Почему информатика в школе должна измениться? 5 причин
По статистике, только около 15% школьников в 2021 г. выбрали для сдачи ЕГЭ по информатике. При этом спрос на ИТ-специалистов на рынке труда из года в год только растет. Почему так мало людей сдают информатику, чтобы потом поступать в профильные вузы? Возможно, потому что школьная программа, которая выделяет на информатику только 1 урок в неделю, не дает воспринимать предмет всерьез? Эксперты в области ИТ-образования назвали 5 причин, по которым преподавание информатики в школе должно измениться коренным образом.
Приходя в первый класс, практически все дети уже знают, как обращаться со смартфоном или планшетом. Поэтому длинное объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. При этом информатика в школе по большей части все еще остается на пользовательском уровне, на уроках учат делать простые презентации, редактировать изображения, создавать документы, работать в таблицах. Поэтому информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты.
Гораздо меньше внимания уделяют основам программирования или информационной безопасности, хотя именно эти навыки важно изучать углубленно. Задача учителя информатики в том, чтобы показать, что информатика — увлекательная и многогранная наука. Объяснить, что пользоваться компьютером — это одно, а создать для него программу и заставить работать на какие-то конкретные цели — совсем другое
Решение 1. Выделить больше часов на изучение предмета
Школьная программа по информатике достаточно обширная: согласно ФГОСам базового уровня, ребята к окончанию школы должны уметь создавать сайты, моделировать корреляционную зависимость, решать задачи оптимального планирования (линейного программирования), быть знакомыми с информационным правом и безопасностью и многим другим. При этом, начиная с 7-го класса, на изучение информатики в школах выделяется всего один урок в неделю. Можно ли качественно освоить программу за столь короткий срок?
«Конечно нет, — отвечает автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова. — Разумный подход — давать хотя бы два часа в неделю на изучение информатики. И даже за это время сильно углубиться в предмет не получится. Но два часа в неделю на протяжении одного года лучше, чем один час в неделю три года подряд. Общеизвестный факт: через неделю после одночасового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».
Новейшая история
Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.
Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.
Современные учебники по ИКТ
По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.
Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров
Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.
Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер
Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.
В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.
Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.
Ход викторины
Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – викторина.
Вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Как говорил философ Френсис Бекон «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
Мы с вами являемся свидетелями интереснейшего этапа в развитии современного общества – процесса информатизации – пятой информационной революции. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида и свойств.
С давних времён существовало понятие «terra incognita» — неизведанная тайная земля. Я надеюсь, что наша Компьютера – территория информатики и компьютерной техники уже перестала быть для вас такой же неизведанной, вы многому научились, пришло время проверить ваши знания
В игре принимают участие две команды, и начнем мы с разминки.
1 конкурс – «Разминка – вопросы от компьютерной мыши».
1. Кто является разработчиком первой компьютерной мыши? (разработчик манипулятора «мышь» — Дуглас Энгельбарт)
2. Из какого материала был изготовлен ее корпус? (из дерева).
3. Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? (тачпад).
4. Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши (курсор).
5. Какого из этих драйверов не существует:
б) драйвер для коврика мыши,
в) драйвер клавиатуры?
(не существует варианта б))
2 конкурс – «Важные даты из истории информатики»
Обеим командам выдается таблица, в которой они должны стрелочками соединить соответствующие элементы.
Установите соответствие между событиями из истории информатики и следующими датами:
Даты
События
А) 13 сентября 2009 года
1) В этот день для России был зарегистрирован домен — .Ru – который был внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня.
Б) 7 апреля 1994 года
2) День рождения российской информатики. В этот день Государственный комитет Совета министров СССР зарегистрировал за номером 10475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину.
В) 14 февраля 1946 года
3) Президент России подписал Указ № 1034, который установил в России новый официальный профессиональный праздник — День программиста.
Г) 26 ноября ежегодно
4) Именно в этот день был продемонстрирован первый реально работающий электронный компьютер ENIAC I (Electrical Numerical Integrator And Calculator).
Д) 4 декабря 1948 года
5) В нашей стране принят Закон РФ N 3523-1 Закон об охране программ и баз данных, который предусматривает строгие наказания за самовольное копирование программного обеспечения.
Е) 23 сентября 1992 года
6) Отмечается Всемирный день информации
(World Information Day), который проводится по инициативе Международной академии информатизации.
Ответ: А) – 3); Б) – 1); В) – 4); Г) – 6); Д) – 2); Е) – 5) .
3 конкурс – «Полный комплект».
Известный нидерландский ученый, являющийся одним из авторов концепции структурного программирования, Эдсгер Дейкстра однажды сказал: «Информатика не более наука о компьютерах, чем астрономия – наука о телескопах». Однако комплектация современного компьютера настолько разнообразна, что и современному человеку просто необходимо иметь представление, как подобрать оптимальное компьютеризированное рабочее место для решения своих задач.
Но сначала вопрос – какой принцип позволяет нам подключать дополнительные внешние устройства? (принцип открытой архитектуры компьютера).
Командам предлагается следующее задание. В течение минуты выписать как можно больше названий внешних устройств, подключаемых к современному компьютеру. Затем представители команд по очереди называют их, за кем останется последнее слово – тот и победил в этом конкурсе.
Проигравшей в этом конкурсе команде дается возможность заработать 1 балл, продемонстрировав, как подключить колонки (или клавиатуру и мышь) к системному блоку компьютера.
4 конкурс – «Потерялась информация»
Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал.
При передаче информации произошла ее частичная потеря из-за помех в канале связи. Кстати, как называются такие помехи в теории связи? (ответ – «шум»).
Ваша задача восстановить потерянную информацию.
Вставьте пропущенные слова:
1. Компьютер является 1) ________________ электронным устройством, включающим в себя комплекс 2) ______________ и 3) ______________ средств.
(ответ: Компьютер является универсальным электронным устройством, включающим в себя комплекс аппаратных и программных средств).
2. ОС Windows представляет собой операционную систему с 1) __________________ интерфейсом, обеспечивающую 2) __________________ и многопоточную обработку 3) ________________ (программ).
(ответ: ОС Windows представляет собой операционную систему с графическим интерфейсом, обеспечивающую многозадачную и многопоточную обработку приложений (программ)).
3. Принцип работы антивирусных программ основан на проверке 1) ____________, загрузочных секторов 2) ________________ и 3) ________________ памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ.
(ответ: Принцип работы антивирусных программ основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ).
4. Гиперссылка — автоматический 1) ________________________________ на позицию 2) ______________________________ документа, на другой документ, или на сетевые 3) ______________________.
(ответ: Гиперссылка — автоматический указатель на позицию внутри документа, на другой документ, или на сетевые ресурсы).
5 конкурс – «Веселый вопрос»
1. Единица информации, о которой абсолютно достоверно известно, что она состоит из 8-ми более мелких единиц (байт).
2. Рабочее пространство на компьютере, которое во множественном числе дало название одной из всемирно популярных ОС (окно – и операционная система Windiws)
3. Совокупность байтов, носящая какое-либо гордое имя, имеющая расширение и содержащая бесценную информацию (файл).
4. Остальные символы называют его «невидимкой» (пробел).
5. Видео, материнская и звуковая… Что это? (плата).
6. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).
7. Эта логическая функция принимает значение 1, если вы говорите правду, только правду, ничего кроме правды (логическая функция «И»).
8. Раньше так называли склад, где хранились овощи, а теперь здесь хранятся упорядоченные данные (база данных).
1. «Почерк» компьютера (шрифт).
2. Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).
3. «Мозг» компьютера (процессор).
6 конкурс – «Решите задачу»
Решение и ответ
Скорость передачи данных через ADSL – соединение равна 64000 бит/с. Через данное соединение передается файл, размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах.
1. Переведем в биты:
625 Кб = 625 * 2 13 бит.
2. Т = (625 *2 13 ) : 64000=80 с
Ответ: 80 секунд.
7 конкурс – «Заполните пропуски в схеме»
Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал – схема-классиффикация по теме «Объекты текстового документа».
8 конкурс – «Информатика в профессии».
Мы уже знаем, что информатика — это наука, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации (информационные процессы) с помощью компьютера. Исходя из этого определения информатика — это и наука, и область практической деятельности человека. Так как же можно применить средства и методы информатики в вашей будущей профессии?
Команды готовят несколько примеров такого применения.
(Например, основные направления применения средств информатики в профессии повара:
· Поиск и отбор профессиональной информации (рецепты, оборудование, охрана труда).
· Хранение профессиональной информации.
· Численные расчеты (калькуляция блюд и напитков).
· Работа с контрольно — кассовым оборудованием.
· Представление (презентация, реклама) собственной работы.)
Вывод:
Итак, средства и методы информатики позволяют сделать работу практически любого работника более эффективной в том случае, когда необходимо произвести некоторые информационные процессы (такие как сбор, отбор, хранение, передача и обработка) с профессиональной информацией.
9 конкурс – «Знакомые лица» — знаменитые ученые, работавшие в области информатики.
На экране демонстрируются портреты ученых, а участники команд должны определить, кто из ученых изображен на предлагаемом портрете (примеры такой информации и портреты ученых можно найти на моем персональном сайте на странице «Информатика в лицах» — http://mtdinfo.16mb.com/znuchenie.html. Источник информации: методическая газета «Информатика» №12/2006).
Слово жюри.
Подведение итогов игры.
Жизнь не стоит на месте, и то, что сегодня кажется нам невозможным, очень скоро станет для нас повседневной реальностью. Компьютерная страна, страна информации и информатики — это окружающее каждого из нас информационное пространство, в котором живет, учится и работает современный человек.
Завершить же нашу викторину мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого.
«Память лет учения неразрывно живет с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни».
Мы с вами живем уже в 21 веке, но эти слова все еще не утратили своей актуальности. И я надеюсь, что информация, полученная в рамках этой викторины, поможет вам как в дальнейшей учебе, так и в профессиональной деятельности.
Вопрос 6
Двоичный код каждого символа при кодировании текстовой информации (в кодах ASCII) занимает в памяти персонального компьютера:
Какой принцип является основополагающим при создании и развитии автоматизированной информационной системы?
Направления информатики
Информатика как наука имеет несколько направлений:
-
Теоретическая. Изучает теоретическую часть науки: процессы и анализ поиска информации, а также способы взаимодействия людей с компьютерной техникой.
Она призвана развивать теории поиска, хранения и переработки данных, обнаружение закономерностей процессов создания и преобразования данных, их использования в разных областях человеческой деятельности и информационные технологии в целом.
Направление также изучает взаимосвязи между людьми и ЭВМ.
Вот и все, дорогие друзья! Я постарался простыми словами объяснить, что значит информатика, для каких целей необходима и на какие виды делится.
Надеюсь, что после прочтения статьи вам станет все понятно. Если нет, вы всегда можете спросить в комментариях, где я или другие читатели блога KtoNaNovenkogo.ru ответят на вопросы.
В завершение предлагаю посмотреть видео по теме:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
В школе был такой предмет, но, честно говоря, мало что о нем помню. Стояли в классе допотопные советские компьютеры, какие-то программы писали на Бейсике, но данный предмет мне казался скучным и слишком абстрактным. Теперь думаю, что надо было идти учиться на программиста, они на рынке труда пользуются стабильно большим спросом, потому и зарплаты соответствующие.
Отлично помню, каким были обучение информатике в школе, когда нужно было рисовать макет окна какой-либо программы в тетради. Жаль, что кроме теоретической базы, которая казалась совершенно бессмысленной мало что еще изучалось.
Как нам преподавали данный предмет, уж лучше бы его вообще не было. Я понимаю, если бы нас программировать учили, а то каким-то непонятным бредом занимались, зря время тратили.
Для меня программу написать было всегда пыткой. На экзамене в вузе, если бы не подруга со шпаргалкой, получила бы двойку.
Почему в век компьютеризации у нас число чиновников только растёт, по логике наоборот уменьшатся должно, ведь компьютеры и информационные базы снижают нагрузку на рабочий персонал.
А ещё эта информатика ставит новые задачи, задачи по контролю за населением, тотальному контролю.
У нас столько программистов талантливых, какие-то даже чемпионаты по программированию выигрывают, а операционку написать не могут. Как долго мы ещё будем зависеть от всяких Биллов Гейтсев?
Процесс пошел
- Теория информации;
- Элементы математической логики;
- Основные возможности ЭВМ и варианты их применения;
- Архитектура и компоненты ЭВМ;
- Основы алгоритмизации, построение блок-схем;
- Основы программирования и написания программ.
Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».
Пример программы на школьном алгоритмическом языке
В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.
Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира
Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.
Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.