Урок в 4-м классе «Компьютер»
Компьютер, состав ПК, принтер, клавиатура, мышь, сканер, монитор, системный блок, процессор, память, системные программы, инструментальные программы, прикладные программы, редактирование текста, форматирование текста.
Материальное обеспечение урока:
- учебник «Информатика» 4 кл. Н.В. Матвееева;
- интерактивная доска с мультимедийным проектором;
- презентация к уроку «Архитектура компьютера»;
- дидактические материалы с использованием интерактивной доски;
- ПК для учащихся для выполнения компьютерного практикума;
- СD-диск «Мир информатики».
Примерный план урока:
- Организационный момент (1 мин). Минута релаксации.
- Обобщение сведений детей о компьютере и его назначении (2 мин).
- Мультимедийная презентация «История компьютера» (3 мин).
- Обобщение сведений детей о составе ПК и назначении устройств в соответствии с действиями с информацией (2 мин).
- Мультимедийная презентация «Устройство компьютера» (2 мин). Правила техники безопасности (параллельно).
- Компьютерные программы.
- Гимнастика для глаз (1 мин).
- Выполнение практических заданий на закрепление понятий с использованием интерактивной доски (10-12 мин).
- Физкультурная минутка (2 мин).
- Компьютерный практикум (10-12 мин).
- Обобщение и подведение итогов (2 мин).
- Комментарии к домашнему заданию (2-3 мин). Пожелания всем удачи!
Разработка урока информатики в 4 классе по теме «Компьютер как система»
Цель урока: формирование представления учащихся о компьютере как о системе.
Задачи:
Обучающие: Вспомнить, что такое компьютер, из каких основных частей он состоит, почему компьютер – это система, зачем нужны компьютерные программы и какие они бывают. Научиться описывать компьютер как универсальный инструмент для работы человека с информацией (данными);
Развивающие: развивать способность применения полученных знаний, а также знаний, которые еще предстоит получить для решения проблем;
Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к технике.
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
Проверка готовности к уроку, доклад дежурного
Проверяют готовность к уроку
Мотивация учебной деятельности
Тема урока – «Компьютер» (Приложение1, слайд 1). Мы с вами уже изучили эту тему в 3 классе, а сегодня повторим и узнаем много нового по данной теме.
Запись темы в рабочей тетради.
Я предлагаю вам вспомнить основные термины и понятия.
– Дайте определение понятию компьютер (слайд 2).
Отвечают на вопросы, вспоминают определения:
– Компьютер – это инструмент для обработки, хранения и передачи данных.
– Что мы относим к устройствам ввода (слайд 3),
– Что мы относим к устройствам вывода (слайд 4),
– Что мы относим к устройствам хранения (слайд 5),
– Что мы относим к устройству обработки данных (слайд 6),
– Что мы относим к устройству управления экранными объектами (слайд 6),
Т. о. мы можем сказать, что компьютер – система взаимосвязанных частей.
– клавиатура, микрофон, сканер
– монитор, колонки, принтер, наушники.
– память внутренняя, память внешняя.
Изучение нового материала
Достаточно ли нам только устройств для работы компьютера? Компьютер обрабатывает данные с помощью программ (слайд 7).
Программы делятся на: системные, инструментальные, прикладные (слайд 7). Системные обеспечивают работу компьютера и его взаимодействие с человеком. Инструментальные предназначены для создания новых программ. Прикладные служат для решения задач пользователя: создания текстов, рисунков, таблиц и т.д.
Дети слушают и отвечают.
— Чтобы компьютер мог работать ему недостаточно только устройств.
Дети выполняют физминутку
Читаем раздел «САМОЕ ГЛАВНОЕ» и отвечаем на вопросы раздела «ЗНАТЬ» (слайд 8)
1) Какие действия с информацией выполняет компьютер?
2) Какие устройства позволяют компьютеру выполнять действия с информацией?
3) Что такое данные?
4) Какие действия с текстом можно осуществлять с помощью программы «текстовый редактор»?
Ученики работают самостоятельно с учебником и отвечают на вопросы
1) Ответ: Компьютер выполняет с информацией следующие действия: ввод, вывод, обработку, передачу, хранение.
2) Ответ: Компьютеру позволяют выполнять действия с информацией устройства ввода (клавиатура, микрофон, сканер), устройства вывода (монитор, принтер, колонки, наушники), устройства хранения информации (память внутренняя и внешняя), устройства обработки (процессор).
3) Ответ: Данные – это закодированная информация.
4) Ответ: С помощью программы «текстовый редактор» с текстом можно осуществлять действия: удалить, копировать, переместить, изменить размер шрифта, изменить цвет шрифта, выровнять текст, вставить текст или рисунок и другие.
5) Какие действия с рисунком можно осуществлять с помощью графического редактора?
5) Ответ: С помощью графического редактора с рисунком можно осуществлять следующие действия: создать изображение, удалить весь рисунок или его часть, копировать, переместить, изменить размеры рисунка, закрасить (залить краской) замкнутую часть и другие.
7
А теперь выполним упражнения за компьютерами. (Приложение 2 Диск_Матвеева_4) Заходим: Мой компьютер –> Диск Z -> Задания ->4 класс->Электронное пособие->1-5.htm->Уметь
Упражнение 1. Помести в рамку верные фразы. Компьютер помогает человеку выполнять следующие действия:
Упражнение 2. Помести в рамку объекты, обеспечивающие ввод информации.
Упражнение 3. Помести в рамку объекты, обеспечивающие вывод информации.
Садятся за компьютеры выполняют задания
1) Ответ: рисовать; набирать текст; вычислять; посылать электронные письма; хранить электронные документы.
2) Ответ: Клавиатура, сканер, микрофон.
3) Ответ: Монитор, принтер, колонки, наушники
Упражнение 4. Помести в рамку объекты, обеспечивающие обработку информации.
Упражнение 5. Помести в рамку прикладные программы.
Упражнение 6. Помести в рамку системные программы.
Комментарии: Заполняем поле ответов с помощью перетаскивания объектов мышью. После каждого перемещения появляется подсказка «правильно» или «неправильно».
4) Ответ: Процессор.
5) Ответ: Программный калькулятор, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор.
Урок 3. «Мой помощник компьютер»
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Обобщить знания учеников о возможностях компьютера, познакомить с некоторыми техническими возможностями компьютеров.
Ход собрании
I. Вступление.
— Компьютер в жизни ребенка — это хорошо или плохо?
— Сколько времени ребенок может проводить за компьютером?
— Нужно ли контролировать время занятий за компьютером и приобретение ребенком компьютерных дисков?
На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают дети, формирование личности которых происходит в условиях наступления новой информационной эры.
От прогресса никуда не денешься, но ведь, действительно, даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73 % подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54 % подростков. А уж если на мониторе не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, то дети, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него несколько часов.
Многие исследователи пришли к выводу, что работа с компьютером начинает иметь смысл — хотя и тогда не становится необходимой — лишь после восьмого класса. Полезным компьютер становится в десятом классе, необходимым — при подготовке к выпускным экзаменам.
Сегодня за компьютером сидят и малыши! Если это происходит в детском саду, то долго общаться с компьютером им не дадут. Но дома они практически бесконтрольны. В результате ребенок к вечеру возбужден, раздражен, неуправляем. И когда он, наконец, засыпает, то спит очень плохо, беспокойно.
До пяти лег никакого компьютера у вашего ребенка быть вообще не должно. Если вы его купили в подарок на 5-летие, то помните, что проводить за ним время малыш может не дольше 30 минут в день. И так до достижения 7-летнего возраста.
С 7 до 12 лет можно сидеть перед монитором не дольше часа в день. А с 12 до 16 лет — не дольше 2 часов. В противном случае, последствия для зрения могут быть самыми плачевными: от появления ложной близорукости до повышения внутриглазного давления и более серьезных нарушений.
Уровень эмоциональной восприимчивости и степень сопереживания у детей так же различны, как их поведение, состояние здоровья, особенности нервной системы и т. д. Поэтому и сроки утомления варьируются: у некоторых детей оно наступает через полчаса, у других — через 10 минут, а третьи вообще легко могут отказаться от компьютера.
II. Дискуссия по теме собрания.
Учитель просит родителей высказать свое мнение по данной проблеме, ответить на поставленные проблемные вопросы.
Важно не затягивать беседу, не рассматривать много вопросов и ситуаций; не обязательно, чтобы все присутствующие высказывали свое мнение, достаточно и 3-4 человек.
Не следует упрекать и поучать родителей.
В качестве примеров чаще надо использовать моменты из жизни детей. Рассказывая о нежелательных поступках учеников, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше проводить сидя, расположив парты по кругу.
Можно включать записи ответов учащихся по теме собрания, сделанные заранее. Они оживляют работу.
Можно использовать в работе сигнальные карточки: сигнал зеленого цвета, если родители согласны с предложенным мнением; красного, если не согласны; желтого, если хотят задать вопрос.
III. Анализ анкетирования.
Учитель сообщает результаты анкетирования учащихся и родителей.
Возможный вариант:
— Результаты проведенной анкеты показали, что 35 % учащихся класса проводят возле компьютера большую часть свободного времени. Большинство родителей не ограничивает время, которое дети проводят возле компьютера. Некоторые не смогли указать конкретный отрезок времени, так как в это время заняты на работе и не могут контролировать своих детей. Большая часть учеников используют компьютер, как игровую приставку, а родители не всегда отслеживают, в какие игры играют их дети.
— Отсутствие у родителей понимания проблемы может привести детей к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется:
— снижением качества работы (количества правильных ответов), повышением количества ошибок;
— резким ухудшением почерка;
— изменениями в поведении ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, рассеянным, невнимательным;
— появлением жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения при утомлении столь силен, что они могут заснуть.
Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь задача семьи состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье. Попробуем выработать правила, которые помогут правильно организовать отдых ребенка.
IV. Работа с Памяткой.
Памятка для родителей по использованию компьютера ребенком
— Ребенок не должен играть в компьютерные игры перед сном;
— ребенок не должен работать за компьютером или сидеть у телевизора более 40-45 минут в день;
— через каждые 20 минут работы необходимо делать перерыв;
— родители должны контролировать приобретение ребенком компьютерных дисков с играми, чтобы они не причинили вреда детскому здоровью и психике;
— если ребенок не имеет компьютера дома и посещает компьютерный клуб, родители должны знать, в каком клубе он бывает и с кем там общается;
— если ребенок использует компьютер безответственно, необходимо ввести пароль, чтобы сделать невозможным доступ без разрешения родителей;
— не усаживайте ребенка за уроки сразу после общения с компьютером и не разрешайте смотреть телевизор: пусть хотя бы на 15 минут выйдет на свежий воздух, а вы тем временем проветрите комнату;
— следите за тем, чтобы увлечение компьютером не подменило живое общение ребенка со сверстниками;
— работа ребенка за компьютером должна носить исследовательский характер;
— используйте информационные технологии как средство познания и изучения мира.
Учитель предлагает родителям прочитать текст Памятки и выделить те пункты и советы, которые они применяют на практике и имеют положительные результаты. Затем родители высказывают свои мнения по каждому пункту и делятся опытом друг с другом.
V. Практическая часть.
Родители под руководством учителя знакомятся с гимнастикой, которую можно выполнять за компьютером.
Глазная гимнастика
— Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, легко откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд).
— Продолжая держать глаза закрытыми, выполните пальцами легкие круговые поглаживающие движения надбровных дуг и нижней части глазниц от носа к вискам (20 секунд). Затем посидите с закрытыми глазами еще 10-15 секунд.
— Откройте глаза и посмотрите вдаль перед собой (2-3 секунды). Переведите взгляд на кончик носа (3-5 секунд). Повторите 6-8 раз.
VI. Эстафета «Неоконченное предложение».
Учитель предлагает родителям продолжить начатое предложение: «Мой ребенок будет успешно учиться, если. ». При этом родители могут передавать друг другу какой-нибудь предмет, связанный с темой собрания. Например, диск «Занимательная математика».
VII. Подведение итогов.
Классный руководитель раздает памятки для родителей по использованию компьютера ребенком.
Собрание можно закончить выставкой творческих работ учащихся на тему: «Компьютер для меня — это. ».
Слайды и текст этой презентации
Интегрированный урок по системе Н.Ф.Виноградовой
Информатика.
«Компьютер как система»
Технология.
«Мой помощник компьютер»
4 класс
(обучение на дому)
Алёшина О.А. учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.Войсковая Казинка Долгоруковского района Липецкой области
День пришёл! Добрый день!
И пусть в нашей жизни
будет множество
добрых дней.
Визитная карточка обучающегося
Меня зовут Павел.
Фамилия Лабутин
Моё имя происходит от латинского слова «паулюс» (маленький) и означает малыш, малый, маленький.
Значению своего имени
я соответствовал.
При рождении весил
1 килограмм 600 грамм.
Фамилия Лабутин происходит от прозвища Лубута — «неуклюжий, неповоротливый человек».
Лабутами еще называли и лапти, грубую обувь. Как известно, лапти были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плелись из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Такая плетенка привязывалась к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
Таким образом, прозвище Лабута мог получить тот, кто занимался плетением и продажей лаптей.
Деревня Знаменка — одно из живописных мест Долгоруковского района. Домиков в ней немного. Все они расположились на одном берегу реки Олым. В честь этого улицу назвали Набережная. В доме 55 по этой улице живу я — Лабутин Павел.
. Наш домик стоит на самом высоком месте. Это обыкновенный деревенский домик, которых много на свете, но мне он очень дорог. Дорог потому что здесь живёт моя мама и бабушка , здесь родился и вырос я , пошёл в школу и получил свою первую пятёрку. Он ничем не примечателен среди других домов. Перед крыльцом растут рябины, а в палисаднике — цветы. Весной дом окружён запахом яблоневых цветов, а осенью- над палисадником свисают ярко-алые шапки георгин.
Так получилось, что я обучаюсь на дому. С нетерпением жду прихода своего учителя. Несмотря на все трудности, я учусь хорошо. У меня по всем предметам пятёрки , кроме русского языка- «4». Это тоже хорошая отметка, но иногда становится обидно. Ведь могу, но пишу медленно, а иногда допускаю ошибки.
На уроках литературного чтения мы с Ольгой Александровной работаем над выразительность при чтении, стараемся узнать историю написания произведения, биографию писателя.
Мне очень нравиться математика. Люблю, когда мы разбираем и решаем нестандартные задачи. Интересно
« поломать» головку и додуматься до решения.