Программы для создания игр
Перед тем как прочитать обзоры программ для создания видеоигр, следует понять процесс разработки любой игры, будь то 2D инди-шутер или огромный AAA 3D-проект. Для создания любой игры нужно знать, что разрабатывать какой-либо проект в одного — почти нереальное дело. Большинство проектов были либо заброшено, либо даже не начаты. Связано это с тем, что видеоигра — очень сложная программа. Во-первых, нам нужно придумать что-то, чего ещё ранее не создавалось, либо создать хороший клон, который все равно имел бы какие-нибудь дополнения к уже существующему проекту. Во-вторых, работая в одного, нужно обладать навыками сразу нескольких людей, при этом уровень должен быть не ниже, то есть быть опытным программистом, левел-дизайнером, 3D художником, делая качественные 3D модели и текстуры, анимируя объекты, быть тестировщиком и создавать высококачественные звуки, как для стрельбы, так и для фона. В-третьих, нужно правильно и вовремя загрузить приложение или игру в магазины (IOS, Android, Windows, Mac, . ), иначе кто-то это сделает первым. Но, как написано выше, это «почти» нереально. Есть случаи, когда над большими проектами работает всего один человек. Например, Сергей Носков «Noskovfe» создал игру 35MM, помогали Сергею только со звуком.
CryEngine
Изначально игровой движок CryEngine был предназначен только для одной игры и разрабатывался целенаправленно для нее, однако позже права на него выкупила компания Ubisoft, с чего началось улучшение программного обеспечения и у каждого появилась возможность использовать его для создания своих проектов. Сейчас CryEngine поддерживает все современные технологии, совместим с библиотеками DirectX, различными API и скриптами, написанными на C#. В нем реализуемы различные возможности освещения, света, бликов и подобных визуальных эффектов, значительно улучшающих восприятие окружающей среды.
Конечно, стоит отметить физику поведения и анимацию, что выполнено довольно реалистично, а то, как будут ощущаться игроками персонажи и объекты, зависит исключительно от знаний и задумок разработчиков. Игры на CryEngine имеют практически фотореалистичную графику, соответственно, потребляют много системных ресурсов. Если вы собираетесь работать над масштабными проектами, не забывайте, что компьютер должен быть очень мощным. К тому же, в самой программе присутствует рендеринг в режиме реального времени, а для его использования задействуется практически вся мощность видеокарты и процессора.
В программе CryEngine есть своя система трассировки лучей, поддерживаемая как AMD, так и NVIDIA. Для ее воспроизведения можно обойтись и без моделей RTX, что уже является значительно весомым аргументом в пользу данного движка. Однако поговорим о процессах, связанных с данной программой, которые будут интересны пользователям-энтузиастам, желающим создать собственную игру. В первую очередь важно упомянуть GameSDK — средство, которое и является основой при создании игр. Благодаря ему собирается вся конструкция, используются ассеты и различные плагины. Со всеми этим можно ознакомиться на официальном сайте программы.
В сети можно найти много разных гайдов и познавательных игр, связанных с разработкой CryEngine, но этот движок все еще остается достаточно трудным в понимании и чаще используется уже опытными командами, где обязанности делятся на разных участников, каждый из которых обладает своими знаниями в области создания приложений различного уровня сложности. Связано это и с отсутствием хорошей технической поддержки, поэтому ответы на свои вопросы чаще всего придется искать самостоятельно или создавать темы на тематических форумах.
К недостаткам CryEngine можно отнести и сложность компоновки полного проекта. Придется работать со многими компонентами, подключать различные библиотеки и самостоятельно писать скрипты, что для некоторых юзеров уже является невыполнимой задачей. В самом редакторе есть баги, обход которых занимает много времени. Встроенных ассетов не так много, чтобы они удовлетворили потребности абсолютно всех разработчиков.
Если говорить о сложных проектах, нельзя не отметить и сетевую игру, поскольку организация мультиплеера тоже вызовет трудности даже у самой опытной команды разработчиков. Несмотря на все перечисленные минусы, CryEngine активно используется популярными игровыми студиями, а также маленькими инди-компаниями. Впрочем, ничего не помешает и начинающему разработчику скачать CryEngine, ведь программа распространяется бесплатно, и ознакомиться с ее функциональностью.
Достоинства:
- Фотореалистичная графика;
- Рендер в режиме реального времени;
- Трассировка лучей без RTX.
Недостатки:
- Баги в редакторе;
- Сложность билда;
- Отсутствие техподдержки и активного сообщества.
Какую программу выбрать
Если вы новичок, то рекомендуется остановить свой выбор на Kodu Lab и 3D Rad. Это отличные варианты для тех, кто желает попробовать самостоятельно делать развлекательный софт. Утилиты поддерживают много моделей, элементов и текстур, а также готовые анимации.
Unreal Development Kit (UDK) подойдет для профессионалов, имеет функции для настройки физики объектов. NeoAxis 3D Engine содержит инструменты для создания мультиплеерных игр.
Godot
Unity и Unreal Engine – большие имена в разработке игр. Они оба свободны в использовании, но это не конец истории. Есть также и другие, например Godot – бесплатная платформа для разработки игр с открытым исходным кодом.
Движок разработан в 2007 году двумя программистами из Аргентины – Хуаном Линетски и Ариэлем Манзур. Несколько лет Godot был основой для внутреннего ПО некоторых латиноамериканских компаний. Пока исходный код движка не выложили в открытый доступ, он выходил под разными названиями: Larvotor, Legacy, NG3D и Larvita.
Godot до сих пор активно поддерживается благодаря пожертвованиям на Patreon от сообщества, заинтересованного в развитии технологии. Он поддерживает создание как 2D, так и 3D-игр. Вместо псевдо-2D, когда трехмерный мир представлен в двух измерениях, платформа работает в реальном 2D-пространстве, выраженном в пикселях – это значительно упрощает создание и оптимизацию 2D-игр.
Преимущества:
- идеально подходит для 2D-игр;
- в отличие от Unity, поддерживает систему измерения в пикселях и облегчает создание пиксель-арта;
- скрипты реализованы проще, чем на других движках: помимо собственного GDScript, есть полная поддержка C# 8.0, C++, а также визуальное программирование;
- гибкая система анимации объектов, встроенная в движок;
- наличие подробной документации в сообществе, а также много полезной информации на Reddit.
Недостатки:
- 2D-физика и тени реализованы хуже, чем на других бесплатных движках;
- могут возникнуть трудности с перемещением и изменением объектов на уровне;
- 3D-движок не может конкурировать с более мощными альтернативами;
- не поддерживает консоли.
Игры на платформе: Splice Crisis 2, Ruins Of Mitriom и другие
Стоимость: бесплатно
Официальная страница: Godot
Godot Engine
Как и Unity, Godot Engine поддерживает разработку как 2D, так и 3D-игр. Однако, в отличие от Unity, эта поддержка реализована на гораздо лучшем уровне. Движок 2D изначально создавался как независимая система. А это значит, что в созданных с помощью Godot играх выше производительность и меньше ошибок.
Игровая архитектура Godot Engine уникальна. Все делится на сцены. Но не те «сцены», о которых вы только что подумали. В Godot сцена представляет собой набор элементов наподобие спрайтов (графических объектов), звуков и скриптов. Сцены можно объединять в более крупные, а те, в свою очередь, в еще более крупные. Иерархический подход к дизайну облегчает организацию и модификацию индивидуальных элементов.
Для управления игровыми элементами в Godot используется drag-and-drop, но большинство элементов может быть изменено с помощью похожего на Python языка написания скриптов GDScript. Он легко учится и прост в использовании. Попробуйте, даже если ранее не занимались программированием.
Ежегодно выходит как минимум один новый релиз программы, что объясняет, почему в этой среде разработки так много нужных функций: физика, пост-процессинг, сетевая игра, все виды встроенных редакторов, отладка в реальном времени, быстрый перезапуск, контроль версий и многое, многое другое.
Godot – единственный полностью бесплатный «движок» из нашего списка. Он бесплатен от «А» до «Я» и защищен лицензией MIT, разрешающей не только разработку, но и продажу готового игрового продукта без ограничений. Сделанные в Godot игры можно экспортировать под Windows, Linux, Mac, iOS, Android, в HTML5. Никаких доплат и лицензий не требуется.
6 приложений-конструкторов для создания игр разных жанров
- Quest Textadventures
Наш топ приложений для создания игр открывает Quest Textadventures. В нём можно делать квесты, приключенческие и фантастические игры. Приложение доступно пользователям бесплатно с исходным кодом.
В базе программы хранятся игры других разработчиков, с ними можно ознакомиться и запустить. Вкладка «Play» содержит каталог квестов. Выбранный вариант можно загрузить и запустить его. На примере готовых работ инди-разработчик узнаёт, как начать строить свою игру во вкладке «Create». Нужно выбрать текстовый квест или интерактивную книгу.
Приложение используется для создания персонажей для игр, комнат, объектов, работы со скриптами. Также здесь есть плеер для отображения кнопок, иконок, интерактивных окон, настройка интерфейса, выбор цвета и размера текста, шрифта. В меню можно разместить количество очков жизни, денег, предметов инвентаря и прочее.
Пользователям доступны два языка на выбор — английский и немецкий. Приложение можно установить только на платформу Windows. Файл для скачивания есть на официальном сайте. Если у вас другая операционная системы, можете пользоваться онлайн-версией без сохранения после предварительной регистрации.
В приложении можно создать собственную головоломку или квест. Полученный результат в стиле point&click будет пользоваться популярностью. Выбирая готовые варианты локаций, героев, редактируя и дополняя их, расставляя предметы, придумывая загадки, команды и подсказки, вы создадите интересное развлечение для людей. Правообладатели предлагают бесплатную демо-версию для пользователей и расширенную программу за оплату.
Это приложение для создания простых 2D игр. Удобный интерфейс рассчитан на новичков без опыта проектирования. Это приложение для создания игр может использоваться для детей 4-8 лет. Чтобы создать игру, нужно соединить несколько визуальных блоков. Нарисовать предметы и героев можно с помощью мыши или планшета. В игре доступны музыка, звуки при создании прототипа музыкальных инструментов. Экран имеет три части: элементы, рабочая область, результат.
Пользователям доступны блоки: движение, звук, события, кнопки, переменные, изменение фона.
Графический редактор предоставляет стандартные опции: слои, функция редактирования и группировки, кисть, ластик, заливка, морфинг. При изменении картинки её можно отображать по вертикали, горизонтали. Возможно импортировать изображения через меню «Файл».
Приложение работает на бесплатной основе. Есть онлайн-версия и десктопный редактор Scratch offline Editor. Если вы создали игру, её можно загрузить в специальный каталог на сайте приложения.
Программа предполагает создание игр без языков программирования. В функционале приложения для создания игр для новичков сможет разобраться каждый. Есть ограничения на применения скриптов.
6 приложений-конструкторов для создания игр разных жанров
В приложении можно создавать игры в 2D различных жанров: аркад, экшенов и прочее. Пользователям доступны каталоги с готовыми предметами, персонажами, локациями, сценариями, звуками, встроенными редакторами движений объектов. В программе вы найдете уроки по созданию своих первых игр. Для более опытных разработчиков здесь есть интегрированный язык программирования Game Maker Language (GML), с помощью которого можно выполнить интересную детальную игру.
Приложением не предусмотрен русский язык в интерфейсе, но вы можете установить русификатор на компьютере.
Это приложение для создания игр для установки на Android, iOS, интеграции в соцсети. Эффективный конструктор не требует знания скриптов и языков программирования.
