Новый метод смазывания кулеров в блоке питания. Обзор и выводы

Новый метод смазывания кулеров в блоке питания. Обзор и выводы

Рассмотрим следующую ситуацию. Есть компьютер с проблемой – не включается, не реагирует на кнопку включения.

Ставим заведомо рабочий блок питания. Компьютер запускается. Наш проблемный блок совсем бюджетный, простой. Ремонтировать такие блоки нецелесообразно, так как можно за те же деньги поставить заведомо рабочий б/у блок даже лучшего качества.

Теперь непосредственно к проблеме блока питания.

История проблемы следующая – ранее в системном блоке что-то гудело. Потом этот звук пропал. Дети играли в мелкие игры. В один момент компьютер выключился и пошел неприятный запах.

Обратим внимание на корпус блока.

На изображении выше видно некое отверстие. Причем заметно, что часть металла вогнуто внутрь под резинку.

Можно предположить, что тот человек, который устанавливал клиенту этот блок, поленился снимать металлическую крышку, кулер, резиновую пробочку, отпаивать провода, чтобы смазать кулер. И он по авторской методике сделал дырку и шприцем загнал смазку внутрь.

По поводу запаха. Он действительно есть. Однако, при визуальном осмотре следов горелости и плавления обнаружить не удается. Сказать, что блок питания забит пылью тоже нельзя.

Проверяем этот блок питания, чтобы посмотреть, как он себя ведет. Для этого берем специальный тестер и подключаем блок в сеть.

При подключении тестера в середине блока питания происходит щелчок. Возникает ощущение, что блок уходит в короткое замыкание. И индикаторы тестера показывают, что практически всех напряжений нет. Кулер при этом совершенно не дергается.

Одной из возможных причин подобной проблемы является то, что втулка в кулере была плохо смазана. Кулер из-за этого существенно уменьшил свои обороты, вообще остановился или сгорел. Алюминиевые радиаторы перестали справляться с функцией охлаждения. В итоге система вышла из строя.

Раскрутим кулер, чтобы осмотреть резиновые пробки (они бывают пластмассовые), под которыми находятся втулки.

Снимаем наклейку с вентилятора.

Под ней обнаружили следующее. Наклейка, как и металлическая пластина корпуса пробиты нормально для смазывания втулки, а резиновая пробка непосредственно над втулкой пробита совсем чуть-чуть.

Вынув пробку, мы обнаружили, что внутри все сухо. То есть смазка не попала по месту назначения.

Резюмируя этот метод смазки кулера, можно сказать следующее. Метод, в принципе, интересный, более быстрый по сравнению с ортодоксальным. Но особого смысла в нем нет. Да и не очень хорошо повреждать корпус, когда можно добраться до места, требующего смазки, без этого.

Лучше потратить больше времени на разбор кулера для смазки его, чем сделать это по-быстрому, но потом заниматься ремонтом блока питания или его заменой. Также выйдет и проигрыш по деньгам.

Смазываем вентилятор

Если вентилятор остановился или обороты значительно упали, то его необходимо смазать. Это будет намного экономичнее, чем покупка нового вентилятора и займёт несколько минут.

Для смазки вентилятора необходимо подготовить ватную палочку, смоченную спиртом, две иголки и масло. В качестве смазки можно использовать как машинное масло, так и густые смазки типа ЛИТОЛ-а или ЦИАТИМ-а. Вентилятор можно смазать и специальной силиконовой смазкой, которая используется для смазки трущихся частей принтеров, приводов и других устройств.

Первым делом вентилятор необходимо снять с кулера или корпуса. В качестве примера я снял вентилятор с видеокарты. Он показан на рисунке 1.

После того, как вентилятор снят, нужно удалить блестящую самоклеющуюся этикетку. Вентилятор со снятой этикеткой показан на рисунке 2.

Вентилятор со снятой этикеткой

В центре вентилятора видна ось крыльчатки, которая зафиксирована пластиковой белой шайбой. Крупнее этот участок показан на рисунке 3.

На белой пластиковой шайбе, фиксирующей ось, виден разрез. В этот разрез нужно вставить иголку, раздвинув две части шайбы. Затем второй иголкой нужно аккуратно приподнимать шайбу, начиная от места разреза. Будьте внимательны, шайба достаточно упруга и может соскочить с оси и потеряться. Вентилятор со снятой шайбой показан на рисунке 4.

Теперь необходимо вынуть крыльчатку.

Если на оси крыльчатки есть какие-то еще шайбы (как на рисунке 5), то их тоже необходимо снять.

Затем ватной палочкой, смоченной в спирте, нужно очистить ось крыльчатки и втулку в корпусе вентилятора. Необходимо удалить всю старую смазку. Для очистки внутренней поверхности втулки можно использовать зубочистку или спичку.

После того, как все очищено спиртом, на нижнюю часть оси нужно нанести смазку или капнуть масла, а затем установить на место шайбы, если они там были. После этого крыльчатку можно поставить на место и вернуть на место фиксирующую шайбу. После того, как вентилятор собран, прямо на фиксирующую шайбу можно капнуть масла или положить густую смазку.

Если немного масла попадет на корпус вентилятора, то его надо удалить при помощи ватной палочки или тряпки. Остается приклеить на место этикетку.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Как почистить блок питания

Итак, давайте начнем нашу чистку! Для начала нам естественно нужно отключить компьютер от сети и отсоединить все провода, которые ведут к системному блоку. Вытащить сам системный блок и поставить на стол, ну или куда вам удобней. Главное чтобы было просторно для работы.

sistemnyi-blok

После проделанного, нам нужно открыть крышку системника. Что я и делаю.

otkrytyi-sistemnyi-blok

Открыли, теперь нам нужно достать оттуда блок питания. Как это сделать? Вопрос риторический. Для этого нам нужно отсоединить провода, которые подают питания. То есть просто отсоединить провода, которые отходят от блока питания и крепятся к чему либо. Ну как то так. Давайте это сделаем. Кстати, посмотрите ниже на пыль, что там скопилась.

Pylnyi-blok-pitaniia

Провода

Дальше нам потребуется открутить болтики, которые крепят блок питания к системному блоку. Нам потребуется отвертка. Берем ее и откручиваем.

Otkruchivaem-blok-pitaniia

Откручивая последний болтик, придерживайте блок питания! Иначе он может упасть и что-нибудь повредить. В данном случае у меня бы был большой процент повреждения видеокарты. Поэтому будьте аккуратны на каждом шагу.

snimaem-blok-pitaniia

Открутили. Что делать дальше? Нужно вытащить его оттуда. Для этого просто аккуратно тянем его назад потом чуть-чуть вниз, ну или просто назад. Он сам должен отсоединиться от системного блока.

blok-pitaniia-sniat

blok-pitaniia-sniat-i-lezhit

Хорошо. Отсоединили блок питания. Теперь будем его чистить от пыли. Выбираем место поудобней и попросторней.

blok-pitaniia-lezhit

На этот раз нам снова нужно открутить болтики, но уже непосредственно от самого блока питания.

boltiki-bloka-pitaniia-otkrucheny

Хорошо. Мы это сделали. Теперь нам нужно открыть крышку. Для этого просто стараемся потянуть ее на себя. Что я и делаю.

Как почистить блок питания

Крышка блока питания

Открыли. Это хорошо. Не хорошо лишь то, что в нем пыль, которую мы сейчас и будем убирать. Посмотрите заодно и на кулер.

kuler-bloka-pitaniia

Ну в принципе, пыли и не так уж и много. Это все потому, что я часто чищу свой компьютер. Если вы вообще делаете это в первые, то приготовьтесь к пыльной работенке. Хотя, может быть вы из тех, кто таскает свой компьютер в компьютерный центр. В общем, не суть. Давайте лучше начнем чистить.

Как я рекомендую это делать Вам? А рекомендую обычными кисточками. Ниже на снимке видно, какими пользуюсь я.

Кисточки

Рекомендую жесткую и мягкую. Мягкой кисточкой мы почистим плату, а вот жесткой уже кулер. Можно еще использовать пылесос, если пыли и вправду навалом. С ним будьте аккуратны. Лучше же конечно использовать баллончик со сжатым воздухом. Да и вообще при чистке компьютера от пыли, именно им и пользоваться. Об этом я тоже упоминал в статье о замене термопасты. Почитайте если интересно.

Со средством чистки разобрались, теперь давайте начинать. Как это выглядит у меня:

chistka-platy-bloka-pitaniia

Здесь я чищу плату мягкой кисточкой. Правда, диаметр маловат. Она скорее для узких мест. Я же вам рекомендую побольше.

chistka-kryshki-bloka

На крышке тоже оседает пыль, так что здесь можно жесткой кисточкой. Или какой-нибудь тряпочкой протереть. Значения не имеет.

Плату почистили, крышку почистили. Теперь давайте кулер. Откручиваем болтики, которые его крепят. На фото ниже все показано.

otkruchivaem-kuler-bloka-pitaniia

Кстати. На некоторых блоках питания есть возможность отсоединить кулер от провода. У меня, к сожалению — сплошной провод. Поэтому кулер придется чистить рядом с блоком питания. А жаль.

kuler-sniat-s-bloka-pitaniia

Кулер открутили. Теперь осталась чистка. Давайте приступим.

chistim-kuler-bloka-pitaniia

kuler-bloka-pitaniia-pochishchen

Примерно вот так это выглядит. С чисткой блока питания и кулера я думаю, мы закончили. Теперь давайте смажем кулер.

Какой тип смазки подходит

Рассмотрим, каким средством вы можете воспользоваться для смазывания кулеров ПК или в ноутбуке.

  • Силиконовая смазка. Оптимальный вариант в рассматриваемом случае. Имеет довольно густую консистенцию, поэтому долго остается в подшипнике. Не влияет на скорость вращения лопастей и не создает дополнительной нагрузки.
  • WD-40. Хорошо удаляет любые загрязнения и ржавчину. С помощью такого состава можно отреставрировать в том числе и остановившуюся крыльчатку. В качестве смазки не лучший вариант, так как служит недолго.
  • Машинные масла. Можно воспользоваться «Литолом» или «Солидолом». Однако такие составы не подходят для быстровращающихся деталей по причине высокой вязкости. Можно их использовать, если других вариантов нет. Не стоит заряжать подшипник в кулере системного блока моторным маслом — слишком малая густота, будет вытекать.
  • Графитовые составы. Не рекомендуется их применение, так как такие смазки проводят ток и при попадании на детали компьютера возможен пробой статического электричества. Предназначены они для очень больших механизмов, а поэтому слишком вязкие.
  • Для швейных машин. Не лучший вариант, но можно воспользоваться, если больше ничего нет под рукой.

Отдельным абзацем хочу выделить: никогда не смазывайте вентиляторы в компьютере подсолнечным или растительным маслом. Они не остаются на поверхности, как все прочие, а становятся очень липкими и коксуются, препятствуя нормальному вращению оси вентилятора в подшипнике. Если туда еще и забьется пыль, вентилятор выйдет из строя очень быстро.

В завершение хочу добавить, что нет принципиальной разницы, какой именно кулер смазывать вышеперечисленными средствами — от процессора, блока питания, видеокарты или корпусные.

Их конструкция не имеет принципиальных отличий. Чаще всего применяются подшипники скольжения, а шариковые — только в топовых моделях. Рекомендованные масла эффективны в любом случае.

Также для вас будут полезны инструкции «Как поменять вентилятор в компьютерном блоке питания» и «Что можно сделать при перегреве графической платы». Не забывайте расшарить этот пост в социальных сетях — так вы поможете развитию моего блога. До следующих встреч на его страницах!

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector