько длиться каждый из них. С учетом этого необходимо строить программу на несколько недель или даже месяцев. При этом планы можно корректировать в меньшую, но никак не в большую сторону.
Электромагнитное излучение
Любой бытовой прибор излучает ЭМИ, однако человек не спит рядом с холодильником или работающей микроволновой печью, не смотрит телевизор на расстоянии 25-40 см от глаз, а вот при работе за ПК все излучатели сосредоточены рядом с телом: монитор, оперативный блок, мышь, клавиатура.
Независимое исследование компьютеров, распространенных на рынке данной продукции, которое проведено сотрудниками Центра ЭМ безопасности (г. Москва), позволило сделать неутешительный вывод о превышении биологически опасного уровня ЭМИ в зоне нахождения пользователя.
ПК повышают общий ЭМ фон, создаваемый бытовыми приборами и «облучают» не только того, кто сидит за экраном, но и окружающих. Зона в радиусе 1,5 м от компьютера считается опасной.
Повышенный ЭМИ фон вызывает:
- головные боли
- усталость, нервозность
- снижение сопротивляемости к инфекциям, начиная от кожи и заканчивая внутренними органами
- в рост количества злокачественных новообразований повышенный ЭМ фон также вносит свой неоспоримый вклад.
Мониторы ПК, изготовленные на электронно-лучевых трубках
Они являются доказанными источниками ультрафиолетового, мягкого рентгеновского, видимого, инфракрасного, радиочастотного, сверх- и низкочастотного ЭМИ. Более всего ЭМИ излучают задние и боковые стенки монитора. С каждым годом принимаются более жесткие нормы относительно мощности излучения монитора, производители же идут на хитрый шаг, не уменьшая эту самую мощность, но улучшая качество защитного покрытия, наносимого на лицевую часть экрана. Задняя и боковые стенки при этом все также излучают ЭМИ.
Системный блок
Системный блок также является мощным излучателем. Человеческий организм более всего чувствителен к ЭМИ в диапазоне 40-70 ГГц. На данных частотах длина волн соизмерима с размерами клеток, а значит – излучение с легкостью проникает в ткани. Особенность же современных ПК:
- это увеличение рабочих частот как процессора, так и периферических устройств
- повышение мощности до 400 — 500 Вт.
Вследствие этого уровень излучения блока в диапазоне частот 40-70 ГГц в тысячи раз увеличился за последних 2-3 года.
Ноутбук и ЖК мониторы
ЖК мониторы и ноутбуки, выполненные на основе жидких кристаллов, позиционируются как безопасные, поскольку не генерируют того «букета» ЭМИ, характерного для электронно-лучевых трубок. Но не только трубка является излучателем — генерировать вредные поля способен и преобразователь напряжения питания при работе устройства от сети, и схема управления, и другие элементы аппаратуры.
При этом ноутбук всегда расположен ближе к пользователю, а некоторые пользователи имеют привычку располагать ПК на коленях.
Исследование: Центры испытаний «ЦИКЛОН-ТЕСТ» и «ЭЛИТА» исследовали 5 типов ноутбуков от самых известных производителей. Измерение ЭМИ проводилось по 8 направлениям от аппаратуры, включая клавиатуру, поскольку она монолитно соединена с ноутбуком. При этом расстояния измерений от ПК брались меньшие, чем нормируемые стандартом MPR II.
Исследования показали, что при питании устройства и от сети, и от аккумулятора не выполнялись нормы MPR II у большинства образцов по всем 8 направлениям. Особенно значимые превышение наблюдались спереди и справа от ПК.
Влияние ЭМИ на детей и беременных
Мозговое вещество у детей отличается большей проводимостью, а кости черепа тоньше, что приводит к большей удельной поглощенной мощности в итоге. ЭМИ проникает глубже в отделы мозга.
ЭМП является биологически активным фактором в отношении эмбрионов. Как известно, чувствительность эмбриона к любым повреждающим факторам в разы выше, чем у взрослого, и ЭМИ не является исключением. Внутриутробное повреждение при работе за компьютером наиболее часто возникает на ранних стадиях развития, что приводит к выкидышам или поркам развития.
Отделка компьютерных классов
Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.
К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка – 0,7-0,8, для стен – 0,5-0,6, для пола – не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.
Сколько можно работать за компьютером без перерыва взрослым людям
Официально нормы времени работы с компьютером для работающих взрослых людей закреплены в санитарных нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Это сборник норм в части организации работы с компьютером, утверждённый главным санитарным врачом РФ в 2003 г. Долгое время документ регулировал отношения между работодателем и работниками в области охраны труда. За несоответствие нормам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 компетентные органы могли привлечь работодателя к административной ответственности. Т.е. если рабочие места работников, работающих с компьютерами, не были обустроены должным образом, если не проводились периодические медицинские осмотры таких работников, если в отношении них не соблюдались нормы времяпровождения за компьютером, работодатель мог получить штраф. С 1 января 2021 нормы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 утратили свою законную силу как юридический документ. Им в замену пришли санитарные нормы СП 2.2 3670-20, в которых говорится только о квадратуре размещения компьютерных экранов, и есть отсылка на закон, регулирующий нормативы освещённости рабочих мест. Таким образом государство облегчило участь работодателей в плане ответственности за организацию трудового процесса. Но ничто не мешает нам, пользователям компьютера, заботящимся о своём здоровье, руководствоваться упразднёнными нормами СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 как техническим документом. Ведь в своё время эти нормы создавались как раз таки в защиту прав работающих, с целью сбережения их здоровья.
И вот, друзья, в нормах СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 касательно времени провождения взрослых людей за компьютером установлено:
При активных нагрузках, коими являются чтение и ввод информации, необходимо делать 15-минутные паузы каждый час. Если нагрузки не слишком активны, паузы можно сократить до 10 минут;
Упражнения для глаз
+ Отвести взгляд от монитора и закрыть глаза.
+ Не открывая глаз, зажмуриться 10 раз.
+ Интенсивное моргание 10 раз.
+ «Рисовать» закрытыми глазами геометрические фигуры.
+ 10-15 раз переводить взгляд от самой отдаленной точки до кончика носа.
+ Массаж висков по часовой и против часовой стрелки.
Очень важный совет – это контроль ребенка во время работы за компьютером. Следите за тем, как он сидит за компьютером и что делает в это время. Тогда вы сможете сохранить и поддержать физическое и психологическое здоровье вашего ребенка. Будьте примером для него – приучитесь сами следить за осанкой, вместе делайте упражнения для осанки и зрения. Регулярно ходите на длительные пешие прогулки. Найдите любимый вид спорта. Даже простое катание на велосипеде принесет вам огромную пользу.
Примечание: Центр POLYCENT преподает основы информатики для школьников, робототехнику, ракетостроение, авиамоделирование и промышленный дизайн. Кроме того, организуем курсы 3D моделирования для детей, где опытные преподаватели научат создавать персонажей, виртуальные миры, анимированные ролики.
Общие положения
Работать в кабинете информатики могут абсолютно все ученики, начиная с 1-го класса, и работники учебного заведения, которые заранее прошли инструктаж по технике безопасности (об этом должны быть соответствующая запись в журнале проведения этого самого инструктажа по технике безопасности), а также тем, кто не имеет медицинских противопоказаний.
Все школьники должны работать в компьютерном классе в обязательном присутствии учителя (преподавателя, лаборанта). Во время занятий какие-либо посторонние лица могут находиться в кабинете только с разрешения администрации учебного заведения и учителя. К слову сказать, входить в кабинет без учителя тоже не рекомендуется, потому что дети могут повредить дорогостоящую технику и травмироваться сами. В школьных кабинетах информатики существует негласное правило, что на перемене до звонка учащиеся не заходят в кабинет.
Находясь в кабинете информатики, школьники должны выполнять следующие требования:
- входить в кабинет только в сменной обуви и без верхней одежды;
- обязательно выполнять правила пожарной безопасности (в случае возгорания следует немедленно покинуть кабинет и вызвать спасателей);
- соблюдать дисциплину, порядок и правила техники безопасности;
- запрещается приносить пищу и напитки в кабинет.
На переменах проводится обязательное проветривание кабинета, учащиеся при этом выходят в коридор. Перед началом занятия учащиеся спокойно, не спеша, не толкаясь, должны зайти в кабинет и занять места, которые закреплены за каждым из них.
Как должны проходить занятия
Продолжительность работы на компьютерной технике – это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет:
- не более 10 минут – для первоклассников;
- не более 15 минут – для учащихся младшей школы (до пятого класса);
- 20 минут – для учеников шестых и седьмых классов;
- 25 минут – для учащихся восьмых и девятых классов;
- 30 минут – для остальных.
Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках.
Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме.
Полезные функции ПК
Значимость компьютера во время учебы трудно переоценить. Функционал включает массу возможностей:
- Быстрый и удобный поиск информации при наличии доступа в Интернет. Нет необходимости ходить в библиотеку и часами переписывать нужные части текста.
- Возможность распечатывать рефераты и доклады дома при наличии подключенного принтера.
- Образовательные программы. Вы можете установить ребенку на ПК обучающие приложения, которые в форме игры знакомят детей с физикой, химией, биологией, математикой. Дополнительно включены тесты с моментальной проверкой.
- Прикладное ПО. В жизни обязательно пригодится элементарное знание Microsoft Word и Excel, а в некоторых случаях будет полезным умение создавать презентации в Power Point.
- Рисование. При наличии графического планшета на компьютере можно рисовать любые рисунки – не понадобится бумага, фломастеры и карандаши. Графические дизайнеры крайне востребованы.
Если ребенок планирует поступать на IT специальность, то наличие ПК просто необходимость. Чем раньше он освоит азы программирования, тем проще будет в университете. Однако для этого в школе должен быть опытный преподавательский состав, который будет заниматься с детьми на уроках и давать соответствующее домашнее задание, чтобы ученики постепенно осваивали возможности ПК.
Правила размещения оборудования в компьютерном классе
Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте.
Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей.
С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками.
Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды.
На стену, размещенную со стороны, противоположной окнам, вешают щиты с таблицами, справочными схемами и прочими пособиями, которые используются при знакомстве учеников с правилами техники безопасности, структурой компьютерных систем, функциями периферийного оборудования и пр. Таблица «Правила работы учащегося за компьютером» должна присутствовать на той же стене, что и стенды. В оформлении щитов и стендов допускается использование различных типов шрифта: печатного и рукописного, арабского и готического. Заголовки и подзаголовки выполняются в едином стиле.