Программа оснащена удобным интерфейсом, который работает только на английском языке. Создание игры предполагает использование объектов, действий, событий. Каталог вариантов содержит больше 20 поведенческих реакций, которые необходимы для автомобилей, оружия, ударов, движения платформ и прочего. В этом приложении есть эффект частиц на HTML5, что доступно не во всех программах для реализации флэш-игр.
Программы для создания 2D игр
Под 2D — понимают двумерные игры. Например: тетрис, кот-рыболов, пинбол, разные карточные игры и пр.
Пример-2D игры. Карточная игра: Солитер
1) Game Maker
Сайт разработчика: http://yoyogames.com/studio
Процесс создания игры в Game Maker…
Это один из самых простых редакторов для создания небольших игр. Редактор выполнен достаточно качественно: в нем легко начать работать (все интуитивно понятно), вместе с тем большие возможности для редактирования объектов, комнат и пр.
Обычно в этом редакторе делают игры с видом сверху и платформеры (вид с боку). Для более опытных пользователей (те, которые немного разбираются в программирование) есть специальные возможности по вставке скриптов и кода.
Нельзя не отметить большое разнообразие эффектов и действий, которые можно задавать различным объектам (будущим персонажам) в этом редакторе: количество просто поражает — более нескольких сотен!
2) Construct 2
Современный игровой конструктор (в прямом смысле этого слова), позволяющий даже начинающим пользователям ПК делать современные игры. Причем, хочу подчеркнуть, при помощи этой программы игры можно изготавливать для разных платформ: IOS, Android, Linux, Windows 7/8, Mac Desktop, Web (HTML 5) и пр.
Этот конструктор очень похож на Game Maker — здесь так же нужно добавлять объекты, затем прописать им поведение (правила) и создать различные события. Редактор построен по принципу WYSIWYG — т.е. вы сразу же будете видеть результат по мере создания игры.
Программа платная, хотя для начала будет предостаточно и бесплатной версии. Отличие различных версий описаны на сайте разработчика.
Игровые движки
В статьях про выбор игрового движка («Обзор самых популярных движков для разработки игр» и «Сравниваем 6 лучших игровых движков») я рассказывал преимущественно о топовых продуктах, которые у всех на слуху: Torque 2D/3D, Unity 3D, Unreal Engine 4, CryEngine. По сути, с ними все понятно, за прошедший год мало что изменилось, а в этой статье мы коснемся лишь того, что не вошло в предыдущие, — рассмотрим интересные, но не очень популярные «модели».
Компания TheGameCreators гордо создает тулзы для разработки игр с 1999 года. И при том, что многие тулзы других вендоров бесплатны, TGC продает свои продукты и очевидно имеет профит. На ее счету такие проекты, как DarkBASIC, DarkGDK (когда-то очень давно я написал об этом движке целый цикл статей), FPS Creator. Сейчас все эти продукты отданы в сообщество открытых исходников и хостятся на GitHub. DarkGDK всегда представлял собой либу для C++. В настоящее время компания активно развивает три продукта: MyWorld (для создания RPG), GameGuru (для создания 3D-шутеров без программирования) и AppGameKit.
AGK — флагманский продукт компании TGC, универсальный движок, с помощью которого можно создавать игры любых жанров под все распространенные платформы: Windows, Linux, macOS, Android, iOS, HTML5 и даже для Raspberry Pi (модуль скачивается отдельно). И все это единожды написанный код! Этим сейчас, правда, уже никого не удивишь, но все равно приятно. С помощью AGK можно создавать не только 2D- и 3D-игры, но и обыкновенные приложения.
AGK состоит из двух уровней (tiers). Tier 1 — это разработка игры с помощью многофункционального скриптового языка (модифицированный под игры легкий в изучении BASIC). Tier 2 представляет собой фреймворк, подключаемый к C++. Таким образом, AppGameKit — это смесь модернизированных и улучшенных старых продуктов компании: DarkBASIC и DarkGDK в одном флаконе.
Неважно, какой уровень будет использоваться для разработки, в обоих случаях игру можно размножить на все поддерживаемые платформы. На первом уровне код пишется в специальной IDE для скриптового языка AGK, во втором — в любимой среде разработки на C++, например Visual Studio.
Вдобавок AGK поддерживает легкую интеграцию с PHP для разработки онлайновых игр и приложений. Среди ключевых возможностей разрабатываемых в AGK игр: поддержка физических движков Box 2D и 3D Bullet (соответственно для двумерной и трехмерной графики), системы частиц, проигрывание видео, отображение рекламы, поддержка камеры и разные социальные сервисы.
AGK прекрасно подходит для прототипирования и обкатки новых механик, также его вполне можно использовать для разработки законченных решений. Если ты решишь купить этот продукт, рекомендую сделать это в Steam, а не с официального сайта, поскольку цена приятно отличается.
Редактор AGK
Еще один движок, на котором я хочу остановиться, — это Godot. С недавнего времени он стал для меня интересен, и вот почему. Он полностью открытый и кросс-платформенный. На нем можно разрабатывать игры, сидя в Windows, Linux, macOS, а создавать их для Windows Desktop, Windows Universal, Linux, macOS, BSD, Haiku, Android, iOS, BlackBerry 10 и HTML5. Начало движку Godot было положено сотрудниками аргентинской компании Okam в 2007 году. Изначально он создавался для собственных проектов компании, однако после того, как он достиг определенного уровня, авторы решили выложить его на GitHub. Это произошло в 2014 году. С того времени сообщество стало помогать с разработкой.
С самого начала движок создавался как полноценная среда для разработки игр, не требующая посторонних средств кодирования. Он содержит оригинальный интерфейс, собственный скриптовый язык GDScript, полный исходный код на C++ и множество типов объектов, используемых для разработки игр. Некоторые из них служат для создания пользовательского интерфейса, другие предоставляют спрайты (служат для создания 2D-игр), с помощью третьих можно создавать физические объекты, четвертые — для видео и звуков, пятые помогают добавить системы частиц разной конфигурации, шестые — анимированные 3D-объекты, седьмые — целые сцены и прочее.
Скриптовый язык напоминает Python, но отличается от него в лучшую сторону, например наличием строгой типизации. Редактор кода, встроенный в Godot, обладает всеми характеристиками современных средств программирования: тут есть подсветка синтаксиса, подстановка, вставка автоотступов и так далее. Из дополнительных особенностей стоит отметить наличие дебаггера, профайлера и монитора видеопамяти.
Графическая составляющая в Godot основана на OpenGL ES 2. Имеется редактор для визуального создания и модификации шейдеров, есть собственный язык для их написания. Godot обладает встроенным редактором для создания анимации, как персонажей, так и других объектов. Для достижения приемлемого уровня оптимизации разработчики Godot отказались от использования физических движков третьих фирм, создав с нуля решение для просчета физических взаимодействий.
Godot
Чтобы собирать версии для разных платформ, достаточно скачать экспортер и применить его для создания бандла под определенную платформу. Исходный проект менять не понадобится.
Как дела у независимых разработчиков
За год на инди-сцене произошло много интересного. Как я и предполагал, в настоящее время инди, пытаясь соперничать с «большими» разработчиками, сидящими под крылом у издателей, начали осваивать просторы 3D и глобального онлайна. По большей части это сетевые сессионные шутеры, но иногда встречаются и MMO. Этому поспособствовали современные игровые технологии, в частности движки. Между тем многие инди (и их большинство) по-прежнему разрабатывают двумерные экшены и адвенчуры для мобильных платформ и ПК. Конкурируя с AAA-проектами, инди порой ухитряются сделать игру, по своей продуманности, подаче сюжета, глубине стиля и красоте превосходящую конкурентов из мира «больших» игр.