Роспотребнадзор (стенд)

Требования к организации работ с персональными электронными вычислительными машинами и копировально-множительной техникой

248. Данные требования не распространяются на эксплуатацию:

телевизионных игровых приставок;

средств визуального отображения информации микроконтроллеров, встроенных в технологическое оборудование;

персональных электронных вычислительных машин (персональные компьютеры) транспортных средств.

249. Площадь на одно постоянное рабочее место пользователей персональных компьютеров на базе электронно-лучевой трубки, должна составлять не менее 6 м2, в помещениях культурно-развлекательных учреждений, на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — не менее 4,5 м2.

250. Оснащение светопроницаемых конструкций и оконных проемов должно позволять регулировать параметры световой среды в помещении.

251. Персональные компьютеры следует размещать таким образом, чтобы показатели освещенности не превышали установленных гигиенических нормативов утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп

Результаты физиолого-гигиенических исследований позволили разработать основные требования к организации работы на компьютерах детей различных возрастных групп, к рабочему месту пользователя, к гигиеническим условиям в помещениях.

Эти требования изложены в СанПиНе «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (СанПиН 2.2.2./2/4/1340-03). Все используемые персональные компьютеры должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней электромагнитных полей, звукового давления, визуальным параметрам мониторов. Желательно использование жидкокристаллических или плазменных мониторов. Обязательно должно быть заземление оборудования для снижения уровней электромагнитных полей. Конструкция монитора должна предусматривать ручную регулировку яркости и контрастности, а также наклона экрана. Недопустимо одномоментное использование одного компьютера двумя пользователями.

Расстояние от экрана до глаз ребенка должно составлять 60-70 см, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана. Этого можно достичь за счет использования мебели, соответствующей ростовым данным ребенка. Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы для снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения утомления (оптимально — стул с высокой спинкой и подлокотниками).

Освещенность на рабочем столе должна составлять 300-500 люкс, на экране монитора — 300 люкс. Для создания такой освещенности рекомендуется дополнительно использовать настольную лампу для освещения клавиатуры. Для ограничения прямой блесткости от источников освещения необходимо применять светильники рассеянного света, жалюзи или занавески на окнах. Оптимальной ориентацией окон помещений для работы с компьютером является север и северо-восток.

Необходимо периодическое проветривание помещения для создания благоприятного микроклимата (19-21 0 С, при 55-62% влажности воздуха), для создания требуемой влажности воздуха возможно использование промышленных и бытовых увлажнителей воздуха или частой влажной уборки.

Для снижения утомляемости и повышения работоспособности, особенно зрительного анализатора, необходимо индивидуально настраивать монитор по показателям яркости и контрастности, оптимально подбирать цвет фона и шрифта (рекомендуются белые или желтые знаки на синем фоне, черные знаки на зеленом или белом фоне), и размер шрифта. Соблюдение правильного режима работы на компьютере способствует также снижению напряжения глаз и развития утомления. Детям до 3 лет не следует разрешать пользоваться компьютерами, это для них слишком высокая эмоциональная и зрительная нагрузка.

Дети 3-7 лет должны находиться у экрана не более 15 минут в день. При этом компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю и обязательно завершать их гимнастикой для глаз. Для школьников непрерывная длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-5-м классах -15 минут, в 5-7-м классах — 20 минут, 8-9-м классах -25 минут, 10-11-м классах — 30 минут на первом часу занятий и 20 минут на втором.

Домашние занятия школьников с компьютером должны укладываться в те же временные рамки. Временные ограничения пользования дисплеями существуют и для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений, а также для детей, находящихся в оздоровительно-образовательных лагерях. Необходимо обязательно чередовать работу на компьютере с другими видами работ, не рекомендуется проводить компьютерные занятия и игры перед сном или вместо времени, отведенного для прогулок и других оздоровительных мероприятий. Наиболее утомительны для детей игры с навязанным ритмом (темп игры задается компьютером и паузы и остановки не предусмотрены). Гигиенисты рекомендуют непрерывную продолжительность таких игр ограничивать 10 минутами для учащихся начальной школы и 15 минутами для более старших школьников.

Нормы работы на компьютере для детей по санпину

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»

На улице становиться холодно, всё меньше времени дети проводят на улице и больше за компьютером. Как оборудовать рабочее место с соблюдением основных гигиенических требований?

Чтобы правильно оборудовать рабочее место необходимо соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места ПЭВМ, которые регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

1. Помещение для работы с компьютером должно иметь естественное и искусственное освещение, защитное заземление.

2. Окна должны быть оборудованы жалюзи или шторами.

3. Рабочий стол следует размещать таким образом, чтобы естественный свет падал слева.

4. Искусственное освещение должно быть общим равномерным, возможно дополнительное местное освещение.

5. Для внутренней отделки интерьера помещения должны использоваться диффузно-отражающие материалы. Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 кв.м.

6. С целью улучшения качественного состава воздуха следует проводить ежедневную влажную уборку и систематическое проветривание помещения.

7. Уровни шума и вибрации от ПЭВМ не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий.

8. Каждый компьютер создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора.

9. При наличии нескольких компьютеров в помещении, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м., между рабочими столами в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора — не менее 2,0м.

10. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на расстоянии 60-70см, но не ближе 50см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

11. Высота стола, стула, пространства для ног и стула должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.

12. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть полумягкой, с нескользкой, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.

13. Стол должен быть одноместным. Одновременно за компьютером должен заниматься только один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна для размещения ПЭВМ с регулировкой по высоте для школьников в пределах 52-76см, для дошкольников — 46-52см и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 о до 15 о с фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 о -15 о ); ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 75см для школьников и не менее 60см для дошкольников (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 55см;

Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. С целью профилактики зрительного и общего утомления при занятиях на компьютере необходимо, чтобы непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, не превышала:

— для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.;

— для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.;

— для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.;

— для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин.

Родителям на заметку необходимо знать, что количество занятий с использованием ПЭВМ в общеобразовательных учреждениях регламентируется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». При этом оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I — IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V -VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX — XI классах — 3 урока.

При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (упражнения для глаз, физкультурные минутки). Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся в II — V классах — не более 60 мин., для обучающихся в VI классах и старше — не более 90 мин.

Рекомендации по режиму дня школьника, нормам сна, отдыха, работы за компьютером

Начался новый учебный год. Школьники приступили к учебным занятиям. После летних каникул детям требуется определенное время, чтобы войти в ритм учебного процесса. Особенно сложно приходится первоклассникам. Для того, чтобы школьнику было легче адаптироваться к учебе, очень важно правильно организовать его режим дня. Правильный режим дня – это организация и целесообразное распределение во времени сна, питания, труда, отдыха и т. д. Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Соответствующий возрастным особенностям детей режим дня должен предусматривать чередование различных видов деятельности, обеспечивать оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, способствовать нормальному росту и развитию детей. Правильно организованный режим дня создает бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, а также играм. Особенно это важно для первоклассников, так как помогает младшим школьникам привыкать к новой жизни, сочетать отдых и учебу.

Основными аспектами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома; активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе; регулярное и достаточное питание; полноценный сон; самостоятельная деятельность.

Образовательная нагрузка:

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течении дня должен составлять:

— для обучающихся 1-х классов — не должен превышать 4 уроков и 1 раз в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

— для обучающихся 2-4 классов — не более 5 уроков, и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;

— для обучающихся 5-6 классов не более 6 уроков;

— для обучающихся 7-11 классов — не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течении дня и недели.

Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводиться на 2 уроке; 2-4 классов — 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов — на 2-4 уроках. Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее 10 минут, а большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20-30 минут. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе.

Важно правильно организовать рабочее место школьника в образовательной организации и дома. Мебель подбирается с учетом роста ребенка, необходимо достаточное естественное и искусственное освещение.

В школе ребенку приходится в течение длительного времени поддерживать рабочую позу. Поэтому активные физические нагрузки являются профилактикой гиподинамии, а свежий воздух способствует общему укреплению здоровья.

Очень важно удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне. Недостаток сна у детей отрицательно сказывается на их росте и развитии. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:

-в 7-10 лет — 10-11 часов;
-в 11-14 лет -9-10 часов;
-в 15-17 лет — 9-8 часов.

Школьникам показано увеличение обычной продолжительности сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности.
Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Перед сном комнату нужно хорошо проветривать.

Для крепкого и здорового сна необходимо:

-ложиться спать в одно и то же время;
-ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.);
-сформировать собственные полезные привычки («традиции»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение книг и т. п.

Рекомендации по нормам работы школьников за компьютерами

Современное обучение сопряжено с работой на персональном компьютере. Кроме того, многие дети проводят досуг за компьютерными играми. Длительные работа и занятия на персональном компьютере вызывают значительное зрительное напряжение, ухудшают общее состояние ребенка. Непрерывная длительность занятий непосредственно с персональным компьютером не должна превышать:

-Для учащихся 1-4-х классов — 15 мин;
-Для учащихся 5-7-х классов — 20 мин;
-Для учащихся 8-11-х классов — 25 мин.

Работа на персональном компьютере должна осуществляется в индивидуальном темпе и ритме. Необходимо делать перерывы и проводить комплекс упражнений для глаз, а также физические упражнения для профилактики общего утомления.
Занятия в кружках с использованием персонального компьютера должны организовываться не раньше чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе и не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) — не более 60 минут, а для учащихся 6-х классов и старше — до 90 минут. Не рекомендуется играть на компьютере перед сном.

Свободная деятельность по индивидуальному выбору

Предпочтение следует отдавать спортивным занятиям.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, то постарайтесь скорректировать его режим дня. Помните, правильный режим дня школьника — залог крепкого здоровья и хорошей учебы!

СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»

Санитарно-гигиенические нормы при проведении уроков с использованием ИКТ

В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:

· на развивающих игровых занятиях:

– для детей 6 лет – 10 минут;

– для учащихся начальной школы – 15 минут;

– для учащихся V–VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;

· на учебных занятиях по основам информатики и вычислительной техники:

– для учащихся VIII (IX) классов – 25 минут;

– для учащихся IX (X) классов – 40 минут;

– для учащихся X–XI классов применение ПК допускается не более чем на одном сдвоенном учебном занятии в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором учебном занятии с интервалом в работе на ПК не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.

· занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.

Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:

– на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут;

– на смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером – 30 минут;

01.21 О реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с новыми СанПиН

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:

  • признаны утратившими силу санитарные правила и нормы, СанПиН 2.2.2./2.4.1340–03 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы» и СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» с 01 января 2021 года;
  • утверждены новые санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года

В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.

Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:

  • для детей 5-7 лет – 5-7 минут,
  • для учащихся 1-4-х классов – 10 минут,
  • для 5-9-х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:
для интерактивной доски
— для детей до 10 лет – 20 минут,
— старше 10 лет – 30 минут
компьютера
— для детей 1–2 классов – 20 минут,
— 3–4 классов — 25 минут,
— 5–9 классов — 30 минут,
— 10–11 классов — 35 минут.

В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.

Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обращаем внимание, что:

  • Согласно п. 3.5.2. одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств обучения (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
  • Согласно п. 3.5.3. мобильные средства связи для образовательных целей не используются.
  • Согласно п. 3.5.10. использование наушников при непрерывном использовании для всех возрастных групп должно составлять не более часа.
  • Согласно п. 3.5.12. при реализации образовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов. Обучение должно заканчиваться не позднее 18.00 часов, продолжительность уроков не должна превышать 40 минут.

Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:

  • Согласно п. 3.5.12. общая продолжительность урока составляет 40 минут.
  • Согласно п. 2.10.2. работа с компьютером в течение урока составляет не более 25 минут.
  • Согласно п. 2.10.2. непрерывное использование экрана составляет не более 10 минут.

Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector