Персональный компьютер должен был умереть десять лет назад: что произошло вместо этого
Не так давно различные технические эксперты были убеждены в том, что к 2020 году персональный компьютер в своём привычном виде исчезнет. Можно даже точно назвать дату и время смерти ПК: 27 января 2010 года, 10 утра по тихоокеанскому времени. Именно тогда Стив Джобс вышел на арену в Сан-Франциско, чтобы представить миру iPad. Этот момент был задокументирован известным Крупным Мыслителем, Николасом Карром из The New Republic в статье с запоминающимся названием: «Сегодня ПК официально умер».
Через несколько месяцев в журнале CNN Money появился ещё один некролог, в комплекте с графиками и диаграммами: «Конец эры настольных ПК (серьёзно)».
Перенесёмся в апрель 2013 года, когда в Forbes всё ещё искали пульс: «Слухи о смерти ПК не были преувеличены». В середине десятилетия Wired использовала то же клише для заголовка (на основе самой известной фразы Марка Твена из тех, что он никогда не говорил), уточнив его шатким наречием: «Слухи о смерти ПК не были сильно преувеличены».
К 2017 году The Inquirer, газета, никогда не чуравшаяся спорных тем, заключила, что пациент, как оказалось, живёт и здравствует: «ПК не умер, а рынок стабилизируется».
И вот мы здесь, спустя десять лет после безвременной кончины ПК, когда индустрия всё ещё продаёт четверть миллиарда персональных компьютеров ежегодно. Что совсем неплохо для индустрии, десять лет дышавшей на ладан.
Возможно, причины того, что индустрия ПК не пережила массовое вымирание, состоят в том, что она адаптировалась, а её конкуренты не смогли справиться со всеми её задачами.
Что изменилось на подходе к 2020-му? Чтобы представить правильную картину «было-стало», я забрался в машину времени и отправился в 2010-й.
Смена управления
Геймпады не располагают тем же количеством кнопок, что и клавиатура, соответственно при разработке консольных ММО разработчики не могут себе позволить сделать огромные бары с десятками активных способностей, многослойные замороченные меню и point-and-click-управление. Сложно назвать интерфейс и управление в Fallout 76 удобными, однако в сравнении с классическими онлайн-РПГ для ПК, очень многие элементы UI были упрощены или вовсе вырезаны в виду своей архаичности. На смену тоннам меню пришел один универсальный прибор (Pip-Boy), в котором и происходит весь менеджмент предметов и ресурсов. Полосу с перками, предметами и баффами, которая в некоторых компьютерных ММО простирается от одного края монитора до другого, заменили удобным колесом быстрого использования предметов, повешенным на крестовину. На отдельные кнопки вынесены лишь самые основные действия: использование чего-либо (А), открытие инвентаря (В), выстрел (RT), прицел (LT), V.A.T.S. (LB), удар прикладом/бросок гранаты (RB), перезарядка (X) и прыжок (Y). Отсюда следует вторая характерная черта.
На ПК удобному круговому меню противопоставлен старый-добрый ряд циферок. Ну тут уж кому как удобнее
Видеокарта
Графический адаптер – более капризное устройство, которое чаще выходит из строя. Однако если не нарушать правил эксплуатации, то всё будет в порядке. Нельзя сказать, что стоит избавляться от карты, когда к концу подходит гарантийный срок. Даже высокая температура – не повод для паники, ведь проблемы с охлаждением решаются относительно просто: заменой термопасты или кулеров. Как и в случае с процессором, стоит смотреть на производительность.
Если в вашем ПК стоит игровой GPU, стоит обратить внимание от значения FPS, которое именно вы считаете приемлемым. Запустите любую современную игру и проверьте: 30 кадров в секунду достаточно, а глаза при этом не вытекают? Тогда посмотрите выработку видеокарты и отталкивайтесь от этого значения. Если результат сильно ниже желаемых цифр – пора производить апгрейд.
Если же видеокарта «тянет» все ваши программы, заменить ее стоит только в том случае, если вы хотите обеспечить запас мощности на будущее. Для офисных задач обычно достаточно встроенного графического ядра современного процессора, а для профессиональных работ сейчас актуальны специализированные карты вроде RTX QUADRO.
Не забудьте обратить внимание на видеовыходы. Современные мониторы уже давно не используют формат VGA для подключения. Да и DVI постепенно уходит в прошлое. Наиболее актуальные и распространенные стандарты – HDMI и DisplayPort. Только они способны обеспечить высокое разрешение при большой герцовке.
Телефонная книга
Сегодня уже никто не пользуется телефонными книгами. В былые времена это были огромные талмуды, которые лежали в справочных, у администраторов, возле городских телефонов.
В этих бумажных справочников содержалась информация о том, как связаться с жильцами и организациями города. Сегодня телефонные книги — пережиток эпохи. Всю необходимую информацию намного быстрее можно найти в Интернете.
Смартфоны сегодня помогают в работе не меньше, чем компьютеры
Мощность мобильных гаджетов растет из года в год. Операционные системы и приложения переносят все больше фишек с ПК на смартфоны и планшеты.
Купертиновцы на каждой презентации нового iPad заявляют, что планшет быстрее и мощнее большинства стационарных компьютеров. Смартфоны в этом плане не сильно далеко ушли от планшетов.
Сейчас проблема исключительно в том, чтобы предоставить пользователю удобное и функциональное ПО для мобильных гаджетов. Разработчики хоть и медленно, но выпускают профессиональный софт для iPhone и iPad.
Для задач, связанных с работой в браузере, почтой, документами и текстом смартфоны и планшеты с легкостью заменяют персональные компьютеры.
Даже работающие со специализированным ПО пользователи, чаще всего имеют возможность вносить правки и осуществлять рабочий процесс с мобильных гаджетов.
Компьютеры нужны в основном в качестве резервного рабочего места дома или для работы в командировках.
1970-1974: Компьютерная революция
Xerox Alto
Микропроцессоры стали дешевле, и в течение этого периода времени на рынок было выпущено достаточно много компьютерной техники. Ведущую роль здесь сыграли, прежде всего, компании Intel и Fairchild. В эти годы Intel создал, первый микрокомпьютер: 15 ноября 1971 года был представлен 4-битный процессор Intel 4004. В 1973 году вышел Xerox Alto — первый компьютер с графическим пользовательским интерфейсом (монитором), мышью и встроенной картой Ethernet.
Игровая установка
В настоящее время у меня есть две старые машины, работающие именно с этой целью. Одна из них – это старый компьютер, на котором в настоящее время работает Steam OS и он подключен к телевизору. Он обрабатывает самые разные компьютерные игры, которые управляются с помощью обычного USB-контроллера, и отображает их на экране телевизора. Он способен запускать кучу игр из моей учетной записи Steam.
Другой – это самодельное устройство Raspberry Pi (микрокомпьютер размером с кредитную карту), которое существует исключительно для запуска эмуляций действительно старых видеоигр из моего детства. К нему также прикреплены два контроллера, и он подключается к телевизору.
Эти консоли по сути функционируют как игровые приставки, подключенные к телевизору, за исключением того, что это не консоли, а просто старые ПК и действительно дешевые игры. С этой настройкой вы не сможете играть в новейшие и лучшие 3D-игры с потрясающей графикой, но у вас будет доступ к множеству невероятно приятных игр.
Направления развития компьютеров
Нейрокомпьютеры можно отнести к шестому поколению ЭВМ. Несмотря на то, что реальное применение нейросетей началось относительно недавно, нейрокомпьютингу как научному направлению пошел седьмой десяток лет, а первый нейрокомпьютер был построен в 1958 году. Разработчиком машины был Фрэнк Розенблатт, который подарил своему детищу имя Mark I.
Теория нейронных сетей впервые была обозначена в работе МакКаллока и Питтса в 1943 г.: любую арифметическую или логическую функцию можно реализовать с помощью простой нейронной сети. Интерес к нейрокомпьютингу снова вспыхнул в начале 80-х годов и был подогрет новыми работами с многослойным перцептроном и параллельными вычислениями.
Нейрокомпьютеры — это ПК, состоящих из множества работающих параллельно простых вычислительных элементов, которые называют нейронами. Нейроны образуют так называемые нейросети. Высокое быстродействие нейрокомпьютеров достигается именно за счет огромного количества нейронов. Нейрокомпьютеры построены по биологическим принципу: нервная система человека состоит из отдельных клеток — нейронов, количество которых в мозгу достигает 10 12 , при том, что время срабатывания нейрона — 3 мс. Каждый нейрон выполняет достаточно простые функции, но так как он связан в среднем с 1 — 10 тыс. других нейронов, такой коллектив успешно обеспечивает работу человеческого мозга.
Представитель VI-го поколения ЭВМ — Mark I
В оптоэлектронных компьютерах носителем информации является световой поток. Электрические сигналы преобразуются в оптические и обратно. Оптическое излучение в качестве носителя информации имеет ряд потенциальных преимуществ по сравнению с электрическими сигналами:
- Световые потоки, в отличие от электрических, могут пересекаться друг с другом;
- Световые потоки могут быть локализованы в поперечном направлении нанометровых размеров и передаваться по свободному пространству;
- Взаимодействие световых потоков с нелинейными средами распределено по всей среде, что дает новые степени свободы в организации связи и создания параллельных архитектур.
В настоящее время ведутся разработки по созданию компьютеров полностью состящих из оптических устройств обработки информации. Сегодня это направление является наиболее интересным.
Оптический компьютер имеет невиданную производительность и совсем другую, чем электронный компьютер, архитектуру: за 1 такт продолжительностью менее 1 наносекунды (это соответствует тактовой частоте более 1000 МГц) в оптическом компьютере возможна обработка массива данных около 1 мегабайта и больше. К настоящему времени уже созданы и оптимизированы отдельные составляющие оптических компьютеров.
Оптический компьютер размером с ноутбук может дать пользователю возможность разместить в нем едва ли не всю информацию о мире, при этом компьютер сможет решать задачи любой сложности.
Биологические компьютеры — это обычные ПК, только основанные на ДНК-вычислений. Реально показательных работ в этой области так мало, что говорить о существенных результатах не приходится.
Молекулярные компьютеры — это ПК, принцип действия которых основан на использовании изменении свойств молекул в процессе фотосинтеза. В процессе фотосинтеза молекула принимает различные состояния, так что ученым остается только присвоить определенные логические значения каждом состояния, то есть «0» или «1». Используя определенные молекулы, ученые определили, что их фотоцикл состоит всего из двух состояний, «переключать» которые можно изменяя кислотно-щелочной баланс среды. Последнее очень легко сделать с помощью электрического сигнала. Современные технологии уже позволяют создавать целые цепочки молекул, организованные подобным образом. Таким образом, очень даже возможно, что и молекулярные компьютеры ждут нас «не за горами».
История развития компьютеров еще не закончена, помимо совершенствования старых, идет и разработка совершенно новых технологий. Пример тому квантовые компьютеры — устройства, работающие на основе квантовой механики. Полномасштабный квантовый компьютер — гипотетическое устройство , возможность построения которого связана с серьезным развитием квантовой теории в области многих частиц и сложных экспериментов; эта работа лежит на передовом крае современной физики. Экспериментальные квантовые компьютеры уже существуют; элементы квантовых компьютеров могут применяться для повышения эффективности вычислений на уже существующей приборной базе.