Нужно ли ограничивать подростка в компьютере

Современные дети и гаджеты

Современным людям трудно представить свою жизнь без гаджетов. Смартфоны и планшеты прочно вошли в нашу жизнь и стали настоящими помощниками. Даже дети начинают пользоваться ими с самого раннего возраста. Ответственные родители обеспокоены тем, что экраны притягивают малышей все больше и окружающий мир становится им менее интересным. Однако и совсем без гаджетов сегодня не обойтись. В этом материале мы разберем, в чем их вред и польза, что можно и что нежелательно смотреть детям и как избежать зависимости.

По данным Института современных медиа, к 10 годам у каждого ребенка есть личный гаджет, у 25 % он появляется уже в 3-4 года; наиболее популярен у детей планшет. Медицинская школа Вашингтонского университета провела опрос 52000 человек, в число которых входили дети, подростки и взрослые. Оказалось, что 65 % взрослых, 59 % подростков и 62 % детей проводят с гаджетами в руках более 2 часов в день. А по данным Национальной медицинской библиотеки США дети проводят за экраном 7-8 часов в день.

Подросток за компьютером

Помимо трех основных сфер, подросток обязательно найдет, чем еще занять свое время, сидя за компьютером, это могут быть различные увлечения, фильмы, видеоролики и т. д. К сожалению, случается так, что ваш ребенок в буквальном смысле уходит от реального мира в виртуальный. Возможно, вам попадались на глаза статьи, с ужасающими заголовками, повествующие о страшных последствиях такого образа жизни.

Обратите внимание, сколько времени уделяет компьютеру ваш ребенок, подумайте, возможно, пришло время вмешаться, ввести ограничения. Только родитель сможет помочь объяснить подростку суть опасности такого образа жизни, и помочь правильно скорректировать количество времени, отведенное компьютеру.

В какие компьютерные игры играют подростки?

Условно всю совокупность игр можно разбить на несколько основных видов. Наиболее распространенными видами являются 3D Action (обычно это всевозможные «бродилки», «мочилки», «леталки», «гонки») и Logic («аркады», «квесты», «стратегии»).

Вообще-то, игровых стилей намного больше, но 3D Action и Logic являются наиболее яркими и любимыми. Любой игровой стиль по-своему интересен и развивает определенное мышление игрока. Первоначальный смысл игр заключался в своеобразном отдыхе от монотонной будничной жизни. Но иногда этот отдых перерастает в психологическую зависимость от компьютера

Работая над проектом , проводя исследование, я понял, что есть и хорошие игры, и плохие игры… Но кто же их придумал?

Часто создание видеоигр являлось побочным продуктом научных открытий. Так, в 1958 году физик – ядерщик, сотрудник лаборатории Брукхвена — WillyHiginbotham (Вилли Хигинботэм), изобрел первую в мире компьютерную видеоигру. В качестве экрана он воспользовался экраном осциллоскопа.

Являясь одним из создателей атомной бомбы, Хигинботэм занимался серьезными научными исследованиями. И был заядлым почитателем и игроком в теннис. Ему захотелось придумать развлечение для демонстрации возможностей своей научной лаборатории. За 3 недели он создал видеоигру «Теннис для двоих» (TennisforTwo).

В игре «мячик» отпрыгивал от горизонтальной линии внизу экрана, а отбить его надо было «ракеткой» — ею служила короткой линия в верхней части экрана. Был сделан пульт с кнопками «направо» и «налево». Игра была чрезвычайно популярна: сотрудники лаборатории часами ждали своей очереди на игру.

Но игра существовала недолго: когда потребовался для работы осциллоскоп, Хигинботэм разобрал игровое устройство. Физик не запатентовал идею, так как считал, что выдающегося открытия не сделал. Как он ошибался — показало время. Все последующие видеоигры были, фактически, реинкарнацией TennisforTwo.

Но «отцом» видеоигр называют Артура Дугласа (A.S.Douglas). Этот британский ученый в 1952 году защищал в Кембридже свою диссертацию. В качестве приложения к диссертации была его разработка — игровая компьютерная программа OXO (крестики — нолики). В нее играли на университетском компьютере. По сути, она являлась лишь демонстрацией возможностей компьютера, а не была игрой в общепринятом понимании этого слова.

Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют школьники, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле.

Типы компьютерной зависимости

Зависимость не возникает внезапно, она развивается постепенно, и каждый этап имеет свои отличительные признаки. К сожалению, далеко не все дети могут найти баланс между учёбой, друзьями, хобби и компьютером.

Чем больше у ребёнка свободного времени, тем больше шансов, что у него разовьётся зависимость.

По большому счету, зависимость от компьютера — это компульсивное расстройство поведения, которое заставляет человека снова и снова повторять одинаковые действия. В результате ребёнок чувствует себя усталым и апатичным. Поскольку сил ни на что не остаётся, остальные сферы жизни начинают уходить на задний план: разрушаются отношения, появляются проблемы с учёбой, пропадает желание ходить на дополнительные занятия.

Наиболее распространённые виды компьютерной зависимости среди детей и подростков:

Игровая зависимость

Самая распространённая зависимость среди подростков, поскольку все дети с раннего возраста любят играть, а в интернете можно найти компьютерные игры на любой вкус. Игровая зависимость возникает, если подросток тратит всё свободное время на компьютерные игры, теряя связь с реальностью. Качественная и насыщенная графика погружает ребёнка в мир иллюзий, из которого не хочется уходить.

Разработчики компьютерных игр стараются создать продукт, который вызовет интерес у большинства пользователей. Существует достаточное количество способов возвращать игрока в игру снова и снова. Например, такие игры как World of Warcraft или Everquest побуждают вас заходить в игру регулярно, чтобы проходить ежедневные задания и получать награды, что, в свою очередь, повышает вероятность зависимости.

Читайте подробнее про игровую зависимость в интервью с психологом Мой ребёнок — геймер? Как определить игровую зависимость и справиться с ней.

Сетевая зависимость

По статистике на 2020 год, почти каждый подросток в возрасте от 7 лет зарегистрирован в социальных сетях. Стеснительные юноши и девушки, которым трудно найти друзей в реальной жизни, находят решение своей проблемы в социальных сетях. В виртуальной реальности, сидя перед компьютером, легче завести разговор и рассказать о себе. Но, по факту, общение в социальных сетях может усугубить ситуацию: с каждым днём завести знакомство в реальности будет сложнее, а общение в сети станет приносить всё больше удовольствия.

Социальные сети несут и ряд опасностей. Например, среди «собеседников» могут попасться злоумышленники, цель которых в лучшем случае лишить ребёнка денег, в худшем — здоровья и жизни.

Сетевой сёрфинг

Зависимость от сети, которая проявляется в виде бесцельного «брожения» по разным сайтам из-за скуки и незнания, как провести своё свободное время. К сожалению, информация редко оказывается полезной, но выматывает человека так, будто он весь день просидел перед учебниками. При этом в голове кроме тумана ничего не появилось. Поэтому необходимо регулярно устраивать себе «информационный детокс», чтобы дать возможность психике отдохнуть от информационного шума. Для этого достаточно на несколько часов отложить свой телефон в сторону и пойти подышать свежим воздухом или заняться любимым делом без гаджета.

Другая распространённая форма зависимости, которая по масштабам не уступает компьютерной, — зависимость от гаджетов. Проконтролируйте, сколько времени ваш ребёнок проводит в телефоне и какие приложения использует. Поставьте лимиты и блокируйте нежелательный контент. Всё это возможно с приложением Kids360.

Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:

  • Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми
  • Недостаток внимания со стороны родителей
  • Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении
  • Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного
  • Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать
  • Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером
  • Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье
  1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения
  2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе
  3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем
  4. Ребенок может проявлять агрессию, в случае лишения его доступа к компьютерным играм
  5. Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру
  6. Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов
  7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу
  8. Могут наблюдаться проблемы с осанкой, появляться головные боли
  9. Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность
  10. Взрослым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре. Часто такие взрослые сами зависимы от компьютера и интернета
  11. Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги
  12. Часто подросток может принебрегать своим внешним видом и личной гигиеной. Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.

Как интернет влияет на отношения детей и родителей

Увлечение интернетом может стать причиной плохих отношений между ребенком и его родителями. Эта взаимосвязь работает и в обратную сторону. Если родители не дают ребенку внимания и заботы, он начинает компенсировать их нехватку с помощью интернета.

За компьютером день пролетает незаметно. Ребенок может потерять ощущение времени и не успеть сделать уроки или дела по дому , потратив время на игры или общение . Это может стать причиной скандалов и упреков со стороны родителей. Чем чаще будут повторяться подобные ситуации, тем сильнее будут портиться отношения. В запущенных случаях у ребенка может возникнуть ненависть по отношению к родителям.

Нужно помнить, что в интернете имеется немало угроз для психики и здоровья ребенка. Если он отдалился от родителей, мошеннику или маньяку проще войти с ним в контакт. Парадоксально, но запуганные родительской опекой дети с доверием относятся к незнакомым людям. При неблагоприятных условиях это может обернуться настоящей трагедией.

Стадии интернет-зависимости

Игромания (лудомания) давно привлекала внимание психиатров, а сегодня их профессиональный интерес сместился от азартных игр к онлайн-играм. Игровая зависимость у подростков и взрослых, как любое заболевание, имеет свои стадии. Сегодня популярна классификация Кекелидзе-Шемчука, согласно которой полное погружение в виртуальную жизнь проходит в 4 этапа.

Разрешать или нет ПК ребенку — ведь влияние компьютера на детей не всегда положительное

Сейчас мнения родителей расходятся с тем что стоит ли включать вообще персональный компьютер в жизнь своего чада или же строго настрого запретить.

  • Кто то наоборот, старается купить самый навороченный компьютер или ноутбук ребенку, в целях образования и просвещения.

Другие родители наоборот, заставляют своих детей ходить в библиотеки, к друзьям, делать что угодно только не сидеть за компьютером, так как влияние компьютера на детей​ огромно.

Посмотрите простенький компьютер для ребенка, чтобы обучался на Яндекс.Маркете:

Мне кажется и то и то не верно. Во первых, хотим мы того или нет, ПК в нашей жизни есть, и никуда от этого не деться.

  • Поэтому компьютер нужно давать ребенку — дозировано! Например, в виде поощрения за хорошую отметку в школе: получил «5» по математике — заслужил 30 минут поиграть. Принес «двойку» по английскому — 2 дня без компьютера.

Это лучше чем если Ваш малыш будет сидеть сутками у монитора и портить глаза. Контроль нужен обязательно, баловать нельзя, разрешая ему часами играть и сидеть в соцсетях.

Опасное влияние компьютера на мозг

Излишняя привязанность к современным технологиям не может не сказаться отрицательно на человеке.

Каждый вид воздействия имеет свои положительные и отрицательные стороны. Компьютер и прочие гаджеты, вошедшие в нашу жизнь, оказывают негативное влияние, если их становится слишком много.

Отрицательные аспекты воздействия компьютера на мозг:

Усталость от длительной работы с компьютером

  1. Повышенная утомляемость. Причина в навязанном непривычно высоком темпе работы и повышенной нагрузке на глаза, ограниченной подвижности. Человек быстрее начинает испытывать усталость, а чтоб избавиться от нее, требуется больше времени. Детям трудно сосредотачиваться, ухудшается внимательность ребенка, успеваемость.
  1. Чрезмерное эмоциональное перевозбуждение. Как правило, такой эффект встречается у заядлых геймеров, выбирающих развлечения, требующих быстрой ответной реакции на действия противника. После затянувшейся игровой сессии человек перевозбужден, при этом чувствует сильную усталость.
  1. Возникновение игровой зависимости. И это проблема, так как люди, увлеченные мирами компьютерных игр, не замечая, проводят за ними многие часы. В случае лишения этого хобби, они ощущают сильный психологический дискомфорт.
  1. Деградация навыков социального взаимодействия. Общаясь только через компьютер, пусть и с людьми по сети, человек постепенно утрачивает навык общения в реальном мире. Появляются проблемы с соблюдением общественных рамок и норм. Страдает понимание чужих эмоций без специальных опознавательных значков. Может сформироваться страх общения вживую и другие черты аутического спектра.

Как и любые новые технологии, гаджеты с доступом в интернет способны изменить человеческую жизнь (4). Но как конкретно компьютер влияет на мозг человека – напрямую зависит от самого пользователя и используемых им методов.

Чтобы получать только положительный результат для себя и детей, следите за тем, как используются современные технологии. И, при необходимости – корректируйте этот процесс.

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector