Как получить льготы ребенку инвалиду?
Под инвалидностью подразумевают тяжелые отклонения здоровья умственные или физические, полная или частичная утрата к самообслуживанию, контролю поведения и обучению. Ребенок инвалид — лицо не достигшее 18 лет.
Важно понимать, что инвалидность не просто тяжелая болезнь, а расстройство, которое мешает ребенку полноценно развиваться. К примеру, сахарный диабет у детей, болезнь коварная и не поддающаяся лечению, однако прекрасно контролируется правильно сбалансированным рационом и образом жизни. Коварство диабета заключается в том, что он может вызывать ряд серьезных осложнений для разных систем организма. Наличие диабета не показание к инвалидности, а вот осложнения от болезни — повод для комиссии.
Дети с особенностями требуют большего внимания — это специальные занятия и реабилитация. Таким семьям просто необходима помощь государства. Именно поэтому нужно ходатайствовать о получении инвалидности для заболевшего ребенка. Мы расскажем о том, как правильно оформить документы и получить от государства помощь, необходимую пострадавшим семьям.
Права и льготы для детей с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы активно обсуждаются проблемы социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также вопросы предоставления им равных с остальными детьми прав и возможностей в различных сферах жизни.
При этом многие участники дискуссий, считая термин «дети с ОВЗ» толерантным синонимом понятия инвалидности, допускают грубую неточность, обобщая всех детей, имеющих существенные проблемы со здоровьем, в одну категорию – «дети с ограниченными возможностями здоровья».
Такой подход является ошибочным и влечет неверное толкование правовых норм. Рассмотрим, почему.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) установлено следующее: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
В свою очередь, статья 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет инвалидом лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным федеральным учреждением медико-социальной экспертизы инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Причина подмены понятий видится в желании смягчить неблагозвучный термин «инвалид», в то время как их разграничение имеет важное юридическое значение.
Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), а статус ребенка с ОВЗ – психолого-медико-педагогической комиссия (далее – ПМПК). При этом ПМПК принимает решение о выдаче заключения с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития.
Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с позиции создания специальных условий получения образования исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.
Важно учитывать, что один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК, и ИПРА (индивидуальная программа реабилитации (абилитации)) инвалида, с пометкой о необходимости в образовательной реабилитации.
Соответственно, ребенок-инвалид, не требующий специальных условий для получения образования и не признанный «обучающимся с ОВЗ», получает реабилитационные услуги в иных сферах, например, в здравоохранении или социальной защите, но не в образовании.
В процессе развития общественного сознания представление о лицах с серьезными проблемами здоровья многократно менялось: от примитивных, когда физические дефекты рассматривались как наказание свыше к сегодняшнему времени, когда различия между людьми сглаживаются, и провозглашается всеобщее равенство.
С изменением восприятия менялось и законодательство. Ориентиром для всех прогрессивных государств, ставящих перед собой высокие гуманистические цели, стали нормы международного права, ориентированные на обеспечение равенства прав и возможностей граждан вне зависимости от их состояния здоровья и других факторов. Базовым международным актом, направленным на соблюдение равных прав граждан, стала Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, содержащая историческое положение, который гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».
Современное российское законодательство стремится максимально соответствовать международным стандартам, обеспечивая всем гражданам равные возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. При этом политика государства направлена на то, чтобы социальная защита носила адресный характер и затрагивала все категории граждан, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.
Какими же исключительными правами обладают дети с ОВЗ, и на какие меры социальной поддержки они вправе рассчитывать?
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплены равное право и одновременно обязанность каждого гражданина на получение основного общего образования. При этом обеспечение образования возлагается на родителей, а государство принимает на себя обязательство поддерживать различные формы образования. Кроме того, статья 39 Конституции гарантирует социальное обеспечение каждому в случаях, установленных законом.
Реализация равного права на образование осуществляется в соответствии с Законом об образовании, предусматривающим создание специальных условий для детей, испытывающих затруднения в учебе, тех самых, которые заключением ПМПК признаны детьми с ОВЗ. Исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающийся признается с ОВЗ, законодательно не определен, а решение принимается комиссией индивидуально исходя из потребностей в специальных условиях для получения образования.
В соответствии со статьей 79 Закона для таких учащихся создаются специальные коррекционные группы, классы и специальные учреждения, благодаря чему происходит их успешное обучение, воспитание и интеграция в общество. Для них разрабатываются специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, пособия и дидактический материал, проводятся индивидуальные и групповые занятия, обеспечивается доступ к зданиям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, бесплатно обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ОВЗ имеют право на бесплатное двухразовое питание. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Этими же мерами социальной поддержки пользуются и дети-инвалиды. Статьей 39 Закона предусмотрено предоставление обучающимся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования жилых помещений в общежитиях.
К сожалению, длительное время дети с ОВЗ содержались в интернатах, а обучение и воспитание производилось исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, что, по мнению ведущих экспертов, вело к углублению неравенства детей с ОВЗ.
В свою очередь, инклюзивный подход, который активно внедряется в современных российских школах способствует максимальному удовлетворению потребностей особенных детей, а их обучение становится более эффективным. Такая практика соответствует общемировой.
Следует отметить, что развитие образования в данном направлении не просто способствует созданию благоприятных условий для детей с проблемами здоровья, но помогает становлению личности маленьких граждан, дает им больше возможностей для саморазвития и получения по окончании школы среднего и высшего профессионального образования. Совместное обучение детей с ОВЗ ставит их на одну ступень со здоровыми сверстниками, что является важным шагом к полноценной, достойной взрослой жизни в обществе и преодолению социального неравенства.
Приложение. Порядок передачи детям-инвалидам компьютерного оборудования, предназначенного для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому
1. Настоящий Порядок предназначен для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, проживающих на территории Зеленчукского муниципального района и обучающихся по состоянию здоровья на дому, в целях реализации мероприятий по развитию дистанционного образования детей-инвалидов приоритетного национального проекта «Образование».
2. Порядок определяет условия передачи в безвозмездное пользование компьютерного оборудования, предназначенного для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, находящегося в муниципальной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее — компьютерное оборудование).
3. Компьютерное оборудование передается на период обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении детям-инвалидам без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом на основании договора безвозмездного пользования с инвалидами или с родителями (законными представителями) детей-инвалидов при наличии заявления инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида и общеобразовательным учреждением (далее — Ссудодатель).
4. Передачу и учет компьютерного оборудования, переданного в безвозмездное пользование, осуществляет муниципальное общеобразовательное учреждение, которому данное оборудование передано на праве оперативного управления по акту приема-передачи.
Получателями компьютерного оборудования в соответствии с настоящим Порядком могут выступать дети-инвалиды, родители (законные представители) детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому и являющихся участниками направления приоритетного национального проекта «Образование» «Создание дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» (далее — Ссудополучатель).
5. Отношения по поводу безвозмездного пользования компьютерным оборудованием закрепляются договором о передаче его в безвозмездное пользование по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку, который заключается между Ссудодателем и Ссудополучателем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на срок, не превышающий нормативного срока обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении (до фактического окончания обучения по курсу основной или средней общеобразовательной школы).
6. В договоре безвозмездного пользования компьютерным оборудованием, необходимым для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, определяется срок пользования, условия использования, содержания и обеспечения сохранности имущества, иные условия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7. Инициатива о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование может исходить от детей-инвалидов, их родителей (законных представителей), либо от муниципальных общеобразовательных учреждений, в ведении которых находится компьютерное оборудование.
Для реализации передачи муниципального имущества в безвозмездное пользование дети-инвалиды, их родители (законные представители) направляют заявление о передаче в безвозмездное пользование компьютерного оборудования для организации дистанционного обучения в адрес общеобразовательного учреждения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право ребенка-инвалида на участие в направлении приоритетного национального проекта «Образование» «Создание дистанционных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»:
копия справки об инвалидности;
справка о необходимости обучения на дому по состоянию здоровья;
медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для работы на компьютере;
копия документа, подтверждающего обучение в общеобразовательном учреждении.
8. Договор безвозмездного пользования компьютерным оборудованием, необходимым для дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся по состоянию здоровья на дому, заключается не позднее 10 дней с момента подачи заявления, а передача оборудования осуществляется не позднее 10 дней с момента заключения договора о передаче оборудования в безвозмездное пользование.
9. По истечении срока договора безвозмездного пользования, после окончания ребенком-инвалидом обучения в муниципальном общеобразовательном учреждении и для продолжения образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также получения доступа к информационным ресурсам компьютерное оборудование может быть передано ребенку-инвалиду (его законному представителю) в дар на основании распоряжения администрации Зеленчукского муниципального района, принятого по заявлению ребенка-инвалида (его законного представителя), согласованного с управлением образования администрации Зеленчукского муниципального района.
10. Условия, необходимые для передачи в дар компьютерного оборудования ребенку-инвалиду:
прохождение ребенком-инвалидом обучения по состоянию здоровья на дому, в дистанционной форме не менее 3 лет;
истечение установленного срока эксплуатации компьютерного оборудования (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» срок эксплуатации составляет 3 года).
11. Передача компьютерного оборудования осуществляется путем заключения между муниципальным общеобразовательным учреждением и ребенком-инвалидом (его законным представителем) договора дарения по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Управделами администрации Зеленчукского муниципального района
- Приложение 1. Договор о передаче в безвозмездное пользование компьютерного оборудования, необходимого для дистанционного обучения детей-инвалидов
- Приложение 1. Номенклатура передаваемого компьютерного оборудования
- Приложение 2. Акт приема-передачи
- Приложение 3. Правила контроля за состоянием и целевым использованием передаваемого оборудования
- Приложение 4. Регламент эксплуатации передаваемого оборудования
- Приложение 1. Номенклатура передаваемого компьютерного оборудования
- Приложение 2. Акт приема-передачи компьютерного оборудования
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1.2. Современные цифровые технологии для людей с ограниченными возможностями
Что мы понимаем под цифровыми технологиями? Иначе их можно называть компьютерными, информационными — в принципе, все это одно и то же. Объединяет такие технологии то, что с их помощью любая информация обрабатывается, хранится и передается в цифровом виде.
Прежде всего, это персональные компьютеры и программы для них. Хотя ПК изначально задумывался как машина для работы с текстами и вычислений, современный компьютер обладает широким набором функций.
Компьютер универсален. На достаточно стандартной аппаратной части («начинка» всех ПК и ноутбуков в общем-то почти одинакова) устанавливаются и работают программы, несущие самые разные функции. Нужно решить какую-либо задачу — найдите, установите и запустите соответствующую программу.
Мультимедиа — общее название для графики, звука и видео, воспроизводимых с помощью компьютера. Одним из видов мультимедиа являются компьютерные игры.
Интернет — Всемирная компьютерная сеть. Любой компьютер, подключенный к Интернету, сам становится одним из узлов этой сети.
С одной стороны, это гигантское хранилище информации, которое снабжено развитыми средствами поиска.
С другой стороны, Интернет — универсальная среда передачи информации. Информация может быть любой (текст, изображение, различные файлы, аудио и видео), поэтому Интернет все больше становится средством связи.
Мобильные телефоны постепенно приобретают все черты полноценных компьютеров. Смартфоны и так являются самыми настоящими компьютерами, только маленькими — на них работает операционная система, под которой устанавливаются и запускаются различные программы.
Сотовая связь сегодня неразрывно связана с Интернетом. В современном понимании граница между сетями передачи данных и связью практически стерта: телефоны используют для обращения к ресурсам Интернета, обмена текстовыми сообщениями и электронной почты, а компьютеры — для голосовой и видеосвязи.
Благодаря цифровому представлению информацию легко преобразовывать. Например, отсканированное или сфотографированное изображение с помощью программ оптического распознавания символов (OCR) «перегоняется» в редактируемый текст, а его, в свою очередь, программы-синтезаторы речи читают вслух. Постепенно решается и обратная задача — распознавание речи с переводом ее в печатный текст.
По большому счету, каких-то особенных компьютерных технологий для людей с ограниченными возможностями не существует. Практически все, что обсуждается в нашей книге, — применение повсеместно используемых технологий, но в особых целях. Единственным исключением можно считать тактильные (брайлевские) дисплеи — принцип их работы востребован только незрячими людьми.
Особенные требования, которые люди с ограничениями предъявляют к компьютерной технике, касаются главным образом взаимодействия человека и компьютера, способов ввода/вывода информации. Стандартные устройства ввода: клавиатура и мышь. Людям с ограничениями подвижности или особенностями моторики в одних случаях достаточно лишь настроить систему. В других случаях нужны специальные мыши и клавиатуры — увеличенного размера и подходящей формы.
Основным устройством вывода обычно является монитор. При ограничениях по зрению применяются особые настройки изображения, желательно использовать экраны большого размера. Альтернативный вывод — звук, причем программы экранного доступа дублируют голосом почти все элементы с экрана.
Довольно простыми средствами компьютер удается сделать доступным для людей с любыми видами ограничений. Как следствие, более доступными становятся информационная среда и коммуникации. Это дает очень много — через информацию и коммуникацию человек включается в жизнь общества, во все происходящие в нем процессы. Основные аспекты включения (инклюзии): общение, образование, работу — мы рассмотрим подробнее.
Новая услуга – в центрах «Мои документы»
Для людей с инвалидностью, временно пребывающих или проживающих в столице, в центрах «Мои документы» появилась новая услуга. Об этом говорится на портале мэра и Правительства Москвы.
Через центры «Мои документы» такие граждане могут подать заявление на обеспечение их техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями и заявление на выплату компенсации. Компенсировать можно расходы: на оплату перевода русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода); содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников; ремонт технических средств и изделий; оплату проезда к месту нахождения организации, в которой получены изделия. Для получения компенсации нужно будет предоставить документы, подтверждающие расходы, и указать в заявлении номер банковского счета или карты «Мир».
Подать заявление можно также в отделении ФСС, через личный кабинет на Портале госуслуг или «Почту России».
Всем особым детям — персональный компьютер и бесплатный доступ в Интернет!
По поручению Президента России дети-инвалиды, обучающиеся на дому, будут обеспечены персональными компьютерами и доступом к Интернету.
Детей-инвалидов, которые не могут проходить обучение на базе обычных или коррекционных школ, планируется обеспечить персональными компьютерами и бесплатным доступом к сети Интернет. Об этом сообщила на пресс-конференции заместитель директора департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ Светлана Тетерина.
«Таких детей, которые обучаются на дому, в России около 40 тыс.», — уточнила она, и в последние годы дистанционная форма обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий активно развивается.
По словам директора центра образования «Технологии обучения» Александра Зернова, в Москве образование по новым технологиям получают уже около тысячи детей, в регионах — около 1,5 тыс. «И это пока только начало», — подчеркнул он.
В соответствии с поручением Президента России Минобрнауки совместно с Минкомсвязи подготовлены и представлены в Правительство РФ предложения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, включая оснащение мест их проживания необходимыми техническими средствами и предоставление доступа к сети Интернет. В настоящее время рассматривается вопрос о реализации этих мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование».