Основные виды архитектуры ЭВМ
При рассмотрении компьютерных устройств принято различать их архитектуру и структуру. Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, включающее описание пользовательских возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и т.д. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя. Структура компьютера — это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые различные устройства — от основных логических узлов компьютера до простейших схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации. Наиболее распространены следующие архитектурные решения.
1. Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) — одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд. Это однопроцессорный компьютер. К этому типу архитектуры относится и архитектура персонального компьютера с общей шиной. Все функциональные блоки здесь связаны между собой общей шиной, называемой также системной магистралью. Совокупность проводов магистрали разделяется на отдельные группы: шину адреса, шину данных и шину управления. Периферийные устройства подключаются к аппаратуре компьютера через специальные контроллеры — устройство управления, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.
2. Многопроцессорная архитектура. Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд (параллельно могут обрабатываться несколько фрагментов одной задачи). Структура такой машины имеет общую оперативную память и несколько процессоров. Такая архитектура применяется для решения задач с огромным объемом вычислений.
3. Многомашинная вычислительная система. Здесь несколько процессоров, входящих в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Отдельный компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру и такая система применяется достаточно широко. Однако эффект от применения такой вычислительной системы может быть получен только при решении задач, имеющих специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе.
В современных машинах часто присутствуют элементы различных типов архитектурных решений. Существуют и такие архитектурные решения, которые радикально отличаются от рассмотренных.
Классификация ВМ
Многообразие свойств и характеристик порождает различные виды классификации вычислительных машин. Их делят: по этапам развития, по принципу действия, по назначению, по производительности и функциональным возможностям, по условиям эксплуатации, по количеству процессоров и т.д. Четких границ между классами компьютеров не существует.По мере совершенствования структур и технологии производства, появляются новые классы компьютеров (и границы существующих классов существенно изменяются).
1. По принципу действия вычислительные машины делятся на три больших класса: аналоговые (АВМ), цифровые (ЦВМ) и гибридные (ГВМ). АВМ – вычислительные машины непрерывного действия, работают с информацией, представленной в непрерывной (аналоговой) форме, т.е. в виде непрерывного ряда значений какой-либо физической величины(механического воздействия, перемещения, электрического напряжения и др.). ЦВМ – вычислительные машины дискретного действия, работают с информацией, представленной в дискретной, а точнее, в цифровой форме. ГВМ – вычислительные машины комбинированного действия, работают с информацией, представленной и в цифровой, и в аналоговой форме (совмещают в себе достоинства АВМ и ЦВМ). Их используют в управлении сложными техническими комплексами.
2. По назначениювычислительные машины делятся на три группы: универсальные (общего назначения), проблемно-ориентированные и специализированные.
Универсальные вычислительные машины предназначены для решения самых разных задач: экономических, математических, информационных и других, отличающихся сложностью алгоритмов и большим объемом обрабатываемых данных.
Характерными чертами универсальных машин являются:
· разнообразие форм обрабатываемых данных: двоичных, десятичных, символьных, при большом диапазоне их изменения и высокой точности их представления;
· обширная номенклатура выполняемых операций, как арифметических, логических, так и специальных;
· большая емкость оперативной памяти;
· развитая организация системы ввода-вывода информации.
Проблемно-ориентированные вычислительные машины служат для решения более узкого круга задач, связанных, как правило, с управлением технологическими объектами; регистрацией, накоплением и обработкой относительно небольших объемов данных; выполнением расчетов по относительно несложным алгоритмам. Они обладают ограниченными по сравнению с универсальными машинами аппаратными и программными ресурсами. К проблемно-ориентированным вычислительным машинам можно отнести, в частности, всевозможные управляющие вычислительные системы (АСУТП, САПР).
Специализированные вычислительные машины используются для решения узкого круга задач или реализации строго определенной группы функций. Такая их узкая ориентация позволяет четко специализировать структуру, существенно снизить их сложность и стоимость при сохранении высокой производительности и надежности их работы. К специализированным машинам можно отнести, например, программируемые микропроцессоры специального назначения, выполняющие логические функции управления отдельными несложными техническими устройствами, агрегатами и процессами.
3. По размерам и функциональным возможностям вычислительные машины можно разделить на сверхбольшие (суперЭВМ) – многопроцессорные и (или) многомашинные комплексы, которые используются для решения сложных и больших научных задач — в управлении, разведке, в качестве централизованных хранилищ информации и т.д. Большие (мэйнфреймы) — предназначены для решения широкого класса научно-технических задач. Малые (конструктивно выполненные в одной стойке). Сверхмалые (микроЭВМ).
Заметим, что иногда классификация осуществляется и по иным признакам: например, элементной базе, конструктивному исполнению и др.
Свойства ЭВМ любого типа оценивается с помощью их технико-экономических характеристик, основными из которых являются: операционные ресурсы(характеризуются количеством реализуемых операций, формами представления данных, а также способами адресации), емкость памяти (определяется общим количеством ячеек памяти для хранения информации), быстродействие(определяется числом коротких операций типа сложения, выполняемых за 1 сек), надежность(среднее время работы между двумя отказами),стоимость(это суммарные затраты на приобретение аппаратных и базовых программных средств ЭВМ, а также затраты на эксплуатацию).
3 Архитектура и структура ПК
Архитектурой компьютера называется его описание на некотором общем уровне, который включает описание предназначенных для пользователя возможностей программирования, системы команд, системы адресации, организации памяти и так далее. Архитектура определяет принципы действия, информационные связи и взаимное соединение основных логических узлов компьютера: процессора, оперативного ЗУ, внешних ЗУ и периферийных устройств. Общность архитектуры разных компьютеров обеспечивает их совместимость с точки зрения пользователя.
Структура компьютера – это совокупность его функциональных элементов и связей между ними. Элементами могут быть самые разные устройства – от основных логических узлов компьютера до простых схем. Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации.
Наиболее распространенными есть такие архитектурные решения (рис. 3.2):
Рисунок 3.2 – Существующие типы архитектур компьютеров
Классическая архитектура (архитектура фон Неймана) – одно арифметико-логическое устройство (АЛУ), через которое проходит поток данных, и одно устройство управления (УУ), через которое проходит поток команд – программа. Это однопроцессорный компьютер.
Контролер – устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования.
Многопроцессорная архитектура . Наличие в компьютере нескольких процессоров означает, что параллельно может быть организовано много потоков данных и много потоков команд. Таким образом, параллельно могут выполняться несколько фрагментов одной задачи. Структура такой машины, которая имеет общую оперативную память и несколько процессоров, представленная на рис.3.2.
Многомашинная вычислительная система -несколько процессоров, которые входят в вычислительную систему, не имеют общей оперативной памяти, а имеют каждый свою (локальную). Каждый компьютер в многомашинной системе имеет классическую архитектуру, и такая система применяется довольно широко. Однако эффект от употребления такой вычислительной системы может быть получен лишь при решении задач, которые имеют очень специальную структуру: она должна разбиваться на столько слабо связанных подзадач, сколько компьютеров в системе. Преимущество в быстродействии многопроцессорных и многомашинных вычислительных систем перед однопроцессорными очевидно.
Архитектура с параллельными процессорами. Здесь несколько АЛУ работают под управлением одного УУ. Это значит, что множество данных может обрабатываться одной программой – то есть по одним потоком команд. Высокое быстродействие такой архитектуры можно получить лишь на задачах, в которых одинаковые вычислительные операции выполняются одновременно на разных однотипных наборах данных.
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
Изучая компьютерные устройства, принято говорить о двух схожих, но в то же время разных понятиях: архитектура и структура компьютера.
Под архитектурой компьютера понимается совокупность принципов организации аппаратно-программных средств и их характеристик, определяющая функциональные возможности компьютера при решении соответствующих классов задач. Архитектура компьютера определяется совокупностью ее свойств, существенных для пользователя [1].
Основное внимание при этом уделяется структуре и функциональным возможностям машины, которые можно разделить на основные и дополнительные.
Основные функции определяют назначение ЭВМ: обработка, хранение информации, обмен информацией с внешними объектами [2].
Дополнительные функции обеспечивают эффективные режимы работы компьютера, диалог с пользователем, высокую надежность.
В основу построения большинства компьютеров положены принципы, сформулированные Джоном фон Нейманом:
— принцип программного управления — программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности;
— принцип однородности памяти — программы и иные хранятся в одной и той же памяти; над командами можно выполнять те же действия, что и над данными;
— принцип адресности — основная память структурно состоит из пронумерованных ячеек [1].
Компьютеры, построенные на этих принципах, имеют классическую архитектуру (рисунок 1).
Рисунок 1 — Архитектура компьютера
Идея открытости архитектуры заключается в том, что пользователь может самостоятельно формировать конфигурацию своего компьютера по своему усмотрению [3].
Помимо классической архитектуры ЭВМ, существуют еще следующие:
— многомашинная вычислительная система;
— архитектура с параллельными процессорами.
Структура компьютера – это некоторая модель, устанавливающая состав, порядок и принципы взаимодействия входящих в нее компонентов (конкретные блоки, узлы, связи и т.д.) [1].
Структура компьютера графически представляется в виде структурных схем, с помощью которых можно дать описание компьютера на любом уровне детализации (рисунок 2).
Рисунок 2 — Структура компьютера
ПК включает три основных устройства: системный блок, клавиатуру и монитор. Однако для расширения функциональных возможностей ПЭВМ к ней можно подключать различные дополнительные периферийные устройства: печатающие устройства (принтеры), различные манипуляторы (мышь, джойстик, трекбол, световое перо), устройства ввода информации (сканеры, графические планшеты – дигитайзеры), графопостроители и др.
Эти устройства подсоединяются к системному блоку с помощью кабелей через специальные гнезда (разъемы), которые обычно размещаются на задней стенке системного блока. Дополнительные устройства помешаются при наличии свободных гнезд на материнской плате непосредственно в системный блок, например, модем для обмена информацией с другими ПК через телефонную сеть. Как правило, ПК имеют модульную структуру. Все модули связаны общей шиной (системной магистралью).
Таким образом, в связи с тем, что персональный компьютер является в настоящее время обязательным атрибутом в любом современном офисе и основной технической базой информационной технологии, пользователи должны понимать основные различия между архитектурой и структурой ПК.
О режиме коллективного или общего доступа
Кроме того, открытая архитектура компьютера с появлением Интернета получила «второе дыхание». Точнее, каждое устройство, подключенное к ПК, стало возможным использовать в режиме коллективного доступа.
У каждого ПК в Интернете есть свой собственный адрес, а у каждого устройства ввода-вывода тоже есть адрес. Таким образом, комбинируя адрес ПК и адрес устройства ввода-вывода, можно обеспечить доступ к любому открытому для коллективного использования устройству.
Пользователям следует помнить об открытой архитектуре компьютера, и внимательно настраивать доступ к устройствам ввода-вывода. Например, любой жесткий диск или любая папка на жестком диске может быть открыта для доступа извне ПК, используя закладку «Доступ» в окне «Свойства»:
Аналогично настраивается доступ и к другим устройствам (принтерам, сканерам и т.п.).
Конечно, предположить, что кто-то попытается вывести данные на Ваш принтер – это из области фантастики, так как забрать свои распечатки такой удаленный пользователь вряд ли сможет. Но вот получить доступ к Вашим жестким дискам для «кражи» данных – это вполне возможно.
Кроме того, общий доступ делает Ваши данные доступными другим пользователям, а это могут быть, например, Ваши персональные данные, пароли и т.п., что совсем не нужно знать другим.
Наконец, программы-вирусы легче попадают на ПК, где открыт доступ к устройствам ввода-вывода, особенно к жестким дискам. Поэтому следует тщательно проверять, нет ли случайного или несанкционированного доступа к Вашим устройствам.
Под случайным доступом можно понимать, например, ситуацию, когда обслуживающий Вас системный программист установил такой доступ для себя, но потом забыл его отключить после выполнения системных работ.
Архитектура компьютеров
Данный урок проводится для обучающихся 1 курса специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения в рамках общеобразовательной подготовки.
Урок включён в тему 3.1. Архитектура компьютеров раздела №3. Средства ИКТ.
На изучение темы «Архитектура компьютеров» отводится 8 часов.
В этой разработке содержатся рекомендации по проведению второго урока данной темы в виде практического занятия.
Выбор темы занятия определяется рядом факторов.
Во-первых, эта тема позволяет не только обобщить имеющиеся у обучающихся знания, но и реализовать их практически.
Во-вторых, знания, полученные обучающимися на предыдущем уроке, облегчают им процесс усвоения практических навыков.
Практическое занятие проводится по подгруппам. Каждой подгруппе обучающихся представляются одинаковые виды заданий.
Тема «Архитектура компьютеров».
Вид учебного занятия: практическое занятие
Тип урока: урок творческого проекта.
На уроке используются методы: исследовательский, творческий проект, практический метод обучения, проблемно-поисковый метод обучения.
Цель урока: Урок призван способствовать выработке у обучающихся умений сборки персонального компьютера, определения характеристик отдельных компонентов ПК, умения работать в команде.
Задачи урока:
Обучающая: систематизация знаний об аппаратном составе компьютера, формирование представления о блочном принципе архитектуры компьютера.
Развивающая: развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать выводы. развитие самостоятельности обучающихся через привлечение их к созданию проекта компьютера, необходимого заказчику; развитие таких общих компетенций обучающихся, как:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Воспитательная: Воспитание творческого отношения к учебной деятельности, организация проблемно-поисковой работы в группах; закрепление навыков работы в группе и умения обосновывать свою точку зрения.
Оборудование урока:
системные блоки ПК;
кроссворд «Архитектура компьютеров»;
таблица для создания проекта;
прайс-лист компонентов персонального компьютера.
1. Организационный момент: приветствие, отметка отсутствующих в журнале. (2 мин)
2. Постановка цели и задач урока. (1 мин)
3. Актуализация опорных знаний. Повторение материала. Опрос. (8 мин)
4. Создание и защита творческого проекта. (23 мин)
5. Подведение итогов урока. (1 мин.)
6. Выставление оценок. (2 мин.)
6. Домашнее задание. (1 мин)
7.Рефлексия. (2 мин.)
Организационный момент.
Приветствие, отметка отсутствующих в журнале.
Постановка цели и задач урока.
Цель нашего сегодняшнего занятия – закрепить полученные знания по теме «Архитектура компьютеров» практическими навыками.
Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы:
Какие характеристики устройств компьютера необходимо знать при его приобретении?
Как правильно определить состав компьютера в соответствии с вашими потребностями и возможностями?
3. Актуализация опорных знаний. Повторение материала. Опрос.
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся делятся на группы. Одни обучающиеся получают кроссворды и разгадывают их. Другие обучающиеся осуществляют ремонт системного блока ПК. Третьи презентуют подготовленное домашнее задание в виде рекламного ролика (для первой подгруппы) или презентации (для второй подгруппы).
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Деятельность преподавателя направлена на формирование универсальных учебных действий и общих компетенций.
На прошлом уроке мы начали изучение темы «Архитектура компьютеров» и выяснили, из каких именно компонентов состоит ПК. Сегодня мы с вами закрепим полученные знания практическими навыками.
Работать на уроке вы будете в группах, каждый её участник в конце урока получит свою оценку. Каждая группа составляет одну фирму по ремонту и сборке компьютеров на заказ. Вашим домашним заданием было: определить состав каждой группы, название фирмы, её логотип, рекламу и должности каждого сотрудника. Есть ли какие-либо вопросы по домашнему заданию? Давайте посмотрим, что из этого получилось.
Работа каждой фирмы протекает примерно следующим образом: с утра для консультантов ещё нет заказов и можно заняться чем-то полезным и интересным. Например, разгадыванием кроссворда.
А вот программистам всегда найдётся работа. Им оставили два системных блока на ремонт: в каждом необходимо заменить жёсткий диск, модуль оперативной памяти и почистить вентилятор, который охлаждает процессор.
А вот директор и замдиректора обеспокоены отсутствием клиентов и поэтому привлекают наших гостей в свою фирму рекламой.
После проведения рекламы обеими фирмами подводятся итоги опроса. Используется взаимопроверка. Обучающиеся обмениваются кроссвордами и системными блоками и проверяют качество выполненных работ фирм – конкурентов.
Создание и защита творческого проекта.
4.1. Создание проекта:
Форма организации деятельности обучающихся:
Обучающиеся должны организовать поиск нужной информации и распределить роли в группе, просчитать стоимость компьютера.
Обучающиеся открывают файл под названием «Прайс-лист» и моделируют сборку компьютера.
Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе:
Преподаватель объясняет цель работы каждой фирмы и вид конечного результата проекта, координирует деятельность обучающихся, отвечает на возникшие вопросы.
Поступает заказ: заказчик хочет купить компьютер, но точно не знает его конфигурацию, зато он знает, зачем ему этот компьютер нужен: кому-то только для печати документа, кому-то для печати и для прослушивания компакт-дисков, а кому-то и для просмотра видеофильмов. Надо заказчику помочь.
Компьютер для обучающегося техникума. 1 подгруппа, 1 фирма
Компьютер для работы юриста.1 подгруппа, 2 фирма
Компьютер для организатора праздников. 2 подгруппа, 1 фирма
Компьютер для домохозяйки. 2 подгруппа, 2 фирма
Каждая группа открывает прайс-лист, открывает программу Калькулятор и моделирует сборку компьютера. Модель оформляется в виде таблицы: