Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 N 24 О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.1249-03 (вместе с СанПиН 2.4.1.1249-03. 2.4.1. Гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.03.2003) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.04.2003 N 4392)

«Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Автор: Попова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад № 1 «Родничок»
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Горный улус с. Бердигестях
Наименование материала: Доклад
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – Центр

развития ребенка – детский сад №1 «Родничок» с. Бердигестях

МР «Горный улус» РС (Я)

Доклад на тему:

«Использование информационно-коммуникационных технологий как

средство по развитию речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель Попова Ольга Васильевна

Содержание
I. Введение II. Теоретическая часть. Информационно-коммуникационные технологии 2.2. Использование ИКТ в ДОУ ………………………………………………..7 3
III. Основная часть. 3.1. Роль педагога в процессе внедрения ИКТ в ДОУ………………………….10 3.2. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по развитию речи детей дошкольного возраста……………………………. 14 Заключение………………………………………………………………………………19 Использованная литература…………………………………………………………….21
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир без информационных ресурсов. Включение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в воспитательно-образовательный процесс в дошкольной образовательной организации – одна из актуальных задач для дошкольной педагогики. Использование информационных технологий во всех сферах жизни человека – насущная необходимость.
Теоретический аспект.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н Иванова, Н.П. Чудова и др).
Основная идея —
заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи детей. 4

Практическая

значимость.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества.Новые требования заставляют педагогов осваивать и внедрять этот инструментарий в свою практику. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:  Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает огромный интерес у детей.  Ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.  Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией.  Поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы.  Развивать у детей исследовательское поведение.  Расширять творческие возможности самого педагога. Практической значимостью выбранной темы является авторская разработка электронных пособий, мультимедийных презентаций.
Новизна
– использование информационно — коммуникационных технологий в работе с детьми по развитию речи.
Цель:
развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Осуществление, которой мы видим через следующие задачи:
• Изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками • Обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми • Создать банк (каталог) компьютерных дидактических и методических материалов (мультимедийные сказки, стихотворения, развития и обогащения словаря, упражнения для артикуляционного аппарата, речевого дыхания и.тд)

Использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи дошкольников
I. Информационно-коммуникационные технологии

I.I.Использование ИКТ в ДОУ.
5
1. ИКТ как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх, которые должны соответствовать программным требованиям. Интерактивные игровые средства позволяет создавать программа PowerPoint. 2. ИКТ как средство АСУ (автоматизация системы управления). Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организация педагогического процесса, методической службы. Данная технология обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагогов, специалистов. 3. Использование педагогами ЭОР (электронные образовательные ресурсы). Использование ЭОР в работе с детьми служит повышению мотивации воспитанников. 4. Техническим средствам на базе ИКТ относят:  Компьютеры  Мультимедийные проекты  Интерактивные (электронные) доски  Планшеты  Сканер  Принтер  Цифровой аппарат  Камера При внедрении ИКТ, как «игрушки» встают следующие вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки. Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. При сравнении с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:  Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;  компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; 6
 постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;  компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.  Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую «ситуацию успеха» Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его. Особого внимания требует организация занятий с использованием компьютеров. Согласно нормам СанПиНа должен быть использован телевизор с размером экрана по диагоналииспользование информационно-коммуникационных технологий 59-69 см. Высота установки 1-1,3 м. При работе детей располагают на расстоянии не ближе 2-3 м и не дальше 5-5,5 м от экрана. Занятия с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течении дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее работоспособности: во вторник, среду и четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 мин. Гигиеническая рациональная организация рабочего места, соответствие мебели росту ребенка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности. Нельзя оставлять ребенка один на один с ПК. Необходимо чтобы партнером по игре дошкольника был взрослый, а компьютер только средством. В репертуаре ребенка-дошкольника не должно быть игр, сочетающих высокую динамичность с разрушительно-деструктивным содержанием. Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам школьной информатики и вычислительной техники. Освоение детьми основ компьютерной грамотности на ступени дошкольного образования не следует рассматривать как самоцель, а использовать как одну из составляющих образовательного процесса. Таким образом, использование информационных технологий в учебно- воспитательном процессе не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит «Концепция модернизации образования» — подготовка разносторонней развития личности. Информационно-компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе, они облегчают деятельность людей и способствуют современной обработке, передаче, хранению и подачи информации пользователю. Данные технологии 7
внедряются в различные сферы деятельности человека и очень широко используются в современной сфере образования.
2.1.Роль педагога в процессе внедрения ИКТ технологии в ДОУ.
Мы в своей работе активно используем информационные технологии во всех направлениях работы ДОУ:  в управлении,  в воспитании и образовании,  во взаимодействии с родителями воспитанников. В последнее время проблемы внедрения информационно-коммуникационных технологий в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждается в обществе. «Использование компьютера в ходе образовательной деятельности в ДОУ» — тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители детей, представители науки и средств массовой информации. По данным опроса наших родителей, практически у всех семей имеются дома персональные компьютеры и ноутбуки. У 40% включены к сети Интернет дома. Дети с малых лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте от 3 лет ежедневно играют в компьютерные игры дома, сами включают и отключают ПК, умеют работать с планшетами, сотовыми телефонами. В настоящее время компьютерные технологии все чаще входят в жизнь дошкольника. Игровые и обучающие программы предлагаются детям уже с 3-летнего возраста. С помощью компьютера ребенку предлагается овладеть начальными представлениями о цвете и форме, развить память, мышление и речь. И как бы, мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи:  Идти в ногу со временем  Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий  Быть наставников в выборе компьютерных игр для детей и их родителей  С ф о р м и р о в а т ь о с н о в ы и н ф о р м а ц и о н н о й к у л ь т у р ы л и ч н о с т и (ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА – знания и навыки эффективного пользования информацией – предполагает умение быстро находить и правильно применять нужную информацию). Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», нужно вести речь не только о профессионализме и компетентности педагогов, но и о политике грамотного применения в образовательном процессе информационных технологий. ИКТ становится 8
основным инструментом, который человек будет использовать не только в своей работе, но и в повседневной жизни. В нашей группе мы приобрели ноутбук, проектор с экраном, телевизор. В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из презентаций не обходится без мультимедийной презентации. При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагога. В частности, в этом случае необходимо создавать определенную среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательного процесса в этой среде должно в строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок- дошкольник – ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. Кроме того, компьютер нужно рассматривать как средство образования, при использовании которого должны строго соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила, в частности Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.2660-10», утв. Постановлением главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 №91. Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволить избежать зацикливания дошкольников на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации». Важно, чтобы педагоги придерживались точки зрения: компьютер – это средство решение основныхпсихолого–педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Для того, чтобы воспитатели и специалисты ДОУ были компетентны в использовании новых информационно – компьютерных технологий,их обучение по данной тематике организуется на разных уровнях. На уровне ДОУ работают творческие группы по различным проблемам. Я являюсь руководителем творческой группы по проблеме «Компетенция педагогов по ИКТ». Разработали план по обучению ИКТ, для педагогов, не владеющих компьютерной технологии. 9
В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разработали рекомендации, приобрели соответствующие пособия, проводим практические занятия. В итоге наши педагоги 80% владеют ПК. Так, в ИРОиПКобразования проводятся курсы и семинары по теме «Использование современных информационно – компьютерных технологий в педагогическом процессе ДОУ», целью которых является знакомство практиков с методической применения в новых информационных технологий. В центре внимания педагогов на данных курсах и семинарах находятся следующие вопросы: 1. Компьютерный подход к использованию информационных технологий в системе традиционной работы ДОУ. 2. Компьютерно – опосредованная деятельность в сочетании с детской продуктивной деятельности. 3. Психолого – педагогические требования к компьютерным программам для дошкольников. В практике работы ДОУ мы используем разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ- компетентности, в частности: — мастер – классы; — обучающие семинары — педагогические мастерские и наставничество; — недели педагогического мастерства; — тематические семинары и др. Эффективной является деятельность творческой группы педагогов ДОУ по разработке методических рекомендаций, занятий с использованием информационно – коммуникационных технологий. В современном мире предъявляются высокиетребование к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
II. Использование информационно-коммуникационных технологий как средство по

развитию речи детей дошкольного возраста.
Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам – дошкольникам 10
следует адаптироваться к новому информационному веку. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. Сегодня воспитатели используют компьютеры как для самообразования, поиска новой информации, обмена опытом, так и на занятиях для обучения детей. Одной из немаловажных целей работы воспитателя – это научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Хорошая речь ребенка – это залог успешного обучения в школе. Роль развития речи ребенка младшего дошкольного возраста очень велика. Любая задержка в ходе развития – это плохое понимание того, что говорят окружающие люди. Бедный запас словаря затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Высокий уровень сформированности речи является гарантом успешности общения и взаимопонимания. В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением ФГОС. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует с необходимостью расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Отечественные и зарубежные исследования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка. На сегодняшний день необходимость использования ИКТ- технологий для самого педагога, для детей в работе с родителями актуальна. Информационно-коммуникационные технологии можно широко использовать в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня, как педагога, работающего с дошкольниками, большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи детей. Современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их в диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особойвыразительностью. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто, отсутствует интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации развития речи 11
дошкольников. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольника в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и современной. Поэтому одной из основных целей моей работы в данном направлении является расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием речи у детей дошкольного возраста. Психолог отмечают, что у современного ребенка практически нет страха перед техникой, компьютер привлекателен для детей как любая новая игрушка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа со всеми детьми, подгруппами и индивидуально. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, ДВД, СD, аудизаписей ит.д. В своей работе по развитию речи с применением ИКТ использую различные варианты:  Артикуляционная гимнастика  Классификация предметов  Обогащение словарного запаса  Составление рассказов по картинке  Рассказы сказок  Игры по звукопроизношению  Рассказы по серии сюжетных картинок Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляется интерес, часто задают вопросы, охотно отвечают на заданные педагогом вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи детей. Особое внимание в применении ИКТ уделяется на мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации. Информационно-коммуникационные технологии на непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи включают в себя:  Система мультимедийных презентаций  Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций
одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12
обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации «Чтение стихов с помощью картин», «Фрукы», «Овощи», «Времена года», «Какой, какая, какие» — пополнение словаря прилагательным, «Любимые сказки» итд.
Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики: — подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; — делать «видимыми» проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения. — посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками. В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи: — развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков; — развитие мотивационной сферы: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах; — развитие эмоциональной сферы. Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. Интерактивные технологии прочно входят в жизнь дошкольного образования. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные воспитательно-образовательный процесс, преодолевают интеллектуальную пассивность дошкольников. Эмоциональный подъем, вызванный такой деятельностью, способствует увеличению объема усваиваемых знаний. 13
Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Экран притягивает внимание, которого порой не можем добиться при групповой работе с детьми.
Заключение
Развитие речи – сложный психический процесс, не сводимый к простому воспроизведению ребенком слышимой речи. Для развития речи ребенка нужно предлагать ему разнообразный речевой материал, необходимо ставить перед ребенком новые задачи общения, требующие новых средств общения. Первоначально большинство педагогов были убеждены, что использовать ИКТ можно лишь изредка, как подручный материал, нынешнее же понимание роли информационных технологий – облегчить труд воспитателя, повысить работоспособность воспитанников, формировать стойкий интерес. Организация воспитательно- образовательного процесса с использованием ИКТ по развитию речи может способствовать высокой степени развитию речи детей. Использование ИКТ в развитие речи детей позволит расширению представления об окружающем мире, обогащению словарного запаса, дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования. Компьютерные технологии можно использовать в разных видах деятельности с детьми. Используя компьютерные технологии, мы остановились на следующих видах работы:  Индивидуальные занятия  Подгрупповые занятия (в качестве наглядности)  Интегрированные (мультимедийные проекты) 14
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Педагогическую диагностику по программе «Радуга» каждый год отслеживаем развитие речи воспитанников. (См. приложение 1.)
Использованная литература:
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в образовании. – М., 1994г 2. Зубов А.В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004 г 3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие. Тевс Д.П., Подковырова В.Н., Апольских М.В.. Барнаул: БГПУ 2006 4. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 5. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок с детьми 5-7 лет сост. В. В. Баранова. – Волгоград: Учитель 2016. – 83 6. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для педагогов. – М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 216 с. 7. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Габдуллина З.М.; Волгоград, 2010 г 8. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 9. Справочник старшего воспитателя № 5, май/2014 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 10. Справочник старшего воспитателя № 11, ноябрь/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 11. Справочник старшего воспитателя № 5, июль/2012 г. издатель – ЗАО «МФЦЭР» 15
16

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector