База данных MS Access «Деканат»
СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ
Получение навыков работы по созданию структуры таблиц, модификации структуры таблиц, заполнению таблиц. Создание ключевых полей, индексированных полей, установка связей между таблицами. Удаление информации из связанных таблиц и восстановление этой информации.
2. Темы для предварительного изучения
Перед выполнением работы необходимо ознакомиться со следующими темами: Проектирование реляционных баз данных, Создание новой базы данных, Создание таблиц, Типы полей, используемые СУБД Access, Сохранение таблиц, Создание ключевого поля, Изменение структуры таблицы, добавление данных в таблицу, Редактирование и удаление данных, Изменение внешнего вида таблицы, Печать таблицы, Поиск данных в таблице, Добавление индексов в таблицу, Установка связей между таблицами.
Создать структуры таблиц, ключевые и индексные поля. Заполнить таблицы данными, установить связи, удалить данные, восстановить их.
Таблица 1. Варианты задания
Минимальный список характеристик
Наименование специальности, код группы, ФИО, дата рождения, домашний адрес, телефон слушателя, примечания — автобиография слушателя; код, название, количество часов и вид контроля предметов, код сессии и оценки каждого слушателя каждому предмету в каждую сессию.
РАБОТА С ЗАПРОСАМИ
Получение навыков работы по созданию запросов
2. Темы для предварительного изучения
Назначение запросов, типы запросов, создание запросов на выборку из одной или нескольких таблиц, типы запросов на изменение и технология их разработки.
Создать запрос на выборку информации из основной таблицы, из связанных таблиц, создать параметрический запрос, запрос для выбора информации для создания сложного отчета.
Получение навыков работы по созданию отчетов.
2. Темы для предварительного изучения
Назначение отчетов. Порядок создания отчетов. Разделы бланка отчетов. Элементы управления. Форматирование элементов управления. Сортировка и группировка. Сохранение и печать отчета.
Создать простой отчет, отображающий результаты обработки информации для Прикладной области, выбранной в соответствии с вариантом задания. Создать сложный отчет на основе ранее созданного запроса. Предметная область базы данных выбирается в соответствии с вариантом индивидуального задания.
Получение навыков работы по созданию экранных форм.
2. Темы для предварительного изучения
Назначение форм. Создание формы с помощью мастера форм. Создание простой формы в режиме Конструктора. Работа с элементами управления. Создание сложной формы на основе ранее созданных простых форм. Задание выражения для элементов управления.
Создать форму для ввода информации в таблицы в удобном для пользователя формате. Создать сложную форму, объединив формы, созданные для разных таблиц. Предметная область базы данных выбирается в соответствии с вариантом индивидуального задания.
СОЗДАНИЕ КНОПОЧНОЙ ФОРМЫ
Получение навыков работы по созданию кнопочных форм.
2. Темы для предварительного изучения
Необходимость создания кнопочных форм. Создание кнопочной формы с помощью диспетчера кнопочных форм. Создание новой кнопочной формы, которая открывается из стартовой кнопочной формы. Изменение существующей кнопочной формы. Выбор кнопочной формы, автоматически открываемой при открытии БД. Удаление кнопочной формы.
Создать кнопочную форму для работы с созданными объектами базы данных (таблицы, формы, отчеты). Предусмотреть выход из БД.
Создать базу данных (БД) Деканат.
Структура готовой базы данных «Деканат»
Рис. 1 Страница главной кнопочной формы
Рис. 2 Форма «Слушатели» с подчинённой формой «Оценки»
Рис. 3 Форма «Специальности» с подчинённой формой «Группы»
Рис. 4 Форма «Специальности и предметы»
Рис. 5 Страница Отчёты
Рис. 6 Отчёт «Оценки по фамилии»
Рис. 7 Отчёт «Слушатели группы»
Готовая БД организована в виде следующих таблиц:
Рис. 8 Скачать базу данных (БД) Деканат. Таблица «Оценки»
Рис. 9 Скачать базу данных (БД) Деканат. Таблица «Предметы»
Рис. 10 Скачать базу данных (БД) Деканат. Таблица «Распределение часов»
Рис. 11 Скачать базу данных (БД) Деканат. Таблица «Слушатели»
Рис. 12 Скачать базу данных (БД) Деканат. Схема данных
Скачать отчёт по базе данных с экранными формами бесплатно
Примерная цена 763 руб.
