Чистка компьютера и мелкий ремонт системы охлаждения
Каждый обладатель современного компьютера рано или поздно сталкивается с проблемой плохой работы системы охлаждения ПК. Под системой охлаждения я подразумеваю кулер процессора и вентиляторы в системном блоке компьютера или ноутбука.
В чем проявляться плохая работа системы охлаждения ПК
- Недостаточное охлаждение процессора — компьютер перегревается, что во многих случаях приводит к выключению ПК при нагрузке.
- Кулер и вентиляторы постоянно вращаются на максимальных оборотах, наиболее часто это происходит на ноутбуках, а если ноут еще и поношенный, то сопровождается весь процесс приличным гулом.
- Кулер и вентилятор постукивают, трутся или цепляются лопастями при запуске компьютера. Чаще всего трение проходит после лехкого постукивания или смены наклона(например при небольшом наклоне системного блока).
Причины плохого охлаждения компьютера и ноутбука
- Сильно изношенные кулер или вентилятор;
- Радиатор процессора и кулер забит пылью и другим мусором;
- Высохшее масло в кулере и вентиляторах;
- Масло впиталось в вовремя не очищенную пыль, следовательно, как и в предыдущем пункте кулер и вентилятор работает на сухую.
При первых проявлениях неисправности системы охлаждения требуется немедленный осмотр ПК, так как постоянно поддерживающаяся высокая температура действует пагубно не только на сам процессор, но и на окружающие комплектующие компьютера такие как: видеокарта, оперативная память, а в первую очередь материнская плата.
С проявлениями и причинами мы разобрались, приступим к ремонту.
Извлечение вентилятора.
Вывинчиваем болты и снимаем крышку на донной части ноута;
Далее вывинчиваем миниатюрные болты с помощью которых закреплён кулер;
Отстёгиваем трёхконтактный разъём;
Вынимаем вентилятор, аккуратно отклеив чёрную липкую ленту, которой он приклеен к радиатору.
Какое выбрать масло?
Исходя из вышесказанного, для смазывания вентиляторов наилучшими характеристиками обладают масла:
- достаточно жидкие;
- формирующие на поверхности плёнку;
- обладающие эффектом заполнения шероховатостей и зазоров.
Наиболее подходят для обработки компьютерного кулера следующие средства:
- Масла малой вязкости. Среди них оружейное, трансформаторное, машинное, веретённое и т. п. Они отличаются прекрасной проникающей способностью, создают очень тонкую плёнку. Рекомендуются для высокоскоростных механизмов с небольшой динамической нагрузкой.
- Масла средней вязкости. Сюда относят моторное, трансмиссионное и пр. Образуют плёнку потолще, неплохо проникают и заполняют зазоры, дольше держатся на поверхности и могут справиться с высокими нагрузками. Имеют минус — нагружают механизм.
Густые смазывающие составы плохо проникают, но принудительное вдавливание в зазоры может на какое-то время (до покупки нового вентилятора) помочь запустить почти «убитое» устройство. Небольшие и микровентиляторы в ноутбуках смазывать такими составами нельзя.
Между тем в специализированных магазинах предлагается большой ассортимент смазывающих средств для кулеров. Эти синтетические смазки обладают абсолютной инертностью и работают в широком температурном режиме (от -20 до +200. 300 °C). Удобство работы и точное дозирование обеспечивает специальный шприц, в котором находится масло. И в большинстве ситуаций, лучше воспользоваться готовым решением (например, SPO-1 или SPO-2).
Разновидности подшипников
Перед тем, как делать разборку и смазку, необходимо узнать тип подшипника, используемый в кулере. Это оказывает влияние на выбор масла и метод смазывания.
В вентиляторах бытовой и компьютерной техники нашли применение следующие подшипники:
— Скольжения (sleeve bearing) — это самый распространенный и самый простой вид. В его составе втулка и вращающийся вал. Втулка имеет покрытие. Это антифрикционный материал. Для их смазки подходит WD-40.
— Скольжения с винтовой нарезкой (rifle bearing, Z-Axis bearing). Есть специфические нарезки на втулке оси. Благодаря им осуществляется рециркуляция смазки.
— Гидродинамические (FDB bearing) — модернизированный подшипник скольжения. В нем вал вращается в слое жидкого вещества. Он удерживается внутри втулки, поскольку при работе появляется разница в давлении.
— Качения (ball bearing, ceramic bearing). В его составе пара колец (шариков), тело качения и сепаратор. Материалом может служить керамика. Для подшипников качения используют консистентную смазку (силиконовую).
— Масляного давления (SSO) — улучшенный гидродинамический подшипник. Отличается от других тем, что у него много жидкости (смазки). Для того, чтобы уменьшить износ, вал центрируется с помощью постоянного магнита, установленного в основание.
— Самосмазывающийся подшипник скольжения (LDP) — улучшенный подшипник скольжения. Предусмотрена защита от пыли, которая соответствует IP6X. Есть также специальный слот, предназначенный для восстановленного масла. Все это ведет к увеличению сроков эксплуатации вентилятора.
— Подшипник с полиоксиметиленом (POM Bearing) — усовершенствованный подшипник скольжения. Для того, чтобы продлить срок службы, вал покрывают полиоксиметиленом. Ведь у него маленький коэффициент трения скольжения.
ВАЖНО! Смазку кулера начинают с того, что избавляются от грязи. Также удаляют старую смазку. Для такой работы можно использовать салфетку или ватные палочки.
Их нужно предварительно смочить в спирте. Может сгодиться и любой другой растворитель. Тонким слоем затем нужно нанести новую смазку на части подшипника, которые трутся.
Как смазать кулер блока питания и кулер системного блока.
Для начала откручиваем кулер в компьютера, отсоединяем провода идущие к кулеру, очищаем то пыли, и ложим его на стол, если этот кулер с блока питания или кулер с отвода теплого воздуха с системного блока, то аккуратно снимите стикер находящийся с противоположной стороны лопастей. Там должен быть уплотнительная резинка или пластикатовая крышка которую нужно открыть и с помощью шприца капнуть каплю масла.
Затем пальцами прокрутить лопасти кулера, чтобы масло распределилась равномерно по всей поверхности. Далее закрываем уплотнительную резиновую заглушку, и клеим стикер, если стикер не приклеивается то заместо него клеим кусочек изолены.
Также существует неразборные кулера у них за стикером нет резинового уплотнителя там впаяна пластиковая вставка. Однако и такой тип кулера можно смазать но это более сложнее. Но у некоторых неразборных кулеров нет фиксировано шайбы поэтому крыльчатка может выйти с помощью незначительных усилий пальцами, пробуем отделить лопасти кулера от корпуса без сильных усилий если лопасти кулера отделились то смазываем вал маслом и вставляем его обратно если нет то читаем дальше. Для смазывания неразборного кулера нам понадобится дрель или пассатижи и сверло не слишком большого размера 2-4 мм. Высверливаем в центре отверстие, только будьте аккуратны, не переусердствуйте и не повредите вал и подшипники, убираем пластиковую стружку из отверстия затем капаем 1-2 капли масла в просверленное отверстие желательно с помощью шприца. После смазывания прокрутите лопасти кулера для равномерного распределения масла и закройте отверстие изолентой или чем-нибудь другим на ваш выбор, главное чтобы масло не выбежало обратно.
Советую не заливать масла по самые края так как лишние масло все равно вытечет.
Плохо работает кулер? Причина не всегда в нем
О дин из признаков износа вентилятора ноутбука мы уже выяснили – это шум, который не устраняет ни смазка, ни очистка. Второй признак – неэффективное охлаждение, но с ним не всё так однозначно. В том, что ноутбук плохо охлаждается, иногда виновата не вертушка, а другие явления и вещи.
На стопроцентную неисправность вентилятора указывает следующее:
-
Видимая механическая поломка крыльчатки (подвижной части кулера с лопастями, которая показана на картинке ниже).
- Тугой ход крыльчатки, который ощущается при попытке повернуть ее вручную.
- Неустранимое механическое препятствие вращению крыльчатки.
- Остановки вращения вентилятора при шевелении его кабеля (залом или отхождение контактов).
В этих ситуациях замена вентилятора будет самым простым и правильным решением. Хотя, если причина только в кабеле, чаще всего можно обойтись несложным ремонтом.
На то, что в проблеме виноват не вентилятор, а что-либо другое, указывают такие симптомы:
- Кулер вращается с высокой скоростью, но из решетки вентиляции выдувается холодный воздух. Причиной может быть неправильная установка или поломка металлических частей системы охлаждения.
- Кулер, судя по шуму, вращается быстро, но воздух наружу не выходит. Причина – закупорка вентиляционных отверстий на корпусе аппарата спрессованной пылью.
- Кулер крутится с постоянной высокой скоростью, которая не падает при снижении нагрузки на процессор и другие охлаждаемые устройства. Причина – некорректное управление.
- При выключении ноутбука вертушка делает рывок или 1-2 оборота и останавливается. После этого ноутбук сразу выключается. Причина – короткое замыкание в устройствах аппарата, неисправность в силовых цепях.
Очевидно, что в этих ситуациях замена кулера не поможет, так как источник неисправности не в нем.
А в следующих случаях причина может крыться как в самом кулере, так и в системе его управления или окружении:
- При включении ноутбука на экране отображается сообщение о проблемах в системе охлаждения: «SystemFan B90>», «System FanFailure» и т. д. Виновником чаще оказывается изношенный вентилятор, но иногда это вызвано сбоем в его управлении или физическим препятствием вращению (механический стопор, магнитное поле расположенного рядом динамика и т. д.).
Также все устройства можно разделить на негерметичные и герметичные (в последних смазка закладывается на весь срок службы). В негерметичных узлах масло постепенно выдавливается из рабочего зазора. Особенно это касается устройств, построенных по принципу скольжения. Они представляют собой вал, который вращается внутри втулки. Между валом и внутренней поверхностью втулки нанесен слой масла. Чтобы он не вытекал, с двух сторон надеты пластиковые или резиновые кольца. Эти кольца замедляют процесс выдавливания смазки, но не устраняют его полностью. В итоге масло постепенно вытесняется из зазора.
Гидродинаминческий режим смазки (когда металлические части не соприкасаются, а трение происходит между слоями масла) постепенно сменяется граничным. В этом случае трущиеся части из металла начинают соприкасаться, их износ резко возрастает. Это приводит:
- к повышенному шуму;
- увеличению энергопотребления;
- увеличенное трение вызывает снижение скорости вращения и эффективности охлаждения.
В таком режиме ресурс узла вращения резко снижается.
К вентиляторам, оснащенным подшипниками качения, это относится в меньшей степени, но все равно, процесс выдавливания (и загрязнения) смазки хоть медленно, но идет. И рано или поздно шум вентилятора возрастает (а эффективность снижается), а это служит явным признаком необходимости ревизии механической части. Откладывать не следует – процесс может зайти слишком далеко. Если шум вызван уже состоявшимся физическим износом трущихся поверхностей, пополнением смазки проблему не решить.
Какую смазку использовать
Есть мнение, что для обслуживания кулера необходимо использовать специальную силиконовую смазку. Это не совсем так. Точнее, совсем не так. Миф исходит в первую очередь от производителей такой смазки или продавцов, ею торгующих.
Силиконовая смазка для вентиляторов ПК
На самом деле, подойдёт почти любая достаточно жидкая смазка — машинное (швейное) масло, веретённое масло, универсальное WD-40, даже моторное синтетическое. Потому совсем необязательно бежать в магазин и покупать 10-граммовый тюбик термостойкого (!) силикона за 180 рублей.
Видеоматериал
Ремонт кулера ноутбука своими руками можно произвести, но мы рекомендуем сделать это в сервисном центре, где подберут подходящий кулер, заменят термопасту и, возможно, обнаружат другие неисправности.