Понятие электронной цифровой подписи: как оформить, хранить и использовать в 2022 году
Прогресс не стоит на месте и все больше предпринимателей внедряют в свою деятельность систему электронного документооборота. Посредством интернета теперь можно представлять отчетные документы, декларации, заявления на участие в различных тендерах и др. Все эти документы необходимо заверять электронной подписью, которая свидетельствует об их подлинности.
Электронная подпись – это закодированная информация о лице, как физическом, так и юридическом, которая необходима для его идентификации при подаче документов в электронном виде. Также она позволяет защитить документ от редактирования сторонними лицами.
Документы, заверенные электронной подписью, имеют точно такую же юридическую силу, как и документы подписанные вручную.
Содержание статьи:
Электронная цифровая подпись используется во многих программных продуктах: 1С: Предприятие (и другие программы для ведения хозяйственного или бухгалтерского учёта), СБИС++ , Контур.Экстерн (и прочие решения для работы с бухгалтерской и налоговой отчётностью) и других. Также ЭЦП нашла применение в обслуживании физических лиц при решении вопросов с государственными органами.
ЭЦП — это, своего рода, гарант в мире электронного документооборота, аналогичный обычной подписи и печатями на бумажных носителях
Как и при подписании бумажных документов, процесс подписания электронных носителей информации связан с «редактированием» первичного источника.
Электронная цифровая подпись документов осуществляется путём преобразования электронного документа с помощью закрытого ключа владельца, этот процесс и называется подписанием документа
На сегодняшний день сертификаты закрытого ключа чаще всего распространяются либо на обычных USB-флешках, либо на специальных защищённых носителях с тем же USB интерфейсом ( Рутокен , eToken и так далее).
При этом, каждый раз, когда возникает необходимость в подписи документов (или идентификации пользователя), нам нужно вставить носитель с ключом в компьютер, после чего проводить манипуляции с сертификатом. Соответственно, после завершения работы нам достаточно просто извлечь носитель из компьютера, чтобы нашей подписью больше никто не мог воспользоваться. Этот способ достаточно безопасен, но не всегда удобен.
Если вы используете ЭЦП у себя дома, то каждый раз подключать/отключать токен быстро надоедает. Кроме того, носитель будет занимать один USB-порт , которых и так не всегда хватает для подключения всей необходимой периферии.
Если же вы используете ЭЦП на работе, то бывает, что ключ удостоверяющим центром выдан один, а подписывать документы должны разные люди . Таскать контейнер туда-сюда тоже не удобно, да ещё бывают и случаи, когда в одно время с сертификатом работают сразу несколько специалистов .
Кроме того, и дома, и, особенно, на работе, случается, что на одном компьютере необходимо производить действия с использованием сразу нескольких ключей цифровой подписи .
Именно в тех случаях, когда использование физического носителя сертификата неудобно, можно прописать ключ ЭЦП в реестр КриптоПро (подробнее о реестре Windows в общем понимании можно почитать в соответствующей статье: Изменение параметров системного реестра Windows) и использовать сертификат, не подключая носитель к USB-порту компьютера.
Подключение отправки отчетности в личном кабинете Nalog.ru
Кроме всего вышеперечисленного, для подключения возможности отправки отчетов через сайт ФНС, потребуется еще получить идентификатор абонента.
Это можно сделать на сайте www.nalog.gov.ru/ бесплатно. Достаточно перейти в сервис получения этого идентификатора, найти его проще всего по поиску в разделе «Электронные сервисы» сайта ФНС:
Как установить ключ ЭЦП на компьютер с Linux или Mac OS?
Вышеизложенная инструкция, как установить сертификат ЭЦП, актуальна только для компьютеров на операционной системе Windows.
Сервис ЭДиН поддерживает работу ЭЦП также под операционной системой Linux. На Mac OS на текущий момент подписывать электронные документы можно, используя мобильную ЭЦП. Как ее получить читайте здесь.
Просмотр сведений о цифровой подписи
Откройте файл с цифровой подписью, которую вы хотите просмотреть.
Нажмите Файл > Сведения > Просмотр подписей.
Щелкните стрелку вниз рядом с именем подписи в списке и выберите элемент Состав подписи.
По сведениям в диалоговом окне Состав подписи можно определить, является ли подпись:
Действительны Подпись является текущей. Сертификат является доверенным и не просрочен или отозван.
Недопустимый Сертификат отозван или содержимое, подписанное, было изменено.
Ошибка с восстановлением Подпись не действительна, но вы можете сделать ее действительной. Проблема может быть в том, что вы работаете в автономном режиме, срок действия сертификата истек или он не является доверенным.
частичной (подписана лишь часть файла).
Установка сертификата ЭЦП на компьютере с Mac OS
Пользователям операционной системы Mac OS рекомендуется использовать мобильную ЭЦП, где ключ записывают на SIM-карту. Новая технология позволяет использовать смартфон для расшифровки ЭЦП. Мобильная технология открывает перед клиентом возможность подписывать документацию в любом удобном месте.
Чтобы установить ЭЦП, понадобится SIM-карта, которая поддерживает необходимую опцию, и смартфон или планшет. В этом случае процедура заверения юридически ценных бумаг происходит так:
- Мобильный телефон пересылает особый код в виде бинарных сообщений.
- Для подтверждения отправки вводится пароль.
Обратите внимание. В Беларуси услуги ЭЦП-М предоставляют две компании: А1 и «Мобильные ТелеСистемы». Услуга доступна для юридических и физических лиц, а также ИП. Но есть условие: пользователь должен иметь белорусское гражданство.
Для подключения услуги покупают SIM-карту с поддержкой ЭЦП и активируют ее на импорт сертификата ЭЦП. Договор действует в течение 12, 24 и 36 месяцев.
Клиент также обязан предоставить ГосСУОК пакет документов. Если услуга оплачивается через госорганы, то заранее отправляется заявка на оформление договора.
Независимо от носителя, установить новую ЭЦП можно только после удаления старой. Процедура проводится в центрах выдачи цифровых подписей.
Обратите внимание. Центр выдачи должен иметь аккредитацию. В Беларуси это Национальный центр электронных услуг ГОССУОК.