Точная цена зависит от способа оплаты.
Способы оплаты базы данных Access: WebMoney, Терминалы оплаты, Альфа-клик, Почта России, QIWI, SMS-оплата, Деньги@Mail.Ru, MTC, Мегафон, Яндекс.Деньги, Подарочный сертификат и другие
Скачать базы данных Access подобной тематики:
- Скачать базу данных (БД) Университет Скачать базу данных (БД) Университет
- «Учебное заведение» Скачать базу данных access Учебное заведение
- Распределение учебной нагрузки Скачать базу данных access Распределение учебной нагрузки
- Курсы повышения квалификации Скачать базу данных access Курсы повышения квалификации
- Определение факультативов для студентов Скачать базу данных access Определение факультативов для студентов
- Ежемесячные выплаты сотрудникам вуза Скачать базу данных access Ежемесячные выплаты сотрудникам вуза
- Скачать базу данных (БД) «Учет результатов сдачи вступительных экзаменов» MS Access Скачать базу данных (БД) «Учет результатов сдачи вступительных экзаменов» MS Access
- Библиотека института Скачать базу данных Библиотека института
- Студенческое общежитие Скачать базу данных «Студенческое общежитие» Access
- Автошкола Access Скачать базу данных «Автошкола» Access
- Скачать базу данных (БД) Абитуриент Скачать базу данных (БД) Абитуриент
- Скачать базу данных (БД) Библиотека Скачать базу данных (БД) Библиотека
- Скачать базу данных (БД) Компьютерные курсы (укр.) Скачать базу данных (БД) Компьютерные курсы (укр.)
- Скачать базу данных (БД), содержащую сведения об учёте детей в детсаду/яслях. Скачать базу данных (БД), содержащую сведения об учёте детей в детсаду/яслях.
- Скачать базу данных (БД) «Контроль оплаты за обучение» MS Access Скачать базу данных (БД) «Контроль оплаты за обучение» MS Access
- Скачать базу данных (БД) «Добровольное медицинское страхование» MS Access Скачать базу данных (БД) «Добровольное медицинское страхование» MS Access
- Скачать базу данных (БД) «Списание книг в библиотеке» MS Access Скачать базу данных (БД) «Списание книг в библиотеке» MS Access
- Скачать базу данных (БД) «График прививок» MS Access Скачать базу данных (БД) «График прививок» MS Access
- «Расчет заработной платы» Скачать базу данных access Расчет заработной платы
- «Учёт больничных листов» Скачать базу данных access Учёт больничных листов
- «Учет основных средств по МОЛ» Скачать базу данных access Учет основных средств по МОЛ
- «Сотрудники» Скачать базу данных access Сотрудники
Ключевые слова: Скачать базу данных Деканат; база данных access; бд access; субд access; базы данных access; access пример; программирование access; готовая база данных Деканат вуза; создание база данных; база данных СУБД; access курсовая Оценки студентов; база данных пример; программа access; access описание; access реферат; access запросы; access примеры; скачать бд access; объекты access; бд в access; скачать субд access; база данных ms access; субд access реферат; субд ms access; преимущества access; базу данных; скачать базу данных на access; базы данных; реляционная база данных; системы управления базами данных; курсовая база данных; скачать базу данных; база данных access скачать; базы данных access скачать; реферат база данных; база данных скачать; программа база данных; база данных; база данных курсовой; скачать базу данных access; access; готовая база данных access; база данных в access; база даних access; базы данных в access; бази даних в access; пример базы данных access; создать базу данных в access; бази даних access; примеры баз данных access; создание базы данных в access; базы access; запросы в access; access отчеты; таблицы access; таблиці access; макросы в access; создание запросов в access; создание баз данных в access; отчеты в access; создание таблиц в access; access курсовой; примеры бд access; формы access; таблиці в access; базы данных microsoft access; купить базу данных; нормализация данных; примеры СУБД; база данных примеры; курсовые работы по СУБД; нормализация; базе данных; структура БД; пример БД; база запросов; учебная база данных; проектирование БД; данных; описание БД; субд реферат; создать БД; база данных по; использование БД; курсовая работа база данных; готовая.
Созданная в Microsoft Access база данных «Деканат» содержит таблицы: «Группы», «Оценки», «Предметы», «Распределение часов», «Слушатели», «Специальности». Таблица «Группы» состоит из полей: Группа, Код специальности. Структура таблицы «Оценки»: Код слушателя, Код предмета, Код сессии. Структура таблицы «Предметы»: Код предмета, Название предмета, Код специальности. Таблица «Распределение часов» состоит из полей: Код предмета, Код сессии, Количество часов, Вид контроля. Структура таблицы «Слушатели»: Код слушателя, Группа, ФИО, Дата рождения, Домашний адрес, Телефон, Примечание. Структура таблицы «Специальности»: Код специальности, Название специальности. Схема данных базы данных «Деканат». Запросы базы данных «Деканат». Запрос из нескольких таблиц «Для сложного отчёта». Запрос на выборку «Оценки 4 или 5». Запрос с параметром «Оценки по фамилии». Запрос на выборку «Слушатели группы 151». Запрос на выборку «Экзамены на специальности 5080405». Формы и отчёты базы данных «Деканат». Кнопочная форма. Форма «Все слушатели». Форма «Слушатели». Форма «Специальности и группы». Форма «Специальности и предметы». Вкладка «Отчёты». Отчёт «Экзамены на специальности 5080405». Отчёт «Оценки 4 или 5». Окно для ввода параметра «Фамилия слушателя». Отчёт «Оценки по фамилии». Сложный отчёт. База данных создана в access 2003, откроется в access 2007 и 2010.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
—>Категория : Контрольные, курсовые работы по базам данных MS Access. | —>Добавил : astor | —>Теги : база данных студентов, база данных Успеваемость, база данных Факультет, база данных Деканат, база данных ВУЗ
Поиск Яндекса по сайту
Для поиска базы данных access введите слово, например, «сотрудники» и нажмите кнопку
База данных деканат access
В СУБД Access имеются различные способы создания таблиц базы данных:
· ручные (режим Конструктор);
· автоматизированные (с помощью Мастера);
· автоматические (средства ускоренной разработки простейших объектов).
При выполнении лабораторных работ рекомендуется таблицы и запросы создавать в режиме Конструктор, а формы, отчёты и т.д. – с помощью Мастера.
Задание. В папке с номером группы создать базу данных ДеканатТФ, создать в ней таблицы, перечисленные в Схеме данных со следующими типами данных.
Таблица Студенты
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
Код студента | Счётчик | |
Фамилия | Текстовый | |
Имя | Текстовый | |
Отчество | Текстовый | |
Номер группы | Текстовый | |
Дата рождения | Дата/Время | Краткий |
Стипендия | Логический | Да/Нет |
Таблица Дисциплины
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
Код дисциплины | Числовой | Целое |
Название дисциплины | Текстовый |
Таблица Преподаватели
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
Код преподавателя | Счётчик | |
Фамилия | Текстовый | |
Имя | Текстовый | |
Отчество | Текстовый | |
Код дисциплины | Числовой | Целое |
Дата рождения | Дата/Время | Краткий |
Телефон | Текстовый | |
Заработная плата | Денежный | |
Должность | Текстовый |
Таблица Оценки
Имя поля | Тип данных | Размер поля |
Код студента | Числовой | Длинное целое |
Код дисциплины | Числовой | Целое |
Оценки | Числовой | Байт |
Ключевые поля выделены. В таблице Оценки ключевое поле не создавать.
Для создания базы данных «Деканат ТФ» необходимо запустить СУБД MS Access 2003 любым известным способом (рис. 2) и либо используя командное меню «Файл» либо пиктограмму «Создать» с панели инструментов вызвать диалоговая панель создания новой базы данных (рис. 3). На диалоговой панели указать способ создания базы данных — «Новая база данных», после чего в появившемся диалоговом меню сохранения файла базы данных указать имя файла «База Данных ДЕКАНАТ ТФ» который необходимо сохранить в пользовательском каталоге студентов «Студенты» (рис. 4). Также рекомендуется сохранять файлы в подкаталогах каталога «Студенты» названных именем группы и (или) Ф.И.О. студента.
Рис. 2. Внешний вид СУБД MS Access 2003
Рис. 3. Диалоговая панель создания новой базы данных
Для создания таблицы Диалоговое меню Конструктора Базы Данных (рис. 5) в объекте «Таблицы» нужно дважды щелкнуть по строке «Созданиетаблицыврежимеконструктора». Либо один раз щелкнуть по строке «Созданиетаблицыврежимеконструктора», а затем по кнопке на панели инструментов.
Рис. 4. Диалоговое меню сохранения файла базы данных
Рис. 5. Диалоговое меню Конструктора Базы Данных
В появившемся окне Конструктора Таблиц (рис. 6) нужно задать имя полей таблицы и соответствующий тип данных (рис. 7).
При создании таблицы тип данных для каждого поля выбирается из списка. Размер поля, формат поля и другие дополнительные свойства указывается в нижней части окна на закладке «Общие» (рис. 8-10).
Рис. 6. Внешний вид формы Конструктора Таблиц
Рис. 7. Создание поля «Код студента» и установка его типа «Счетчик»
при помощи Конструктора Таблиц
Рис. 8. Создание поля «Фамилия», установка его типа «Текстовый» и задание
размера поля «15» при помощи Конструктора Таблиц
Рис. 9. Создание поля «Дата рождения», установка его типа «Дата/Время» и задание
формата поля «Краткий формат даты» при помощи Конструктора Таблиц
После добавления всех необходимых полей в создаваемую структуру таблицы нужно закрыть Конструктор Таблиц, при этом, если таблица создается впервые или в ней были проведены существенные изменения, MS Access выведет сообщение с запросом о необходимости сохранения внесенных изменений (рис. 11). Следующим вопросом MS Access, если таблица создается впервые, будет вопрос о задании имени таблицы (рис. 12).
Рис. 10. Создание поля «Стипендия», установка его типа «Логический» и задание
формата поля «Да/Нет» при помощи Конструктора Таблиц
Рис. 11. Сообщение Конструктора Таблиц с запросом о сохранении изменений в таблице
Рис. 12. Сообщение Конструктора Таблиц с запросом о имени новой таблицы
Если при создании таблицы умышленно или по ошибке не было указано ключевое поле – MS Access отметит это соответствующим сообщением (рис. 13).
Рис. 13. Сообщение Конструктора Таблиц о том, что при создании таблицы в режиме конструктора не было задано ключевое поле с запросом о необходимости его создания
Для внесения изменений в созданную таблицу нужно выделить ее одним щелчком левой клавиши мыши и щелкнуть по кнопке на панели инструментов или выбрать соответствующий пункт в контекстно-зависимом меню (рис. 14).
Для создания ключевого поля в таблице щелкнуть по имени поля правой клавишей мыши и в контекстном меню выбрать пункт «Ключевое поле» (рис. 15-16).
Рис. 14. Открытие таблицы для правки в режиме Конструктора Таблиц | Рис. 15. Правка положения ключевого поля в Конструкторе Таблиц |
Рис. 16. Задание ключевого поля в Конструкторе Таблиц при создании таблицы
Для изменения последовательности полей в таблице нужное поле надо выделить. Для выделения поля установить указатель мыши слева от него (указатель превратится в черную стрелку) и щелкнуть левой клавишей. После этого при нажатой левой клавише переместить указатель мыши в нужное место. Для удаления поля после его выделения нажать клавишу Delete. Можно добавить новые поля в таблицу, установив указатель мыши на поле, перед которым необходимо сделать добавление и по щелчку правой кнопки мыши в появившемся контекстно-зависимом меню выбрать «Добавить строки».
В результате создания всех таблиц Конструктор Базы Данных будет иметь следующий вид (рис. 17).
Рис. 17. Внешний вид Конструктора Базы Данных с созданными таблицами «Дисциплины», «Оценки», «Преподаватели» и «Студенты»
Задание. Заполнить созданные таблицы следующими данными.
Создание базы данных «Деканат ВУЗа»
Описание: База данных (БД) — это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе на внешних носителях памяти компьютера данных, при наличии такой организации и минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений
Дата добавления: 2014-12-11
Размер файла: 1.57 MB
Работу скачали: 636 чел.
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Содержание
1 Задание на проектирование 5
2 Разработка структуры БД 6
2.1 Описание предметной области 6
2.2 Анализ информационных потоков 8
2.3 Создание инфологической модели БД 9
2.3.1 Процедура нормализации сущностей 11
2.4 Создание даталогической модели 15
2.5 Выбор технических и программных средств реализации БД и клиентского приложения 20
3 Создание базы данных «Деканат ВУЗа» 21
3.1 Описание структуры базы данных 21
3.2 Описание свойств таблиц БД 22
3.3 Описание связей между таблицами БД и условий целостности данных 27
3.4 Описание хранимых процедур 28
4 Создание пользовательского интерфейса информационной системы 29
4.1 Пользовательское меню 29
4.2 Формы как средство добавления, удаления, просмотра, изменений данных в БД 31
4.3 Формирование запросов к базе данных 32
Список использованных источников 35
Приложение 1 36
В настоящее время успешная работа различных предприятий, организаций и коллективов, а также отдельных их сотрудников подразумевает, как правило, разработку и использование информационной системы (ИС). На ИС возлагают задачи сбора, хранения и обработки необходимых данных об организации, ее сотрудниках и т. п.
Современной формой информационных систем являются базы данных.
База данных (БД) — это совокупность взаимосвязанных, хранящихся вместе на внешних носителях памяти компьютера данных, при наличии такой организации и минимальной избыточности, которая допускает их использование оптимальным образом для одного или нескольких приложений; данные запоминаются и используются так, чтобы они были независимы от программ, использующих эти данные, а программы были независимы от способа и структуры хранения данных.
Для работы с такой структурой данных используются специальные средства Системы управления базами данных (СУБД). В качестве ознакомительной системы в ходе изучения курса «Базы данных» была изучена СУБД Microsoft SQL Server 2008.
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление, закрепление знаний о построении инфологической модели и построение и реализация инфологической модели базы данных «Деканат».
1 Задание на проектирование
Создать реляционную базу данных, в соответствии с индивидуальным вариантом задания, средствами СУБД MS SQL Server 2000. Разработать клиентское исполняемое приложение с удобным пользовательским интерфейсом (сопровождающееся меню и справочной системой) для обеспечения следующих задач:
- Ввод, анализ введенных пользователем данных, их просмотр, корректировку и удаление;
- Логики обработки данных;
- Формирования запросов и отчетов с возможностью вывода результатов на экран монитора или принтер (или экспорт данных в документы MS Office ).
2 Разработка структуры БД
2.1 Описание предметной области
Создаваемая информационная система предназначена для автоматизации работы деканата высшего учебного заведения.
Деканат организационный центр по управлению работой факультета, возглавляемый деканом. Деканат выполняет функции координации и административного обеспечения учебного процесса, ведения делопроизводства.
В деканате составляется расписание занятий. Деканат контролирует работу преподавателей и студентов на предмет её соответствия учебному плану, осуществляет общее руководство научной работой студентов.
В деканате ведется учет кафедр, сотрудников, групп и студентов. Сведения о кафедре включают:
- Код кафедры;
- Наименование;
- Код сотрудника_зав.кафедрой.
Сведения о сотрудниках включают:
- Код сотрудника;
- ФИО;
- Код кафедры.
Данные о группах содержат параметры:
- Код группы;
- Наименование;
- Код кафедры;
- Код студента_старосты;
- Сумма оплаты за обучение.
Информация о студентах характеризуется следующими параметрами:
- Код студента;
- ФИО;
- Код группы;
- Вид обучения;
- Накопленная сумма оплаты за обучение.
Расписание, результаты экзаменов и оплата студентами за обучение фиксируются в одноименных таблицах. Также есть таблицы учета дисциплин, по которым сдаются экзамены, и оценок, полученных во время сессии.
Таблица «Дисциплины» включает параметры:
- Код предмета;
- Наименование.
Таблица «Расписание» включает параметры:
- Признак [ экзамен / зачет ] ;
- Дата;
- Код группы;
- Код предмета;
- Код преподавателя;
- Численность группы;
- Аудитория;
- Время.
Сведения о результатах включают параметры:
- № ведомости;
- Признак [ экзамен / зачет ] ;
- Дата;
- Код группы;
- Код предмета;
- Код преподавателя;
- Кол-во аттестованных;
- Из них кол-во пятерок;
- Кол-во четверок;
- Кол-во троек;
- Кол-во неаттестованных;
- Кол-во неявок.
Таблица «Результат_оценка» включает в себя:
- № ведомости;
- Код студента;
- Код оценки.
Сведения об оценках, полученных при сдаче экзаменов, включают параметры:
- Код оценки;
- Наименование [2/3/4/5/неявка/зачет/незачет];
- Тип оценки [положительная, неудовлетворительная].
В таблице «Оплата» представлены следующие параметры:
- Код студента;
- Дата;
- Сумма.
С информационной системой должны работать следующие группы пользователей:
- Декан;
- Заместитель декана.
При работе с системой декан и зам.декана должны иметь возможность решать следующие задачи:
- просматривать содержащуюся в БД информацию;
- составлять расписание экзаменов;
- добавлять, изменять, удалять данные о сотрудниках и студентах.
2.2 Анализ информационных потоков
2.2.1 Входные данные
Все объекты, создаваемые в процессе проектирования, делятся на входные и выходные. Входными являются сущности, которые в свою очередь можно разделить на условно-постоянные и оперативные.
- Кафедра (Код кафедры, наименование, код сотрудника_ зав.кафедрой);
- Группы (код группы, наименование, код кафедры, код студента_старосты, сумма оплаты за обучения);
- Студенты (код студента, ФИО, код группы, вид обучения, накопленная сумма оплаты за обучение);
- Дисциплины (Код предмета, наименование);
- Сотрудники (Код сотрудника, ФИО, код кафедры);
- Оценки ( Код оценки , наименование [2/3/4/5/неявка/зачет/незачет], тип оценки [положительная, неудовлетворительная]).
- Оперативные:
- Расписание (признак [экзамен/зачет], дата, код группы, код предмета, код преподавателя, численность группы, аудитория, время);
- Результаты (№ ведомости, признак [экзамен/зачет], дата, код группы, код предмета, код преподавателя, кол-во аттестованных, из них кол-во пятерок, кол-во четверок, кол-во троек, кол-во неаттестованных, кол-во неявок);
- Результат_оценка (№ ведомости, код студента, код оценки );
- Оплата (Код студента, дата, сумма).
2.2.2 Выходные данные
Выходными данными в данной системе являются:
- Количество экзаменов запланированных ежедневно в сессию;
- Средний балл сессии студентов « i -го» типа обучения;
- Список преподавателей, принимавших экзамены « i -го» числа;
- Список студентов-задолжников по результатам сессии (двойки, н/зач, неявки);
- Список дисциплин, по которым сдавались экзамены и зачеты в названии которых встречается слово «основы».
- Экзаменационная ведомость на « i -ю» дату по « j -му» предмету « k -ой» группе.
2.3 Создание инфологической модели БД
Объединяя частные представления о содержимом базы данных, полученные в результате опроса пользователей, и свои представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, сначала создается обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств, понятных всем людям, работающим над проектированием базы данных, называют инфологической моделью данных.
Инфологическая (концептуальная) модель предметной области представляет собой описание структуры и динамики предметной области, характера информационных потребностей пользователей в терминах, понятных пользователю и не зависимых от реализации БД. Это описание выражается в терминах: сущности, атрибуты сущностей и связи между сущностями.
Концептуальная модель не усложнена техническими подробностями, не должна допускать двойных толкований, и не зависит от таких подробностей реализации БД, как тип целевой СУБД, используемые языки программирования, тип выбранной вычислительной платформы, а также от любых других особенностей физической реализации. Концептуальная модель данных предприятия является источником информации для этапа логического проектирования базы данных.
На концептуальном уровне оперируют понятиями: сущность, атрибут, связь. Инфологическая модель подсистемы «Деканат ВУЗа» на основе данных понятий приведена в таблицах 2.1 2.10.
Таблица 2.1 — Инфологическая модель таблицы «Кафедра».
Практическая работа № 1
Тема: Система управления базами данных Microsoft Access. Создание реляционной базы данных, состоящей из нескольких связанных таблиц
Цель занятия : Изучение информационной технологии создания реляционных баз данных
Создать базу данных Деканат.accdb , состоящую из 4-х таблиц:
- Группы студентов
- Студенты
- Дисциплины
- Успеваемость
Чтобы база данных была реляционной , таблицы базы данных надо связать . Для этого создаются в разных таблицах поля, содержащие одинаковую информацию. Этими полями таблицы и связывают друг с другом.
Основное требование к созданной базе данных – возможность выбора информации одновременно из нескольких таблиц.
Создание структуры реляционной базы данных Деканат.accdb
- Создайте в своей папке на диске D: вложенную папку Моя база данных.
- Запустите программу Microsoft Access 2010
- Нажмите кнопку Файл
- В разделе Новая база данных выберите место сохранения файла – ваша папка Моя база данных и укажите имя базы данных Деканат.accdb
- Нажмите кнопку Создать
- Создайте структуру для таблицы Группы студентов . Для этого:
- На странице ленты Создание нажмите кнопку Конструктор таблиц
- Заполните структуру, согласно данным на рисунке ниже
- Поле КодГруппы определите как ключевое командой контекстного меню на нем
- Закройте структуру, при этом сохраните ее под именем Группы студентов
- Аналогично создайте структуры для таблиц Студенты, Дисциплины, Успеваемость, задавая, где это нужно ключевые поля (образцы см. ниже).
- Установим связи между таблицами. Для этого:
- В окне программы закройте (если они открыты) все таблицы
- На странице ленты Работа с базами данных нажмите на кнопку Схема данных
- В окне Добавление таблиц протягиванием выделите список всех таблиц и нажмите Добавить
- Окно Добавления таблиц
- В окне Схемы данных разместите таблицы (перетаскиванием за их заголовки) как это показано на рисунке ниже
- На Схеме данных из таблицы Группы студентов перетащите поле КодГруппы на такое же поле КодГрупп ы в таблицу Студенты
- В окне Изменение связей установите три флажка:
Обеспечение целостности данных
Каскадное обновление (удаление) связанных записей
- Нажмите ОК
- Образовалась одна связь между таблицами базы данных Группы студентов и Студенты
- Аналогично свяжите оставшиеся таблицы (см. рисунки ниже)
- В итоге Схема данных примет вид:
- Закройте, сохраняя Схему данных
Заполнение таблиц базы данных Деканат.accdb
с использованием подстановки
- Откройте таблицы Группы студентов двойным щелчком на значке
- Введите записи в таблицу (см. рисунок ниже)
- Для удобного заполнения таблицы Студенты создадим поле подстановки
КодГруппы в таблице Группы студентов . Для этого:- Откройте таблицу Студенты в режиме конструктора (из контекстного меню Конструктор)
- Выделите поле КодГруппы
- В разделе Свойства поля перейдите на вкладку Подстановка
- В графе Тип элемента управления выберите – Поле со списком
- В графе Тип источника строк – Таблица или запрос
- В графе Источник строк – Группы студентов
- Сохраните и закройте структуру таблицы Студенты
- Откройте таблицу Студенты и заполните ее (2-3 человека по каждой специальности)
- КодГруппы не вводите, а выбирайте из списка
- Изменив вид отображения даты рождения. Для этого.
- Откройте таблицу Студенты в режиме конструктора
- Выделите поле Дата рождения
- В разделе Свойство поля на вкладке Общие в разделе Формат поля выберите Длинный формат даты
- Сохраните изменения структуры
- Откройте таблицу Студенты и проверьте, как изменился вид даты
- Заполните таблицу Дисциплины по образцу приведенному ниже
- В таблице Успеваемость для поля КодСтудента задайте подстановку значений из таблицы Студенты, а для поля КодДисциплины подстановку из таблицы Дисциплины (см. п. 11)
- Заполните таблицу Успеваемость д есятью произвольными записями по образцу приведенному ниже
Проверка целостности данных в таблицах
- Откройте таблицу Группы студентов
- Измените группу МТ-1 на ТМ-1
- Откройте таблицу Студенты и проверьте, что в ней также изменился код группы
- Попробуйте изменить код группы ТМ-1 на МТ-1 в таблице Студенты . Почему не получилось? Как можно поменять код групп ТМ-1 на прежний МТ-1 ?
1 Проектирование базы данных «Деканат»
Базы данных (БД) – это любой набор собранной информации. Примерами баз данных являются записные книжки, телефонные справочники, расписание электричек и т.д.
Для управления, редактирования, поиска, подготовки отчетов по базам данных служат специальные программы – системы управления базами данных (СУБД). Одной из систем управления базами данных является Microsoft Access.
Современные системы управления базами данных основываются на использовании моделей данных, позволяющих описывать объекты предметных областей и взаимосвязи между ними. Существуют три основных модели данных и их комбинации, на которых основываются системы управления базами данных: реляционная модель данных, сетевая модель данных, иерархическая модель данных.
На ПК в основном используют системы управления базами данных, поддерживающие реляционную модель данных, в соответствии с которой база данных представляется в виде совокупности таблиц, связанных между собой.
Создадим базу данных, которая будет содержать сведения о студентах, успеваемости студентов по предметам и преподавателях, ведущих эти предметы.
1.1 Создание инфологической модели базы данных «Деканат»
Одной из целей создания хорошей структуры базы данных является устранение избыточности данных (повторяющихся данных). Для этого нужно распределить данные по нескольким отдельным, тематически организованным таблицам, чтобы каждый факт был представлен один раз. Например, если в базе хранятся сведения о студентах, каждого из них следует один раз внести в таблицу, которая предназначена исключительно для хранения данных о студентах. Данные о дисциплинах будут храниться в отдельной таблице, а данные о пре-
подавателях − в другой. Эта процедура называется нормализацией .
Перед разработкой информационно-логической модели реляционной базы данных рассмотрим, из каких информационных объектов должна состоять эта база данных. Можно выделить три объекта, которые не будут обладать избы-
точностью − «Студенты» , «Дисциплины» и «Преподаватели» . Представим состав атрибутов этих объектов в виде «название объекта (перечень атрибутов)»:
• Студенты (код студента, фамилия, имя, отчество, номер группы, пол, дата рождения, телефон, стипендия, оценки);
• Дисциплины (код дисциплины, название дисциплины);
• Преподаватели (код преподавателя, фамилия, имя, отчество, дата рожде-
ния, телефон, должность, кафедра).
Рассмотрим связь между объектами «Студенты» и «Дисциплины» . Студент изучает несколько дисциплин, что соответствует многозначной связи и отражено на рисунке 1 двойной стрелкой. Каждая дисциплина изучается множеством студентов. Это тоже многозначная связь. Таким образом, связь между
объектами «Студенты» и «Дисциплины» имеет тип «многие-ко-многим» (М:N). Рассмотрим связь между объектами «Преподаватели» и «Дисциплины» .
Преподаватель преподает несколько дисциплин, что соответствует многозначной связи и отражено на рисунке 1 двойной стрелкой. С другой стороны, каждая дисциплина может преподаваться несколькими преподавателями (например, у разных групп студентов и на различных факультетах дисциплину с одним и тем же названием преподают различные преподаватели). Таким образом, связь между объектами «Преподаватели» и «Дисциплины» – «многие-ко- многим» (М:N).
Рисунок 1 − Типы связей между объектами базы данных «Деканат»
Множественные связи усложняют управление базой данных, например, в СУБД Microsoft Access при множественных связях нельзя использовать механизм каскадного обновления. Поэтому использовать такие связи нежелательно и нужно строить реляционную модель, не содержащую связей типа «многие-ко- многим» . В Microsoft Access для контроля целостности данных с возможностью каскадного обновления и удаления данных необходимо создать вспомогательный объект связи, который состоит из ключевых атрибутов связываемых объектов и который может быть дополнен описательными атрибутами. В нашем случае таким новым объектом для связи служит объект «Оценки» , атрибутами которого являются код студента, код дисциплины, код преподавателя и оценки. Каждый студент имеет оценки по нескольким дисциплинам, поэтому связь между объектами «Студенты» и «Оценки» будет «один-ко-многим» (1:М). Каждую дисциплину сдает множество студентов, поэтому связь между объектами «Дисциплины» и «Оценки» также будет «один-ко-многим» (1:М). В результате получаем информационно-логическую модель базы данных, приведенную на рисунке 2.