Родной (русский) язык. 3 класс. 16 часов
презентация к уроку
В материале представлены наработки для учителя начальных классов по родному (русскому) языку (3 класс, 0,5 ч/неделя, 16 ч/год): презентации, раздаточный материал (для групповых и индивидульных форм работы), примерная программа по РРЯ из открытых источников [О. М. Александрова и др.], КТП (с примечаниями по презентациям и раздаточному материалу). Материал будет полезен тем, у кого нет учебников по предмету.
Вложение | Размер |
---|---|
КТП. РРЯ. 3 класс | 18.83 КБ |
Программа. РРЯ. 3 класс | 513.96 КБ |
1 Где путь прямой, там не езди по кривой | 1.97 МБ |
2 Кто друг прямой, тот брат родной | 1.06 МБ |
3 Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1.28 МБ |
4 Сошлись два друга — мороз да вьюга. | 2.05 МБ |
4.1 Раздаточный материал. Снег | 943.48 КБ |
5 Ветер без крыльев летает | 1.63 МБ |
5.1 Раздаточный материал. Ветер | 1.28 МБ |
5.2 Раздаточный материал. Листодёр | 14.05 КБ |
6 Какой лес без чудес. | 840.43 КБ |
6.1 Раздаточный материал. Лес | 1022.07 КБ |
7 Дело мастера боится. | 893.89 КБ |
8 Заиграйте мои гусли. | 2.4 МБ |
8.1 Раздаточный материал. Волшебная дудочка | 17.39 КБ |
9.1 Тест. Русский язык. Прошлое и настоящее | 22.22 КБ |
9.2 Что ни город, то норов | 322.2 КБ |
10 У земли ясно солнце, у человека – слово. | 2.5 МБ |
11 Для чего нужны суффиксы | 944.94 КБ |
12 Какие особенности рода имен существительных есть в русском языке | 2.12 МБ |
13 Все ли имена существительные умеют изменяться по числам | 540.71 КБ |
14 Как изменяются существительные во множественном числе | 1.77 МБ |
15 Зачем в русском языке такие разные предлоги | 1.88 МБ |
16.1 Учимся редактировать тексты, род имён существительных (рабочий лист) | 469 КБ |
16.2 Учимся редактировать тексты | 87.65 КБ |
Карточки по русскому языку «Разделительный мягкий знак»
Карточка № 1
Бельё, шалунья, капель, трель, хлопья, шьёт, вьются , большие, друзья, лепить, Илья, Андрей, на сучьях, крыльцо, пьёт.
1. Вспомни, что показывает разделительный мягкий знак.
2. С 2-3 словами с разделительным мягким знаком составь предложения.
Карточка № 2
Выпал ночью, пушистые хлопья, легли на скамью, старые пни, чьи дома, друзья Петя и Алёша, новые лыжи.
1. Выпиши словосочетания, в которых есть слова с разделительным мягким знаком. Составь с ними 2-3 предложения.
2. Перечитай словосочетания. Подумай, на какую тему можно с ними составить текст. Озаглавь его.
3. Запиши текст.
Карточка № 3
Прошли дожди. Ребята спешат к большому руч_ю. Там раздол_е, весел_е, смех. Друзья Вова и Ил_я делают запруду.
1. Объясни значение слова раздолье.
2. Придумай 1-2 предложения, чтобы текст был закончен.
3. В слова вставь пропущенные буквы.
4. Какое правило ты вспомнил? Подчеркни эту орфограмму во всём тексте.
Карточка № 4
Осенью часто льёт дождь. Вот и сегодня ненастье. Воробьи жмутся к жилью людей. Не слышно их весёлого чириканья.
1. Придумай заголовок к тексту и запиши его.
2. Подчеркни в тексте все слова Ь.
3. Выпиши слово, в котором Ь является показателем мягкости согласного звука.
Карточка № 5
Ёжик устроил себе жильё под большой елью. Там росли грибы. Осенью он собрал богатый урожай.
1. Найди слова с разделительным мягким знаком. Запомни, как они пишутся.
2. Запиши текст по памяти.
3. Придумай заголовок к своему тексту.
4. Выпиши слова, в которых звуков больше, чем букв.
