Роль программирования в школьном курсе информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Профессия программист

Правда ли, что программирование — ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн — в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Описание профессии

Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.

Специализация программистов

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.

Плюсы и минусы профессии программиста

Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2022 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?

Плюсы профессии программист:

Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.

Где учиться

Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.

IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».

В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>

• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Карьерные возможности

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.

Какие компетенции и личные качества необходимы программисту

Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость

Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде

Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.

Что делать уже сейчас

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
    ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
    ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
    ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
    ✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Роль программирования в школьном курсе информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

ти, от всякой тьмы. Вокруг школь: и родового поместья, расположенных на лоне природы и вдали от развращающего влияния общества, вырастут экологически чистые поселки, жители которых не пьют, не скверно-словят, не курят, не сжигают листу и траву, не убивают животных, не пашут землю грак горами и г. л. В центре поселка возвышается Центр воспитания одаренного человека, где есть место как для ребенка, так и для взрослого Воспитание ребенка начинается ча три года до его зачатия, а потом он проходит по ступеням перинатальной педагогики. Родившийся в чистых экологических условиях ребенок опережает своих сверстников на два-гри года. Он получил Божественную миссию (каждый свою) и пришел н нзш мир, чтобы сделат ь его еше более мисі им. красивым и достойным звания Человек.

Учигель — самый уважаемый человек. Его привыкли писать с большой букны —Учитель, ибо он не передает знания, не готовит к жизни, не формирует какие-то качества. нужные социуму, не социализирует, т. е.

не подчиняет тому же обществу, а дает ему, этому обществу, уникально воспитанное, обученное разным видам деятельности человеческое существо. В нем раскрыты псе данные ему таланты. Ои — творческая личкостъ, созидатель, пагриог, т. є человек, нужный об (и ест ву, народу, семье и самому себе.

Вели мне кто-то скажет, что все написанное соками души моей нереальность, я предложу открыть книіу Н.К. Рериха «Врата в будущее» и в одноименной статы- прочитать следующее: «Каждый труд должен быть обоснован. Цель его должна быть ясна, пре жде всего, самому творящему, трудящемуся. Если тружении знает, что каждое его действие будег полезно человечеству, то и силы его приумножатся и сложатся в наиболее убедительном выражении. Труд всегда прекрасен. Чем больше он будет осмыслен, тем и качество его вознесется и сотворит еще большее общественное благо. В труде благодать»

Поступила в редакцию і 5.04.2005.

РОЛЬ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Н.С. Дановз, О.П. Пономарев

Danova N.S.. Ponomarev О.Р. ГЬе role of programming in (he school-course of Informatics. Піс authors consider the modem state of teaching Informatics and programming in Russian schools and analyze the reasons i-l pupils’ poot grounding in programming. Піс principal idea of the article consists in the thought lliat programming is the basic tool in the development of pupils logical thinking, it is important to increase Ihe role of programming in the course оПпГо-niaiics.

Пожалуй, никакое другое изобретение человека не привело к таким значительным изменениям в его жизни, как компьютер Чем же, с точки зрения влияния на человеческое общество, изобретение компьютера от личается от изобретения колеса, паровой машины или. скажем, самолета? В первую очередь тем. что по инструмент для повышения интеллектуального, а не физического потенциала человека. Компьютер дает возможность выйти на новый, значительно более высокий уровень научных исследований, проектирования и управления различными объектами, что является основой для развития производства вообще и электронной промышленности, в частности. Последняя

обеспечивает совершенствование компьютеров. а те — решение еще более сложных задач и т. д. В настоящее время трудно себе представить жизнь человека без компьютерных технологий. Эю касается не только науки иди производства, но и человеческого быта: цифровые фотоаппараты, мобильные телефоны, стиральные машины и многие другие бытовые приборы используют компьютерные технологии. В этом смысле нельзя не сказать о главном «бытовом приборе» — персональном компьютере, который .зля многих стал основным инструментом, используемым в работе, учебе и отдыхе

Однако работа с компьютером требует соответствующего обучения Базовую подго-

товку человека должна обеспечивать дисциплина информатика, которая как учебный предмет была введена в среднюю ыко^гу в 1985 году. Вспомним, какие цели ставились перед этой ДИСЦИПЛИНОЙ.

Сначала целью была «алгоритмическая культура учащихся». Она включала в себя «умение формулировать, записывать, проверять математические алгоритмы» с использованием ЭВМ [.»(. Вс многом такая формулировка обусловлена уровнем развития ЭВМ тех лет: кроме языков программирования не существовало программного обеспечения, которое можно было бы испольчоаагь для поддержки курса информатики. Однако такая цель в условиях дефицита компьютеров и слабого (но нынешним меркам) программного обеспечения давала свои плоды; учашиеся развивали абстрактное мышление, умение планировать свии дейсгвня, навыки упраиде-ния ЭВМ. Многие известные программисты и специалисты в области информационных технологий являются выпускниками школ тех лет.

Через некоторое время цель обучения трансформировалась в понятие «компьютерной грамотности», которое включало:

— умение «общаться» с компьютером;

— составление простейших программ для компьютера;

представление об устройстве и принципах действия ЭВМ;

— представление об областях применения и возможностях ЭВМ. социальных последствиях компьюгеризации.

В новой формулировке были понижены т ребования к программированию, но добавлены общеобразовательные направления информатики. В уш иремя в школах с’гали появляться первые компьютерные классы и специальное программное обеспечение типа Е-практикума, простейших текстовых и графических редакторов., обучающих программ и т. д., что позволяло реализовать новые цели.

Следующим этапом эволюции целей образования школьников в области информатики стала «информационная культура», включавшая:

навыки грамотной постановки задач для их решения на ЭВМ;

— навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о

методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

— знания основных алгоритмических структур и у мение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

— понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки со* станления программ для ЭВМ гю построенному адгоргсгму на одном из языков программирования высокого уровня;

— навыки квалифицированного использования типов современных информационных систем для решения с их помощью практических задач;

— умение грамотно интерпретировать результаты решения прак гических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

«Эги требования, взятые в их минимальном объеме., составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, взятые в максимальном объеме — воспитания информационной культуры учащихся» [3].

Во второй половине 90-х годов были введены понятия базового и профильного курсов информатики. Базовый курс, предназначенный обеспечить государственный образовательный стандарт по информатике, был разделен на следующие тематические разделы (содержательные линии):

— информации и информационных процессов;

— аппаратной части компьютера;

— формализации и моделирования;

— алгоритмизации и программирования;

Таким образом, доля алгоритмизации и

программирования сильно уменьшилась, а в большинстве школ была сведена к формальному ознакомлению учащихся с командами конкретного языка программирования и с типовыми алгоритмическими структурами, т. с. с инструментами, но не с методами программирования. Очень большую долю в базовом курсе информатики стали занимать информационные технологии: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, компьютерные сети. Следует заметить, чю в методике преподавания этой линии то-

же можно по-разному расставить акценты: формально изучать инструменты (назначение кнопок, меню, окон и т. д.) или неформально- методы применения этих инструментов. К сожалению, эти акценты все больше смешались в сторону инструментов, что во многом объясняется слабой подготовкой учителей информатики и тем обстоятельством, что учителю гораздо сложнее построить курс информатики, основанный на методах, чем на инструментах. В последнем случае, достаточно включить компьютер, открыть приложение Microsoft Office — и вот оно, морс инструментов, только успевай нажимать.

Ксіаіи, о морях и океанах. Процитируем один из учебников информатики. «Информатика это наука о навигации в «Тихом океане» информации, а ЭВМ — океанские лайнеры, покоряющие информационные просторы» [І]. Продолжая ггу мысль, можно сказать, что школьники — матросы па этих лайнерах. Однако изучают эти матросы, в основном, конструкцию лайнера, а не законы навигации. Понятно, что довести лайнер через океан информации до нужного причала они вряд ли смогут.

Обобщая цели информатики, как учебной дисциплины, которые ставились в 1985 году, можно сказать, что в их основе лежит развитие творческих способностей и повышение интеллектуального потенциала человека с помощью компьютера. Что же мы имеем на сегодняшний день? Результат прямо противоположный. Выпускники школ, в подавляющем большинстве, не только не умеют программировать, но очень плохо знают приемы работы н текстовом редакторе, в элекгронных габлиііах и других изучаемых приложениях, а также основные характеристики «компьютерного железа». Компь ютср не повысил их интеллектуальный потенциал, а частично заменил его. Это проявляется не только в неумении планировать свои действия и выбирать оптимальную стратегию действий, но даже в плохом знании таблицы умножения. У многих школьников сложилось представление об информатике. как о достаточно легковесной дисциплине, изучить которую можно самостоятельно был бы компьютер.

Приведем выдержки из статьи, опубликованной на сайте і азеты «Информатика».

«Рисование поздравительных открыток начали называть изучением методов обработки графической информации, набор в две колонки статьи в стенгазету — изучением текстовых процессоров, а бесцельное брожение по Интернету — изучением телекоммуникационных технологий. Пользоваться всем этим нужно. Выставки компьютерной графики, красиво оформленные газеты, veb-страиички школ, общение по электронной почте со сверстниками за рубежом становятся нормой школьной жизни, как только появляется соответствующая техническая база. Но эти вещи не должны становиться содержанием информатики.

Мы никак не можем осознать, что вместе с внедрением компьютера во все новые области жизни интерфейс пользователя становится интуитивно понятным и доступным для самостоятельного освоения грамотным человеком.

Школа должна давать базовые знания по всем предметам, в том числе и по информатике. Логика, устройство процессора и ком пьют ера, сбор, кодирование, обработка и передача информации, программирование,

Невозможно не согласиться с этими словами. Школьник, имеющий дома собственный компьютер, без особого труда, самостоятельно освоит и интерфейс прикладной программы, и набор текста в редакторе, и рисование в графическом редакторе, поскольку современные программные приложения (по крайней мере, стандартные приложения Vindovs и М8 ОГбсе) ориентированы на обычного, непрограммирующего пользователя Урок информатики, на котором «изучаются» кнопки панели инструментов. становится для такого ученика очень скучным.

В современном стандарте среднего образования по информатике (базовый уровень) вообще не! ни слова о программировании Из всех имеющихся там образовательных линий наиболее близкой к программированию и способствующей развитию логического мышления является линия «Информаци-

онныс модели и системы». В требованиях к уровню подготовки выпускников записано, что на бачовом уровне ученик должен уметь «использовать готовые информационные модели. оценивать их соответствие [реальному объекту и целям моделирования». Однако, как сделать эти оценки беч программи-(юва-ния? Любая оценка — это некоторое обобщение Но что может обобщить ученик, если он не вникал в детали объекта при помощи программирования? Пусть ему дана готовая информационная модель и имеется некоторое множество исходных данных. Как искать решения этой модели на пом множестве? Единственный универсальный способ — это нро-■ раммироваиие. Может быть, авторы стандарта предполагали использовать для моделирования надстройки Ьхсе1, например, аналич данных или поиск решения? По опыту преподавания в высших учебных ’заведениях знаем, что эти темы являются самыми трудными даже для студентов, специализирующихся в области информационных технологий.

Конечно, в ничком качестве образования нельзя винить только плохое преподавание конкретных дисциплин В России потеряна система ценностей, стимулирующая учителя хорошо учить, а ученика — хорошо учиться. Именно поэтому у учителей информатики нет стремлении реально повышать свою квалификацию, а освоившие программирование выпускники педагогических факультетов университетов уходят в коммерческие структуры, где заработная плата существенно выше, чем у учителя.

Выпускники средней школы имеют плохую подготовку не только по информатике. но и но другим дисциплинам, например, но математике. До появления информатики именно математика была основной дисциплиной. развивавшей логическое и алгоритмическое мышление. Многие математики становились хорошими программистами потому что имели прочный логико-алгоритмический фундамент и видели в программировании мощный инструмент для решения математических чадач В наше время уровень преподавания математики в школе снизился настолько, что по результатам тестирования школьников по математике, проводившегося в 2003 году Организацией международного сотрудничества, Россия заняла

36 место из 41 страны, участвовавшей в тестировании (2]. В других дисциплинах положение не лучше. Четыре года назад Германия заняла 21 место в аналогичном тестировании, посчитав это национальным позором Были приняты меры, и положение выправилось. Л мы до сих нор бьем себя в фудь и гордимся нашим «лучшим» в мире образованием В Министерстве образования все проблемы решены, кроме вопроса, с какого возраста надо начинать обучение в школе и когда заканчивать. Об изменении содержания обучения там речи не идет.

Таким образом, ориентация а преподавании информатики на инструменты не развивает творческие способности личности. Вместе с тем, в информатике имеется очень мощный инструмент для повышения интеллектуального потенциала человека — программирование, ко программирование, изучаемое не как набор команд конкретного языка, а как технология решения различных задач (учебных, производственных и других). Основные достоинства программирования состоят в том, что оно предоставляет в распоряжение человека массу инструментов и вариантов решения задач, из которых надо выбрать лучший (вот она навигация в океане информации). Реализация программы на компьютере позволяет быстро получать решение задач, причем таких, о которых з «докомпьютерную эру» нельзя было и подумать из-за громадного объема вычислений. Быстрое получение результатов сноего груда приносит моральное удовлетворение программисту и стимулирует его к решению новых задач.

Одним из способов оценки уровня подготовки школьников по информатике являются районные и областные олимпиады. Здесь сложилась парадоксальная ситуация: реального программирования а бачовом курсе информатики ист. а олимпиады проводятся именно по программированию, несмотря на очень широкий спектр тем, изучаемых в информатике При этом уровень задач, предлагаемых на областные олимпиады республиканской методической комиссией таков, что для их решения явно недостаточно и профильного курса информатики (если таковой есть и если гам изучают методы программирования).

(акое положение объясняется тем. что программирование занимает верхний уровень в иерархии разделов информатики. Хороший прог раммист, как правило, имеет хорошие знания во многих других разделах информатики. Ьму также не составляет особою труда освоить новые темы. Т аким образом. программирование является хорошим показателем уровня подготовки школьников по информатике.

Однако в подавляющем большинстве средних школ не осталось программирующих учителей информатики, способных ока-:»ать существенную помощь школьникам в изучении программирования или в подготовке к олимпиадам. В результате областная олимпиада по информатике в Белгородской области вое больше напоминает матчевую встречу школьников дпух крупных городов: Белгорода и Старого Оскола. Ни о какой серьезной подготовке по программированию в сельских школах говорить не приходится: до 25 % участников областной олимпиады получают нулевые оценки. Иногда встречаются участники областной олимпиады, не понимающие. что такое программирование вообще. ‘>го говорит о том, что учитель, пославший такого участника на олимпиаду, разбирается в программировании не намного лучше своего ученика. Впрочем, уровень подготовки, городских школьников тоже оставляет желать лучшег о. Обычно призерами областной ал им-пиалы по информатике становятся учащиеся, которые занимаются программированием не менее двух лег, причем не только под руководством учителя информатики, а в кружках под руководством опытных программистов, собственных родителей или самостоятельно. Дипломы Российской олимпиады по информ* тике получают школьники, в подготовке которых сочетаются псе эти факторы; в Ь-8 классах заниматься прот раммированием их заставили родители; они мною работали самостоятельно; их подготовкой и олимпиадам руководили опытные программисты.

Сейчас персональные компьютеры имеются во многих семьях. Однако большинство родителей не понимают последствий покупки компьютера своему ребенку. Компьютер -это мощное интеллектуальное оружие, которое может и помочь, и навредить, в зависимости от понимания человеком последствий

использования этого оружия. Чаще всего компьютер покупают для игр. Однако компьютерные игры (кроме некоторых обучающих игровых программ) не дают никакого интеллектуального развития детям. Очень часто в них присутствуют сцены насилия, там ценятся действия типа «стреляй, не раздумывая». они уводят играющего в другой, виртуальный мир, где учат жить по законам, далеким от законов реального мира. Через компьютерные игры детям навязывается определенная идеология, заложенная фирмами — разработчиками этих игр.

давание команды СоЮ, говорит о том, что данный участник олимпиады — самоучка. В призеры такие участники, как правило, не

В последнее время появилось большое количество обучающих программ по разным дисциплинам, в том числе и по информатике. Казалось бы — вот она, помощь хорошему учителю и замена плохому. Однако подавляющее большинство обучающих программ слишком примитивны. Многие из них организованы в виде многошаговых предписаний. При аккуратном выполнении всех шагов такого предписания можно получить правильный результат, не понимая смысла выполненных действий. Очень часто для контроля знаний г. таких «обучалках» используется выборочная система ответов, недостатки которой исследованы и описаны известными педагогами еше в 70-х годах прошлого века, применительно к существовавшим тогда электромеханическим тестирующим устройствам. В профаммированни лучшим и объективным способом оценки знаний является правильно работающая программа.

главной содержательной линией информатики, придающей этой дисциплине значимость и стабильность. Конечно, программирование тоже не стоит на месте. Появляются новые языки и технологии, например, объектно-ориентированное программирование. Однако новые технологии в профаммированни не офицакп а охватывают старые принципы. Такие из них, как принцип проектирования сверху-вниз или «разделяй и властвуй», не устареют никогда, они применяются не только в программировании, но и н других сферах человеческой деятельности.

Слабое логическое мышление выпускников школ отчетливо проявляется в высших учебных заведениях при изучении программирования и других дисциплин, требующих творческого подхода х решению задач и умения планировать свои действия. Преподавателям вузов приходится прилагать значительные усилия для ликвидации этих недостатков. Многие первокурсники при изучении программирования начинают понимать, что выбранная специальность им не по силам. В результате — безраитичие к учебе, отчисления, переводы на другие специальности. Одна из основных причин этих явлений — школьники не имеют представления о том, что такое профаммирование и какими знаниями, умениями и навыками должен обладать программист.

1. Гейн А.Г. и др. Основы информатики и вычислительной техники. М., 1993

2. Горбова А.. Богомолов А «Двойка» по математике // Новые Известия. 2004. 8 дек.

3. Лапчик МП, Семикин ИГ, Линкер Е.К. Методика преподавания информатики М.,200!.

4. Петрив В Зачем в школе программирование Сайт газеты «Информатика». Режим доступа: Ь»р:’/ссп?сг. fio.ru/methodTiesources/juciina/07.’ ре 1г:у/pctriv.htm. свободный.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector