10 лучших программ для создания анимации
Поговорим о самых лучших программах для рисования объектов и создания 2D и 3D-анимаций. Стоит разобраться, что означают данные форматы.
- 2D это работа в двухмерном пространстве или по осям Х и Y. Для простоты понимания стоит вспомнить классические мультфильмы и современные выпуски «Смешариков» или «Том и Джерри». Программы, работающие с 2Д быстрее, легче в освоении и прощают больше ошибок.
- 3D включает в себя третью ось Z, благодаря чему нарисованные аниматором объекты становятся объемными. Такие продукты сложны в освоении, нередко стоят больших денег, но и отдача у них лучше. Анимации, созданные в таких продуктах кажутся более живыми и способствуют лучшему погружению. Этого требует большинство современных проектов, да и зритель становится более искушенным.
Мы подобрали для вас топ-10 самых лучших программ для рисования различных объектов и создания анимации.
Рейтинг ТОП-10 программ
по версии Soft Review
Выбирая софт в наш топ, мы обращали внимание на основной функционал, а также на удобство использования и возможности бесплатных версий.
Moho Debut отлично подходит для аниматоров с любым набором знаний. В редакторе можно переключаться между режимом для новичка и продвинутого пользователя и подстраивать интерфейс под свои требования. Присутствует коллекция объектов, на основе которых можно создавать проекты. Поддерживается работа с PSD, JPEG и BMP, также можно подключить графический планшет и отрисовать персонажей вручную. Moho можно испробовать бесплатно в течение 30 дней.
Интерфейс Moho Debut
- Есть режим для новичков;
- Поддерживает графические планшеты;
- Большая коллекция персонажей и фонов.
- Нет синхронизации аудио;
- Не поддерживает импорт файлов AI;
- Нет функции захвата движения.
Лучшие программы для создания анимации начального и среднего уровня
Во второй части обзора лучших программ для создания анимации по версии журнала Expertology предлагаем большую подборку программ, которые наши эксперты выделили в огромной массе существующих в 2020 году приложений подобного плана. Здесь мы рассматриваем программные продукты уже безотносительно их коммерческого статуса (практически все они платные с триальным периодом). Каждое из них имеет свои индивидуальные, подчас уникальные преимущества, и до определённой степени позволяют создавать анимационные ролики довольно высокого технического уровня.
Cartoon Animator
Открывает большую подборку программа, которая долгое время, с 2008 года была хорошо известна под названием CrazyTalk Animator. Наименование гораздо лучше прижилось, чем безликое «Cartoon Animator», и нередко в обзорах даже новых версий его называют именно так — CrazyTalk, или хотя бы уточняют происхождение.
Изначально Cartoon Animator была создана как среда для создания 2D-анимации, и по мере развития проекта становилась всё более мощной и функциональной. В ближайшей 4-й версии уже даже появились элементы 3D-моделирования с интересными решениями для перевода двумерных персонажей в трёхмерные.
Сразу небольшое огорчение для русскоязычных пользователей — официальной русской локализации программа пока не имеет. Но интерфейс достаточно понятный и удобный, чтобы в нём разобраться даже с базовыми знаниями языка в предметной области.
Пространство программы по умолчанию разделено на большое рабочее монтажное поле и правый боковой виджет. На виджете все рабочие материалы сгруппированы по отдельным вкладкам: Actor (персонаж), Animation, Stage (сцена) и так далее. Фактически, первые кадры собственного мультфильма можно создать буквально «в два клика», просто выбрав готовую сцену и хотя бы одного персонажа.
Большая часть встроенных и доступных к выбору объектов и персонажей имеют заложенный набор свойств, характеристик и действий, которые можно применять, отменять и изменять. Так, выбрав персонажа и установив его на рабочее поле или готовую сцену, пользователь по контекстному меню сразу же может применить к нему готовые сценарии анимации. Если нужно чтобы персонаж пошёл или побежал, достаточно просто выбрать из контекстного меню соответствующую модель поведения без необходимости прорисовывать все движения вручную.
Конечно, стандартными моделями поведения персонажи не ограничены. При выборе того или иного стандартного действия, все перемещения попадают на удобный таймлайн в нижней части экрана, после чего можно уже вносить изменения вручную хоть в каждый кадр.
Теперь несколько слов о 3D-функциях программы. Четвёртая версия программы получила новую функцию — 3D Head Creator. Наименование уже намекает на суть — функция призвана превращать ранее созданных «плоских» 2D-персонажей в 3D, причём со всех сторон обзора на 360 градусов и даже возможностью создания каких угодно поз.
Достоинства
- удобный и понятный интерфейс;
- много готовых встроенных сцен, персонажей, объектов;
- готовые сценарии поведения объектов и персонажей;
- трёхмерная функция 3D Head Creator;
- тесная интеграция с Adobe Photoshop.
Недостатки
- нет русской локализации.
Easy GIF Animator
Легковесная, простая, но весьма работоспособная в рамках своей специализации программ — это довольно известное приложение Easy GIF Animator. Это уже коммерческий продукт, платный и несколько консервативно относительно дорогой — в 2020 году около 30 долларов США за такую простую программу уже можно считать моветоном, особенно на фоне множества похожих бесплатных онлайн-сервисов. С другой стороны, предоставляются довольно гибкие условия пробного ознакомительного использования.
Специфика программы в том, что она сконструирована максимально простым и доступным образом, чтобы в ней мог быстро разобраться человек с нулевой профильной подготовкой. Позиционируется как приложение для создания анимированных баннеров, кнопок, других простых графических объектов такого плана, но этими «жанрами» её возможности, конечно, не ограничиваются.
Интерфейс программы выполнен с приятным для глаза дизайном, не перегружен, весьма интуитивно понятен. Русская локализация от версии к версии «хромает», это проявляется в наличии как русских, так и английских подписей кнопок, меню, подсказок.
Easy GIF Animator предоставляет новичкам удобные средства освоения и первых проб в создании простой анимации. Делается это при помощи Мастера. Затем отдельные кадры поддаются соответствующей ручной обработке. К кадрам, фоновым изображениям и импортированным объектам можно применять встроенные эффекты, трансформировать, менять цветность и прочее. Предварительные результаты можно просматривать в программной среде или в браузере.
В процессе рисования, компоновки и любых форм монтажа в создаваемый анимированный ролик можно добавлять звуковое оформление. Программа распознаёт файлы форматов gif, jpg, jpeg, png, iso, bmp — они принимаются для импорта в проект. Сохранить результат работы можно в том же формате gif, а также flash или видеоформате avi. При необходимости можно воспользоваться функцией автоматической генерации кода для вставки в веб-сайт.
Один заметный недостаток в Easy GIF Animator — программа плохо «переносит» большие проекты с десятками отдельных объектов. Приложение всё-таки ориентировано на довольно простую анимацию, но специальных ограничений разработчики не предусмотрели. Получается, что ограничений нет, но они возникнут естественным образом, если проект станет слишком «тяжёлым».
Достоинства
- удобный и хорошо узнаваемый интерфейс;
- доступность в освоении;
- простые и понятные инструменты;
- всё необходимое для быстрого создания многих небольших анимаций (банеры, кнопки);
- предпросмотр в браузере;
- автоматическая генерация HTML-кода для вставки на сайт;
- гибкие условия ознакомительного использования.
Недостатки
- ошибки и вылеты при превышении «невидимого порога» количества объектов;
- некачественная русская локализация (зависит от версии).
Moho (Anime Studio)
Третья программа анимации во второй части нашего обзора схожим образом с вышеописанной Cartoon Animator в своё время поменяла название, из-за чего может возникать путаница. Изначально проект носил название Moho, затем был переименован в Anime Studio, а с 12-й версии в 2016 году разработчики снова вернулись к первоначальному названию Moho. Кроме того, сам программный пакет выходит в разных редакциях — Debut и Pro с соответствующими различиями в функционале.
Как и большинство более-менее полноценных программ создания анимации, Moho сочетает возможности векторной и растровой графики, но ведущая роль принадлежит, конечно же, векторной. Она здесь строится не на кривых Безье. Разработчики решили пойти более сложным для себя путём, чтобы в результате облегчить жизнь пользователям — разработали собственную авторскую систему узловых точек. Принципы кривых Безье тоже используются, но они не базовые — с их помощью можно редактировать, например, анимационные каналы.
Что касается, собственно, анимации, то есть приведения в движение объектов, в Moho используется принцип векторного морфинга — распространённая технология, когда форма объекта от одного ключевого кадра к следующему меняется плавно, будто «перетекая».
Отдельного упоминания стоит то, как организована в Moho работа со слоями. Здесь они не просто поддерживаются, а ещё и имеют различные свойства и классифицируются по типам. Это делается для решения разного рода задач. Так, слои могут быть векторными или растровыми, смешанными (содержать объекты обоих видов), отдельные слои с индивидуальными свойствами для 3D, создания примечаний, наложения аудио, генерации частиц, «костяного» управления графикой и т. д. Есть поддержка как прямой, так и инверсной кинематики.
Moho — это весьма мощный программный пакет, позволяющий создавать довольно серьёзные анимационные продукты, причём в «промышленных» масштабах. В распоряжении пользователя множество дополнительных функций: анимация слоёв, наложение эффектов и масок, применение стилей для заливок и контуров, анимируемая камера, автоматизированная анимация (технология смарт-костей), автоматическая синхронизация голосовой аудиодорожки с движениями рта персонажа.
Готовый проект можно сохранять в разных форматах, включая SWF (с определёнными ограничениями самого формата). Видео и изображения можно экспортировать в любом разрешении, и с включением альфа-канала.
Ещё одно важное примечательное свойство Moho — наличие собственного языка программирования Lua, на котором можно писать собственные скрипты, создавать новые инструменты.
Достоинства
- собственная система узловых точек;
- корректный векторный морфинг по ключевым кадрам;
- гибкая и разносторонняя работа со слоями;
- поддержка прямой и инверсной кинематики;
- экспорт с поддержкой альфа-канала;
- собственный язык программирования для создания новых инструментов и прочего;
- множество полезных автоматических функций и процессов.
Недостатки
- нет русской локализации.
Blender 3D
Теперь немного отойдём от темы 2D-анимации и уделим внимание интересному программному продукту, предназначенному для создания трёхмерной графики с анимацией. Приложение Blender 3D — редкое сочетание минимального веса, хорошей оптимизации, неплохого функционала, и всё это совершенно бесплатно, да ещё и с открытым кодом.
Здесь сразу нужен небольшой дисклеймер. Программа позиционируется как довольно мощное средство для решения самых разных задач — создания 3D-графики с анимацией, скульптуринга, всевозможных визуализаций, даже для создания видеоигр. И на фоне такого богатства заявленных возможностей слегка приводит в недоумение размер дистрибутива — чуть более 100 мегабайт.
Ещё больше вопросов возникает после первого знакомства с программой — интерфейс богатый, подробный, изобилует функциями инструментами, виджетами. На самом деле заявленные возможности Blender 3D в целом соответствуют действительности, а такая легковесность объясняется просто ответственным подходом разработчиков к оптимизации. Проект продолжает активно развиваться.
Программная оболочка на первый взгляд может показаться не вполне понятной и удобной, но секрет здесь в том, что она поддаётся гибкой настройке под себя, а поддержка горячих клавиш даёт дополнительное удобство в применении часто используемых действий. Для «гиков» же нет никаких вообще проблем, так как здесь открытый код, написанный на Python, и любой, кто знает язык может переделывать программу как угодно.
Работа в программе происходить в выделенном пространстве — вьюпорте или сцене. Создаваемая трёхмерная модель здесь можно перемещать, вращать, масштабировать, параллельно отслеживая в виджетах последовательности изменений и применённых эффектов.
Что до самого моделирования, Blender 3D позволяет применять практически все известные и эффективные способы и методики в данной сфере: кривые Безье, NURBS-кривые, полигоны, примитивы, метасферы. Доступны также булевые операции, множество модификаторов, как в 3Ds Max.
Наконец, анимация — она в Blender 3D представлена тоже весьма достойно. Пользователю доступны скелетная анимация, ограничители, сеточная деформация, инверсная кинематика, плавное перетекание по ключевым кадрам, корректирование весовых показателей вершин и многое другое.
Достоинства
- минимальный вес;
- гибко настраиваемая оболочка;
- скорость и чёткость работы;
- широкие возможности для применения в разных областях;
- качественная оптимизация;
- полностью бесплатная;
- есть русский язык интерфейса;
- гибкая настройка горячих клавиш;
- открытый код.
Недостатки
- не самый удобный и понятный интерфейс, но поддаётся практически любой настройке и трансформации;
- возможно падение скорости работы при переключении на русский язык интерфейса.
iClone Pro
Продолжит тему 3D-моделирования и анимации интересная и популярная программа iClone. Самая работоспособная и актуальная в 2020 году — седьмая Pro-версия. Основная целевая сфера этого программного продукта — собственно анимация, разработка видеоигр, а также создание так называемых «машиним» — специфических анимационных сюжетов с особой технологией производства и отображения.
Подчеркнём сразу самую заметную особенность iClone Pro, которая отличает её от подавляющего большинства программ создания трёхмерной графики и анимации. Речь здесь о принципе WYSIWYG в контексте 3D-построения, когда дизайнер видит результаты своих действий сразу же, в режиме реального времени, не дожидаясь полной компиляции и рендеринга. Равноценных программ, исповедующих такой же принцип немного, ближайший достойный пример — Autodesk MotionBuilder.
Сильная сторона iClone Pro — значительный акцент на анимации персонажей. Разработчики движка, и в особенности ключевых дополнений в ближайшей версии создали удобные и наглядные средства для создания гармоничной скелетной и лицевой анимации человеческих персонажей и антропоморфный животных. Доступны к редактированию самые тонкие черты лица, предметы одежды, подстройка анимации рта персонажа под произносимую речь может происходить автоматически.
Работа с создаваемым контентом происходит в удобном рабочем пространстве с хорошо узнаваемым таймлайном. На шкале можно производить множество манипуляций — добавлять и удалять объекты, копировать, перемещать, трансформировать, назначать ключевые кадры. С седьмой версии можно устанавливать несколько камер одновременно. Отдельная интересная и полезная функция — автоматическое создание трёхмерной модели лица на основе обычной фотографии.
В распоряжении пользователя богатая библиотека готовых графических решений — различные предметы, одежда, заготовки персонажей или даже целые готовые «особи». Большая часть самого ценного из подобного контента, естественно, платная.
iClone Pro поддерживает самые востребованные графические, видео и звуковые форматы. Импортировать в проект можно в том числе спрайтовое видео. Финальный готовый проект можно тоже сохранить в любом популярном формате — от простого изображения JPG до видеофайла в формате WMV, AVI или MP4.
Отдельная интересная и примечательная особенность iClone Pro — создание стереоскопических изображений и даже видео. Сохранить стерео-видео можно в высоком разрешении вплоть до 4К.
Достоинства
- моделирование в режиме реального времени;
- качественный акцент на анимации персонажей;
- генерирование трёхмерной модели лица по фото;
- большая библиотека готовых объектов;
- поддержка множества форматов для импорта и экспорта;
- создание стереоскопических изображений;
- поддержка разрешение 4К для экспорта видео.
Недостатки
- сравнительно дорогая и почти полностью платный контент в библиотеке;
- только английский язык.
Hippani Animator
Теперь рассмотрим ещё одну интересную программу для создания анимации. Первоначально она называлась Hippo Animator, а с 5-й версии превратилась в Hippani Animator. При поверхностном взгляде в ней трудно выделить сколько-нибудь яркие индивидуальные признаки, но популярность программа заслужила всё-таки не просто так. Для составления объективного впечатления стоит хотя бы воспользоваться пробным бесплатным периодом.
Разработчики приложения позиционируют его как программу для простого и быстрого создания рекламных баннеров, мультфильмов, роликов с элементами анимации, отчасти для разработки видеоигр.
Сама по себе программа, подобно вышеописанному Blender 3D, весит исчезающе мало, а может довольно многое. Здесь есть весь базовый инструментарий для создания векторной и растровой графики вручную; поддерживается импорт разных форматов видео, в том числе прямо с YouTube или Vimeo; анимация по установленному служебной кривой алгоритму; наложение звука и прочее.
Рабочее поле программы содержит вполне ожидаемые области — сцена, виджеты с инструментами и слоями, таймлайн. Создание анимации происходит довольно привычным образом — в основе всего таймлайн, на котором можно обозначать ключевые кадры.
На сцену можно добавлять не только графику как таковую, но и функциональные элементы — кнопки, гиперссылки, любые другие элементы, которые сделают анимационный ролик интерактивным. Программа имеет собственный проигрыватель — анимацию можно просматривать, не выходя из среды и не экспортируя проект в видеоформат.
Интерфейс программы имеет перевод на русский язык, но не полный и довольно небрежны. Однако, его по большей части достаточно для того чтобы разобраться. Весь инструментарий сгруппирован по меню, рабочим областям и виджетам: главное меню, панель кнопок, закладки, таймлайн, сцена, библиотека, свойства. Особенность таймлайна — каждый новый добавленный на сцену объект получает свой отдельный слой.
Hippani Animator даёт возможность пользователю писать собственные сценарии на Javascript во внутреннем редакторе, тем самым автоматизируя многие процессы под конкретный проект или в целом. Поддерживается экспорт в самые разные форматы — от простого видеофайла до HTML5 или, как вариант, HTML предыдущих поколений, так, чтобы анимация смогла отображаться даже в весьма «древних» браузерах.
Достоинства
- минимальный вес;
- хорошая оптимизация;
- простота использования;
- богатая библиотека объектов;
- можно делать собственные скрипты на Javascript.
Недостатки
- небрежная российская локализация.
ZBrush
Теперь представим вашему вниманию яркий продукт знаменитой software-компании Pixologic. Это ZBrush — программа для трёхмерного и псевдотрёхмерного (2.5D) моделирования и создания соответствующей анимации. На фоне множества других видов ПО такого профиля ZBrush выделяется оригинальными подходами, редкой в этой отрасли поддержкой моделирования в реальном времени, общей самобытностью.
Одна из самых заметных отличительных особенностей ZBrush — отображение процесса создания трёхмерного объекта в реальном времени по тому же принципу, как это делается в iClone Pro. Только здесь визуальный эффект ещё и усилен эффективным движком рендеринга, благодаря чему процесс буквально напоминает «лепку» скульптуры. Такой подход и упрощает, и значительно ускоряет работу над проектом.
В программе ZBrush принята даже собственная терминология, которая масштабируется и на другие продукты Pixologic. Так, здесь есть понятие «пиксоль» (не «пиксЕль»). Подразумевается точка, которая содержит информацию не только о собственном положении на плоскости по координатам, но также цвет, глубину (координата Z), ориентацию и даже условный материал. Таким образом, создаваемый трёхмерный объект можно не только «лепить», но и раскрашивать мазками со всеми указанными параметрами, подхватываемыми программой сразу в реальном времени.
Что же до стандартных 3D-объектов, с ними программа работает молниеносно, для быстрой и чёткой модификации текстур, материалов, геометрии фигур можно использовать широкий набор инструментов. Предел детализации в ZBrush очень высокий — вплоть до десятков миллионов полигонов, но этого можно добиться только хорошо владея специальными методами и техниками.
Функционал программы можно расширить благодаря возможности подключения сторонних модулей. Такие модули создаются как тематические для работы с геометрией, текстурами, для интеграции с другими программными продуктами, могут быть просто наборы новых инструментов и т. п.
По состоянию на 2020 год ZBrush остаётся одним из самых популярных в мире программных пакетов для создания 2D/3D арта и анимации с серьёзным акцентом на скульптуринг. Программа находит широкое применение в разработке концептов, видеоигр, обычных игрушек, кинематографе и даже для создания научных иллюстраций и инфографики.
Достоинства
- создание трёхмерных моделей в реальном времени;
- полноценный скульптуринг («цифровая глина»);
- введение понятия «пиксоль» с соответствующими свойствами и возможностями;
- быстрая и чёткая работа со стандартными 3D-объектами;
- можно подключать сторонние функциональные модули;
- возможна детализация в десятки миллионов полигонов;
- полноценно представлена работа с псевдотрёхмерностью.
Недостатки
- на фоне преимуществ недостатки незначительные.
Explaindio Video Creator
В завершение большой и пёстрой подборки лучших программ для создания анимации среднего уровня рассмотрим приложение, которое стоит несколько особняком на фоне всех предыдущих. Explaindio Video Creator имеет свою специализацию — создание обучающих роликов, презентаций, любого контента, где важна визуальная доходчивость. Это, конечно, не жёсткое ограничение, но инструментарий, особенно главная «фишка» — Sketch by Hand — влияют на сферу применения.
Интерфейс программы довольно резко выделяется своей самобытностью на фоне многих других редакторов анимации и видео, которые во многом копируют друг друга. Тем не менее, стиль приятный, и к нему быстро можно привыкнуть. В конце концов, оно того стоит.
Рабочее пространство разделено на зоны, самой большой является проигрыватель. В разных частях экрана находятся панель управления, таймлайн с кнопками управления видимостью, отдельно кнопка добавления новой сцены, панель сцен, группа параметров.
Отдельного развёрнутого описания заслуживает флагманская функция Explaindio Video Creator — автоматическая анимация ручного прорисовывания исходного изображения «живой» рукой и кистью художника. В YouTube есть масса обучающих и просто популяризаторских видеороликов, где используется этот приём, и у многих пользователей возникал немой вопрос — на какие бюджеты делается такой «хенд-мейд». На самом деле всё гораздо проще, и при помощи инструмента Sketch by Hand такую анимацию может делать кто угодно.
Многие пользователи устанавливают себе Explaindio Video Creator ради одного только инструмента Sketch by Hand. Действительно, без него у программы не осталось бы и тени той привлекательности. Суть эффекта заключается в поэтапном рисовании указанного графического объекта за установленный отрезок времени. Это называется грифонаж или, чаще, doodle-video. Процесс прорисовки может происходить с рукой «художника» или без. Если рука нужна, можно выбрать в библиотеке из множества вариантов рук с кистями, карандашами, мелками, фломастерами — на любой запрос. Если даже богатого стандартного набора недостаточно, можно самостоятельно нарисовать свой собственный и добавить к общему инструментарию.
Достоинства
- приятный дизайн рабочей области;
- скорость работы и бесперебойность;
- достаточный функционал для создания 2D-анимации средней сложности;
- флагманский инструмент Sketch by Hand.
Недостатки
- не всем по душе избыточно оригинальный интерфейс.