Установка бортового компьютера на ВАЗ 2109
В этой статье рассмотрим установку бортового компьютера на автомобили ВАЗ 2109 — 2115, оснащенные системой впрыска топлива. Несмотря на относительно высокую цену, бортовой компьютер достаточно полезная вещь в автомобиле. Он считывает данные из электронного блока управления двигателем и отображает их на дисплее БК. Таким образом можно настроить отображение мгновенного расхода топлива, температуры охлаждающей жидкости, оборотов, скорости, напряжения бортовой сети, остатка топлива в баке, различные сигналы с датчиков инжектора (расход воздуха, положение шагового двигателя) и многое другое. Плюсом, в них имеется функция маршрутного компьютера, которая полезна для вычисления пробега на остатке топлива, вычисления среднего расхода топлива и других параметров в зависимости от модели. Также можно с помощью бортового компьютера можно считывать коды ошибок из памяти контроллера, что облегчает поиск неисправностей и заменяет поездку в сервис на диагностику, отнюдь не бесплатную.
На автомобилях с «высокой» панелью (ВАЗ 2108, ВАЗ 2109) и европанелью (ВАЗ 2115, ВАЗ 2114) есть место для установки БК, закрытое заглушкой.
Для начала выбираем сам бортовой компьютер. Можно просто залезть в интернет, набрать в поисковике интересующий запрос (что-то типа «бортовой компьютер на ВАЗ 2109») и выбрать модель, подходящую Вам по описанию и фотографиям. Неплохие устройства выпускаются под маркой «Multitronics», «Штат». Для себя я выбрал Multitronics X140. Кстати, сейчас появилась в продаже аналогичная модель, но с цветным дисплеем. Рекомендую заказывать это устройство через интеренет-магазин, на авторынках и обычных магазинах стоимость данных устройств сильно завышена, иногда в 2 раза. Учитывая, что само по себе устройство не из дешевых (порядка 1500 — 3000 рублей в зависимости от модели), можно ощутимо потратиться.
Суть подключения бортового компьютера установки сводится к следующему. К нему нужно подвести следующие провода:
1. Постоянное питание +12В
2. Питание, появляющееся при включении зажигания (инициирует запуск БК)
3. Питание, появляющееся про включении габаритов (позволяет притушить дисплей БК в темное время суток при включении габаритных огней)
4. Массу.
5. Подать сигнал с датчика уровня топлива (ДУТ). Некоторые модели БК позволяют обойтись без подключения ДУТ, и могут вычислять остаток топлива в баке путем вычитания израсходованного объема топлива из текущего объема в баке, основываясь на мгновенном расходе (например, Multitronics X140).
6. Подключить линию диагностики контроллера «K-line».
Для подключения по первым четырем пунктам в автомобилях с высокой и европанелью есть 4-х контактная колодка для подключения бортового компьютера. Просто подключаем ее с использованием переходников, идущих в комплекте с БК. Если же ее нет, можно 1 пункт взять с прикуривателя, 2-й — с замка зажигания, 3-й например с лампы подсветки прикуривателя, она загорается при включении габаритов и находится рядом с штатным местом под БК. Массу берем с корпуса или с того же прикуривателя. Перед любыми манипуляциями с электропроводкой автомобиля отключаем массу аккумулятора во избежание коротких замыканий и пожара!
Сигнал с датчика уровня топлива берется с указателя уровня топлива комбинации приборов в соответствии со схемой проводки вашего автомобиля. В случае ВАЗ 2109 провод ДУТ бортового компьютера подключается к проводу розового цвета с красной полосой, подходящему 11 контакту белой 13-ти контактной колодки комбинации приборов.
Линия диагностики («К-линия») подключается в разъем «М» диагностической колодки Евро-2, или гнездо 7 колодки Евро-3 (у новых автомобилей). В ВАЗ 2109 с высокой панелью диагностическая колодка находится под полкой в ногах переднего пассажира.
Если в комплекте с бортовым компьютером идет датчик внешней температуры на длинном проводе, надо сам датчик разместить в левом углу переднего бампера, там меньше всего влияние температуры двигателя на показания датчика. Из салона провод с датчиком можно вывести через отверстие в моторном щите под тросик спидометра, рядом с ним. Если в автомобиле уже есть датчик внешней температуры (Ваз 2115, 2114), датчик из комплекта БК можно использовать для измерения и отображения температуры в салоне, разместив его в кожухе рулевой колонки, или в тоннеле в районе ручника.
Дальнейшие действия по настройке БК смотрите в его руководстве по эксплуатации. Настраиваете и пользуетесь. В моем случае, после установки бортового компьютера я практически перестал пользоваться показаниями комбинации приборов, вся необходимая информация о работе систем автомобиля выведена на дисплей БК. Заметил, что скорость БК показывает точнее штатного спидометра, приводимого тросиком, так как БК считывает скорость с контроллера, который берет эту информацию с датчика скорости системы впрыска.
Схема и распиновка бортовой системы контроля БСК ВАЗ-2113, 2114 и 2115
1 – сигнализатор недостаточного уровня масла в картере двигателя. Загорается оранжевым светом, если уровень масла в картере двигателя опустился ниже метки «MIN» указателя. Перед доливкой масла проверьте, не произошла ли утечка масла из-за потери герметичности системы смазки.
2 – сигнализатор недостаточного уровня омывающей жидкости в бачке стеклоомывателя.Загорается оранжевым светом, если в бачке осталось менее 1 л омывающей жидкости.
3 – сигнализатор недостаточного уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке.Загорается оранжевым светом при понижении уровня охлаждающей жидкости на холодном двигателе ниже допустимого предела. Перед доливкой жидкости проверьте герметичность системы охлаждения.
5 – сигнализатор неисправности ламп стоп-сигнала или габаритных огней. Загорается красным светом, в случае неисправности лампы стоп-сигнала при нажатии на педаль тормоза или какой-либо лампы габаритного света при их включении.
6 – сигнализатор износа накладок колодок передних тормозов. Загорается оранжевым светом при нажатии на педаль тормоза и горит до выключения зажигания, если толщина накладок колодок передних тормозов уменьшилась до 1,5 мм.
7 – сигнализатор непристегнутых ремней безопасности. Загорается красным светом, если не пристегнуты ремни безопасности водителя.
Полка вместо заглушки на панели приборов
В общем, надоело мне смотреть на штатную заглушку, бортовой компьютер отсутствует, как собственно и деньги на его приобретение И решил я место под БК использовать с большим смыслом, а именно сделать небольшую полочку.
В штатной заглушке было прорезано отверстие. Сам короб полки сделан из трёх миллиметрового пластика. Глубина полки – 80 мм. Больше нельзя, во-первых, внутри панели места мало, во-вторых – доставать что-нибудь мелкое оттуда будет неудобно. Пластик клеил бутилацетатом, он расплавляет пластик и после высыхания получается довольно прочно. Сам пластик можно взять от чего угодно, я брал остатки от изготовления рекламных вывесок.
Ну а дальше всё просто. Вырезаем детали из пластика, склеиваем, даём высохнуть, обтачиваем. На фотографиях ниже уже готовый результат.
Затем в верхней части делаем отверстия для подсветки. Я купил три зелёных светодиода (чтобы подсветка не отличалась) и три резистора на 1 КОм. Резисторы впаиваем последовательно к светодиодам.
Когда подключил один светодиод, мне показалось что этого должно хватить. Остальные два отверстия замазал герметиком. Но после покраски корпуса в чёрный цвет оказалось мало света и пришлось ещё добавить парочку светодиодов. Ну на фотках ниже всё видно.
Вот здесь уже с тремя светодиодами. Снизу вырезан и вклеен кусочек от противоскользящего коврика (продаются в автомагазинах). Светодиоды, резисторы и провода замазаны герметиком. Покрашено чёрной грунтовкой (получается матовый цвет), заглушка не красилась, чтобы не выделяться на приборке.
Вот фотография с включенной подсветкой.
В машине подсветку подключил к колодке бортового компьютера.
На 6 контакт подключается плюс, на 8 – минус. На этих контактах при включённом зажигании всегда есть напряжение.
Вот как всё выглядит на машине. Днём.
Получилось очень удобно. Кладу туда телефон, бумажные деньги ну и прочую ерунду. Благодаря противоскользящему коврику ничего не карябается, не гремит, не болтается. Благодаря тому, что подсветка включается вместе с зажиганием – всегда всё видно
Ошибки БК
Если вы приобретаете автомобиль, на котором уже установлен бортовик, это достаточно неплохо. Не придется самостоятельно его монтировать.
Плюс это великолепный способ проверить, действительно ли автомобиль исправен, как об этом заявляет его владелец.
Чтобы проверить БК на предмет ошибок, сбросьте суточный пробег на приборной панели и одновременно с этим включите зажигание. Потом нажмите на кнопку, расположенную возле рычага стеклоочистителя. На дисплее появится версия прошивки установленного БК, плюс коды ошибок, если таковые имеются.
Основные ошибки БК приведены в таблице. Причем самые популярные из них, которые встречаются на ВАЗ 2114 — это 4, 6 и 8.
Код | Что он означает |
2 | У автомобиля слишком высокое напряжение сети |
3 | Неисправен датчик уровня топлива |
4 | Вышел из строя датчик температуры охлаждающей жидкости |
5 | Неисправен датчик наружной температуры |
6 | Двигатель перегревается |
7 | Давление масло достигло критически низкой отметки |
8 | Возникли проблемы в системе торможения |
9 | Аккумуляторная батарея разрядилась |
Обнаружив ошибки, можно принимать соответствующие решения. Если речь идет о вашем авто, просто сбросьте данные, нажав и удерживая кнопку суточного пробега. Не сделав это, при следующей диагностике ошибки сохранятся, хотя вы приняли меры по их устранению, отремонтировав соответствующие узлы автомобиля.
Установка бортового компьютера на Ваз 2114 своими руками
Как установить автомобильный диагностический компьютер на автомобиль Ваз 2114 своими руками.
Порядок установки бортового автомобильного компьютера с функцией диагностики на автомобили Ваз.
Ваз 2114:
Установка бортового компьютера производиться вместо заглушки консоли автомобиля. Компьютер подключается к штатному 9-контактному разъему бортового компьютера.
Снимаем заглушку, и ищем в нише штатный 9-ти контактный разъем для бортового компьютера
Подключаем «К-линию», для этого подключаем коричневый к гнезду «М» колодки диагностики а/м Евро 2 или в гнездо «7» колодки диагностики Евро 3. Противоположный конец провода вставляем в гнездо «2» колодки маршрутного компьютера. (см. схему подключения, для евро 2 и евро 3)
Рис.1 Схема подключения бортового компьютера на Ваз 2114
Колодка диагностики находиться внизу панели приборов у тоннеля пола.
Подключение к колодке диагностики для Евро-3
Подключаем датчик внешней температуры (синий провод) в гнездо «4» маршрутного компьютера. И выводим датчик внутренний температуры под капот, старый датчик при этом не используется.
Компьютер установлен и готов к работе (после определенных настроек, обычно это выбор ЭБУ)
Вежливая подсветка и концевики дверей
Любую сигнализацию или охранную систему всегда снабжают входом, соединяемым с концевиками дверей. В машинах ВАЗ контрольный провод можно подключить к одной точке (A). Диоды при этом не используются:
Обязательно проводят настройку: задержка опроса концевиков должна составлять 20-30 секунд. Если этого не сделать, при включении охраны будут происходить ложные срабатывания. Причиной является работа блока АПС, который не гасит плафон после закрытия двери водителя. Опция, о которой идет речь, называется «вежливая подсветка».
Существуют даже современные сигнализации, не позволяющие включать задержку опроса датчиков. Решить проблему поможет установка диодов.
По идее, выводы 7 и 13 БСК – это и есть точки подключения, которые надо развязать двумя диодами. Но как показывает практика, лучше реализовать схему с тремя дополнительными диодами (см. рис.). Сигнализацию подключают к точке B, а установка задержки опроса в данном случае не требуется. Желаем удачи.