Понятие электронной цифровой подписи: как оформить, хранить и использовать в 2022 году
Прогресс не стоит на месте и все больше предпринимателей внедряют в свою деятельность систему электронного документооборота. Посредством интернета теперь можно представлять отчетные документы, декларации, заявления на участие в различных тендерах и др. Все эти документы необходимо заверять электронной подписью, которая свидетельствует об их подлинности.
Электронная подпись – это закодированная информация о лице, как физическом, так и юридическом, которая необходима для его идентификации при подаче документов в электронном виде. Также она позволяет защитить документ от редактирования сторонними лицами.
Документы, заверенные электронной подписью, имеют точно такую же юридическую силу, как и документы подписанные вручную.
Можно ли использовать свой ключ ЭЦП на нескольких компьютерах?
Как таковой сертификат ключа подписи можете, да. Стоит сказать только о том, что для работы механизмов электронной подписи на Вашем компьютере необходима установка программы-криптопровайдера (чаще всего, это Крипто Про или Лисси CSP) . Одна лицензия на данную программу распространяется на один ПК. В составе ключа Вы обычно будете приобретать именно одну лицензию на программу. Поэтому если Вы хотите пользоваться несколькими ПК, придётся отдельно докупать ряд лицензий или нарушать законодательство на свой страх и риск.
Можно ли использовать электронную подпись на разных компьютерах
На компьютере установил сертификат КриптоПро CSP, в IE через панель свойств данный сертификат попал в список «личные», но если заходить в ОС под другой учетной записью, этот сертификат не виден, соответственно не актуален. Как сделать доступ к одному и тому же сертификату от нескольких учетных записей?
Вообще-то, один сертификат (со ссылкой на секретный ключ) должен быть у одного пользователя, ведь он удостоверяет связь личного ключа с информацией о пользователе.
Сертификат без ссылки на секретный ключ может быть установлен на любом компьютере, в том числе том же самом для другого пользователя.
Для этого нужно:
- экспортировать сертификат в файл на машине владельца сертификата и
- импортировать его из этого файла на машине другого пользователя.
Это делается с использованием стандартных средств IE. В результате другой пользователь получает доступ к открытому ключу владельца сертификата и может проверять ЭЦП владельца и зашифровывать для него данные с использованием СВОЕГО личного сертификата.
Плюсы электронной подписи
Процессы становятся быстрее
Предприниматели подписывают акты или договоры, а контрагент сразу их получает. Значит, поставки и продажи совершаются быстрее.
Вениамин Бакалинский рассказывает про свой опыт использования ЭП:
«Сейчас около 70% всех наших клиентов обмениваются с нами организационными и отчетными документами в электронном виде. Особенно это помогает с новыми клиентами: раньше обмен подписанными договорами, выставление первых счетов, оформление первых ТЗ занимало много времени и иногда было серьезным поводом для беспокойства менеджеров на стороне клиента. Если менеджеру нужно было оперативно запустить проект в работу, и мы со своей стороны готовы были приступить немедленно, но юристы клиента требовали сначала полностью оформить все документы и обменяться оригиналами. Это логично, но очень мешает в ситуации, когда даже несколько часов влияют на выполнение работы в срок.
С переходом на ЭЦП такие ситуации перестали возникать. Также есть некоторая экономия за счет расходов на курьеров и печать документов»
Удобно работать с контролирующими органами
Не надо ехать в ФНС, чтобы сдать отчеты или декларации. Все данные отправляют из офиса или дома в любое время суток.
10 вопросов про новую электронную подпись
Новые правила получения электронной подписи вызывают у предпринимателей массу вопросов. Можно ли получить бесплатную подпись для директора в ФНС уже сейчас, не дожидаясь 1 января 2022 года? Как работать в переходный период? Что такое машиночитаемая доверенность? На эти и многие другие вопросы отвечает эксперт компании Такском в области применения электронной подписи Дмитрий Ананьин.
Руководитель получил бесплатную подпись в ФНС и потерял её. Он сможет бесплатно получить повторную подпись или ему придётся её оплачивать?
В этом случае первая подпись будет отозвана, и руководитель сможет бесплатно получить новую подпись в ФНС.
Как будет оформляться электронная доверенность на сотрудника? Нужна ли электронная подпись руководителя, чтобы оформить такую доверенность?
Доверенность будет создаваться через сервисы операторов ЭДО или аккредитованных удостоверяющих центров. Доверенность заверяется электронной подписью руководителя.
Может ли руководитель иметь несколько ЭП, и отдать одну, например, бухгалтеру?
Нет, подпись в ФНС выдаётся в единственном экземпляре. И её нельзя передавать другим лицам.
Я руковожу несколькими юридическими лицами. Когда я получу подпись, я смогу её использовать для подписания документов сразу в нескольких организациях?
Нет, на каждое юридическое лицо выдаётся отдельная электронная подпись, даже если у этих организаций один руководитель.
Можно ли скопировать в учётную систему ЭЦП директора и оттуда пользоваться ею без токена?
Нет, копирование ключа технически ограничено.
В ФНС уже можно получить электронную подпись на руководителя ИП?
Да, получить электронную подпись индивидуального предпринимателя в ФНС можно с 1 июля.
Наш сертификат для сдачи отчётности заканчивается в октябре 2021 года. Новый сертификат нужно получать уже в ФНС или в Такском?
До 1 января 2022 года вы можете получать сертификат электронной подписи на генерального директора как в ФНС, так и в удостоверяющем центре Такском.
Подпись, выданная ФНС может использоваться только для сдачи отчётности? С ЭДО, таможней, Центробанком можно будет работать с простой электронной подписью?
Подпись УЦ ФНС должна будет приниматься во всех информационных системах без ограничений, но как получится по факту – увидим на практике, так как не все готовы принимать сертификаты без oid.
У меня как у физлица есть электронная подпись для Госуслуг, могу ли я с этой подписью и электронной доверенностью от организации отправлять отчётность с 01.01.2022?
Да, вы сможете после 1 января пользоваться своей личной подписью, выступая от имени юридического лица, выписавшего доверенность.
Будут ли в сертификате физического лица указаны реквизиты организации или его должность?
Нет, электронная подпись физлица не содержит реквизитов организации. Эта информация будет в электронной доверенности.
Напомним, что 18 мая 2021 года Удостоверяющий центр Такском в соответствии с решением Правительственной комиссии первым в России получил аккредитацию согласно новым требованиям закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ. И продолжает оформлять электронные подписи юрлицам, индивидуальным предпринимателям и физлицам.
Меры безопасности при использовании
Собственноручность – главный фактор доверительного отношения к усиленной ЭЦП. Передача подписи другому лицу компрометирует ее и служит основанием для сомнений в достоверности всех подписанных документов. При установлении факта передачи сертификат отзывается и составляется акт о ликвидации ЭЦП.
В случае потери или кражи ЭЦП необходимо самостоятельно отозвать сертификат, написав заявление в УЦ. В противном случае злоумышленники могут воспользоваться подписью в своих целях. Восстановить подпись можно только путем получения нового сертификата.
Правила получения и использования электронных подписей регламентируются федеральным законом «Об электронной подписи». При соблюдении его положений ЭЦП становится удобным и безопасным инструментом как для решения личных вопросов, так и для повышения эффективности бизнес-процессов, что в итоге помогает сэкономить время и силы, сократить расходы, увеличить прибыль.