Бот обезьяна Шим — общение с чатботом шимпанзе и мартышкой, на русском языке.
Chim bot — искусственный разум в образе обезьяны, общается текстовыми сообщениями, совсем недавно появилась функция общения голосом, владеет более 20 языками, в том числе и русским.
Шим бот — имя нашего бота обезьяны, это первый бот такого плана, ранее существовали боты исключительно
пародирующие человека, это и знаменитый бот Иви и Кристина с Кисой, да и многие другие, в первые
в рунете появился чат бот который копирует животное, а именно обезьяну, предположительно шимпанзе или
мартышку.
Планета (говорящих) обезьян: Как люди учили приматов говорить, и что из этого вышло
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Много веков человечество было уверено, что звери говорят на своих звериных языках в точности так, как люди. Потом засомневалось. А потом начали попытки научить зверей говорить по-человечески. Собаки, кошки, мартышки… Но преуспели только человекообразные обезьяны. И это многому научило людей.
Пока опыт за опытом, в ходе которого обезьяны должны были учиться произносить слова, проваливались, всё выглядело ожидаемо. Осмысленная речь — признак разума, а человеку было бы немного неуютно обнаружить, что превосходство его как исключительно разумного вида сомнительно.
Но, осмысляя один из провальных экспериментов, с обучением шимпанзе Вики, исследователи вдруг поняли, что сконцентрировались на её способности к устной речи и совсем не обращали внимания на то, что она отлично выражала свои чувства и желания жестами, а порой и картинками. Вики любила кататься на автомобиле и приносила вырванные из журналов изображения машин, когда хотела попросить её покатать. Голосовой аппарат шимпанзе мало подходил для речи, но ведь человек тоже не всегда разговаривает голосом. Веками люди использовали жестовый язык, как вспомогательный (например, индейцы Северной Америки) или как основной (люди с немотой).
Если голосовой аппарат обезьяны не приспособлен к устной речи, оставалось выяснить, хватит ли мощностей её мозга на жестовую и письменную речь и насколько эта речь будет «человеческой», с пониманием структуры предложения, иносказаний, времён.
Обезьяны, которые смогли говорить руками
Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо. При обучении она как наблюдала за людьми, говорящими на жестовую языке, так и получала объяснения, как показать то или иное слово. Усвоив около триста пятидесяти знаков, Уошо непринуждённо общалась на все интересующие её темы. В основном, конечно, это были еда и игры.
Очень скоро выяснилось, что Уошо способна к иносказаниям. Не зная точного слова для какого-то предмета или животного, она описывала его, соединяя два других слова — такие составные слова есть во многих человеческих языках, включая русский (например, «летучая мышь»). Так, не зная жеста для утки, Уошо назвала её водяной птицей. Узнав, что некий жест обозначает открытие двери, она тем же жестом просила об открытии бутылки или коробки. Наконец, она сама догадалась ругаться словом «грязный».
Кроме того, Уошо явно хорошо понимала английский на слух. Однажды она удивила учёных, увидев летящий самолёт и попросив покатать её на нём. Поскольку ей никогда не рассказывали о самолётах на занятиях, понять, что это не птица, Уошо могла, только прислушиваясь к разговорам окружающих.
Оказались способны к жестовому языку и другие человекообразные обезьяны. Первопроходцами для своих видов стали орангутан Чатек, бонобо Канзи, горилла Коко. Языковой запас и речевое развитие у них были разные. Лидировал крошка-бонобо с маленькой по сравнению с остальными обезьянами головой. «Проще» всех оказался Чатек, он вообще не любил и не особенно понимал разговоров на абстрактные темы.
Если сначала обезьян учили напрямую, то позже стали изощряться. Например, называли предметы вслух на английском, и через некоторое время учили жесту, привязывая его к слову на английском, а не к предмету. Выяснилось, что так тоже работает.
Обезьяны, которые научились читать и писать
Чтобы понять, действительно ли обезьяны говорят или их наставники просто толкуют, подобно пифиям, их беспорядочно используемые знаки, учёные решились проверить способность обезьян читать и писать — если не буквами, то хотя бы специальными абстрактными символами. Общение при помощи наборов символов было нестественным, неудобным, непохожим на то, с чем обезьяна могла бы столкнуться в природе. Для него надо было или выложить карточки в ряд, или нажимать на кнопки с символами. Но с этим справились и подопытная шимпанзе Сара, и молодые бонобо Кандзи с Панбанишей.
Более того, выяснилось, что читать-писать бонобо могут выучиться так же просто, походя, как человеческие дети. Символам пытались научить мать Кандзи и Панбаниши. Кандзи в то время просто вертелся рядом и в какой-то момент стал выполнять задания, видя, что мать с ними не справляется.
Обезьяны, которые учили сами
Говорить, выполняя задания людей, которые за это вкусно кормят, совсем не то же самое, что поддерживать языковую среду и культуру самостоятельно. Интересно ли «говорящим» обезьянам общаться друг с другом и способны ли они передавать свой навык дальше?
К горилле Коко подселили по очереди двух самцов. Первым был Майкл (он же Михаэль). Мать Майкла вместе с другими родственниками убили на его глазах на мясо. Детёныша спасли и привезли в Австрию, где стали обучать жестовому языку. Процесс пошёл хорошо, и люди решили, что они с Коко были бы отличной парой. Увы, при всей нежной привязанности Коко и Майкл не только не зачали детей, но даже не пытались это сделать. Вероятно, они даже не знали, как. Зато с удовольствием общались друг с другом.
Второй самец был неговорящим, и Коко играла с ним так, как играла бы с животным вроде собаки или кошки. Кстати, котят она обожала.
Когда Уошо оказалась среди неговорящих шимпанзе, она во время течки подзывала самца жестовой фразой «подойди обнять!». Вскоре самец тоже использовал эту фразу. Когда Уошо ещё жила отдельно и ей дали на воспитание детёныша, она немедленно стала учить его фразе «иди сюда!», осознанно и очень упорно (это поймёт любая мать). Потом она учила его самого жестовым словам, показывая их и складывая правильно его пальцы. Закончился эксперимент с Уошо тем, что сейчас в Америке существует целая ферма говорящих шимпанзе.
Орангутан Чатек за попытку побега, да ещё с заложницей-студенткой, был сослан в зоопарк. Одиннадцать лет он сидел в небольшой клетке, пока его не перевели в лучшие условия. От скуки он пытался научить жестовому языку охранника, чтобы было с кем пообщаться.
Человек научил обезьяну говорить?
Почему кошку можно научить понимать много слов, копировать человеческие интонации, даже издавать отдельные осознанные сигналы, но не строить предложения и не обсуждать чувства? Что в мозгу человекоподобное обезьяны есть такого, что можно переключить на распознавание речи?
Современные методики позволили выяснить, что у шимпанзе за речь отвечает та же часть мозга, что и за распознавание мимики. А с бонобо и орангутанами всё оказалось ещё интереснее. Наблюдения помогли установить, что они и до человека пользовались жестовыми языками, правда, гораздо проще по структуре и лексике. Например, словарь орангутанов насчитывает только шестьдесят жестов-слов.
Получается, человек думает о себе слишком много, считая, что только он способен придумать речь, понимать течение времени (всё шимпанзе отлично отличали прошлое и будущее), пользоваться иносказаниями…
Но то, что рядом с нами живут похожие на нас разумные существа, ещё не значит, что Землю может ждать участь планеты обезьян. Людей гораздо больше, чем всех шимпанзе в мире, даже вместе с бонобо, гориллами и орангутанами. Развиваются обезьяны не дальше уровня человеческого ребёнка-дошкольника. Ну и, наконец, мы просто в разы лучше вооружены.
Текст книги «Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга»
Теперь вы имеете представление о трех «отделах мозга»: Человеке, Шимпанзе и Компьютере. И мы можем обратить внимание на то, как планета-спутник (Компьютер) стабилизирует нашу Разделенную планету (противостояние Человека и Шимпанзе). Чтобы оптимизировать эту систему, следует научиться перераспределять активность мозга и действовать через Шимпанзе, Человека или Компьютер, в зависимости от того, кто больше подходит для выполнения текущей задачи. Стоит заняться своей личностью и, поняв, как она сформирована, развивать ее.
Интерфейс между Компьютером и Человеком или Шимпанзе
Если Человек и Шимпанзе расслаблены и не обеспокоены, то мы автоматически действуем под руководством Компьютера. Скажем, выполнять повседневные рутинные действия можно без особых сознательных усилий, поскольку наш Компьютер работает в автоматическом запрограммированном режиме. Однако если возникают опасные или необычные обстоятельства, Шимпанзе и Человек просыпаются и берут управление на себя.
Как Шимпанзе, Человек и Компьютер работают с входящей информацией
На схеме видно, что началом процесса является ощущение Шимпанзе о наличии или отсутствии угрозы в поступающей информации. Какой из отделов мозга будет разбираться с ситуацией, зависит от двух основных факторов:
• Ощущает ли Шимпанзе опасность или угрозу.
• Знакома данная ситуация Человеку или нет.
Рисунок демонстрирует, что в случае исключительной опасности Шимпанзе берет управление на себя. Если имеется только угроза, Шимпанзе сначала посмотрит в Компьютер, чтобы проверить, что в нем записано. Если Компьютер не успокоил Шимпанзе, то Шимпанзе берет управление на себя. Если Шимпанзе доверился Компьютеру, то дальше будут действовать либо Компьютер, либо Человек. В тех обстоятельствах, когда Шимпанзе не видит никакой угрозы, он передает ответственность либо Человеку, либо Компьютеру. Чтобы проиллюстрировать, как взаимодействуют три мозга, рассмотрим пример игры на пианино.
Давайте представим, что пианист играет свое любимое произведение, которое он хорошо знает и много раз исполнял прежде. Эта задача надежно запрограммирована в его Компьютере, и Компьютер способен заставить пальцы пианиста играть без всякой мысли. Это автоматический режим. Человек пианиста расслаблен и спокоен, Шимпанзе продолжает быть легковозбудимым животным, а Компьютер просто делает свою работу. Мы можем рассмотреть три сценария.
Сценарий первый
Я вхожу в комнату, не представляя никакой угрозы для пианиста, который продолжает играть. Я спрашиваю его, не хочет ли он выпить чашечку кофе, и Человек в нем отвечает мне «да» или «нет». Компьютер продолжает безошибочно музицировать. Шимпанзе спит, поскольку угрозы нет. Человек расслаблен и позволяет Компьютеру делать свою работу.
Сценарий второй
Я вхожу в комнату и говорю пианисту: «Ты можешь объяснить мне, как твои пальцы двигаются по клавиатуре туда-сюда?» В этот раз я снова не представляю никакой угрозы, поэтому Шимпанзе по-прежнему отдыхает, но Человека я попросил подумать. Таким образом, Человек просыпается, кровоснабжение в мозге поступает к нему. Теперь Человек не спеша думает (в 20 раз медленнее, чем Компьютер). Кроме того, Человеку приходится теперь работать и над основным действием, поэтому он начинает ошибаться. Тогда пианист останавливается и говорит: «Я не могу думать так быстро, но если ты можешь просто смотреть на пальцы, я могу сыграть медленнее». Затем он начинает мелодию с того места, где прервался, и снова играет хорошо (Человек – не самая лучшая ипостась, которую надо активировать, если вам нужно одновременно быстро думать или выполнять знакомую работу!).
Сценарий третий
Я вхожу в комнату с группой знакомых пианистов и говорю тому, кто играет: «Мы пришли оценить, как ты играешь на пианино», затем наклоняюсь к пианино и пристально смотрю на пианиста! На сей раз в нем просыпается Шимпанзе и впадает в панику, поскольку ощущает угрозу. Кровоснабжение поступает к Шимпанзе. Шимпанзе становится эмоциональным и непредсказуемым, именно он начинает беседу и скорее всего займет оборонительную позицию, пересиливая Человека в пианисте: «Я не в лучшей форме сегодня» – таков вероятный ответ Шимпанзе. И музицирование либо прекращается, либо на пианино начинает играть обезьяна, что будет ужасно!
Математическая задача
Вот еще один пример. На этот раз мы посмотрим, как три мозга пытаются работать вместе. Компьютер самый быстрый, поскольку все необходимое в нем уже хранится. Скажем, если надо выполнить простое умножение, например три на три, то вы ответите мгновенно, ведь ответ уже есть в Компьютере. Шимпанзе не ощутит угрозы, поскольку эту операцию выполнить легко. Однако если вас попросят умножить 13 на 17 и вы не знаете ответа заранее, то вам придется остановиться и подумать, используя Человека, опирающегося на помощь Компьютера. Если вы будете решать этот пример каждый день, вы вскоре запомните ответ и будете выдавать автоматически. Чем чаще вы повторяете что-то, тем более автоматическим это становится, увереннее и быстрее получается.
Если теперь мы попросим вас выполнить еще один сложный пример в присутствии группы незнакомых людей, то вероятнее всего кровоснабжение в вашем мозге будет направлено к Шимпанзе, поскольку вы почувствуете для себя угрозу. И кто знает, как Шимпанзе поступит в этой ситуации! Он может кричать, может начать смеяться или просто откажется от такого шоу. Но ясно одно: если вы ощущаете угрозу, основной кровоток будет направлен к Шимпанзе и только затем к Человеку и Компьютеру. Таким образом, в данном случае, чтобы хорошо выполнить математическое действие, следует сначала применить управление к своему Шимпанзе, затем с помощью Человека заложить правильные данные в Компьютер, а потом заставить Компьютер хорошенько заучить эти данные.
Как можно изменить эту установленную по умолчанию программу?
Теперь, когда мы поняли, как эта машина работает, мы можем научиться вмешиваться в ее работу так, чтобы она работала на нас.
Существует три основных способа регулирования процесса работы машины с информацией. Первый состоит в том, что Человек вмешивается в процесс, управляя Шимпанзе и не позволяя ему действовать по собственному усмотрению, второй – получение помощи от других, и третий – использование Компьютера для управления Шимпанзе.
Вмешательство Человека
Вот схема, которую мы уже видели в главе о Человеке и Шимпанзе. На сей раз мы добавили линию вмешательства. Вы не можете предотвратить реакцию Шимпанзе на все, что происходит (показанную в качестве первого шага в обоих вариантах процесса), но можете предотвратить действия Шимпанзе, основанные на этой реакции.
Таким образом, когда Шимпанзе прореагировал на какое-то переживание и готовится задействовать эмоциональное мышление, чтобы понять смысл происходящего, Человеку надо вмешаться. Человек должен использовать факты и истины, чтобы переключиться на рациональное мышление и остановить Шимпанзе от дальнейшего движения в сторону эмоциональной бури.
Сломанная нога и пропавший праздник
Вот один пример из практики. Тони запланировал провести праздники с друзьями за границей и очень ждал этого события. Но за неделю до отъезда он упал и сломал ногу.
Эта информация сначала поступает Шимпанзе (1-й этап). Поступление информации в первую очередь к Шимпанзе предотвратить нельзя, и Шимпанзе на нее реагирует, поэтому Тони нужно принять сей факт и работать с ним. Его Шимпанзе реагирует. Он кричит: «Это несправедливо», «Я не могу в это поверить», «Только этого мне не хватало» и т. д.
В этот момент у Тони появляется выбор (2-й этап). Он может позволить Шимпанзе взять верх, и обезьяна нарисует мрачную картину, полную жалоб и гнева, и вряд ли предложит что-то конструктивное. Но Тони может заставить вмешаться Человека, тот предложит Шимпанзе некоторые истины и факты, чтобы остановить его реакцию и позволить Человеку с его рациональным мышлением (3-й этап) взять управление на себя и сформировать конструктивный план (4-й этап). Факты, которые он может предложить Шимпанзе, могут быть следующими: «Случившегося уже не изменить», «Я могу извлечь из этого максимум пользы, наслаждаясь отдыхом несколько недель, вместо того чтобы продолжать жаловаться и оставаться несчастным», «Хотя это и не идеально, я все-таки могу найти для себя интересное занятие на предстоящие несколько недель».
Теперь Тони должен продолжить процесс построением конструктивных планов, касающихся того, чего ему стоит ожидать.
Нередко в таких случаях у Шимпанзе остается возможность лишить ситуацию перспективы, оставив Тони в очень негативном состоянии без всяких надежд на будущее. Если Человек Тони не способен управлять его внутренним Шимпанзе, то Тони может обратиться за сторонней помощью. Например, к другу, эмоционально не вовлеченному в ситуацию. Возможно, тот мог, выслушав Шимпанзе Тони, предоставить ему (Шимпанзе) факты и истины, позволяющие вернуть ситуацию на конструктивные рациональные рельсы.
Когда Человек постоянно говорит с Шимпанзе, чтобы успокоить его, это очень выматывает эмоционально. Да, это полезно и эффективно, но очень утомительно. Можно использовать менее истощающий силы способ справиться с Шимпанзе, задействовав Компьютер.
Компьютер как средство напоминания и справочное руководство
Проблема включения Человека для сдерживания Шимпанзе состоит в том, что Человек действует слишком медленно. Кроме того, вмешательство с использованием фактов и истин требует много энергии, и в тот момент, когда Шимпанзе реагирует, мы можем быть не способны думать о фактах, которые бы его утихомирили. Если мы вспомним, что Шимпанзе думает быстро и его скорость в 5 раз превышает скорость Человека, то поймем, что Человек здесь в проигрыше.
Но существует иной способ управления эмоциональными реакциями Шимпанзе на ситуацию. Он не требует участия Человека. Как мы говорили, Компьютер думает в 20 раз быстрее Человека и в 5 раз быстрее Шимпанзе. Следовательно, если мы заставим Компьютер действовать прежде, чем Шимпанзе начнет думать, то сможем избежать битвы между Человеком и Шимпанзе. Чтобы осуществить это, следует продумывать заранее, какие ситуации возможны, и иметь в Компьютере запрограммированную реакцию, готовую к выполнению.
Давайте снова возьмем пример агрессии на дороге. Кто-то подрезал вашу машину.
Шимпанзе говорит: «Это намеренное вторжение на мою территорию и вызов, брошенный лично мне. Я должен ответить ударом на удар и победить».
Человек говорит: «Это либо невоспитанный человек, либо кто-то, недооценивший свои действия. В любом случае я не буду беспокоиться по поводу тривиальной ситуации, поскольку это совершенно неважно».
Если Компьютер получает эти входные данные, он последует за Шимпанзе, поскольку Шимпанзе сильнее. В результате возникает внутриличностный конфликт. Он, как правило, бесполезен и вызывает лишь фрустрации. Компьютер это регистрирует.
Когда подобное повторяется, Компьютер напоминает Шимпанзе, что конфликт не очень полезен, но Шимпанзе по-прежнему не слушает и повторяет все ту же схему агрессивной поведенческой реакции. Если борьба закончится бурной конфронтацией, в которой Шимпанзе пострадает, то Компьютер зарегистрирует это. В следующий раз Шимпанзе может снова разозлиться, но, когда он заглянет в Компьютер, Компьютер напомнит ему, что ответный удар – не самая лучшая идея, поэтому Шимпанзе останавливается. Однако при этом он остается злым и разочарованным.
Теперь может появиться альтернативный вариант. В этот раз Человек задумывается о том, зачем вся эта дорожная агрессия, и логично решает, что не хочет вести себя как обезьяна. Он лучше будет действовать как цивилизованная личность и принимать тот факт, что нам приходится делить мир с некоторыми не очень приятными субъектами, но они не стоят того, чтобы биться с ними из-за тривиальных вещей.
Тогда Человек вводит в Компьютер Автопилот, и теперь Компьютер готов напоминать его и Человеку, и Шимпанзе. В следующий раз, когда произойдет инцидент, Шимпанзе прореагирует немедленно, но, заглянув в Компьютер, найдет Автопилот, говорящий, что действовать на основе примитивных побуждений бесполезно, поскольку при этом невозможно победить, и эти действия неуместны. Шимпанзе либо прислушается к Автопилоту и остановится, либо сделает паузу, которой достаточно для того, чтобы Человек усилил свой посыл и принял на себя управление ситуацией. Теперь Шимпанзе расслабился, и рулит Человек.
Вернемся к примеру с Тони, который сломал ногу и начал реагировать. Давайте представим его Камень жизни. На нем выгравированы некоторые истины, в соответствии с которыми он живет. Среди этих истин есть ряд абсолютных убеждений, в частности:
• Я – взрослый человек и способен справиться с любой ситуацией.
• Жизнь не всегда справедлива.
• Все происходящее когда-либо заканчивается.
• Разочарования тяжелы, но они – часть жизни.
• Счастье можно найти разными путями.
• Душевное спокойствие приносит не сама ситуация, а то, как ты к ней относишься.
• Каждый момент жизни по-своему ценен.
Если Тони действительно верит в эти истины, то, когда Шимпанзе получит плохую новость, он сразу посмотрит в Компьютер и найдет их. Ведь именно это делают Человек и Шимпанзе всякий раз, когда получают информацию. Они сверяются с Компьютером, прежде чем действовать. Это произойдет так быстро, что сам Тони может даже не заметить ничего. Он просто ощутит спокойствие и примет сложившуюся ситуацию. При сканировании мозга скорость таких реакций оценивается величиной менее 0,02 секунды! Если мы осознаём свои убеждения и истины, то Компьютер сможет удерживать Шимпанзе от действий. Это требует минимума энергии и является оптимальным способом общения с Шимпанзе. Камень жизни – мощнейший источник энергии нашей психики.
Шимпанзе сверяется с Компьютером.
Дать определение личности очень непросто. Мы все примерно представляем себе, что это такое, но это представление трудно облечь в слова. Личность в широком смысле определяется как сложившийся стиль поведения и реакций, характерных для данного человека. Например, если кто-то испытывает тревогу всякий раз, когда сталкивается с чем-то новым, мы говорим, что он – тревожная личность, поскольку таким этот человек предстает миру. Если кто-то сохраняет спокойствие в любой ситуации, то мы скажем, что это по натуре уравновешенный человек. А что на самом деле происходит внутри у этих людей? Существует множество неоднозначных объяснений, но мы для понимания будем использовать нашу рабочую модель.
По сути своей личность, которой вы предстаете перед миром, являет собой смесь Человека, Шимпанзе и Компьютера. У Человека и Шимпанзе разные индивидуальности. Оба они могут быть конструктивными и деструктивными, приятными и неприятными. Человек не обязательно хорош, а Шимпанзе не всегда плох, но обычно менее эффективен! Вы можете обладать очень сочувствующим Шимпанзе и очень холодным Человеком. Оба наделены множеством черт, и оба могут варьировать проявление своих характеров день ото дня.
Все трое оказывают независимое влияние и могут быть и конструктивными, и деструктивными.
Очень важно понимать, что индивидуальность вашего Шимпанзе не совпадает с вашей индивидуальностью. Это лишь природный механизм, который вы получили для того, чтобы работать с ним. Ваша личность может очень сильно отличаться от натуры вашего Шимпанзе. Компьютер обычно модифицирует то, что представляют собой Человек и Шимпанзе, и в зависимости от заложенной программы может иметь полезное или вредное влияние.
Развитие личности на протяжении жизни
По мере того как мы растем и меняется наш гормональный уровень, мозг проходит через множество стадий развития. Те или иные гормоны по-разному влияют на различные части нашего «аппаратного обеспечения», заставляя его функционировать в определенные моменты нашей жизни.
Шимпанзе и Человек начинают меняться и воспринимать вещи по-разному. Это подобно разнице между ребенком, принимающим идеи отца и матери, и подростком, который начинает бросать вызов этим идеям, когда ему их предлагают.
Очевидно, что социальный фактор играет большую роль в развитии личности. Например, обретение чувства ответственности или независимости может изменить то, как вы представляете себя миру. Ваша личность может заметно измениться, если вам приходится взять на себя ответственность за что-то. В силу различных факторов, влияющих на нашу жизнь, включая наш развивающийся мозг, наша личность может изменяться, хотя наша исходная матрица обычно сохраняется! Шимпанзе и Человек непрерывно растут и развиваются.
Природа или воспитание
Шимпанзе, Человек и Компьютер испытывают влияние и природы, и воспитания. Мы можем определить природу как набор генов, унаследованный нами от родителей, который будет разворачиваться своим путем, если его не прервать.
Определим воспитание как жизненный опыт и наши реакции на этот опыт, его интерпретации и влияние на наше будущее поведение.
Шимпанзе, Человек и Компьютер вместе с природой и воспитанием взаимодействуют друг с другом, чтобы выдать конечный продукт.
И Человек, и Шимпанзе, и Компьютер обладают врожденными качествами, с которыми приходится иметь дело. Например, Шимпанзе наследует различные эмоциональные реакции, Человек наследует потенциальную способность мыслить разумно и творчески, а Компьютер – способность формировать программы для освоения языка и музыки.
Те или иные черты неодинаково выражены у разных людей, поэтому тому, кто унаследовал склонность к тревожности, будет труднее сохранять спокойствие, чем тому, кто унаследовал эмоциональную устойчивость.
Опыт, который мы переживаем в жизни, а также то, как нас воспитывают и как мы реагируем на этот опыт, есть процесс обучения. Наши родители и общество оказывают на этот процесс очень большое влияние. Пережитый нами опыт может быть очень суровым, что сказывается на нас, но может быть и очень однообразным и потому не очень отражается на нас. И более значимую роль играет скорее не сам пережитый опыт, а то, как мы интерпретируем его.
В общем случае Шимпанзе находится преимущественно под влиянием природы, с небольшим вкладом воспитания. А Человека больше формирует воспитание, при некотором участии природы. Компьютер – смесь того и другого. Все трое отличаются друг от друга, но при своем взаимодействии составляют личность, которая предстает перед миром. Таким образом, иногда вы предстаете в облике Шимпанзе, иногда – в виде Человека. Неудивительно, что порой мы чувствуем раздвоение личности! Настоящая наша личность – Человек. Обезьяна лишь берет нас в заложники, реагируя так, как мы не хотим.
Другие факторы, вносящие вклад в формирование личности
Помимо генов и пережитого опыта, существуют другие важные факторы внутри Человека и Шимпанзе, которые влияют на характер нашего поведения. Например, настойчивость в реализации своих намерений является главным фактором успеха и частью личности. Ваша гибкость, способность адаптироваться к различным ситуациям тоже заметно определяет успех в начинаниях. Повторяемое укоренившееся поведение, или привычки, – это форма проявлений вашей личности, поэтому имеет смысл изменить привычки, если они нежелательны!
В главе, посвященной Компьютеру, мы обсуждали мировоззрение. Очевидно, что ваше мировоззрение, запечатленное в Компьютере, тоже вносит вклад в вашу личность и влияет на Шимпанзе и Человека. Так, позитивное представление о себе и других людях, дружественное восприятие мира, конечно, отражается на особенностях личности.
Так кто же вы?
Так как определить, кто вы есть на самом деле, с учетом всех этих факторов, в различной степени влияющих на вашу личность? Понять, что вы представляете собой как личность, довольно просто.
Напишите полный список качеств, которыми вы стремитесь обладать (например, такие качества, как спокойствие, сочувствие, разумность, позитивность, уверенность в себе)… Это и есть тот человек, которым вы реально являетесь. Любые отклонения от этого случаются, когда вы находитесь во власти Шимпанзе.
Ключевая мысль
Помните: личность, которой вы хотите быть, – это личность, которой вы на самом деле являетесь.
Очень важно понять, что мы просто иногда оказываемся в плену и нам следует лишь избавиться от этого. Происходит следующее: пока вы пытаетесь быть самим собой, ваш Шимпанзе продолжает вмешиваться или держать вас в заложниках с помощью эмоций и вынуждает представать перед миром в таком виде, который вам не нравится. Если в Компьютере есть Кикиморы, тогда даже он может отрицательно воздействовать на вас, превращая в посмешище. Если вы не замечаете этого пленения, то будете разочаровываться в себе и постоянно ощущать себя несостоятельным. Это, в свою очередь, может привести к самобичеванию или ненависти к самому себе – бесполезным и разрушительным занятиям.
Шимпанзе и Кикиморы стоят на вашем пути, мешая быть той личностью, которой вы хотите. Понимая это, вы можете двигаться вперед, осознавая Шимпанзе и Кикимор, а затем научитесь управлять Шимпанзе и устранять Кикимор. Это будет гораздо конструктивнее.
Давайте на мгновение забудем об этом захвате со стороны Шимпанзе и посмотрим на вас. Предположим, в своем списке вы написали, что хотите быть честным, счастливым, уверенным в себе, верным слову, дружелюбным и т. д. Даже без проделок Шимпанзе шансы быть счастливым, спокойным и каким угодно еще (в соответствии с чертами, указанными в вашем списке) весьма невелики, если вы не будете работать над этим. Нам всем дана возможность быть счастливыми и спокойными, но мы не развиваем эту сторону своей личности. Чтобы превратиться в настоящего себя, необходимы время и усилия. Характеристики, которые вы хотите взрастить в себе, требуют плана действий для выведения их на свет. Они присутствуют внутри вас, но показываются снаружи лишь изредка, по случаю. Настало время вывести их наружу, чтобы они проявлялись практически постоянно. Теперь пора обратить внимание на то, как это сделать.
Как изменить и развить свою личность
Многие задаются вопросом: «Можно ли изменить свою личность?» Однажды один коллега спросил меня: «Как вы меняете людей?» Я ответил, что не могу сделать этого. Я помогаю людям управлять своими Шимпанзе, а также регулировать и обслуживать свои Компьютеры. Я не изменяю Шимпанзе, я не могу изменить Шимпанзе и даже не пытаюсь. Однако когда люди управляют своими Шимпанзе и следят за своими Компьютерами, проявляется их реальная личность.
Давайте представим, что случилось чудо и Шим-панзе больше не стоит у вас на пути, чего бы вы ни делали. Он погрузился в вечный сон или предлагает только полезные эмоции. Кроме того, допустим, что вы устранили всех Кикимор из Компьютера. Теперь вы превратились в спокойного индивидуума, проявляющего чисто человеческие черты. Однако чтобы быть счастливым, вам следует культивировать в себе это состояние, а для этого надо определить, что делает вас счастливым. Аналогично, чтобы быть спокойным, надо научиться справляться со стрессом и придерживаться этого плана. Развитие любого аспекта личности потребует определенного времени. И проще работать над каждым аспектом по отдельности, чтобы отслеживать этот процесс.
Развитие Человека и проявление лучшего, что в вас есть, требует:
• Управления своим Шимпанзе и устранения Кикимор.
• Освоения эффективных форм общения.
• Окружения себя правильными людьми.
• Создание для себя мира, в котором вы хотите жить.
• Обеспечение должного качества жизни.
Если вы тщательно рассмотрите эти сферы, то увидите, что они совпадают с планетами вашей Вселенной. Таким образом, для развития и проявления своей истинной личности вы должны поработать с каждой планетой и привести ее в должный порядок. Психологическая Вселенная представляет области вашей жизни, на которые вы можете обратить внимание, чтобы достичь самореализации и освободить Человека, находящегося внутри вас.
Ключевые моменты главы
• Шимпанзе всегда интерпретирует ситуацию первым, раньше Человека.
• Шимпанзе передает управление Человеку только в случае, когда нет опасности или воспринимаемой угрозы.
• Человек может остановить реакцию Шимпанзе, используя факты и истины.
• Компьютер можно запрограммировать таким образом, чтобы он успокаивал Шимпанзе прежде, чем тот начнет действовать. Личность – это содружество Человека, Шимпанзе и Компьютера.
• На личность влияют как природа, так и воспитание.
• Наше мировоззрение влияет на то, как нас воспринимают окружающие. Надо работать над своими Человеком, Шимпанзе и Компьютером, чтобы отрегулировать свою личность.
• Мы являемся той личностью, которой хотим быть, но бываем захвачены Шимпанзе, который заставляет нас быть кем-то другим.
Упражнение
Как узнать себя настоящего
Запишите качества личности, которыми вы в идеале хотели бы обладать. Теперь запишите, каким, по вашему мнению, вы являетесь в реальности. Обратитесь к близкому другу, который хорошо вас знает, чтобы он изложил на бумаге свое видение вашей личности. Теперь сравните все три списка, посмотрите, каких Кикимор вы можете начать удалять и какими схемами поведения Шимпанзе надо учиться управлять, чтобы предотвратить взаимодействие между ними и стать самим собой.