Карточка № 6
Братья сели отдохнуть под тенью деревьев. Они наблюдали за воробьями. Эти шустрые птички с маленькими крыльями и серыми перьями забавляли их.
1. Найди изученные орфограммы.
2. Запиши текст и отметь «опасные» в тексте места.
3. Подготовься писать текст под диктовку.
4. Проверь текст самостоятельно. Пользуйся данным текстом.
Карточка № 7
1. Прочитай словосочетания.
Полю грядки — …
Солю огурцы — …
Следы зайца — …
Нора лисы — …
1.Подчёркнутые слова измени так, чтобы в них была орфограмма на разделительный мягкий знак.
2. Запиши новые словосочетания. Какое правило ты вспомнил?
Карточка № 8
Ярко звёзд мерцанье В синеве небес: Месяца сиянье Падает на лес. В зеркало залива Сонный лес глядит. В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин)
1. Найди в стихотворении «опасные» места. Подбери проверочные слова. Вспомни правила.
2. Запиши по памяти то предложение, где есть разделительный мягкий знак. Графически оформи данную орфограмму.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Пример анализа слов
Для сравнения ниже представлено несколько образцов анализа, для которых взяты слова, в которых букв меньше и слова с одинаковым буквенно-звуковым количеством:
- Маяк. Здесь есть «Я», она стоит в позиции после гласного «А» значит, распадается на «Й-А». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «майак» согласно ей, слово состоит из 5 звуков. Значит, имеет 5 звуков и 4 букв, количество не совпало.
- Вьюга. Здесь есть «Ю», ее позиция – после «Ь» значит, распадается на «Й-У». Также присутствует «Ь», который никак не произносится. Транскрипцию запишем так: «в`йуга» («ь») 5 зв., 5 б. Так как «ь» в транскрипцию не вошел, количество уравнивается, несмотря на то, что «ю» распадалась на «й-у».
- Юла, всего 3 буквы. Здесь есть «Ю», позиция начало, значит, распадается на «Й-У». Других особых случаев нет. Транскрипцию запишем так: «йула» 4 звука. Количество не совпало.
- Ёлочная (игрушка). Здесь есть «Ё», позиция – начало, значит, распадается на «Й-О». Также есть «я», она стоит в позиции после гласного – значит, распадается на «Й-А». Других особых случаев нет – скорее всего, графических знаков здесь будет меньше чем фонетических единиц. Для утверждения запишем транскрипцию: «йолочнайа» 9 зв., 7 б.
Мы рассмотрели образцы фонетического анализа: 3 слова где звуков больше чем букв (маяк, юла, ёлочная), одно – с одинаковым значением единиц (вьюга). Для верного выполнения задания требуются внимательность и знание теоретического материала.
Февральская поэзия: любование и восторг
Февраль ведет отсчет своим последним дням. Незримые часы, описанные в известном стихотворении Валерия Яковлевича Брюсова, отсчитывают последние минуты владычества Зимы.
Свежей и светлой прохладой
Веет в лицо мне февраль.
Новых желаний — не надо,
Прошлого счастья — не жаль.
Нежно-жемчужные дали
Чуть орумянил закат.
Как в саркофаге, печали
В сладком бесстрастии спят.
Нет, не укор, не предвестье —
Эти святые часы!
Тихо пришли в равновесье
Зыбкого сердца весы.
Миг между светом и тенью!
День меж зимой и весной!
Весь подчиняюсь движенью
Песни, плывущей со мной. (В. Я. Брюсов).
Еще за окном расстилается привычный снежный пейзаж, но на белом полотне уже отчетливо проступают теплые слезы весны. Несмотря на преобладание белого цвета, удивительные краски природы в феврале поражают разнообразием оттенков. Необыкновенно трогательно и проникновенно описывает Иван Алексеевич Бунин февральскую природу, отмечая, что в ее скромных красках светится «любовь и радость бытия».
Еще и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,
Слезится снег недавней стужи,
А с неба на кусты и лужи
Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят
Деревья в лоне небосклона,
И сладко слушать у балкона,
Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия. (И.А. Бунин).
Февральский воздух наполнен прозрачной чистотой, а небесная лазурь, как в зеркале отражается на снежной глади. Еще по-зимнему яркое солнце с высоты наблюдает за всем происходящим. Но нельзя верить февралю: он изменчивый и обманчивый, улыбчиво-грустный, как в стихотворении «Февраль» русской поэтессы Поликсены Соловьёвой.
Изменчивый месяц февраль.
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистостью дымной
стекло по утрам затемняет,
А в полдень с капелей
он яркие слезы роняет,
И, жмурясь, сквозь солнце
глядит он в замлевшую даль,
Улыбчиво-грустный февраль.
Лежат на снегу ярко-синие тени
От черных деревьев,
и, став на колени,
Чуть слышно он шепчет
пробудные сказки земле,
Над снегом колдует для тех,
кто под снегом во мгле.
И радость морозную
вешняя точит печаль
В обманчивый месяц февраль… (П. Соловьева).
За полчаса до весны.
Хотя душа наполнена ожиданием перемен, охватывает необъяснимое чувство грусти. Ведь снежные метели и снегопады каждому из нас дали ощутить вкус настоящей зимы, чего уже давно не наблюдалось. А Константин Дмитриевич Бальмонт прямо говорит о предательстве февраля.
Февраль – Сечень, Февраль – печаль,
Короткий день, а дня нам жаль,
Короткий день, и длится ночь.
Тут как менять? Тут как помочь?
Февраль, он крут, Февраль, он лют,
Ему лишь ветры стих поют.
Сечет он снегом лица нам,
Сечет он зиму пополам.
Февраль – предатель. Бойся тот,
Кому Февраль теплом дохнет.
Он греет час, в обманах дней,
Чтоб ночью было холодней. (К. Д. Бальмонт).
Поэт серебряного века Игорь Северянин буйное поведение февраля объяснял именно ожиданием весеннего чуда. Возможно, таким способом сама природа хочет подчеркнуть важность ее прихода.
Февраль к Апрелю льнёт фривольно,
Как фаворитка к королю.
Апрель, смеясь самодовольно,
Щекочет нервы Февралю.
Ночами снежно-голубыми
Мечтает палевый Февраль,
Твердя Весны святое имя,
О соловье, влекущем вдаль.
Дымящиеся малахиты
(Не море ль в тёплом Феврале?)
Сокрыв прибрежные ракиты,
Ползут и тают в блёклой мгле.
Снег оседает. Оседая,
Он бриллиантово блестит.
И на него сосна седая
Самоуверенно глядит.
Осядет снег — седые кудри
Смахнёт бессмертная сосна.
Я слышу дрожь в февральском утре:
О, это вздрогнула весна! (И.Северянин).
И пусть февральская погода обманчива, а порой даже коварна, как писал Роберт Рождественский, но солнце начинает светить ярче и дольше.
Что это с февралем?
Что он, сошел с ума?
С крыши – капель ручьем,
а говорят: зима…
Звоном разбужена рань, —
как о таком судить?
Что ж это ты, февраль,
шутки вздумал шутить?
Пожалуйста, это брось, —
прими посолидней вид, —
лужи-то хоть заморозь,
а то ж это просто стыд —
выше нуля в тени,
в парке сплошная грязь…
Слышишь, февраль,
крутани
снегом в последний раз!
Ну-ка, тряхни стариной!
Разбудоражь нам кровь,
снежною белизной
озимь в полях укрой…
Выглядишь киселем.
Стань
настоящим малым!
Будь собою,
будь февралем,
не притворяйся маем! (Р. Рождественский).
Местами уже кое-где слышится звон капели. Можно даже подумать невзначай, что за окном апрель. Но так от души забавляется февраль.
В феврале далеко до весны,
ибо там, у него на пределе,
бродит поле такой белизны,
что темнеет в глазах у метели.
И дрожат от ударов дома,
и трепещут, как роща нагая,
над которой бушует зима,
белизной седину настигая. (И. Бродский).
Поэтому не стоит рыдать и плакать, как советует в своем стихотворении Борис Пастернак, лучше по-доброму проститься с последним зимним месяцем.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд. (Б. Пастернак)
Но март грядёт, и ждать уже недолго.
Разве могут эти метаморфозы оставить равнодушным сердце творческого человека? Порой стихи мелодичны, как у поэта Михаила Пляцковского, только добавьте музыку:
Мороз. Деревья в инее.
А ветки — как рога.
Упало небо синее
На белые снега.
Искристые хрусталинки
В ладони я ловлю.
Твои смешные валенки
Скрипят по февралю.
О чём-то напеваешь ты,
Кругом — такая тишь.
А ты мне машешь варежкой —
И в зимний лес бежишь. (М. Пляцковский).
Февральские рифмы жизни чувствуются в дыхании февральской вьюги, описанной в стихотворении Вероники Тушновой:
О, эти февральские вьюги,
белёсый мятущийся мрак,
стенанья и свист по округе,
и — по пояс в снег, что ни шаг…
О, эти ночные прогулки,
уходы тайком со двора,
дремучей души закоулки,
внезапных открытий пора.
Томящее нас ощущенье,
что вдруг — непонятно, темно —
раздельное мыслей теченье
вливается в русло одно.
И всё растворяется в мире
кипящих лесов и снегов,
и счастье всё шире и шире,
и вот уже нет берегов! (В. Тушнова)
Они же, февральские вьюги, и в бесноватом танце метели в стихотворении Юлии Друниной.
Ночью было за двадцать,
А к полудню сугробы осели.
Я люблю этот месяц —
Полузимний и полувесенний,
Схватку солнца и льда,
Пересвист птичих раций.
Пусть спешат холода
По ночам
За капель отыграться.
Лютовали сегодня опять,
А к полудню сугробы осели.
Ты ведь тоже такой —
Полузимний и полувесенний. . (Ю. Друнина).
Но, как бы ни старалась Зима удержаться на своем ледяном троне, приход весны неизбежен. Ведь ручьи-разведчицы у поэта Якова Белинского врываются уже на улицы:
Лучей февральских растревожен улей.
Снег, похудев, с лесной сосны повис.
Сверкающими саблями сосулек
Грозит весне воинственный карниз.
Но март грядёт, и ждать уже недолго,
Все ярче свет его голубизны.
Врываются на улицы посёлка
Его ручьи — разведчики весны. (Я. Белинский).
Звонкий колокольчик весны слышен сквозь завывания вьюги, а тополям, как утверждает Андрей Дементьев, уже снятся сны, в которых они покрыты буйной зеленью.
Последние дни февраля
Неистовы и искристы.
Еще не проснулась земля,
А тополю грезятся листья.
И вьюга, как белый медведь,
Поднявшись на задние лапы,
Опять начинает реветь,
Почуяв восторженный запах.
Я все это видел не раз.
Ведь все на земле повторимо.
И весны пройдут через нас,
Как входят в нас белые зимы. (А. Дементьев).
Душа просит тепла и любви.
Даже самые жгучие морозы не в состоянии потушить сердечный огонь. Поэтому февральская поэзия не ограничивается описанием только преобразований природы, много прекрасных произведений посвящено самому главному чувству на земле – любви. Необычно описывает перемены февраля Юнна Мориц, сравнивая последний зимний месяц с состоянием собственной души.
Когда бы не звезда, плывущая над нами,
Не вихри фонаря в прохладе февраля,
Едва ль моя душа могла бы временами
Кормиться и кормить плодами словаря.
Когда бы не звезда, плывущая как рыба,
Не вихри фонаря в распахе снежных шкур,
Едва ль моя душа смогла бы сделать выбор —
Сломать стереотип и предпочесть сумбур.
Когда бы не звезда, когда б не расстоянье
От вихрей фонаря до этого огня,
Едва ль моя душа была бы в состоянье
Смутить, ошеломить и с толку сбить меня.
Едва ль, едва ль, едва ль событья с именами
Не подняли бы шум в листве календаря,
Когда бы не звезда, плывущая над нами,
Не вихри фонаря в прохладе февраля.
Когда бы не звезда, плывущая над нами,
Не вихри фонаря в прохладе февраля,
Едва ль, едва ль, едва ль, на стебель меж камнями
Душа моя была способна, как земля. (Ю.Мориц).
Белла Ахмадулина без резких интонаций описывает переменчивый характер этого месяца.
Не сани летели — телега
скрипела, и маленький лес
просил подаяния снега
у жадных иль нищих небес.
Я утром в окно посмотрела:
какая невзрачная рань!
Мы оба тоскуем смертельно,
не выжить нам, брат мой февраль.
Бесснежье голодной природы,
измучив поля и сады,
обычную скудость невзгоды
возводит в значенье беды.
Зияли надземные недра,
светало, а солнце не шло.
Взамен плодородного неба
висело пустое ничто.
Ни жизни иной, ни наживы
не надо, и поздно уже.
Лишь бедная прибыль снежинки
угодна корыстной душе.
Вожак беззащитного стада,
я знала морщинами лба,
что я в эту зиму устала
скитаться по пастбищу льда.
Звонила начальнику книги,
искала окольных путей
узнать про возможные сдвиги
в судьбе, моих слов и детей.
Там — кто-то томился и бегал,
твердил: его нет! его нет!
Смеркалось, а он все обедал,
вкушал свой огромный обед.
Да что мне в той книге? Бог с нею!
Мой почерк мне скупки и нем.
Писать, как хочу, не умею,
писать, как умею, — зачем?
.
Сказала: грядущею ночью
начнется в Москве снегопад.
Свою драгоценную ношу
на нас облака расточат.
Забудет короткая память
о муке бесснежной зимы,
а снег будет падать и падать,
висеть от небес до земли.
Он станет счастливым избытком,
чрезмерной любовью судьбы,
усладою губ и напитком,
весною пьянящим сады.
Он даст исцеленье болевшим,
богатством снабдит бедняка,
и в этом блаженстве белейшем
сойдутся тетрадь и рука.
Простит всех живущих на свете
метели вседобрая власть,
и будем мы — баловни, дети
природы, влюбившейся в нас.
Да, именно так все и было.
Снег падал и долго был жив.
А я — влюблена и любима,
и вот моя книга лежит. (Б. Ахмадулина).
Поэтесса Маргарита Агашина с грустью повествует о том, что февральские метели порой заносят тайны: «всё, что так в жизни люблю. ».
Люди ли так захотели,
вздумалось ли февралю —
только заносят метели
всё, что я в жизни люблю.
Только шагни за ворота —
вот они, белые, тут!
Плакать и то неохота,
так они чисто метут.
Что ж ты не взглянешь открыто?
Что уж, таи не таи —
белыми нитками шиты
тайны мои и твои. (М. Агашина).
Снежные забавы и веселье без конца
Подрастающему поколению пока не знакомы глубокие душевные переживания. Поэтому они с радостью предаются зимним забавам.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье. (С. Маршак).
Ведь дарит февраль детям массу интересных развлечений: можно кататься с ледяных горок, строить снежные замки или просто играть в снежки. Марианна Заигралина в своем стихотворении «Ах, февраль. », сранивает февраль с массовиком-затейником.
Ах, февраль! Каков затейник! Лижут снег деревьев тени,
На растрепанных сугробах солнечная сыпь,
И уже вторые сутки любопытные сосульки
К тротуарам тянут с крыши мокрые носы!
Воробьев вопрос тревожит, расчирикались: » Ой, что же,
Может мы весну проспали?» — Ходуном кусты.
И гуляют по заборам, поднимая мощным ором
Настроенье у прохожих, толстые коты.
Ах, февраль! Чуть-чуть до счастья, до весеннего причастья,
До ручьев, до вспухших почек и до ярких чувств.
Все случится! А покуда — чуть дрожит в преддверье чуда
Человеческое сердце. До весны чуть-чуть! (М. Заигралина).
После школьных занятий игры на свежем воздухе заряжают ребятишек энергией, а потому такой вид активности очень полезен для детского здоровья.
В феврале, в феврале
Едет вьюга на метле!
По озерам и по рекам
Белым снегом замела
Черной ночи зеркала!
И звезде себя не видно…
Ей, наверное, обидно
За белесой пеленой
Быть невидимой звездой. (Сергей Козлов).
Наигравшись вдоволь с друзьями, можно сесть за сочинение на тему «Современные поэты о последнем месяце зимы», а можно просто о том, как рождаются в феврале медвежата:
Много странного на земле,
Чудеса как из ушата.
Ты подумай: в феврале,
В снежном, вьюжном феврале,
Рождаются медвежата.
Ни травы, ни ягод нет,
А они пришли на свет.
И мне кажется порой,
Что под шубкой снеговой
Потеплела вся земля
С половины февраля.
И всё дальше час заката
Оттого, что там, в берлогах,
Меж дубов и елей строгих,
Рождаются медвежата. (Мария Моравская).
Февральские фантазии
И действительно, стоит посмотреть в окно, как перед взором предстает во всей красе фантазия февральского дня. Виден стройный ряд березок, горделиво собравшихся на пригорке. Каждая веточка четко очерчена, как на картине, написанной рукой талантливого художника. А вдали застыли маленькие елочки, так похожие на детей, выстроившихся в новогоднем хороводе. На заднем фоне мы можем видеть остальные березки, — все они не идеальны в своих формах.
Можно еще добавить, что февральская поэзия, как классических, так и современных авторов многогранна и динамична. Февральские фантазии безграничны:
Открыт февральских снов подстрочник:
Читай, рифмуй, сходи с ума…
Февраль ничуть не озабочен,
Что завершается зима.
Ещё натешится он вьюгой,
Под ноги бросит звонкий лёд,
По морю снега белым стругом,
Как белой чайкой, проплывёт…
Но как он душу режет болью –
Не потому, что зол и рад –
А просто он держать не волен
В себе жемчужных веток клад,
И хрустали уснувших речек,
И серебро морозных звёзд,
Светлый взгляд, что всё не встречен,
И безответный тот вопрос…
О, нет, он вовсе не беспечен –
В метелях плачет он и сам…
Но он уверен – болью лечат,
Когда не справиться сердцам,
Что верят в май, хоть не резон им,
Но всё же верят вновь и вновь –
Пока свеча горит бессонно
И греет тихую любовь… (Людмила Клёнова).
Мастера слова сумели талантливо передать то неповторимое ощущение, которое испытывает каждый человек, наблюдая за переменами природы. Поэтесса Натали Самоний описывает февральское утро так тонко, что читатель отчетливо представляет злыдню-лебедушку с норовом лютым:
Утро февральское страшно морозное,
Взоры прохожих пасмурно-слёзные:
Очень коварна зимка-морозушка,
Щиплется больно, как злыдня-лебёдушка.
Утро февральское норовом лютое,
Ветры прощальной зимы пресловутые:
Вредные, колкие, хлёсткие, дерзкие.
Есть основанья для этого веские.
Утро февральское холодом славится:
Злится зима, что стремительно старится,
Что приближается время прощания.
Ей ненавистно на год расставание.
В утро февральское зимушка хмурая.
Старость не в радость — прощанье понурое.
Видно, рассержена вешнею смутою,
Вот потому-то и стужею лютая. (Н. Самоний).
Каждого слово – это штрих единого полотна. Зоя Сергеева в стихотворении « Разгулялась поземка» повествует о неразлучной любви февраля и метели, о жаркой взаимной страсти:
Разгулялась поземка под вечер,
запуржило, завыла метель,
бьется в окна порывистый ветер, —
то февраль постучался к нам в дверь:
— Принимайте радушно, как гостя,
да помягче готовьте постель,
угодить февралю очень просто, —
пусть стелит ее девка-метель!
Нет девицы прекрасней метели,
всем она, как никто, хороша,
белолицая, пышная в теле,
и незлая при этом душа, —
Одеялом из снега укроет,
колыбельную песню споет,
одарит и теплом, и покоем,
проведу с ней всю ночь напролет!
Неразлучны февраль и метели,
и от жара взаимной любви
лед растаял, сугробы осели,
знать, весна уже где-то в пути! (З. Сергеева).
Эту вечную картину мастерица природа рисует каждую минуту, заставляя волноваться сердце любого неравнодушного человека. В стихотворении Наталии Черкашиной февраль представлен, как музыкант, перебирающий струны арфы:
Февраль перебирает провода,
Как будто струны арфы бесконечной.
Он точно знает — музыка излечит,
Ведь он уйдёт сегодня навсегда.
Февраль в печали — на пороге март,
Весенний, юный, подаёт надежды,
Капелью метит белые одежды —
Такой себе безудержный поп-арт!
Прощай, февраль! Ты был не так уж плох,
Твои морозы нас не утомили.
Мы, слава Богу, зиму пережили
И подвели очередной итог. (Н. Черкашина).
Февраль лежит в дремотной неге.
Великие классики не жалели самых ярких метафор для описания происходящих за окном перемен. Этим традициям следуют и современные мастера поэтического слова.
Февраль лежал в дремотной неге,
Снега ж безудержно мели,
И даже редкие набеги
Бездомных вёсен не могли
Нарушить времени разметку.
И, что положено зиме
Не под замком держалось в клетках,
А почивало на ковре.
Ковре из снега-по-колено –
Пушистей, чем ангорский пух
Был этот снег, видать умелым
Был снегоприносящий дух.
Гощу в деревне с воскресенья.
Никольская несуета,
С её почти что недвиженьем,
Вокруг. А дальше – красота!
Такая красота, что в сказке,
И то не в каждой встретишь ты.
Здесь – подлинная – не раскраска!
С благословением зимы! (Терентий Травник).
Но классические произведения, как и творения современных авторов, оставляют лучик надежды, что с приходом весны все изменится к лучшему.
А за окном такая благодать,
Такое небо — детское, весеннее,
Что, кажется, мне незачем и ждать
Другого утешенья и спасения.
Забыто зло, которое вчера
Горланило и души нам коверкало.
Ну, милые, ну, женщины, пора
Взглянуть в окно, как вы глядите в зеркало.
Уже плывёт снегов седая шерсть
И, словно серьги, с окон виснут каплищи.
Ещё чуть-чуть — и всем вам хорошеть,
Сиять глазам, платкам спускаться на плечи.
Ещё чуть-чуть — и вам ночей не спать,
Мечтать взахлёб и все дела откладывать.
На улице года помчатся вспять,
И у прохожих будет дух захватывать.
А в этот миг умолкнет перестук,
Собрав мешок, на полустанке выйду я,
За тыщу вёрст учую красоту
И улыбнусь, ревнуя и завидуя.
А вас весна до самого нутра
Проймёт словами нежными и грубыми.
Ну, милые,— пора, пора, пора
Расстаться вам с печалями и с шубами. (Юлий Даниэль).
Поэт Александр Галич общается с февралем, как со старым другом — просто и без назиданий — «ты прокашляйся, февраль, прометелься. ».
Ты прокашляйся, февраль, прометелься,
Грянь морозом на ходу, с поворотца!
Промотали мы свое прометейство,
Проворонили свое первородство!
Что ж, утешимся больничной палатой,
Тем, что можно ни на что не решаться…
Как объелись чечевичной баландой —
Так не в силах до сих пор отдышаться! (А. Галич).
Несомненно, лучше по-доброму проститься с последним зимним месяцем. Ведь не случайно в известной песне Юрия Визбора о трех соснах под окном поется, что апрель уже посеял семена весны.
Ах, какая пропажа — пропала зима!
Но не гнаться ж за нею на север?
Умирают снега, воды сходят с ума,
И апрель свои песни посеял.
Ну да что до меня — это мне не дано:
Не дари мне ни осень, ни лето,
Подари мне февраль — три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Полоса по лесам золотая легла,
Ветер в двери скребёт, как бродяга,
Я тихонечко сяду у края стола,
Никому ни в надежду, ни в тягость.
Все глядят на тебя — я гляжу на одно:
Как вдали проплывает корветом
Мой весёлый февраль — три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Ах, как мало я сделал на этой земле:
Не крещён, не учён, не натружен,
Не похож на грозу, не подобен скале,
Только детям да матери нужен.
Ну да что же вы всё про кино, про кино —
Жизнь не кончена, песня не спета:
Вот вам, братцы, февраль — три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Поклянусь хоть на библии, хоть на кресте,
Что родился не за пустяками:
То ль писать мне Христа на суровом холсте,
То ль волшебный разыскивать камень.
Дорогие мои, не виновно вино,
На огонь не наложено вето,
А виновен февраль — три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром.
Ты глядишь на меня, будто ищешь чего,
Ты хватаешь за слово любое,
Словно хочешь найти средь пути моего
То, что ты называешь любовью.
Но в душе это дело заметено,
Словно крик по ночи — безответно,
Там бушует февраль, три сосны под окном
И закат, задуваемый ветром. (Ю. Визбор).