Влияние компьютера на психику человека
С постоянным развитием компьютерных технологий растет как число людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием Интернета, так называемых компьютерных аддиктов (под термином «аддикт» следует понимать зависимых пользователей) [13]. Как и всему новаторскому, влиянию новых технологий в большей степени подвержено молодое поколение (10-30 лет).
В западных странах существует официальный термин «патологическое использование компьютера». В настоящее время этот термин употребляется для той категории лиц, которая патологически использует компьютер, включая виды использования, не относящиеся к социальным потребностям. Хотя существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения, как у специалистов, так и самих людей, увлекающихся современными компьютерными технологиями.
Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:
- 1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция)
- 2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.
У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.
Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 г. предложил
доктор А. Голдберг [1] для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета. Он исходил из предположения о том, что у человека может развиваться психологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций. Предложенные им диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям психических болезней по классификации DSM для нехимических зависимостей:
- 1. Использование компьютера вызывает дистресс.
- 2. Использование компьютера причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальному статусу.
Интернет-зависимость (Cyber Disorder) вошла в американскую классификацию DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями — гэмблингом, любовными, сексуальными аддикциями, работоголизмом.
Также Л. Голдберг характеризует интернет-зависимость как «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности».
Основные источники притягательности Интернета для ухода от реальности:
- — возможность анонимного общения;
- — возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например киберсекс, ролевые игры, чаты и т. д.);
- — чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отмстить, что нет необходимости удерживать собеседника, так как в любой момент можно найти нового);
- — неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, так как в основном опасность стать зависимым от Всемирной паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются чуть ли не, а иногда и единственным средством общения: 90 % — зависимы от общения, 10 % — зависимы от информации).
Если сравнивать интернет-зависимость с другими видами зависимостей, то между ними можно обнаружить много общего. Ряд авторов считает, что существует так называемый зависимый тип личности, и люди, имеющие черты данного типа, попадают в группу риска в отношении злоупотребления вредными веществами, психологической зависимости от другого человека, зависимости от еды, интернет-зависимости. Этими чертами являются крайняя несамостоятельность, неумение отказать, сказать «нет» (то, что в народе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутым другими людьми, ранимость критикой или неодобрением, нежелание брать на себя ответственность и принимать решения и, как следствие, сильное подчинение значимым людям. Все это характеризует пассивную жизненную позицию, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения.
Кроме того, для зависимого типа личности свойственны страх одиночества (страх быть покинутым) и желание избежать его. Часто встречается социальная дезадаптация, которая характеризуется узким кругом общения (возможно общение со многими людьми, но очень поверхностное), неумением поделиться своими переживаниями с окружающими, импульсивностью, неумением планировать время, добиваться поставленных целей и организовывать свою деятельность (вследствие чего возможно отсутствие постоянной работы). Эти люди, часто отказываются от ранее намеченных целей и, как следствие, часто пребывают в состоянии депрессии.
Впервые научный подход к изучению феномена «Интернет- зависимости» продемонстрировала Кимберли Янг [2] , разместившая на одном из сайтов Интернета оригинальный текст для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям К. Янг опасными сигналами (предвестниками интернет-зависимости) являются:
- 1) навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
- 2) предвкушение следующего сеанса онлайн;
- 3) увеличение времени, проводимого онлайн;
- 4) увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости:
- • киберсексуалъная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
- • пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
- • навязчивая потребность в Сети — игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
- • информационная перегрузка — затянувшиеся путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
- • игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.
Адаптированный текст К. Янг использовался и российскими исследователями (А.Е. Войскунский, М.С. Иванов, Е.А. Корнеева и др.), которые получили более 600 анкет, из которых 570 было принято к обработке. Из них: 196 — женщин, 374 — мужчин. Возраст опрошенных от 12 до 47 лет, средний возраст анкетируемых оставил 23 года. 49 % имеют высшее образование, 20 % — средне- специатыюе, 15 % — незаконченное высшее. 32 % респондентов продолжают образование. 78 % используют Интернет для работы, остальные 22 % исключительно для отдыха и развлечения. В результате изучения полученных данных было выявлено, что распространенность интернет-зависимости составляет примерно 2 %, причем более подвержены ей гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают мужчины (67 %) (по данным английских исследователей пол роли не играет). Скорее всего, это связано с тем, что в российском Интернете в настоящее женщин меньше. Также подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические игроки и т. д. Стаж пребывания в сети Интернет у зависимых в среднем более 2-х лет, однако наблюдается значительное количество опрошенных, набравших по тест> г К. Янг «пограничное» количество баллов со стажем менее года. Здесь можно предполагать скорее, не предрасположенность к зависимости, а увлечение новой «игрушкой».
По мнению К. Янг, будучи включенными в виртуальную группу, интернет-зависимые пользователи становятся способными принимать больший эмоциональный риск путем высказывания противоречащих мнению других людей суждений — о религии, абортах и т. п., то есть они оказываются способными отстаивать свою точку зрения, говорить «нет», в меньшей степени боясь оценки и отвержения окружающих, чем в реальной жизни. В киберпространстве можно выражать свое мнение без страха отвержения, конфронтации или осуждения потому, что другие люди являются менее досягаемыми, и потому, что личность самого коммуникатора может быть замаскирована.
Сложившаяся практика и опыт убеждают в том, что чрезмерное влечение к общению в Интернете крайне негативно влияет на личность пациента и его социальное общение. Остановимся на основных симптомах, тесно связанных между собой, доставляющих неудобство тем, кто большую часть времени проводит в обществе компьютера.
S хорошее самочувствие или эйфория при работе за компьютером;
S отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером, невозможность остановиться;
S эмоциональная неустойчивость;
S пренебрежение семьей и друзьями;
S появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером;
S снижение самооценки.
S синдром карпального (запястного) канала (туннельное поражение нервных стволов запястья, связанное с длительным перенапряжением мышц);
S сухость в глазах;
S головные боли по типу мигрени;
S боли в спине;
S нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
S пренебрежение личной гигиеной;
S расстройства сна, изменение режима сна.
S возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в колледже или на работе;
S проблемы экономические, так как много денег приходится платить за такое удовольствие;
S проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег;
S пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.
Духовные симптомы, среди которых основными являются потеря смысла реальной жизни — жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.
Очевидно, что эта плата за овладение современными возможностями связи людей между собой, другая сторона цивилизации, лишившая нас чего-то невидимого, но столь ценного — неспешной переписки вместо электронной почты, тишины библиотек вместо адаптированных файлов, прогулок с друзьями вместо ожидания «дешевого» ночного времени связи, и еще многого. Не слишком ли дорогая цена?
Патологическое использование компьютера, возможно не так опасно в своем влиянии на человека, как. например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же влияет на личность человека.
Положительное и отрицательное влияние компьютера на психику человека.
Компьютеры ворвались в нашу жизнь подобно вихрю. В школах появились компьютерные учебники, учителя вместе с учениками учатся работать с Интернетом, все читают электронные газеты и смотрят цифровое видео, сидят в чатах и ведут переписку по электронной почте. Мы чувствуем, что стоим на пороге новой эпохи, и не совсем понимаем – каким же будет этот мир, мир, преображённый компьютерными технологиями. Большинство родителей относятся к наличию домашнего компьютера негативно, потому что в 90 % случаев компьютер используется как игрушка. Дети зачарованно играют в компьютерные игры, не занимаясь уроками, поручениями родителей по дому. Естественно, что в этой ситуации время, проведённое ребёнком за компьютером, кажется родителям бесцельно потраченным, а уже вопрос о том, что компьютер вредит здоровью, для родителей очень болезненный.
Я хочу рассказать о том влиянии компьютера, которое напрямую связанно с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры «мыши» или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи – игры и Интернет. Это то, что затягивает, то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни – это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернето-мания, игро-мания.
Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.
Как же положительно влияет компьютер на психику человека? Согласно статистике, собранной американскими аналитиками, каждый третий учащийся начальной школы жалуется на негативное отношение и издательство со стороны сверстников. По мнению педагогов, бороться с агрессией нужно именно в этом возрасте, поскольку после окончательного формирования личности повлиять на поведение человека будет очень сложно. Компьютерную игру под названием хорошая школа, в которой действуют мирные законы. В этой игре с анимированными персонажами и «ожившими» предметами детям предлагается находить выход из конфликтных ситуаций, выбирая один из четырёх возможных вариантов развития событий.
Последнее исследование работы мозга геймера показало, что, помимо всего негативного, что несут в себе видеоигры, их влияние может быть ещё положительным. В ходе эксперимента установлено, что визуальное восприятие окружающего мира у поклонников видеоигр развито значительно лучше, нежели у людей, которые не играют вовсе. Добровольцам было предложено окунуться в мир видеоигр на шесть дней и играть, по меньшей мере, по два часа в сутки. Результаты эксперимента доказали, что неусыпная бдительность геймеров в процессе игры способствует развитию внимания не только в виртуальном пространстве, но и в реальной жизни.
В итоге, автором исследования доказано, что видеоигры способствуют активизации работы головного мозга человека, развивают концентрацию и внимание.
Погружение в Интернет может быть не менее эффективно, чем посещение психотерапевта. Данный факт утверждают исследователи, протестировав специально созданную терапевтическую программу, которую можно также самостоятельно пройти через Интернет. Кроме того, индивидуальное прохождение программы в сети оказалось более эффективным, чем групповая терапия.
Инициаторы исследования рекомендуют интернет- терапию в качестве дополнительного или альтернативного метода лечения депрессивных состояний легкой и средней степени. В исследовании приняли участие 117 добровольцев с диагнозом легкой и средней депрессии. За состоянием проходивших интернет-терапию наблюдали в течение шести месяцев. Терапия, построенная по принципу «сделай сам», состоит из 89 страниц текста. В них включены упражнения, направленные на «починку» восприятия, улучшение сна и физического здоровья. Результаты исследований показали, что участники эксперимента полностью вышли из депрессивного состояния.
Компьютерные игры, использующие технологию VR (виртуальная реальность), можно назначать детям с тяжёлыми ожогами как дополнительное болеутоляющее средство. Австралийские медики считают, что погружение в мир монстров и пришельцев помогает побороть боль у таких пациентов.
Семи обожженным в возрасте от 5 до 18 лет предлагалось играть в виртуальные игры во время длительной процедуры смены повязок. При этом дети, которым давались и традиционные обезболивающие, гораздо легче переносили перевязку.
Медики объясняют подобный эффект тем, что дети, переключаясь на переживания внутри игры, перестают концентрироваться на собственных болевых ощущениях.
А теперь посмотрим на отрицательные стороны компьютерной зависимости. Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним из показателей качества жизни. Действительно, простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть несравнима ни с чем другим. Школьник и студент 21 века с трудом теперь представляют себе, что такое каталог районной библиотеки: огромное количество виртуальных библиотек раз и навсегда решило эту проблему. Найдётся всё: от античных драм Еврипида до фан-фиков про Гарри Поттера. Однако чтение с экрана компьютера не только не прибавляет здоровья, но и не обеспечивает прочного запоминания материала: как ни странно, при таком чтении больше рассеивается внимание, снижается сосредоточенность.
Другая проблема, связанная с информацией, получаемой посредством Интернета, состоит в том, что она зачастую не проверена, а порой и вредна. Потому как управляет компьютером человек, а людям, как известно, свойственно ошибаться. Особенно рискуют любители получать советы в форуме или на on-line консультации. Так, одна молодая девушка поделилась с подругами по косметическому форуму секретом лечения волос с помощью репейного масла, забыв, правда, упомянуть о том, что смывается оно в лучшем случае стиральным порошком.
Психологи обнаружили заболевание – маниакально-депрессивную зависимость от виртуального мира глобальных сетей. Воспалённые, покрасневшие глаза, высокая степнь нервного и физического истощения, слезоточивость , зевота – вот лишь некоторые симптомы новой болезни. «Сетеголики», так их называют, испытывают страстное желание вновь и вновь погружаться в мир виртуальной реальности и подолгу не выходить из него.
Кроме «сетемании», в последнее время во весь голос заявляет о себе и другая болезнь с подобными симптомами, но к которым добавляются нервное и физическое возбуждение. Это «игромания». Вот, например, отрывок из письма в редакцию одного популярного московского компьютерного журнала в ответ на публикацию кодов отладки новой трёхмерной «леталки»: «Это потрясающе! С этой игрушкой легко и надолго забываешь о работе, жене и детях! Когда жена уехала в командировку, я так заигрался, что забыл забрать дочь из школы…». Вряд ли эти строки принадлежат серьёзному человеку со здоровой психикой. Но особенно синдрому игромании подвержены подростки. Они могут всерьёз ассоциировать себя с виртуальными «дюками» и «думами» и болезненно переживать их неудачи. В мире жестоких «стрелялок» «мочилок» и «бродилок» очень трудно расти человеку с нормальной психикой.
Интернет-зависимые подростки страдают от депрессии, нервозности, необъяснимых приступов страха. Медики бьют тревогу – уже давно нередки случаи убийств и самоубийств среди любителей компьютерных игр. Интернет как будто говорит им: «Идите в чат, представляйтесь кем угодно, удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!».
Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:
— хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
— увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
— пренебрежение семьёй и друзьями;
— ощущение пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером, и так далее.
Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
Интернет станет величайшей иллюзией 21 века. Виртуальный мир более комфортен и стабилен для современного человека: он открыт для всех и найдёт место каждому, независимо от пола, внешности, расы или сексуальной ориентации, потому что в интернете человек сам создаёт себе и пол, и внешность, и расу, и ориентацию. Единственная проблема, связанная с ним – это трудности возращения в реальный мир. Но и она в скорой времени будет решена: чудовищные темпы развития компьютерных технологий приведут к тому, что для реальной жизни просто не останется места.
Стадии игровой зависимости
Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.
Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.
Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.
Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.
Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.
Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.
Сколько времени развивается патология?
Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.
Механизм формирования игровой зависимости
Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.
Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.
Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.