Commodore
Commodore was an American computer company (1955–1994) founded in West Chester, Pennsylvania by businessman Jack Tramiel. Tramiel—famous for his combative business style, his talent for spotting emerging markets, and his colorful sayings—at first sold and repaired typewriters. But his Commodore Business Machines company later branched out into other business areas, including electronic calculators.
When electronics companies began manufacturing their own calculators in the 1970s, Commodore suffered the first of their many business setbacks and nearly went bankrupt. But they learned their lesson and followed the competition by buying their own electronics manufacturing company, MOS Technology, who specialized in the design of computer chips. This move allowed Commodore to cut production costs and maintain quality. It also brought in talented engineers like the legendary Chuck Peddle, who designed the hugely popular 6502 CPU. It cost a fraction of rival processors and formed the basis of Commodore’s entire 8-bit home computer range throughout the 70s and 80s.
Shortly after acquiring MOS, Commodore introduced the PET 2001, a home/business/education computer that (unlike other computers of its day) came with a processor, keyboard, monitor, and cassette storage all bundled into a single unit. It proved instantly popular, and Commodore kept adding improved models to the range with bigger memory, better keyboards, and better screens. These PETs, with their characteristic white cases and green screens, can still be spotted as background props in TV reruns and old movies.
In 1981, Commodore released the VIC 20, the first widely available color computer and the first to sell one million units. Its follow-up, the C64, enjoyed even greater success, and over thirty years later it remains the best-selling computer of all time. Commodore continued to push the boundaries of low-cost high-tech with their Amiga range of multimedia computers, which wowed 1980s computer buyers. But despite their continued innovation, Commodore never again enjoyed their earlier success.
By 1994, boardroom wrangling, Tramiel’s waning influence over his company, the ups-and-downs of the home computer market, and the new PC standard had all pushed Commodore into voluntary liquidation. Commodore and its product names, such as C64 and AMIGA, were sold to Escom (1995-96), Tulip (1997-2004), and Yeahronimo Media Ventures Inc. (AKA Commodore International Corporation or Commodore Holdings B.V. (since 2005)), Commodore Gaming (2007), and Commodore USA (2010-2012). Today (2019) Commodore computers are used and developed by enthusiasts.
For many people, the Commodore name is a fond reminder of the Golden Age of home computing.
История создания
В январе 1981 года перед MOS Technology, Inc., дочерней компанией Commodore была поставлена задача — разработать графический и аудио чипы для игровых приставок следующего поколения. Разработка заняла почти год и разродилась в ноябре двумя чипами: MOS Technology VIC-II (графика) и MOS Technology SID (звук).
Проект игровой консоли — Ultimax или Commodore MAX Machine, возглавил Yash Terakura из Commodore Japan. Однако, вскоре проект был заморожен, хотя, некоторое количество машин всё же было произведено для Японии.
В это же время Robert «Bob» Russell (системный программист и разработчик архитектуры VIC-20) и Robert «Bob» Yannes (разработчик SID) раскритиковали текущую линейку продуктов Commodore, нацеленную на бизнесменов, являющуюся продолжением линейки Commodore PET. Не без помощи Al Charpentier (разработчик VIC-II) и Charles Winterble (менеджер MOS Technology), они предложили тогдашнему CEO Commodore Джеку Трэмиелу толкового бюджетного последователя VIC-20. Трэмиел настоял, чтобы у машины было 64 Кб памяти. 64KB DRAM в то время стоило около 100$, но он был уверен, что к моменту запуска в производство, цены снизятся. В ноябре Трэмиел назвал дату завершения работ — первые выходные января 1982 года — дата проведения Consumer Electronics Show.
Кодовое имя продукта значилось как VIC-40, недвусмысленно намекая на связь с предшествующим VIC-20. Команда разработчиков состояла из Bob Russell, Bob Yannes и David A. Ziembicki. Дизайн, прототипы и несколько демонстрационных программ были закончены вовремя, но для этого команде пришлось работать в течение всех зимних праздников.
Commodore BASIC 2.0 заменил собой более продвинутый BASIC 4.0 из серии PET, ведь C64 задумывался как простенький домашний компьютер и ему не были нужны дисковые функции из BASIC 4.0. Такой шаг был сделан сознательно, ведь рядовым пользователям вряд ли бы понадобились команды прямого доступа к диску, для них было важнее иметь большее количество цветов и улучшенный звук.
После презентации, VIC-40 был переименован в C64. Напомню, что бизнес продукты Commodore имели одну букву в названии, после которой шла ёмкость памяти (например P128 или B256).
Впечатляющий дебют C64 состоялся в январе 1982 года на зимней Международной выставке потребительской электроники (англ. Consumer Electronics Show). Как вспоминает David A. Ziembicki: «Мы видели, как у людей из Atari от удивления отваливались челюсти, ‘как вы сделали такое за 595$?'» Ответ был прост. Commodore владела производителем чипов MOS Technology, и себестоимость каждого C64 составляла всего 135$.
В декабре 2019 года в продаже появится компьютер The C64 — обновлённая версия Commodore 64, выпускавшегося с 1982 по 1994 годы. Он будет стоить 120 долларов в США и 110 фунтов стерлингов в Великобритании.
В отличие от The C64 Mini, вышедшего в 2018 году, The C64 — полноразмерная реплика оригинальной модели Commodore 64. Компьютер обладает ретро-начинкой, но укомплектован современным HDMI-выходом для подключения к монитору или телевизору, а также USB-портом. Максимальное разрешение — HD. В стандартной комплектации прилагается джойстик, а на корпусе компьютера, как и прежде, размещается полноценно работающая клавиатура.
The C64 работает в трёх режимах: C64 Basic, VIC20 и Games Carousel. На компьютере можно заниматься программированием на языке Basic или запускать игры. Среди предустановленных игр есть как классика (Paradroid, Boulder Dash, California Games, Iridis Alpha, Gridrunner, Hover Bovver, Attack of the Mutant Camels и другие), так и совсем свежие релизы (Galencia и Planet of Death).
Эмуляция
Наиболее известный эмулятор C64 — VICE. Еще один популярный эмулятор — CCS64.
К выходу своего 100-го номера, один из самых крупных журналов о C64 — Zzap! — опубликовал список игр [3] , получивших самые высокие оценки в их журнале. В него вошли как хиты прошлого, такие как Boulderdash, Bubble Bobble, Ghosts ‘N’ Goblins, Golden Axe, Nebulus, Rainbow Islands, так и более «нишевые» игры, особенно популярные именно среди пользователей Commodore 64: Great Giana Sisters, The, Hawkeye, Head over Heels, IK+, Impossible Mission 2, Little Computer People, Paradroid, Turrican, Turrican 2.
Layout
The keyboard layout is from the Commodore VIC-20, with lineage back to the Commodore PET line of office computers.
The alphanumeric area is 16.25u wide, with Return and Del keys far right. To the right of it, there is a column of four function keys. The function keys have odd numbers: even numbers are acquired with Shift.
There are two cursor keys right of the right Shift key. They are Down and Right respectively but reversed with Shift. Together they can be operated with three fingers on one hand.
The C64 has two character sets in ROM, called PETSCII, based on the 1963 version of ASCII with a ← instead of _ and ↑ instead of ^. Commodore also put the £ sign instead of . The default unshifted set is all-caps. In BASIC mode, pressing Shift+Commodore switches to/from the shifted set which has lower-case characters also. The switch changes only a pointer to a different place in the character ROM: upper-case chars become lower-case, and graphics chars become upper-case. Upper and lower case characters in the shifted set are swapped compared to regular ASCII.
Most of the character set is occupied by graphics characters: line drawing, blocks, playing card colours and pi, and «reverse text mode» forms of those. The non-reversed graphic characters are printed on the front (later: on top) of the alphabetic and symbol keys, They are accessible with the Commodore modifier, and Shift (unshifted set only). Commodore + changes the text colour, and for entering/leaving «reverse text mode».
There are a few different country-specific keyboards with different layouts but instead of different keycaps the keys that differed from the English norm had stickers with new legends. These C64s came with different kernal ROMs with different character-scanning routines. The character set did also not support all letters so the character ROMs had character graphics in some code spaces replaced with others.
Commodore 64
Хотелось бы рассказать сегодня о замечательном 8-битном компьютере Commodore 64 и о том, как мы стали его счастливыми обладателями. Дело было в конце октября этого года, когда в теме на амижном форуме AiC всплыло объявление о продаже компьютера в Москве…
Недолго думая, я связался с автором объявления и начал договариваться о встрече, попросив показать фотографии. Фотографии были получены и еще больше подогрели интерес, так что я предложил 3000 руб и, не откладывая дело в долгий ящик (как выяснилось – очень правильно), на следующий день съездил и купил компьютер C64 C, а также прилагавшиеся к нему раритеты, как-то: переведенный на русский язык мануал от кооператива “Старт-сервис” 1991 года, отпечатанный на страшном матричном принтере, несколько объемных пачек кассет, любовно снабженных рукописными списками игр с указанием места на кассете (на кассетном магнитофоне при проигрывании или перемотке работает механический счетчик), кассетный магнитофон, для работы с Коммодор-64, погрызенный, но рабочий блок питания и два QuickShot джойстика.
Сложности с освоением, конечно, были. Например, кто догадается, что телевизор нужно переключить именно на канал 36 для работы с Коммодором? Пришлось немного понервничать, пока это выяснилось… Но самое интересное началось при попытках загрузить игры с кассет. То ли дело было в кривых руках, то ли в том, что кассетам уже больше 20 лет, но игры загружались нормально очень редко. Единственное исключение, которое более-менее стабильно грузилось – игра Hawkstorm, с лицензионной кассеты. Я даже записал видео, как это выглядит у нас на телевизоре:
Игра оказалась очень сложной, особенно с управлением джойстиком: неповоротливый персонаж постоянно попадает под пролетающую нечисть. Однако, до второго уровня пройти получилось:) Из других игр, в которые удалось поиграть с умирающих кассет запомнилась игра про Лиса с пистолетом, который сражался с собаками – очень плавная анимация, которую не ожидаешь увидеть в такой древней игре. К сожалению, геймплей там оказался очень заурядный и больше одного раза играть не тянет.
Но что делать, чтобы поиграть в игру, которой нет на кассете? Этот вопрос больше всего меня волновал. Выяснилось, что реальных вариантов тут немного: либо покупать флоппи-дисковод 1541, тогда в принципе возможно сделать так, что с PC на дискеты записывать игры, а потом запускать их на C64, либо покупать эмулятор дисковода. Второй случай мне лично ближе, так как такой девайс и места меньше занимает, и быстрее в использовании: записал один раз на 4-гигабайтную SD-карту коллекцию игр и больше о поиске и записи не вспоминаешь. Тут опять же есть два варианта – либо более дешевый, но не полностью эмулирующий 1541 SD2IEC и его производные (проект имеет свободный код), либо 1541 Ultimate, который предоставляет полную эмуляцию 1541, но стоит аж 130 евро. Решено было купить более дешевый вариант, но снова возникла проблема: почти все ссылки, по которым предлагались собранные схемы для продажи, оказались устаревшими, и на самом деле живым и работающим оказался только один товарищ из Англии по этой ссылке: http://www.sd2iec.co.uk
Он предлагает SD2IEC от 30 фунтов стерлингов (самый дешевый вариант), что с доставкой вышло чуть больше 1700 руб – не самое дешевое удовольствие, надо сказать. Но для самых фанатов есть еще варианты за 45 фунтов – в коробочке и с кнопками ресет/смена диска, а за 65 фунтов предлагается вариант в корпусе от коммодоровского кассетного магнитофона! Здесь тоже был выбран более дешевый, практичный вариант за 30 фунтов. Где-то неделю назад девайс пришел и был опробован. Установка и использование оказались проще некуда: два разъема вставляются в параллельный и кассетный порты компьютера, а на SD карточку записывается специальная программа cbmfilebrowser в корень диска, а коллекция игр – в отдельную папку. При включении компьютера надо загрузить filebrowser, который предоставляет возможность навигации по содержимому флешки и загрузки нужного образа D64 или прямо программы PRG.
Но и здесь оказалось не всё так гладко. Во-первых, заглавные буквы в названиях файлов в браузере не отображаются, возможно, это проблема прошивки, а может еще что-то, но особых неудобств это не создает. Хуже дело обстоит с запуском современных демок. Накачав демок с первой страницы топ-демо для C64 с pouet.net, я был очень разочарован тем, что больше половины не запустилось вообще, а из остальных до конца дошли только совсем маленькие демки. Настоящие мегадемо, судя по всему, используют свои собственные загрузчики, которые не совместимы с SD2EIC.
Так или иначе, но хотя бы в игрушки поиграть удалось – пока что начал с великолепных шмапов прошлого: R-Type, Alleykat, River Raid… Про Alleykat, стыдно сказать, раньше не знал, хотя эта игра очень мною уважаемого товарища – Эндрю Брейбрука, о котором можно почитать в Oldgames Diskmag #7. Ну а про коммодоровские игрушки, будем надеяться, скоро напишу партию описаний и лучшее из лучшего с этой платформы наконец появится на Old-Games.Ru!