Уровни формирования понятий школьного курса информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ПОНЯТИЕ / ПРЕДПОНЯТИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ / СУЩЕСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА / TECHNIQUE OF TEACHING INFORMATICS / REMOTEST CONCEPTION / NOTION / PRELIMINARY CONCEPTION / CONCEPT FORMATION / ESSENTIAL PROPERTIES
В данной статье рассмотрены этапы формирования научного понятия , выделены стадии предпонятия ( понятия в житейском смысле) и собственно понятия ( понятие в научном смысле). Проведен сравнительный анализ таких стадий как « представление », « предпонятие », « понятие » с точки зрения субъективности восприятия и выделения существенных свойств объектов субъектом обучения. Обсуждаются вопросы целесообразности освоения школьниками научных понятий при изучении курса информатики, предлагается формирование части понятий остановить на уровне предпонятия . Говорится о необходимости осуществления анализа стадии формирования научного понятия в зависимости от этапа обучения, предлагается критерий определения необходимого уровня развития понятия на конкретной ступени изучения информатики. В статье описан пример анализа этапов формирования одного из понятий школьного курса информатики.
Понятия. Виды понятий. Способы формирования понятий на уроках окружающего мира.
Одной из самых сложных проблем теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К. Д. Ушинского, К. П. Ягодовского, М. Н. Скаткина, Н. А. Рыкова, С. А. Павловича, В. А. Сухомлинского и др.
Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.
Огромную роль в разработке классической теории формирования естественно-научных понятий у младших школьников сыграли работы К. П. Ягодовского. В 1929 г. в книге «Исследовательский метод в обучении» педагог поставил вопрос об элементах и структуре знаний. Он подчеркнул важность чувственного восприятия при знакомстве с предметами и явлениями природы. В работе «Вопросы общей методики естествознания» (1951) К. П. Ягодовский рассмотрел этапы образования элементарных понятий: восприятие природных объектов с помощью органов чувств, формирование на этой основе представлений. Огромное значение Ягодовский придавал развитию умений находить существенные признаки предметов или явлений и обобщать для того, чтобы постепенно перейти к понятию.
К. П. Ягодовский предложил пути и средства формирования понятий, которые актуальны до настоящего времени.
Существенный вклад в разработку теории развития природоведческих понятий внес и П. А. Завитаев. Предложенная им методика проведения практических работ, наблюдений, экскурсий помогла создать конкретно-образную основу для образования понятий.
Глубокая разработка проблемы развития биологических понятий была сделана коллективом ленинградских методистов под руководством Н. М. Верзилина.
Основой для формирования понятий является мыслительная деятельность. Учителю в процессе формирования и развития понятий необходимо знать природу мышления, операций и формы мышления, этапы развития, а также особенности протекания мыслительных процессов у младших школьников. Понятия составляют значительную часть тех знаний, которыми пользуется каждый человек. Развитие понятия состоит в изменении его объема и содержания, в расширении и углублении сферы применения данного понятия.
Понятие – это обобщенные знания о целой группе явлений, предметов, качеств, объединенных по общности их существенных признаков.
Основными характеристиками понятия как логической категории являются следующие:
— связи и отношения данного понятия с другими понятиями.
Под содержанием понятия понимают совокупность существенных свойств класса предметов или явлений, отражаемых в сознании с помощью данного понятия. Существенные свойства являются общими для всех объектов данного класса. Например, существенный признак класса птиц – это перья, покрывающие тело.
По содержанию понятия делятся на простые и сложные. Простые понятия включают в себя один элемент знаний о предмете или явлении. Например, простое понятие «линия горизонта» определяется как «воображаемая линия, где небо как бы сходится с поверхностью земли». Сложное понятие «горизонт» характеризуется не только как «видимое вокруг наблюдателя пространство», но и включает знания о сторонах горизонта.
Кроме этого, по содержанию объектов изучения естественно-научные понятия могут быть биологическими, географическими, геологическими, экологическими и т. д.
Под объемом понятия понимают количество объектов, охватываемым данным понятием (или отражаемым в сознании с помощью данного понятия). По объему понятия подразделяются на единичные, общие, категории.
Единичными называют понятия, объем которых равен единице (например, река Ока); общими, если объем больше единицы (например, реки Калужской области). К категориям относят понятия широкой степени общности (движение, развитие, время и др.).
Отношения между понятиями – это отношения подчинения. Невозможно дать ни одного определения, не подчинив видовое понятие родовому.
По характеру отношений понятия делят на сравнимые и несравнимые; совместимые и несовместимые.
Процесс образования понятий у ребенка изучали многие психологи (Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, З. И. Калмыкова и др.).
Несмотря на различие предлагаемых учеными путей, учитель должен знать, что при формировании понятия необходимы:
1) Наблюдение и подбор фактов, демонстрирующих формируемое понятие.
2) Анализ каждого нового явления (предмета, факта) и выделение в нем существенных признаков, повторяющихся во всех других предметах, отнесенных к определенной категории.
3) Абстрагирование от всех несущественных, второстепенных признаков, для чего используются предметы с варьирующимися несущественными признаками и с сохранением существенных.
4) Включение новых предметов в известные группы, обозначенные новыми словами.
А. В. Усова в книге «Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий» приводит путь формирования понятий, состоящий из 14 этапов:
1. Чувственно-конкретное восприятие.
2. Выявление общих существенных свойств класса наблюдаемых объектов.
3. Абстрагирование (отделение существенного от несущественного).
4. Определение понятия.
5. Уточнение и закрепление в памяти существенных признаков понятия.
6. Установление данного понятия с другими понятиями.
7. Применение понятия в решении элементарных задач учебного характера.
8. Классификация понятий.
9. Применение понятия в решении задач творческого характера.
10. Обогащение понятия – выявление новых существенных свойств объектов, отражаемых в сознании с помощью данного понятия.
11. Вторичное, более полное определение понятия.
12. Опора на данное понятие при усвоении нового понятия.
13. Новое обогащенное понятие.
14. Установление новых связей и отношений.
Далее автор выделяет условия формирования понятий. К ним можно отнести:
1) Знание учителем содержания понятий, основных этапов развития формируемого понятия.
2) Учитель должен правильно выбрать способы формирования понятий, методов и приемов, которые обеспечивают быстрейшее выделение существенных признаков понятия, его существенных связей и отношений с другими понятиями.
3) Организацию активной познавательной деятельности на всех этапах формирования понятия.
4) Обеспечение правильного сочетания наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно-практического компонентов мышления учащихся.
Это достигается правильным использованием наглядной опоры при формировании понятия, организацией мыслительных операций, а после этого – организация системы упражнений, направленной на выработку у учащихся умения оперировать понятиями в решении учебных задач и в познании нового.
5) Реализацию межпредметных связей при формировании понятия.
П. Я. Гальперин и Н. Ф. Талызина, исходя из развиваемой ими теории поэтапного формирования умственных действий, предлагают следующую последовательность формирования понятий:
А) практическое оперирование (материализованные действия) с объектами (или их знаковыми моделями);
Б) определение громкой речи (внешнее проговаривание);
В) внутреннее проговаривание (умственное оперирование понятием).
Шардаков М. Ф, рекомендовал осуществлять формирование понятий по следующим этапам:
1. Организация наблюдений единичных предметов или явлений.
2. Обогащение наблюдений.
3. Выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов или явлений.
5. Определение понятий.
6. Упражнения по практическому применению понятий и проверка их усвоения.
7. Расширение и углубление понятий.
Образовавшееся понятие не остается неизменным, оно постоянно развивается, т. е. закономерно переходит из одного качественного состояния в другое, более совершенное. Этот процесс должен проходить под руководством учителя.
Можно выделить следующие уровни развития понятий:
1) Эмпирический (фактологический). Связан с изучением единичного и особенного, накоплением ф актов. Носит, в основном, репродуктивный характер. На этом уровне овладения понятием учащиеся без труда справляются с заданиями: «Выбери…», «Подпиши…», «Нарисуй…».
2) Операционно-доказательный. Предполагает самостоятельное применение нужных фактов для доказательств, подкрепление примерами своего рассказа. На этом уровне учащиеся уже способны устанавливать простейшие причинно-следственные связи, справляются с заданиями, требующими приведения примеров.
3) Теоретический (понятийный). Учащиеся оперируют понятиями, учатся конкретизировать их, для этого используют уже новые факты в новых ситуациях.
4) Творческий. Это наиболее высокий уровень овладения понятием. Он предполагает разработку новых учебных опытов, создание самодельных приборов для постановки экспериментов. (по А. В. Усовой).
В начальной школе дети овладевают первоначальными представлениями и понятиями. Их дальнейшее развитие происходит в процессе изучения курсов биологии, географии, химии, физики и т. д.
Существенным условием развития понятия должно быть его включение в систему уже имеющихся знаний. Содержание системы начальных естественно-научных знаний впервые было определено и обосновано А. Я. Гердом.
Мысли А. Я. Герда актуальны и для современной начальной школы. Структура предложенной им системы отражена в обязательном минимуме содержания образовательной области «Естествознание». Наиболее общим в этой системе является понятие «природа», которая делится на неживую и живую. Главными признаками живого организма являются питание, дыхание, раздражимость, движение, размножение, выделение, рост. Схема 1 отражает общие природоведческие понятия, которые получают свое развитие в начальной школе.
Схема 1. Общие природоведческие понятия
В начальной школе начинают формироваться первоначальные представления о природных закономерностях. Например, о причинах смены дня и ночи и времен года. Их усвоение возможно только при опоре на средства обучения: глобус, теллурий, географическую карту.
Существует два способа формирования понятий на уроках окружающего мира:
Индуктивные и дедуктивные методы обучения характеризуют исключительно важную особенность методов — способность раскрывать логику движения содержания учебного материала. Применение индуктивных или дедуктивных методов означает выбор определенной логики раскрытия содержания изучаемой темы — от частного к общему или от общего к частному.
Индуктивный путь формирования понятий включает определенную последовательность деятельности:
1. организация наблюдений единичного предмета/явления с выделением признаков.
2. обогащение наблюдений.
3. выделение существенных признаков изучаемых предметов.
4. уточнение (организация сопоставлений, сравнений)
5. определение понятий (синтез или обощение).
6. упражнение по практике применения понятий и проверке их усвоения.
7. расширений и углубление понятия (все 4 года).
Такой путь изучения учитель организует в 1,2 классах, что дает ему возможность не только решать познавательные цели урока, но и развивать наблюдательность и учить детей выполнять логические действия.
Индуктивное изучение темы особенно полезно в тех случаях, когда материал носит преимущественно фактический характер или связан с формированием понятий, смысл которых может стать ясным лишь в ходе индуктивных рассуждений. Слабость индуктивных методов обучения состоит в том, что они требуют большего времени на изучение нового материала, чем дедуктивные. Они в меньшей мере способствуют развитию абстрактного мышления, так как опираются на конкретные факты, опыты и другие данные.
Дедуктивный путь состоит из:
1. введение понятия в готовом виде (2-3 определения).
2. выделение существенных признаков из понятий.
3. выделение множества признаков.
4. определение понятия и сравнение его с введенными понятиями.
5. отработка понятия.
6. расширение понятия.
Такой путь рекомендуется применять в 3-4 классах.
Дедуктивный метод способствует более быстрому прохождению учебного материала, активнее развивает абстрактное мышление. Применение его особенно полезно при изучении теоретического материала, при решении задач, требующих выявления следствий из некоторых более общих положений.
В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным доказана возможность дедуктивного построения обучения уже в начальной школе с применением более высоких, чем обычно, теоретических обобщений. Они ищут такую логику построения содержания учебного материала при формировании научных понятий, при которой ученики прежде всего обнаруживают генетически исходную всеобщую связь, определяющую целостную структуру всей совокупности подобных понятий.
Учащихся по линии компьютера
• сущность программного управления работой компьютера.
• принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
• назначение программного обеспечения и его состав;
• основные этапы развития информационно-вычислительной техники, программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий;
• *принципы архитектуры ЭВМ Джона фон Неймана;
• *структуру машинной команды;
• *состав процессора и назначение входящих в него элементов (арифметико-логического устройства, устройства управления, регистров);
• *как процессор выполняет программу (цикл работы процессора);
• *состав и функции операционной системы.
Учащиеся должны уметь:
• включать и выключать компьютер;
• вставлять дискеты в накопители;
• ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
• инициализировать выполнение программ из программных файлов;
• просматривать на экране директорию диска;
• выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
• доставить простую линейную программу на языке машинных команд одного из учебных компьютеров («Нейман», «Кроха», «Малютка» и др.);
• *работатъ с сервисными программами: архиваторами, анти-вирусниками и др.;
• *с помощью системных средств управлять диалоговой средой операционной системы (оболочкой NC для MS-DOS, «Рабочим столом» для Windows).
Вопросы для самоконтроля и обсуждения к главе 9
1. Какие темы базового курса информатики относятся к содержательной линии компьютера?
2. С какой информацией может работать современный компьютер? Можно ли утверждать, что компьютер может работать с любой информацией, с которой имеет дело человек?
3. Зачем в ЭВМ используются два формата представления чисел: с фиксированной точкой и с плавающей точкой? Почему бы не ограничиться лишь одним «плавающим» форматом?
4. Как объяснить ученикам смысл терминов «фиксированная точка», «плавающая точка»?
5. Какие основные принципы организации таблиц символьной кодировки необходимо объяснить ученикам?
6. В чем различие между растровым и векторным представлением изображения? Какой способ является более универсальным?
7. Какое практическое значение может иметь для пользователя понимание принципов внутреннего представления изображения, выводимого на экран?
8. Придумайте рисунок (чертеж, схему и т.п.), поясняющий смысл процесса дискретизации для представления звука в памяти ЭВМ.
9. Есть ли аналогия между понятием архитектуры применительно к строительству и применительно к компьютерам? В чем она состоит?
10. Какие представления об устройстве и работе ЭВМ входят в понятие «архитектура», а какие — нет?
11. В чем суть методической идеи использования аналогии между человеком и компьютером при объяснении устройства ЭВМ?
12. Дан перечень различных носителей информации, используемых в ЭВМ: ОЗУ, ПЗУ, регистры процессора, магнитные ленты, магнитные диски, оптические диски. Расположите их в порядке возрастания информационной емкости носителя (в среднем); расположите их в порядке возрастания быстродействия (уменьшения времени чтения/записи).
13. Перечислите обязательный (минимальный) набор сведений, которые должны знать ученики об устройстве ПК.
14. Какие устройства входят в состав видеосистемы ПК? Какие количественные характеристики определяют качество работы видеосистемы ПК?
15. Дайте методическое обоснование применению моделей учебных компьютеров в базовом курсе информатики.
16. Какие общие сведения должны получить ученики, независимо от используемого типа учебного компьютера?
17. Предложите методический подход к раскрытию идеи единства аппаратного и программного обеспечения современного компьютера.
18. Почему знания о структуре и составе программного обеспечения ЭВМ являются необходимыми, базовыми?
19. Как объяснить ученикам, что такое прикладная программа?
20. С какими основными свойствами операционных систем в первую очередь должны быть ознакомлены ученики?
21. Какие первоначальные сведения о назначении систем программирования должны быть сообщены ученикам?
Лабораторный практикум
Тема «Компьютер»
Основные вопросы:
1. Цели и задачи изучения данной темы в базовом курсе информатики.
2. Роль и место учебного материала, посвященного устройству и принципам работы компьютера, в реализации общеобразовательного и мировоззренческого потенциала базового курса информатики.
3. Структура и содержание учебного материала по данной теме. Варианты построения учебного материала в различных школьных учебных пособиях по информатике.
4. Основные понятия, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении учебного материала.
5. Дидактическая целесообразность использования программных средств при изучении вопросов, связанных с устройством и принципами работы компьютера.
6. Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера, его структуре и основных видах.
Занятие 1
Тема «Методика формирования представлений об основных устройствах компьютера, их функциях, взаимосвязи и принципах работы»
Задачи занятия:
1. Рассмотреть цели и задачи, определить роль и место учебного материала по вопросам, связанным с устройством и принципами работы компьютера в базовом курсе информатики.
2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.
3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с устройством компьютера и принципами его работы.
4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий.
5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература 1, 5, 8, 9, 12, 13, 15, 18, программные средства 1, 2.
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.
2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала по устройству и принципам работы компьютера в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.
3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с устройством и принципами работы компьютера, разработать логико-структурную модель учебного материала.
4. Провести содержательный анализ учебного материала по устройству и принципам работы компьютера, представленного в школьных учебных пособиях по информатике.
План работы
1. Проанализировать учебные пособия с целью выявления методических особенностей введения основных понятий, связанных с устройством и принципами работы компьютера.
2. Построить логико-структурную модель учебного материала.
3. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).
4. Разработать тезаурус понятий учебного материала.
5. Выявить и предложить средства реализации внутрипредмет-ных и межпредметных иерархических связей в процессе обучения учащихся устройству и принципам работы компьютера.
6. На основе учебного материала заполнить таблицы «Базовые понятия» (см. табл. 7.1).
7. Обсуждение сообщений по данным табл. 7.2.
Формы и способы организации учебной деятельности студентов: обсуждение вопросов плана, выступление с сообщением, работа в группах; подведение итогов — беседа по вопросам, фронтальный и индивидуальный опрос.
Занятие 2
Тема «Методические особенности изучения учащимися вопросов, связанных с представлением данных в компьютере»
Задачи занятия:
1. Рассмотреть цели и задачи изучения вопросов, связанных с представлением данных в компьютере, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.
2. Выявить базовые понятия учебного материала, определить этапы, формы и методы их формирования.
3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения понятий, связанных с представлением данных в компьютере.
4. Определить логическую последовательность изучения базовых понятий учебного материала.
5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями. Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература 1, 6, 8, 12, 13, 15, 19, программные средства 1, 2.
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.
2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.
3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с представлением данных в компьютере, разработать логико-структурную модель учебного материала.
4. Провести содержательный анализ учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере, в школьных учебных пособиях по информатике.
Ход работы
1. Построить логико-структурную модель учебного материала.
2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).
3. Изучить программные средства учебного назначения, используемые в процессе обучения информатике для изучения способов представления в компьютере различных видов данных.
4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе изучения учебного материала, связанного с представлением данных в компьютере.
5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3.
Занятие 3
Тема «Методика формирования у учащихся представлений о программном обеспечении компьютера»
Задачи занятия:
1. Рассмотреть цели и задачи изучения различных видов программного обеспечения компьютера, определить роль и место учебного материала в базовом курсе информатики.
2. Выявить основные виды программного обеспечения компьютера для организации изучения в базовом курсе информатики.
3. Определить методы, формы, средства и этапы изучения основных видов прикладного программного обеспечения компьютера.
4. Выявить методические особенности формирования представлений учащихся о системах программирования и основных функциях операционной системы.
5. Установить связи и отношения между выделенными понятиями.
Способ организации занятия: практикум.
Средства обучения: научно-методическая и учебная литература 6, 8, 9, 12, 13, 15, программные средства 3.
Предварительная подготовка студента к занятию
1. Изучить нормативные документы, определяющие структуру и содержание учебного материала.
2. Познакомиться с различными вариантами представления учебного материала, связанного с программным обеспечением компьютера, в программах базового курса информатики и провести сравнительный анализ их содержания и программно-методического обеспечения.
3. Составить терминологический словарь по базовым понятиям, связанным с прикладным программным обеспечением компьютера, системами программирования и операционными системами; разработать логико-структурную модель учебного материала.
4. Провести содержательный анализ учебного материала в школьных учебных пособиях по информатике.
Ход работы
1. Построить логико-структурную модель учебного материала.
2. На основе анализа учебных пособий заполнить таблицу «Базовые понятия темы» (см. табл. 7.1).
3. Изучить основные функции прикладного программного обеспечения, систем программирования *л операционной системы, изучаемых в базовом курсе информатики.
4. Выделить основные виды задач, используемых в процессе организации изучения учащимися прикладных программ общего назначения, систем программирования, операционных систем.
5. Составить тематическое и поурочное планирование учебного материала и представить результаты в табл. 7.3.
Программные средства к лабораторному практикуму:
1. Программно-методический комплекс по курсу информатики «Первые уроки информатики».
2. Программно-методическая система для изучения алгоритмизации и функционирования компьютера «Учебные роботы».
3. Операционные системы: Windows, MS-DOS и др. Программы-оболочки: Norton Commander, Windows 3.1/3.11 и др.
Литература к главе 9
1. БочкинА.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. — Минск: Вышэйш. шк., 1998.
2. Гейн А. Г., Сенокосов А. И., Шолохович В. Ф. Информатика: Классы 7-9.-М.: Дрофа, 1998.
3. Еремин Е.А. Как работает современный компьютер. — Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 1997.
4. Изучение основ информатики и вычислительной техники: Пособие для учителей / Под ред. А.П.Ершова, В.М.Монахова. — М.: Просвещение, 1985.— Ч. 1,2.
5. Информатика: Задачник-практикум: В 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К.Хеннера.— М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.
6. Информатика: Учеб. по базовому курсу / И.Г. Семакин, Л. А. Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.
7. Информационная культура: Кодирование информации. Информационные модели: 9—10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб, заведений. — М.: Дрофа, 1996.
8. Информационная культура: 11 кл.— М.: Дрофа, 1999.
9. Касаткин В. Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
10. Кузнецов А. А., Апатова Н.В. Основы информатики: 8 — 9 кл. — М.: Дрофа, 1999.
11. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. — М.: Олма-ПРЕСС, 1999.
12. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для 10—11 кл. сред. шк. /А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е.В.Ли-нецкий и др. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992.
13. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для 10—11 кл. сред. шк. / В.А.Каймин, А. Г. Щеголев, Е.А.Ерохи-на, Д. П.Федюшин. — М.: Просвещение, 1989.
14. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений / А. Г. Кушниренко, Г.В.Лебедев, Р.А.Сво-рень. — М.: Просвещение, 1993.
15. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учеб, пособие для сред. учеб, заведений: В 2 ч. / Под ред. А П. Ершова и В. М. Монахова. — М.: Просвещение, 1985, 1986. — Ч. 1, 2.
16. Программно-методические материалы: Информатика: 1—11 кл. / Сост. Л.Е.Самовольнова.— М.: Дрофа, 1998.
17. Проект федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Информатика» // ИНФО. — 1997.-№1.-С. 3-11.
18. Семакин И. Г., Вараксин Г. С. Структурированный конспект базового курса информатики. — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
19. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб, заведений. — М.: Школа-Пресс, 1997.
20. Шимина А. Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. — М., 1981.
Глава 10
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 2129; Нарушение авторского права страницы
lektsia.com 2007 — 2022 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.) Главная | Обратная связь