Подвесной микрофон для компьютера
Дарья Посевина, звукорежиссер московского театра «Сатирикон»
Как правило, под словом «театр» представляется спектакль в большом красивом здании с хорошей акустикой, где даже шепот (конечно же, хорошо поставленный актерский шепот) будет слышен в последнем ряду. К сожалению, в реальности картина не так идеальна, и потому часто приходится озвучивать театральные постановки.
Последние годы организуется все больше репертуарных театров, и сцен с правильной акустикой на всех не хватит. К тому же все популярней становится театральная антреприза, когда спектакль ставят не на сцене репертуарного театра, а на репетиционной базе и впоследствии играют его на разных площадках в разных городах. Иногда это бывают театральные площадки, но чаще всего это дома культуры или киноконцертные залы. Как правило, подобные залы не обладают акустикой, способной усилить речь со сцены, и задачей звукорежиссера становится усилить актерскую речь в условиях данного зала.
В этой ситуации звукорежиссеру следует быть очень мобильным. Переезжая из одного города в другой, из одного театра в другой, сталкиваешься с различными проблемами. Это может быть очень глубокая сцена, где вместо одного или двух привычных планов подвесов микрофонов придется вешать больше. Или это может быть неглубокая, но очень широкая сцена, поэтому придется вешать не три микрофона в план подвесов, а больше. А иногда окажется, что авансцену, на которой играют актеры, и край сцены разделяет огромная оркестровая яма, и вместо привычных конденсаторных микрофонов на авансцене нужно будет ставить микрофоны-пушки. Или ситуация сложится так, что необходимо будет использовать радиомикрофоны для каждого артиста. И каждый раз тембральная окраска зала оказывается настолько разной, что коррекции микрофонного сигнала всегда будут различаться.
Какие параметры должны быть у театрального зала для того, чтобы актерскую речь было хорошо и разборчиво слышно без дополнительного звукоусиления? Удельный воздушный объем на одно зрительское место должен составлять 4…5 куб.м, максимальная длина залов около 24 м, время реверберации от 0,8 до 1,4 с. Оптимальной формой плана зала является трапециевидная с углом раскрытия 10°…12°. Наличие параллельных плоских поверхностей несет опасность появления «порхающего эха», криволинейных вогнутых — фокусирования звука. При примыкании задней стены зала к потолку под углом 90° или меньше может возникнуть так называемое «театральное эхо» — отражение звука от потолка и стены в направлении к источнику звука, приходящее с большим запаздыванием. В этом случае актер на сцене будет слышать свой голос со значительной задержкой, что доставляет ему большой дискомфорт.
Так же необходим козырек над сценой и портальные отражатели по бокам сцены, позволяющие направить первые отражения звука со сцены в глубину зала. Новые здания для театров с необходимыми акустическими свойствами не строят, а если и создаются новые залы, то они в целях экономии подразумевают многоцелевое использование. И поэтому все чаще театры существуют в киноконцертных залах, в многоцелевых залах или в залах, в которых при строительстве и не предполагалось никакого театра. (Скажем, зал театра «Сатирикон», где я работаю, имеет очень плохие акустические характеристики, поскольку в прошлом это был кинотеатр. Этот зал имеет строгую прямоугольную форму и вытянут в ширину). Работая в подобном зале, звукорежиссер, зная особенности акустики зала и строения сцены, может создать некоторую схему озвучивания сценического действия, которая будет работать на всех постановках театра, а в некоторых случаях необходимо будет учитывать особенности постановки отдельных спектаклей и режиссерских идей. Да и декорации будут вносить определенные коррективы в привычную схему.
Современная урбанистическая культура привела к тому, что уровень комфортной громкости для слушателя значительно повысился. Это связанно с тем, что для больших городов сейчас характерно «шумовое загрязнение», соответственно повышается уровень прослушиваемой музыки и речи. Все чаще люди слушают музыку в метро в плохих наушниках, а в машине, чтобы заглушить шум улицы и мотора, делают радио погромче. Ну а уровень давления на рок-концертах, в клубах и на дискотеках иногда близок к болевому порогу.
Все это приводит к тому, что современный зритель, приходя в театр даже с хорошей акустикой, плохо слышит то, что говорят актеры. Ведь в XIX и начале XX веков все было иначе, — тогда были построены известные театры, такие, как нынешний МХТ им. Чехова, Большой театр, Театр им. Вахтангова в Москве, Александринский театр и театр им. Комиссаржевской в Санкт-Петербурге, Самарский театр им. Горького и многие другие театры с хорошей театральной акустикой. Тогда еще не было такого «шумового загрязнения», как в наши дни. Соответственно, естественного усиления, свойственного подобным залам, человеку того времени было вполне достаточно. А современные режиссеры еще и просят делать фоновую музыку погромче, и при этом говорят — «пусть актера на фоне музыки будет слышно». И потому все чаще даже в театрах с хорошей акустикой приходится организовывать дополнительную подзвучку актерам.
Иногда целью подзвучки становится создание спецэффекта. Например, создание ощущения атмосферы места, в котором происходит действие: в клубе или в пещере, в огромном зале или в длинном узком коридоре. Или создание ощущения абсолютной нереальности с помощью различных эффектов: pitch, chorus, flanger. А иногда в драматических спектаклях актеры используют музыкальные номера с живыми или электронными инструментами на сцене и живым пением, а так же с пением под минусовую фонограмму. В такой ситуации, естественно, необходимо усиление как актеров, так и музыкантов.
Разъемы на звуковой карте
Чтобы можно было настроить микрофон — его, естественно, нужно сначала грамотно подключить.
Как-правило, на звуковой плате, гнездо для подключения микрофона (также можно использовать для колонок) окрашено в розовый оттенок и на нем нарисован знак микрофона. Также может быть написано «Line In».
Разъем для подключения микрофона
После того, как вы подсоединили микрофон — следует его настроить в Windows. Как это сделать?
Shure MXA910
Shure изначально вышел на рынок с отличной моделью, с интуитивно-понятным интерфейсом настройки 8 лучей, настраиваемым светодиодным индикатором, в 3-х цветовых исполнениях и трех вариантах креплений. Питание получает по PoE, а звук передает по Dante – и все это по одному кабелю витой пары.
Sennheiser в первой версии получил только аналоговую передачу звука, но сегодня уже представлена версия с Dante и PoE. Синхайзер имеет дизайн в виде двух скрещенных линий, в которых установлены 28 всенаправленных микрофона. 4 светодиодных индикатора отображают статус микрофона. Варианты креплений аналогичны, но цветовое исполнение одно – белый цвет. Опционально можно заказать другой цвет из каталога RAL.
Для подключения микрофонного массива по Dante – на тыловой стороне устройства имеется два порта RJ-45 для подключения основного и резервируемого канала. Также звук можно отправить аналоговым способом через 3pin разъем. Питание подается через отдельный интерфейс RJ-45, по нему же осуществляется управление данным устройством. Производитель также поставляет программное обеспечение для управления и настройки.
То есть в любом случае придется протягивать два кабеля витой пары – для звука, управления и питания, в то время как у Shure только один. С одной стороны – зачем больше, когда и по одному кабелю все работает как показывает практика, с другой стороны – можно сделать резервирование.
По техническим характеристикам две модели очень близки. Однако у MXA910 есть настраиваемые 8 лучей, в то время как у TeamConnect – это один луч, который следит за человеком. Благодаря настраиваемым лучам, и той возможности что система MXA910 позволяет получить эту информацию – можно настроить, например, автонаведение камер по голосу на выступающего.
Петличный микрофон для смартфона — к компьютеру
Если в ноутбуке есть совмещённое гнездо для подключения гарнитуры, переходник не нужен — в этом случае петличный 4-контактный микрофон подключается напрямую.
В случае с отдельным микрофонным входом потребуется либо сплиттер ▲, либо переходник попроще ▼
Схема перепайки петличного 4-контактного микрофона под ПК ▼
Лучшие микрофоны для компьютера премиум класса
RODE Lavalier
Петличный микрофон с хорошим звуком RODE Lavalier. Австралийскую компанию Røde Microphones не назвать широко известной в массах, что, однако, не мешает ей выпускать микрофоны профессионального уровня. Охарактеризовать микрофон Lavalier могут всего два графика: направленности, где виден идеальный круг, и амплитудно-частотной характеристики: он совершенно ровен от 100 до 2000 кГц, да и дальше к 10 кГц подъем идет всего на 2 дБ, без пиков и провалов. Да еще и чувствительность у микрофона рекордная для «петличек»: -33,5 дБ, потенциал у него достаточен не только для «сиди-болтай», но и для полноценной студийной работы. Динамический диапазон микрофона – 85дБ. Активная схема согласования импеданса собрана на JFET-транзисторе и встроена в микрофонную головку. Микрофон, комплектуемый водозащищенным поп-фильтром и «мохнаткой», имеет специфическое подключение: кабель, усиленный кевларом, заканчивается фирменным разъемом MiCon, а уже к нему подключается переходник на TRS, miniXLR и так далее в зависимости от оборудования, включая также специфическое (например, предлагаются адаптеры для радиосистем Sennheiser, Shure, AKG, также использующих «свои» разъемы). На самом микрофоне кабель не распаян, а подключается аналогичным разъемом. Помимо штатного 1,2-метрового кабеля, фирма предлагает опционально трехметровый. Поскольку MiCon – это резьбовой разъем, надежность фиксации очень высокая. Корпус микрофона предельно «неубиваем» – он выполнен из нержавеющей стали.
- Качество звука
- Низкий уровень шумов
- Высокая чувствительность
- Съемный кабель
- Универсальность подключения
- Проприетарные разъемы потребуют использовать только фирменные переходники
- Цена (и к ней еще приплюсуем отдельно покупаемые переходники)
Trust GXT 252 Emita
Этот микрофон привлекает комплектацией: в алюминиевом (!) чемоданчике есть и основательная подставка, и подвес-«паук», и даже поп-фильтр: готовый набор «распакуй и пользуйся» без необходимости в покупке дополнительных аксессуаров. Диаграмма направленности микрофона – кардиодная, чувствительность заявлена очень даже приличная, в -35 дБ. Оцифровка звука идет в формате до 16 бит/48 кГц. Как вокальный этот микрофон все-таки слабоват, но от производителя компьютерной периферии, а не специализированных звуковых решений, другого и не стоило ждать. Как вариант для подкастов, стримов, видеоблоггинга и других видов рака, поражающего Интернет, он вполне пригоден. Особенно, если Вы предпочитаете делать это не дома, а вооружаетесь ноутбуком и идете в кафе или на природу: не потребуется сваливать весь набор в рюкзак. Ведь как раз в расчете на «выход в люди» производитель и предусмотрел чемоданчик.
- Богатая комплектация
- Высокая чувствительность
- Хорошее качество звука для микрофона, не позиционирующегося как «музыкальный»
- Отсутствие мониторного выхода и регулировки уровня
AKG Lyra (C44-USB)
Микрофон внешне выглядит стильно (так что можно не прятать его из кадра), и «начинку» имеет соответствующую: использование четырех разнонаправленных капсюлей позволяет настраивать виртуальную «диаграмму направленности», звук оцифровывается в качестве 24 бит/192 кГц с THD
Где купить микрофонное устройство
Приобрести его можете в интернет-магазинах:
- Эльдорадо;
- М Видео;
- АлиЭкспресс;
- Озон;
- Амазон;
- и другие магазины.
Кроме Интернета вы можете купить микрофоны в салонах компьютерной технике.