Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей
Барсукова, О. В. Ребенок и гаджеты: психологическое исследование мнений современных родителей / О. В. Барсукова, Е. В. Мавлютова, М. А. Савка. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 1 (4). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/24/719/ (дата обращения: 20.05.2022).
В статье проводится изучение мнений родителей детей, посещающих школы и дошкольные государственные образовательные учреждения. Исследование ориентировано на выявление некоторых тенденций в воспитательной системе современных семей. Представлены результаты психологического исследования «Мой ребенок и телевизор». Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам и родителям детей дошкольного и школьного возраста.
Ключевые слова: дети, гаджеты, телевизор, компьютер, мнение, родители.
Современный мир невозможно представить без компьютеров, телевизоров, планшетов и других технических новинок. Известно, что технические чудеса, придуманные человеком, порой идут ему не только во благо, но и во вред. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а дети все раньше осваивают современную технику. В то же время, все чаще педагоги и психологи в своих исследованиях отмечают снижение показателей физического и психического развития детей [1,6,7].
О влиянии чрезмерного увлечения планшетами, компьютерами, просмотра телевизионных программ на развитие ребенка написано много статей, книг и высказано много мнений. Большинство из них схожи в том, что телевизор и компьютер — это достижение цивилизации, которое является одним из ведущих факторов в общей тенденции к ухудшению детского здоровья. При этом важно учитывать психофизиологические, эмоциональные и педагогические факторы, а также неминуемое ограничение двигательной активности детей [7]. Последнее является не менее важным, поскольку специалистам давно известно, что уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития.
Если обратиться к данным зарубежных исследований, то показательны следующие факты.
В СШАстатистика показывает, что на 2013 год 75 % детей в возрасте до 8 лет имеют доступ к планшету, смартфону или любому мобильному устройству у себя дома. Хотя ещё 2 года назад, в 2011, количество пользователей среди детей было всего 52 %. В семьях с детьми до 8 лет увеличилось количество планшетных устройств с 8 % до 40 %, в 5 раз всего за 2 года. Далее было рассмотрено, как использовали планшет дети до 8 лет. Получились следующие результаты — 72 % детей использовали мобильное устройство для игр, просмотра видео и других приложений, по сравнению с 38 % в 2011 году [2].
В Великобританииопрошенные дети используют планшет следующим образом: 87 % — для игр;78 % — просмотр видео; 76 % — для интернета;75 % — узнать что-то;74 % — загрузки различных приложений;53 % — социальные сети;52 % — фотографирование и съёмка видео;48 % — для общения в сети с друзьями;48 % — видео общение;47 % — просмотр ТВ.
Южная Корея: посостоянию на июль 2012 года количество пользователей интернета в Южной Корее среди лиц от 3 лет и старше было 38 120 000 (на 940 000 увеличение по сравнению с 2011 годом). Это составило 78,4 % от всего населения страны.
Россия: в 2012 году компании OnlineMarketIntelligence и Digitalparentingrussia провели опрос в российских городах-миллионниках. Участники были в возрасте от 18–55 лет, которые являлись родителями детей до 18 лет. В опросе мог принимать участие только один член семьи, таким образом было опрошено почти 4000 человек. Как показали результаты опроса, мобильный телефон, ноутбук и компьютер стали частью жизни большинства. Планшет используют 12 % родителей и 8 % детей [2].
Исследователи также проанализировали, чем занимаются родители совместно с детьми за цифровыми устройствами. Выяснили, что поиск в интернете один из распространённых совместных действий [2].
Рис. 1. Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)
А теперь посмотрим наопрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о том, какова доля интернет пользователей в России и с каких устройств чаще всего выходят в интернет: в 2015 г. существенно увеличилась доля тех, кто использует для выхода в интернет планшет, смартфон или ноутбук, по сравнению с 2012г. [2].
Переносные гаджеты используются всё активнее
Рассмотрим теперь проведенный нами обзор мнений современных родителей по теме: «Мой ребенок и телевизор». Статья посвящена исследованию основных родительских установок по указанной теме, сбору информации о количестве времени, которое сегодня ребенок проводит за просмотром телевизионных передач, а также выявлению взаимосвязи с основами образа жизни семьи. С данной целью была разработана анкета (опросник), содержащая в себе как открытые, так и закрытые вопросы. Исследование проводилось на базе следующих учреждений: ГБОУ гимназия № 1528 (г. Зеленограда), ГБОУ ЦРР Детский сад № 2574 (г. Москва), ГБОУ детский сад № 690 (г. Москва). Период проведения исследования: март — апрель 2012 г. Обработка результатов проводилась на основе качественного и количественного анализа данных.
В данном исследовании приняли участие более 80 человек. На вопросы отвечали родители детей в возрасте от 1,5 до 10 лет, посещающих государственные образовательные учреждения. Возрастной состав испытуемых был следующим: 36 % родителей в возрасте 20–30 лет, 42 % родителей в возрасте 30–40 лет, 22 % в возрасте 40–50 лет (рис. № 2).
Рис. 2. Возрастная характеристика выборки
Из предварительных бесед с некоторыми родителями становится ясно, что сегодня телевизор и компьютер настолько прочно вошли в бытовую жизнь, что во многих домах работают почти круглосуточно. Одни включают телевизор «для фона», другие с головой погружаются в телевизионный мир для того, чтобы отвлечься и получить психологическую разгрузку после рабочего дня. Как следствие — дети едва ли не с пеленок начинают смотреть телевизор, с каждым годом проводя возле него все больше и больше времени.
В тоже время только 22 % родителей считают, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка, 78 % родителей уверены в обратном. Полученные данные исследования также свидетельствуют о том, что только 17 % родителей считают, что просмотр телевизора вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье это не оказывает серьезного влияния, 83 % испытуемых думают иначе.
Для того чтобы выяснить, насколько возраст родителей и детей влияет на общее время, выделяемое для просмотра телевизора, составлена наглядная таблица (табл. № 1).
Показатели возраста родителей и детей
Возраст родителей
Средний возраст детей
Средний показатель времени просмотра ребенком телевизора
родители 20–29 лет
родители 30–40 лет
родители 40–50 лет
В своей психолого-педагогической практике авторы достаточно часто сталкиваются с мнением родителей о том, что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие их детей. Данное мнение распространено среди 47 % родителей, 53 % родителей его не разделяют. Большинство родителей также считают, что просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром. Данной точки зрения придерживается большинство родителей — 70 %, 30 % опрошенных думают иначе.
В целом, родители разделяют мнение педагогов и психологов о негативном влиянии чрезмерного просмотра телепередач на психоэмоциональное состояние детей. Так, большинство (82 % родителей) придерживается мнения, что эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране, 19 % не разделяют данную точку зрения. Также 41 % родителей отметили, что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм, 59 % родителей не выявили такой закономерности. 37,5 % родителей считают, что просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка, 62,5 % испытуемых думают иначе. Кроме того, 81 % родителей считают, что современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором или компьютером, 19 % опрошенных не согласны с данным утверждением.
Важным также является рассмотрение влияния просмотра телевизора на организацию деятельности и режимные моменты жизни детей, а также наличие или отсутствие в семье ограничений по времени просмотра телепрограмм. Половина родителей утверждают, что с удовольствием бы ограничивали время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел. 43 % родителей уверены в том, что четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно, 66 % не поддерживают данную точку зрения. 34 % родителей отмечают, что их ребенка невозможно «оторвать» от телевизора или компьютера, большинство (73 %) с этим не согласны. 25 % родителей считают, что их ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора ил сидение у компьютера, против данного высказывания выступили 75 % родителей. 22 % опрошенных отмечают, что большую часть свободного времени их ребенок проводит за просмотром телепрограмм ил за компьютером, 78 % родителей считают иначе. При опросе родителей детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) было выявлено, что в 12,5 % семей часть режимных моментов (прием пищи, одевание на прогулку и т. п.) производится только при включенном телевизоре, в противном случае ребенок отказывается принимать в них участие и «капризничает», у семей 87,5 % данной особенности не наблюдается.
Примерные варианты ограничений времени, отведенного на просмотр ребенком телевизора, представлены в таблице (табл. № 2).
Отмеченные в семьях ограничения по времени
Ограничения по времени
Процент родителей, вводящих ограничения
В целом же, большинство опрошенных (95 % родителей) считают, что регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители, и только 5 % в этом не уверены. Полный перечень анкетных вопросов представлен в приложении (Прил. Таблица № 4).
Проведенное исследование подтверждает тенденции к изменениям в воспитательной системе и жизненном укладе современных семей. Конечно же, существует идеальное педагогическое правило: чем позже давать ребенку технику, тем лучше. К сожалению, в современной жизни оно не очень работает. Во-первых, в силу того, что образ жизни большинства взрослых людей очень технологизирован. И зачастую именно родители своим примером демонстрируют ребенку нездоровый стиль жизни и общения. Во-вторых, процесс технологизации все глубже проникает в дошкольное и школьное образовательное пространство. В детских садах и школах внедряют планшеты, разрабатывают специальные развивающие игры, оцифровывают учебные пособия. Воспитателив садиках стараются использовать новые технологии в комплексе, совмещая виртуальную картинку и реальную игру.Конечно, новые технологии открывают много возможностей для развития: детям можно показать то, что раньше они бы не увидели вживую. Но ни в коем случае нельзя ограничиваться только гаджетом. Рисование, лепка из пластилина, «живые» игры, прогулки на природе, общение со сверстниками и взрослыми — важные и незаменимые составляющие здорового, полноценного и счастливого детства.
Предложенные утверждения
Согласны
Не согласны
Я считаю, что просмотр телевизора не вредит здоровью ребенка.
Может быть, просмотр телевизора и вредит зрению ребенка, но на его психическое здоровье не оказывает серьезного влияния.
Я заметил(а), что просмотр мультфильмов благоприятно влияет на речевое развитие детей.
Я бы с удовольствием ограничивал(а) время просмотра ребенком телепрограмм, но именно это позволяет занять ребенка и освободить время для дел.
Четко ограничивать время просмотра ребенком телепрограмм невозможно.
Моего ребенка невозможно оторвать от телевизора / компьютера.
Моему ребенку ничто так не интересно, как просмотр телевизора / сидение у компьютера.
Есть, одеваться и т. п. мой ребенок соглашается только при включенном телевизоре.
Большую часть свободного времени ребенок проводит за просмотром телепрограмм / за компьютером.
Эмоциональное состояние детей зависит и от того, что они видят на экране.
Я заметил(а), что на сон ребенка оказывает влияние то, что он видел при дневном просмотре телепрограмм.
Просмотр телепрограмм позволяет существенно расширить кругозор детей, познакомить их с окружающим миром.
Просмотр телепрограмм никак не связан с подавлением сознания и воли ребенка.
Регламент просмотра ребенком телевизора устанавливается в каждой семье индивидуально и во многом зависит от того, каких правил и установок придерживаются сами родители.
Современные дети меньше играют и общаются друг с другом из-за того, что много времени проводят перед телевизором / компьютером.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Таблица № 4.
Данные проведенного анкетирования
Литература:
- Андреева М. «Дети и телевизор: держите дистанцию» [Электронный ресурс] // Информационный портал «Русская цивилизация» www.rustrana.ru
- Влияние планшета на ребенка (2–13 лет) [Электронный ресурс] // Информационный портал https://geektimes.ru
- Ерошкина М. Как бороться с детской телеманией? [Электронный ресурс] // «ШколаЖизни.ру» — ежедневный познавательный журнал — режим доступа: www.xpomo.com (дата обращения: 06.02.2013г.).
- Колиснык В. «Телевизор калечит детей» // Вечерние Вести. 2001. — № 080 (576).
- Медведева И., Шишова Т. «Телеэксперимент над детьми» [Электронный ресурс] // Сайт Интернет против телеэкрана — режим доступа: www.contr-tv.ru
- Пацлаф Р. «Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей». Источник: Rainer Patzlaff «Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes».
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, просмотр телевизора, просмотр телепрограмм, компьютер, мой ребенок, время просмотра, ребенок телепрограмм, телевизор, ребенок телевизора.
Аннотация к презентации
Посмотреть презентацию на тему «Рекомендации родителям. Компьютер и здоровье детей.» для 7 класса в режиме онлайн с анимацией. Содержит 11 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.
Рекомендации родителям Ребенок и компьютер
Слайд 2
Вопросы родителям
Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера. Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”? Так ли необходимо в доме это чудо научно-технического прогресса?
Слайд 3
Результаты анкетирования детей класса
100% детей, у которых есть дома компьютер, играют на нём ежедневно, 50% — могут начать игру даже не пообедав, 38% -при определении рейтинга использования свободного времени на 1 место поставили компьютер и телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.
Слайд 4
Основных вредные факторы, влияющие на здоровье ребенка
Нагрузка на психику Стесненная поза Нагрузка на зрение Излучение
Слайд 5
Общие нормы при работе на компьютере
Слайд 6
Трудно представить современного ребенка без компьютера
Слайд 7
Рекомендации
1.Выполнять специальную гимнастику для глаз. 2.Не разрешайте ребёнку работать за компьютером в темноте. 3.Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. 4.Сидя за компьютером, ребенок должен смотреть с определенного расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления.
Слайд 8
5. Проследите, чтобы кисти рук малыша находились на уровне локтей, а запястья – на опорной планке. Также необходимо сохранять прямой угол (90 градусов) в области суставов.6. Как можно больше разнообразьте досуг ребёнка: между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься. 7. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: эта вредная во всех смыслах привычка может остаться на всю жизнь.8. И наконец, настоящие вредители – игры, содержащие движущееся на высокой скорости изображение и мелкие элементы.
Слайд 9
Синдром компьютерного стресса.Отмечаются нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессионное состояние, проблемы в общении.
Слайд 10
Компьютерная зависимость.
— Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.- Провел хотя бы одну ночь у компьютера.- Прогулял школу – сидел за компьютером.- Приходит домой, и сразу к компьютеру.- Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).- Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера — Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, что ведет ко лжи относительно того, что он делает. — Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что поднимает настроение и захватывает все помыслы
Слайд 11
Шаг 2. Распланировать день и откалибровать режим
Не исключено, что в первые недели ребенку трудно приноровиться к новой реальности: вроде бы он и дома, а учиться все равно нужно. Причем речь идет именно о самостоятельной работе, ведь теперь вместо обычных уроков у него видеозаписи в YouTube, тексты в учебниках и интерактивные занятия. Поэтому родителям придется самим следить, чтобы учебный распорядок не нарушался.
Чтобы эффективно организовать время, родители могут запросить у классного руководителя расписание на неделю. Скорее всего, большая часть уроков будет не в виде вебинаров с фиксированным временем, а в виде видеолекций, просмотреть которые можно в любой момент. Поэтому родителям нужно самим составить график занятий, не забывая о перерывах между уроками. Очень важно, чтобы ребенок во время этих переменок вставал и хотя бы немного двигался, пил воду, делал гимнастику для глаз, переключался с учебы на другое.
Но желательно, чтобы перерывы не «разбивали» занятие одним предметом, а разграничивали разные: позанимались математикой, отдохнули, переключились на английский язык. Через три часа после начала занятий стоит устроить долгий перерыв — 30–40 минут. Памятка для детей по дистанционному обучению поможет им следовать расписанию — родители могут даже нарисовать расписание на каждый день и включить в него не только уроки и переменки, но и фруктовые перекусы, мытье рук и разминки.
Очень жесткое соблюдение режима дня сейчас важно, как никогда: это поможет снизить тревожность и приноровиться к дистанционному обучению. Гиперактивные дети при правильном режиме лучше концентрируются, а медлительные — быстрее включаются в работу. Но ребенку сложно следовать распорядку самостоятельно, так что руководство родителей здесь необходимо. Ребенок, обучаемый дистанционно, все равно должен понимать, что бездельничать ему никто не позволит.
Правила сидения за компьютером
+ В настройках монитора установите комфортный для глаз режим мерцания.
+ На мониторе не должны появляться блики во время использования. Избегайте прямого попадания солнечного или искусственного света на монитор.
+ Идеальный размер монитора – не менее 17 дюймов.
+ Расстояние от глаз до монитора должно быть 40-75 см.
+ В темное время суток нужно работать за компьютером при включенном свете.
+ Используйте дополнительное боковое освещение слева.
+ Если необходимо перепечатать текст из книги или с листов бумаги, установите их близко к экрану, чтобы глаза не напрягались при постоянном движении от текста к монитору.
+ Если ноги не достают до пола, необходимо установить под них комфортную подставку.
+ Спину необходимо держать прямо.
+ Чтобы снизить нагрузку на поясницу, можно подложить между спинкой компьютерного стула и спиной валик.
+ Для разгрузки кистей рук, можно сделать подставку под клавиатуру. Чтобы руки не уставали, их необходимо держать над клавиатурой. Клавиатуру лучше выбрать светлого цвета. От темной клавиатуры глаза быстрее устают.
+ Каждые 15-20 минут необходимо делать легкую разминку и менять положение ног. Достаточно просто сделать пару наклонов и приседаний или сделать вращения шеей для поддержания минимальной двигательной активности. Если дома есть турник, то можно повисеть на нем, расслабив все тело.
+ Если в редких случаях ребенок работает за ноутбуком на диване, используйте подставку для ноутбука и подложите ему под спину подушку. Работу на диване стоит минимизировать или исключить полностью.
+ Для дополнительного комфорта глаз можно использовать специальные очки для работы за компьютером.
+ Старайтесь пить больше воды во время работы за компьютером. Это полезно для всего организма в целом и для суставов, которые находятся в скованном положении.