Дети и компьютер. Как дети за компьютером в школе
Дети и компьютеры почти неотделимы в наши дни. Многие дети школьного возраста и даже дошкольники, проводят часы перед компьютером каждый день. Поэтому возникает вопрос – насколько это вредно для их глаз? Это помогает подготовке детей к школе? Должны ли дети носить компьютерные очки в школе? Эти и другие вопросы о детях и компьютерах часто звучат из уст родителей.
Недавнее компьютерное исследование свидетельствует, что компьютерное использование среди дошкольников, возможно, фактически улучшает их готовность для школы. В одном исследовании зарегистрировались 122 дошкольника. Дети в экспериментальной группе получили возможность работать на компьютере в течение 15-20 минут в день с выбором соответствующего образовательного программного обеспечения, пока дети в контрольной (без компьютера) группе получили стандартный учебный план.
Все дети в изучении взяли четыре стандартизированные испытания в начале изучения, а также шестью месяцами позже, чтобы оценить их готовность к школе, визуальные моторные навыки, познавательное развитие. Дети, которые работали на компьютере, были более подготовлены к школе, чем дети без компьютеров. Также дети, кто делали компьютерную работу как дома, так и в школе развиваются лучше, чем дети, которые работали за компьютером только в школе.
В каком возрасте дети воспринимают компьютер?
В двухлетнем возрасте дети еще не могут различить особенности компьютера. Им гораздо интереснее смотреть рекламу на телевидении, потому что там ничего не надо делать, а захватывающие цветные картинки меняют сами друг друга. Поэтому и компьютер для ребенка в этом возрасте может служить лишь как средство для просмотра мультфильмов. Но сам ребенок с ним еще не сотрудничает. В этом возрасте ребенок будет воспринимать его как предмет-игрушку. Мне знакомы случаи, когда двухлетние дети за полчаса разбирали клавиатуру и даже ноутбуки!
В 3 года ребенок уже может взаимодействовать с компьютером: извлекать из него звуки, двигать изображение. Если родители не против идти в этом направлении, то компьютер может быть своеобразным «развивающим ковриком» для ребенка.
В 4 года дети могут довольно неплохо пользоваться программой для рисования Paint.
В пятилетнем возрасте детям интересно знакомиться с азбукой и цифрами, но не в кубиках, а на мониторе.
Лично я однозначно за то, чтобы ребенок еще до своего Первого звонка садился за компьютер. Информатика — это наука, которая не требует базовых знаний. Например, чтобы изучать историю, нужно сначала уметь читать, чтобы изучать физику — научиться перед тем считать.
С компьютерной грамотностью — это как с письмом: даешь инструменты и орудия, показываешь, что хочешь, — и ребенок учится. А поскольку детям за компьютером всегда очень интересно, то это также существенно способствует общему развитию, в частности логического мышления, которого родители так желают своим детям!
Сколько времени ребенку можно сидеть за компьютером?
Говоря том, сколько школьник может безопасно для здоровья сидеть за компьютером, мы имеет в виду не только обычные компьютеры или ноутбуки. Сюда же относятся телефоны, смартфоны, планшеты, и другие гаджеты, да и просмотр телевизора. Об этом тоже поговорим.
Детям до 4 лет находиться перед монитором не рекомендуются. В столь раннем возрасте пагубное влияние в разы больше. В 4-5 лет – не дольше 10 минут в день. По мере взросления ребёнка время использования электронной техники увеличивается. В возрасте 5-6 лет оно составляет до 30 минут в день. Далее, постепенно увеличиваясь, к 12 годам возрастает до 1 часа.
При этом нужно помнить, что после 45 минут непрерывного контакта с монитором обязательно нужно делать перерыв на зарядку и отдых глаз.
Подростки старше 14 лет могут сидеть за компьютером до 2 часов в день.
Почему подростки предпочитают компьютер живому общению?
Семья более или менее справляется с младшим школьником: ещё сильна полная эмоциональная и даже физическая зависимость от взрослого. Каким бы ни был взрослый, ребёнок знает — без него не справишься, он сильнее. Когда подросток заканчивает школу, ситуация похожая: по отношению ко взрослой жизни, институту, репетиторам или будущей работе родители опять сильнее, и 16-17-летние вынуждены слушаться или хотя бы прислушиваться. Обратите внимание — и в том, и в другом случае главный в семье — ребёнок. От того, как его устроить в школу, в институт или на работу, зависит социальный статус родителей. Их ребёнок хорошо учится — они хорошие родители, поступил успешно в вуз или на престижную работу — успешная семья! Складывается впечатление, что в нашем сегодняшнем мире подростковый возраст детей — скрытые каникулы семьи и школы.
В далёком прошлом взросление начиналось рано. После 9-10 лет у бедняков дети уже работали наравне со старшими. В обеспеченных семьях у детей тоже было достаточно обязанностей: их вводили во взрослый круг общения (балы, охоты, кадетские корпуса, лицеи и институты для девочек), где взрослые общались с подростками, оценивали их поведение, хвалили за достижения. Общество во всех своих слоях поддерживало негласное соревнование подростков за право быть оценённым и признанным. Признание взрослых усиливало позиции подростка среди сверстников, а ведь для подростка вес в кругу своих — важная и болезненная тема. Если наш родительский голос не звучит в повседневной жизни детей, если мы в ней почти не участвуем, то единственный отборщик ценностей — референтная (на которую равняешься) группа сверстников.
А где всего слышнее её голос сегодня? Ответ ясен — в компьютере. Там общение со своими, там то, что интересно, а главное — если ты в компьютере, ты свой. Ты говоришь на нашем языке!
Компьютер-ловушка не только для наших детей, но и для нас — усталых, раздражённых, вечно занятых.
ЗАВИСИМОСТЬ: Что вызывает зависимость. Причины, факторы зависимости. Почему одни люди становятся зависимыми, а другие нет подробно читайте ЗДЕСЬ.
ПОВЕДЕНИЕ: Что в большей степени определяет поведение человека воспитание или природа? Воспитание или природа способствует появлению агрессии и жестокости у детей и взрослых? Читайте ЗДЕСЬ.
Компьютеры используются вместе с традиционными педагогическими методами
ПК – многофункциональное устройство, поэтому его необходимо использовать не только в рамках уроков информатики, но и в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса во всех учебных заведениях, а также для расширения средств и методов подачи информации (визуальное, аудиальное, интерактивное).
Современные дети рано начинают проявлять интерес к компьютеру, легко осваивают его. Сегодня существует много простых обучающих игр, которые помогают закреплять основные знания, способствуют развитию ребенка, расширяют его кругозор. Задача родителей и педагогов – поощрять ребенка использовать компьютер в познавательных и обучающих целях, помогать ему, чтобы уже к школьному возрасту владение компьютером естественным образом вписалось в учебный процесс.
Б. Спок писал: «Человек действительно обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы – преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучить их и запомнить».
В этом и может помочь ПК. Созданы специальные обучающие программы и web-сайты, где дети могут в игровой форме освоить алфавит, счет, геометрические фигуры, научиться различать цвета и многому другому. Кроме того, с помощью компьютера педагог и сам может создавать разнообразные обучающие материалы для детей. Например, видеоролики с помощью программ редактирования видео, информационные плакаты, освоив некоторые уроки фотошоп для начинающих, ну и, конечно же, компьютерные презентации – без них вообще сложно себе представить современного педагога.
Разнообразный компьютерный мир с его яркими, живыми образами, цветами и музыкой является привлекательным для ребенка, ему хочется поближе познакомиться с ним, начать играть.
А как показывает педагогический опыт А.С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, то же, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет». Так, через игру, рождается мотивационная готовность детей к освоению нового.
Вот что является основным достоинством использования компьютера в обучении по сравнению с традиционными методами:
- Позволяет выбрать индивидуальный подход к каждому ребенку и дает ему уникальную возможность развить уверенность в своих силах.
- Оперирует образным типом информации: видео, музыка, мультипликация, что наиболее близко и понятно детям, еще не умеющим читать и писать.
- Помогает стимулировать познавательную активность ребенка через решение увлекательных задач.
- Дает ребенку время спокойно подумать и самому исправить свои ошибки.
- Игровая форма информации, отображаемая на мониторе ПК, привлекает внимание ребенка.
Сколько времени можно проводить за компьютером?
В конце прошлого века ученые установили, что детям 10-14 лет проводить за компьютером можно всего лишь полтора часа в день. Согласитесь, в наше время и с нашим ритмом жизни эта рекомендация выглядит абсолютно невыполнимой: за полтора часа нельзя успеть сделать даже необходимые уроки, что уж говорить об отдыхе и общении с друзьями!
К счастью, технологии не стоят на месте: компьютеры совершенствуются, а инженеры улучшают не только технические характеристики, но и начинают заботиться о здоровье пользователей. Например, современные мониторы лишены характерной ранее проблемы – мерцания, что положительно сказывается на изменении зрения.
Итак, сколько же времени можно проводить ребенку за компьютером?
Стадии интернет-зависимости
Игромания (лудомания) давно привлекала внимание психиатров, а сегодня их профессиональный интерес сместился от азартных игр к онлайн-играм. Игровая зависимость у подростков и взрослых, как любое заболевание, имеет свои стадии. Сегодня популярна классификация Кекелидзе-Шемчука, согласно которой полное погружение в виртуальную жизнь проходит в 4 этапа.
Такой вредный компьютер
В первую очередь, конечно, приходит в голову мысль о компьютерной зависимости. Эта проблема подстерегает любого, кто много времени проводит над клавиатурой, однако дети перед ней особенно уязвимы. В силу особенностей психики они еще не могут сопротивляться тому потоку эндорфинов, который возникает при увлечении человека компьютерной игрой. Чем дальше — тем труднее себе отказать в этом удовольствии. К слову, то же самое происходит и при просмотре мультфильмов.
Увлечение компьютерными играми может привести ребенка к эмоциональной незрелости и агрессивности
Второй причиной ограничить ребенку доступ к компьютеру является быстрая утомляемость. Психоэмоциональное возбуждение, обостренное внимание и необходимость ускоренной реакции — все это приводит к тому, что ребенок очень устает, однако, в отличие от взрослого человека, он еще не может проконтролировать и идентифицировать свое состояние. Японские ученые не так давно пришли к выводу, что совокупное влияние этих состояний на детский мозг настолько критично, что его работа просто останавливается, а развитие — прекращается.
Другим поводом не допускать бесконтрольно использование ребенком компьютерных игр заключается в том, что такие игры имеют лишь два-три варианта развития сюжета, тогда как свободная детская игра может повернуть в любую сторону, а воображение диктует миру свои правила: покрывало на диване превращается в морские волны, пульт от телевизора становится кораблем, а прочие игрушки — волшебными островами. Согласно исследованиям, именно такая игра является самым лучшим способом развития ребенка.
Американские ученые связывают, помимо всего прочего, компьютерные игры с эмоциональной незрелостью и агрессивностью современных детей. Всем известны случаи, когда подростки приходили в школу с оружием, а то и палили в своих однокашников и учителей. Отчасти это явление, несомненно, связано и с компьютерными играми. Другим отрицательным фактором является то, что ребенок становится очень одиноким, хотя внешне вовсе не нуждается в обществе. Зачем ему, когда компьютер скрывает крайне привлекательный мир, полный игр и виртуального общения.
И наконец, зависимые от компьютера дети не могут правильно оценивать свое время, иначе говоря, они приучаются прокрастинировать. Вместо уроков и полезных занятий они просиживают перед экраном, отделываясь от родителей междометиями и обещаниями все сделать через пять минут.
Лечение игровой зависимости
Лечение игровой зависимости как правило не включает в себя принятия лекарственных препаратов, за исключением некоторых сопутствующих заболеваний (тревожные расстройства, депрессия, страхи). Родителям, в первую очередь, необходимо обратиться к детскому или семейному психологу. Специалист поможет грамотно наладить взаимоотношения внутри семьи, чтобы общение между родителями и ребёнком протекало в спокойной обстановке. Когда в семье доверительные отношения, детям не нужно «убегать» в виртуальную реальность.
Если по каким-то причинам обратиться к психологу не получается, следует провести ревизию своих взаимоотношений с ребёнком. Часто родители неосознанно провоцируют ребёнка к «побегу». Например, чрезмерный контроль и повышенная критичность воспитывают неуверенного в себе человека, которому легче решать задачки в игре, где можно сохраниться и начать заново, чем в реальной жизни, где за любой неверный шаг будет ждать наказание. Семьи, где чувства и желания ребёнка уважают, где можно высказывать свое мнение и самовыражаться, реже встречаются с проблемой зависимости к чему-либо.
Узнайте больше о воспитании здоровых и счастливых детей по системе позитивного родительства!
Проведите сверку своих требований к ребёнку – все ли они обоснованы и понятны ребёнку, согласен ли он с ними? Как часто ваше слово «последнее» и всегда ли это обосновано? Дети, чья самостоятельность поощряется, а инициатива поддерживается, более активны и уверены в себе. Им не нужно уходить в мир фантазии, чтобы добиться успеха.
Параллельно с налаживанием взаимоотношений с ребёнком, надо постепенно возвращать его в режим дня. Не стоит резко сокращать время, проводимое им в игре. Тем не менее, необходимо постепенно его уменьшать и заменять игру на другие активные развлечения. Просто забрав гаджет у ребёнка, не предложив альтернативу, проблему не решить.
Чтобы ввести новые правила в жизнь:
- Поговорите с ребёнком, не обвиняйте и не оскорбляйте его, поделитесь с ним своим беспокойством, скажите, что расстроены его пристрастием к играм.
- Обязательно проговорите, почему так важно временно ограничить игры («чтобы сохранить здоровье», «чтобы подтянуть учёбу»).
- Составьте распорядок дня совместно с ребёнком и дайте ему возможность выбрать время для игры.
- За пять минут до окончания игрового времени напомните, что оно подходит к концу. Не ведитесь на уговоры и угрозы, не вступайте в переговоры и торги.
- Чтобы иметь возможность дистанционно отслеживать количество времени, проведённое в игре, можно воспользоваться специальными приложением. Но без согласия ребёнка, устанавливать его не стоит. Это может привести к потере доверия.
- Не кричите, будьте спокойны даже если начался конфликт. Будьте сдержаны и последовательны в своих действиях.
- Освободившееся от игр время заполните новыми увлечениями, не бойтесь спрашивать, чего хочет ваш ребёнок и помогать ему в начинаниях.
Онлайн-помощники для борьбы с зависимостью от игр
На рынке приложений для родительского контроля существует ряд программ, позволяющих отслеживать активность детей в гаджетах — время, проведённое в сети и играх, поисковые запросы и просмотренный контент.
Например, с согласия ребёнка можно установить приложение «Где мои дети» позволит, помимо просмотра статистики использования приложений, проверить реальное местоположение ребёнка.
Также советуем попробовать приложение Kids360, от создателей «Где мои дети». Сервис не только имеет функцию ограничения работы с гаджетом по времени (screen time), но и фильтрует нежелательный контент, который может прочитать ребёнок. Благодаря трекеру приложений, родители всегда будут в курсе сколько времени ребёнок проводит в смартфоне. Кроме того, вы сможете составлять расписание (в какое время и в какие приложения ребёнок может заходить или играть) и управлять доступом к приложениям.
Использование таких программ поможет не только отследить успешность реабилитации зависимого игрока, но и предотвратит возникновение игровой зависимости на ранних этапах у здоровых ребят.