Системное программное обеспечение компьютера

Виды и примеры информационных процессов

Информация окружает человека в течение жизни постоянно. Просыпаясь утром, читая книгу или путешествия, люди получают и определенным образом перерабатывают информацию. Важно правильно понимать, что и каким образом происходит, какие действия нужно произвести или работа с информацией завершится успешно без дополнительных усилий и средств. Для этого необходимо иметь четкое представление о том, что такое информационные процессы. Рассмотрим это понятие и приведем примеры из окружающей нас жизни, которые помогут сформировать правильное понимание работы с информаций.

  • Что такое информационные процессы?
  • Основные элементы
  • Виды информационных процессов (ИП)
  • Примеры из повседневной жизни

Системное программное обеспечение компьютера

Операционная система (ОС) — главная часть программного обеспечения, без которой компьютер работать не может.

Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Компьютер — сложная система, состоящая из множества аппаратных (физических) и программных (информационных) объектов. К физическим объектам относятся устройства памяти, монитор, клавиатура, принтеры и др.; к информационным объектам относятся всевозможные программы и данные.

Интерфейс

В свою очередь, компьютер является частью системы «человек — компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом.

Аппаратный интерфейс

Аппаратный интерфейс — средства, обеспечивающие взаимодействие между устройствами компьютера. Для обеспечения совместного функционирования аппаратного обеспечения компьютера в состав ОС входят драйверы устройств — специальные программы, управляющие работой подключённых к компьютеру устройств (клавиатуры, мыши, монитора, принтера и т. д.). Каждому устройству соответствует свой драйвер, поставляемый производителем этого оборудования.

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс — средства, обеспечивающие взаимодействие человека и компьютера. В операционную систему входят программы, поддерживающие диалог пользователя с компьютером: желая произвести некоторое действие (запустить программу на выполнение, распечатать текст на принтере, посмотреть свойства компьютера и т. д.), человек даёт ОС соответствующую команду. Операционная система выполняет эту команду и предоставляет пользователю результат работы или же сообщает о невозможности выполнения заданной команды. Чуть позже мы рассмотрим пользовательский интерфейс более подробно.

В настоящее время наиболее распространёнными ОС для персональных компьютеров являются Windows, MacOS и Linux (рис. 2.6).

Сейчас компьютеры продаются как без ОС, так и уже с установленной ОС. По желанию пользователя на компьютер можно установить другую операционную систему, приобретя её дистрибутив на оптическом диске. При установке ОС входящие в её состав программы копируются с оптического диска дистрибутива на жёсткий диск компьютера. После установки программы операционной системы хранятся в долговременной памяти — на жёстком диске.

Установка ОС с дистрибутива на жёсткий диск требуется не всегда. Например, при использовании Live-дистрибутива ОС Linux загружается непосредственно с CD и использует только оперативную память.

Системное программное обеспечение компьютера

Системное программное обеспечение включает в себя операционную систему и сервисные программы.

Операционная система (ОС) — главная часть программного обеспечения, без которой компьютер работать не может.

Операционная система — это комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к ресурсам компьютера.

Компьютер — сложная система, состоящая из множества аппаратных (физических) и программных (информационных) объектов. К физическим объектам относятся устройства памяти, монитор, клавиатура, принтеры и др.; к информационным объектам относятся всевозможные программы и данные.

Каким должен быть интерфейс

Ключевая цель любого интерфейса – обеспечение диалога, продуктивного контакта взаимодействующих функциональных систем.

Если мы говорим про UI-интерфейс, с разновидностями которого большинству из нас приходится сталкиваться ежедневно, его главная задача – облегчение для пользователя процесса управления программой или устройством.

Рассмотрим на примере графического web-интерфейса отдельного взятого сайта, с которым взаимодействует пользователь. Он должен:

  1. Содержать оптимальное число визуальных элементов управления для решения задачи пользователя. Их должно быть ровно столько, сколько нужно посетителю
  2. Быть адаптивным к десктопным и мобильным устройствам различных производителей и моделей
  3. Быть интуитивно понятным. У пользователя не должно возникать проблем с управлением, поиском тех или иных категорий меню, разделов. Он должен пользоваться сайтом на основе ранее полученного опыта контакта с другими ресурсам. Элементы управления должны быть «доходчивыми» – если пользователи не смогут догадаться, как пользоваться вашим сайтом, они будут сбиты с толку и разочарованы
  4. Быть лаконичным. Иначе пользователь попадет в ловушку информационной перегруженности. Описания и объяснения для каждой кнопки и элемента сайта – это хорошо, но от них «пухнет» ваш интерфейс. Пользователь не должен тратить все свое время на прочтение инструкций
  5. Быть последовательным. Это про содержимое сайта. В нем должен прослеживаться определенный уровень последовательности, который проходит через весь интерфейс. С ее помощью пользователь сможет сформировать шаблоны работы с ресурсом. При первом контакте они познакомятся с кнопками, закладками, иконками и другими графическими элементами и при следующей работе будут использовать ранее полученный опыт
  6. Быть эффективным. UI – это транспорт, который должен доставить пользователя в нужную точку. Хороший интерфейс должен помогать выполнить функции быстрее с минимальным усилием. Чтобы интерфейс был действительно эффективным, при его разработке важно понимать, что нужно пользователю
  7. Быть снисходительным. Ни ваш сайт, ни пользователи не совершенны. Поэтому интерфейс должен быть снисходительным к ошибкам. Клиент потерял или удалил нужную информацию? Не заставляйте его паниковать, предложите возможность отмены операции. Если чего-то нет у вас на сайте? Предлагайте альтернативные источники

Человек и компьютер: кто умнее?

Интеллектуальный потенциал современного компьютера поражает. Его можно описать двумя главными критериями:

  1. Компьютер способен вместить огромное количество информации и использовать ее для анализа.
  2. Искусственный интеллект (ИИ) за секунды анализирует миллионы вариантов развития событий и принимает наилучшее решение.

Эти способности доказывают регулярные матчи по шахматам и другим играм, в которых сталкиваются человек с компьютером. Так, еще в 1997 году состоялось легендарное противостояние чемпиона мира по шахматам россиянина Гарри Каспарова и программы от IBM Deep Blue. В матче победа впервые досталась ИИ. С тех пор прогресс не стоял на месте, и сегодня обыграть опытных гроссмейстеров может даже мобильное приложение.

Следует понимать, что игровая стратегия ИИ заключается лишь в перебирании доступных комбинаций. Многие эксперты, Каспаров в том числе, уверены: машине далеко до гибкого человеческого разума.

Но ИИ пошел дальше и вступил в схватку с чемпионами по го — логической настольной игре родом из Древнего Китая. Вот в чем ее суть: игроки по очереди ставят на поле черные и белые камни, стараясь занять территорию большую, чем противник.

Количество возможных комбинаций в го не сравнится с шахматами: здесь их больше, чем атомов во Вселенной. Грубое перебирание ходов в го попросту не сработает: нужно обладать мощной интуицией и абстрактным мышлением.

Однако продукту компании Google AlphaGo удалось произвести фурор в мире го:

  • в 2015 году программа обыграла чемпиона Европы Фань Хуэя со счетом 5:0;
  • в 2016-м состоялся легендарный матч с корейцем Ли Седолем, заставляющий иначе взглянуть на возможности ИИ.

Обычно машина просчитывает, какой ход обеспечит ей большую вероятность победы. Но в поединке с Седолем ИИ проявил креативность. Его 37-й ход поначалу казался нелогичным. Но позже выяснилось: программа поняла низкую вероятность такого хода у соперника и решила поставить его в тупик — и это, кстати, удалось. Эксперты высоко оценили такое решение, назвав ход красивым и творческим.

И все-таки машинному креативу далеко до человеческого. Да, нейросеть уже умеет писать картины, музыку и стихи. Однако ее творчество ограничено тем, что уже создал человек.

Машина способна анализировать имеющиеся произведения и создавать на их основе что-то новое. Но гениальное и новаторское остается по плечу только человеку — по крайней мере, пока что. Кстати говоря, Ли Седолю удалось перехватить инициативу: на 78-м ходу он сам сделал «нелогичный» шаг, который сломал машинный алгоритм.

Выходит, компьютеры действительно обладают поразительными возможностями и способны значительно облегчить нам жизнь. Но, в отличие от человека, машина умеет анализировать только то, что уже существует, абстрактное мышление для нее непостижимо. И возможно, что так будет всегда.

Компьютер и человек

Компьютер и человек: Pexels

Человек и компьютер: кто умнее?

Интеллектуальный потенциал современного компьютера поражает. Его можно описать двумя главными критериями:

  1. Компьютер способен вместить огромное количество информации и использовать ее для анализа.
  2. Искусственный интеллект (ИИ) за секунды анализирует миллионы вариантов развития событий и принимает наилучшее решение.

Эти способности доказывают регулярные матчи по шахматам и другим играм, в которых сталкиваются человек с компьютером. Так, еще в 1997 году состоялось легендарное противостояние чемпиона мира по шахматам россиянина Гарри Каспарова и программы от IBM Deep Blue. В матче победа впервые досталась ИИ. С тех пор прогресс не стоял на месте, и сегодня обыграть опытных гроссмейстеров может даже мобильное приложение.

Следует понимать, что игровая стратегия ИИ заключается лишь в перебирании доступных комбинаций. Многие эксперты, Каспаров в том числе, уверены: машине далеко до гибкого человеческого разума.

Но ИИ пошел дальше и вступил в схватку с чемпионами по го — логической настольной игре родом из Древнего Китая. Вот в чем ее суть: игроки по очереди ставят на поле черные и белые камни, стараясь занять территорию большую, чем противник.

Количество возможных комбинаций в го не сравнится с шахматами: здесь их больше, чем атомов во Вселенной. Грубое перебирание ходов в го попросту не сработает: нужно обладать мощной интуицией и абстрактным мышлением.

Однако продукту компании Google AlphaGo удалось произвести фурор в мире го:

  • в 2015 году программа обыграла чемпиона Европы Фань Хуэя со счетом 5:0;
  • в 2016-м состоялся легендарный матч с корейцем Ли Седолем, заставляющий иначе взглянуть на возможности ИИ.

Обычно машина просчитывает, какой ход обеспечит ей большую вероятность победы. Но в поединке с Седолем ИИ проявил креативность. Его 37-й ход поначалу казался нелогичным. Но позже выяснилось: программа поняла низкую вероятность такого хода у соперника и решила поставить его в тупик — и это, кстати, удалось. Эксперты высоко оценили такое решение, назвав ход красивым и творческим.

И все-таки машинному креативу далеко до человеческого. Да, нейросеть уже умеет писать картины, музыку и стихи. Однако ее творчество ограничено тем, что уже создал человек.

Машина способна анализировать имеющиеся произведения и создавать на их основе что-то новое. Но гениальное и новаторское остается по плечу только человеку — по крайней мере, пока что. Кстати говоря, Ли Седолю удалось перехватить инициативу: на 78-м ходу он сам сделал «нелогичный» шаг, который сломал машинный алгоритм.

Выходит, компьютеры действительно обладают поразительными возможностями и способны значительно облегчить нам жизнь. Но, в отличие от человека, машина умеет анализировать только то, что уже существует, абстрактное мышление для нее непостижимо. И возможно, что так будет всегда.

Компьютер и человек

Компьютер и человек: Pexels

Роль компьютеров в медицине

Компьютерное оборудование широко используется при диагностировании, проведении обследований и профилактических осмотров. Примеры компьютерных устройств и методов лечения и диагностики: компьютерная томография и ядерная медицинская диагностика, ультразвуковая диагностика и зондирование, микрокомпьютерные рентгеновские технологии, контроллер сердечного ритма (драйвер), респираторные и анестезиологические устройства, микропроцессорная лучевая терапия, почечная и желчная диагностика и устройства локализации камней, а также контроля процесса их разрушения с помощью внешних ударных волн (литотрипсии), лечения зубов и протезирования с помощью компьютера, системы микрокомпьютерного контроля для интенсивного медицинского наблюдения за пациентом.

Компьютерные сети используются для отправки сообщений о донорских органах, в которых нуждаются пациенты, ожидающие трансплантации. Банки медицинских данных позволяют врачам быть в курсе последних научных и практических достижений.

Компьютерное оборудование используется для обучения медицинских работников практическим навыкам. На этот раз компьютер действует как пациент, который нуждается в немедленной помощи. На основании симптомов, выдаваемых компьютером, студент должен определить курс лечения. Если он допустил ошибку, компьютер сразу показывает это.

Компьютеры используются для создания карт, показывающих скорость распространения эпидемий, хранят историю болезни пациентов в их памяти, что освобождает врачей от бумажной работы, что занимает много времени и позволяет уделять больше времени самим пациентам.

Сопутствующие программы и компоненты

Среди некоторых дополнительных компонентов следует особо отметить пакет программ, управляющий работой компьютера и обеспечивающий безопасность системы. В ОС Windows такие приложения принято называть файрволлами или брэндмауэрами.

пакет программ управляющий работой компьютера

Кроме того, практически все юзеры сегодня повсеместно используют антивирусное ПО, разработанное специально для защиты компьютеров от вирусных атак или проникновения вредоносных кодов, шпионских приложений или нежелательных программ, способных не только существенно нарушить работу всей системы в целом, но и привести к ее полному «крашу».

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector