Ребенок и компьютер
У современных детей складываются весьма тесные отношения с компьютерами. Уже трёхлетние малыши умеют не только включать мультфильмы, но и выполнять простейшие операции, а школьники предпочитают компьютерные игры вместо интересных развивающихся занятий. Раннее приучение ребёнка к подобной технике вредно для здоровья, поэтому родители должны знать, чем вреден компьютер для детей.
Вред компьютера для детей не подлежит сомнению. Умная машина сильно влияет на здоровье ребёнка. Во-первых, портится зрение, ведь глаза постоянно находятся в напряжении. Если долго сидеть у экрана, то может возникнуть двоение изображения, сухость и/или жжение в глазах. Так как глаза детей ещё не окончательно развиты, они быстрее устают. Таким образом, появляется близорукость. Из-за этого ребёнку приходится надевать очки. А ещё многие дети играют на планшете или телефоне, лёжа на кровати, и сидя, развалившись в кресле, иногда даже на полу, что тоже негативно сказывается на зрении.
Во-вторых, ноутбук вредит и осанке детей. Часто компьютерное место не подходит ребёнку по росту. Из-за этого спина постоянно находится в неверном положении. Он начинает сутулить спину или сильно тянет шею, потому что не видно экрана. Все это приводит к искривлению позвоночника, голова и спина могут заболеть.
В-третьих, появляются проблемы с нервной системой. У ребёнка она ещё слабая, неразвитая. Поэтому, если чадо долго общается с компьютером, у него могут появиться проблемы со сном, резкая смена настроения и сильная возбудимость.
Нормы компьютер для детей
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
На улице становиться холодно, всё меньше времени дети проводят на улице и больше за компьютером. Как оборудовать рабочее место с соблюдением основных гигиенических требований?
Чтобы правильно оборудовать рабочее место необходимо соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места ПЭВМ, которые регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
1. Помещение для работы с компьютером должно иметь естественное и искусственное освещение, защитное заземление.
2. Окна должны быть оборудованы жалюзи или шторами.
3. Рабочий стол следует размещать таким образом, чтобы естественный свет падал слева.
4. Искусственное освещение должно быть общим равномерным, возможно дополнительное местное освещение.
5. Для внутренней отделки интерьера помещения должны использоваться диффузно-отражающие материалы. Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 кв.м.
6. С целью улучшения качественного состава воздуха следует проводить ежедневную влажную уборку и систематическое проветривание помещения.
7. Уровни шума и вибрации от ПЭВМ не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий.
8. Каждый компьютер создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора.
9. При наличии нескольких компьютеров в помещении, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м., между рабочими столами в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора — не менее 2,0м.
10. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на расстоянии 60-70см, но не ближе 50см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
11. Высота стола, стула, пространства для ног и стула должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
12. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть полумягкой, с нескользкой, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.
13. Стол должен быть одноместным. Одновременно за компьютером должен заниматься только один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна для размещения ПЭВМ с регулировкой по высоте для школьников в пределах 52-76см, для дошкольников — 46-52см и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 о до 15 о с фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 о -15 о ); ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 75см для школьников и не менее 60см для дошкольников (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 55см;
Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. С целью профилактики зрительного и общего утомления при занятиях на компьютере необходимо, чтобы непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, не превышала:
— для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.;
— для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.;
— для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.;
— для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин.
Родителям на заметку необходимо знать, что количество занятий с использованием ПЭВМ в общеобразовательных учреждениях регламентируется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». При этом оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I — IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V -VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX — XI классах — 3 урока.
При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (упражнения для глаз, физкультурные минутки). Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся в II — V классах — не более 60 мин., для обучающихся в VI классах и старше — не более 90 мин.
«Санитарные правила и нормы использования ИКТ при работе с детьми дошкольного возраста»
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)
Консультация для педагогов
«Санитарные правила и нормы использования ИКТ
при работе с детьми дошкольного возраста»
Наиболее привычным для России и системы образования является сочетание ИКТ – информационно-коммуникационные технологии. ИКТ произвело настоящую революцию в образовании. Когда мы говорим об ИКТ, то чаще всего имеем ввиду компьютер и интернет. Это не удивительно. Компьютер превратился сегодня в общетехнологическую действительность, которую невозможно игнорировать.
Хорошо это или плохо, но компьютеры быстро интегрируются практически в каждый аспект нашей жизни, от школы до банковских операций, уплаты налогов и выборов. ИКТ обеспечивают доступ к широкому спектру информации доступных при известных навыках дома, в офисе, на даче, на пляже. Компьютеры конкурируют с почтой, они практически заменили телефон, газеты, радио и телевидение, приняв на себя главную роль в оказании развлекательных и новостных услуг
За рубежом в перечень ИКТ включены телевизор, DVD, видео, компьютер, интернет, iPod, радио, игровые приставки, мобильные телефоны,CD. Кроме того, Британское агентство связи образования и технологий, перечислило ряд объектов, которые, по их мнению, доступны для маленьких детей и относятся к ИКТ. Это музыкальные центры, музыкальные клавиатуры, магнитофоны, программируемые и радиоуправляемые игрушки, а так же бытовые предметы, такие как пульты дистанционного управления, телефоны, факсы, телевизоры, камеры видеонаблюдения, стиральные машины и др.
Общественное мнение в целом согласно, что детям чтобы соответствовать новому уровню социальной, экономической и политической жизни, необходимо иметь навыки работы с компьютером. Родители и педагоги делают логичный вывод: чем раньше ребёнок познакомится с новыми технологиями, тем лучше.
А значит, недостаточно начинать использовать компьютер в школе: начинать нужно в детском саду. Перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача, найти место ИКТ в рамках действующего законодательства, то есть описать место ИКТ в реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, относительно которой у нас утвержден ФГОС ДО.
Компьютер в детском саду – явление неоднозначное, т.к. действуя с электронными явлениями(образами), ребёнок наделяет их своеобразной символикой, которая, возможно, данному образу не присуща. Заменяя деятельность (часто творческого свойства) на механическую, ребёнок привыкает к готовым ответам на экране. Это главные риски внедрения компьютеров в воспитательно-образовательный процесс.
Исследования 2000-ых годов лишь очертили зоны риска при использовании ИКТ детьми младшего возраста. Уже к 2010 году было проведено ряд исследований в самых разных странах мира, и они подтвердили их негативное воздействие. Ограничение, обусловленное в первую очередь требованиями безопасности ребёнка, выходит на первый план: «Чтобы свести к минимуму потенциальные риски чрезмерного использования компьютера, было бы полезно регламентировать время, в течение которого дети разного возраста могут использовать компьютер каждый день.
Образовательные стандарты в области дошкольного воспитания в России пока не разработаны. Однако сегодня, когда в основу закладывается западная система образования, детский сад постепенно приобретает черты, характерные для неё. Соответственно, нормы и правила здесь устанавливаются аналогичные.
В мире существует система норм, направленных на ограждение ребёнка от разных видов опасностей. В отдельный пункт выделено воздействие на ребёнка экранных технологий. Физиологические (быстрая утомляемость, падение зрительных функций уже через 20 минут нагрузки на орган зрения) и морфологические (маленькая длина тела и конечностей, низкая выносливость костно-мышечного аппарата к длительным статическим нагрузкам) особенности организма дошкольника вызывают необходимость регламентировать использование компьютеров в деятельности с детьми в условиях ДОУ. На ранней стадии воспитания и обучения применение средств массовой информации (телевидение, видео и DVD), просмотр и использование компьютера не должно разрешаться для детей младше двух лет.
Для детей старше двух лет общее время, проводимое за экраном должно быть использовано только для образовательной или физической деятельности. Во время приёма пищи телевизор, видео и DVD просматриваться не должны. Родители должны быть проинформированы, если экранные СМИ были использованы для показа детям на ранней стадии воспитания и обучения. При этом используемые программы должны быть свободны от рекламы и брендов. Поэтому они должны быть просмотрены и оценены до показа детям. Для детей двух лет и старше рекомендуется ограничение общего экранного времени, проводимого детьми в дошкольном учреждении и дома, — не более одного-двух часов за 24 часа, с учётом того, что дети могут смотреть телевизор до и после посещения детского образовательного учреждения.
Во время просмотра необходимо интерактивное участие взрослых, которые могут комментировать то, что дети смотрят. Санитарные нормы и правила являются механизмом, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности ребёнка. При организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением ИКТ очень важно учитывать существующие нормативные документы, регламентирующими правила работы дошкольников с компьютерной техникой и техническими устройствами. Для России это в первую очередь:
Санитарные правила и нормы 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
Санитарные правила и нормы 4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Ключевые моменты, на которые следует обращать внимание при организации детей дошкольного возраста в помещениях, оснащённых техникой, телевизорами и другими техническими интерактивными устройствами, заключаются в следующем:
1. Просмотр телепередач и диафильмов: для детей 5-7 лет непрерывный просмотр не более 30 минут и не чаще 2 раза в день в первой или второй половине дня. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается.
2. Использование проекционных экранов:
Высота проекционного экрана над полом должна составлять не менее метра и не более 1,3 метра;
Минимальное расстояние от зрителя до экрана должно равняться полуторной ширине экрана;
Максимальное расстояние до экрана должно равняться шестикратной ширине экрана;
Важно обеспечить равномерное освещение поверхности экрана без световых пятен и бликов
3. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 (см). Высота их установки должна составлять 1 — 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 — 3 м и не дальше 5 — 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 — 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 — 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами.
В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Эти требования изложены в инструктивно-методическом письме Минобразования России №65/23-16 от 14.03.2000 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения в пункте 5: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-6 лет не должны проводиться чаще двух раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы с компьютером – не более 10 минут.
Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиеническая рациональная организация рабочего места за компьютером: соответствие мебели росту ребёнка, оптимальное освещение, соблюдение электромагнитной безопасности.
Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее безопасность для детей».
Кроме того рекомендуется с осторожностью относится к разнообразным развлекательным компьютерным играм, построенным на азартных, агрессивных, монотонных действиях и с привлечением персонажей, оказывающих негативное воздействие на психику и характер ребёнка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 131» город Ярославль
Немало дискуссий можно услышать вокруг этой темы в вашей семье, особенно если это касается сына или дочери. В нашем с вами детстве похожей проблемы не было. Но вспомните ту далекую «докомпьютерную» эру: «Много не читай!», «Оставь книжку и пойди, погуляй!», «Не читай лежа!», «Сколько можно смотреть телевизор!». Сегодня, к сожалению, у наших детей увлечение книгами отошло на задний план. В центре внимания находятся значительно более интересные, зрелищные, цветные компьютерные игры, которые так захватывают! И в доме на время таких игр все затихает: не слышать шума, беготни, плача. Ваш ребенок будто перенесся в другое измерение и в настоящий момент представляет себя, например, мужественным рыцарем или автогонщиком. Полезны такие увлечения или нет? Есть ли какие-нибудь нормы занятий с компьютером для ребенка? Как влияет он на психику и здоровье сына или дочери?
В дошкольном возрасте организм малыша быстро изменяется, продолжает формироваться костная система, кисти рук еще находятся в стадии развития, поэтому сначала наблюдается быстрая усталость после работы с клавиатурой. Нагрузка на систему аккомодации глаз в этом случае чрезвычайно высока – зрение фиксируется то на дисплее, то на клавиатуре. Это может привести к нарушению аккомодации глаз, то есть развитию усталости глазных мышц. Вас очень удивит, но в этом возрасте длительность пребывания за компьютером не должна превышать 10-15 минут и, кроме того, через день. Если компьютерная комната есть в садике или школе, то такого режима там, конечно, придерживаются. А дома? Маловероятно, что ваше чадо оставит ужасно захватывающую игру через 15 минут. И еще. Если вы планируете начать ознакомление своего малыша со всеми возможностями вашего любимого компьютера, то сделайте это с соответствующих игр. Конечно, к каждой игре подается информация, для какого возраста она подходит. Если идет речь о малыше шестилетнего возраста, то игра не должна включать мелких предметов, быть слишком яркой, содержать много черных и красных цветов.
Почему так важно придерживаться именно 15-минутного промежутка времени для игр на компьютере? Доказано, что более длительная работа обуславливает формирование у малыша шестилетнего возраста состояние предмиопии (ухудшение остроты зрения), которое особенно будет выраженным в случае наличия генетических предпосылок (миопия у одного или обоих родителей).
Не нужно забывать, что работа за компьютером бывает значительным фактором стресса для ребенка. Это проявляется тем, что под вечер малыши после таких занятий становятся возбужденными, напряженными, раздражительными. И когда сын, в конце концов, засыпает, то спит плохо, постоянно просыпаясь. Вот несколько мероприятий, которые помогут предупредить переутомление малыша:
• ограничьте длительность работы ребенка за компьютером;
• научите дочь или сына проводить гимнастику для глаз;
• правильно организуйте рабочее место;
• используйте мониторы высокого качества;
• выбирайте высококачественные программы или игры, которые отвечают возрасту ребенка (возраст обычно указывается на диске).
Если у вас в семье школьник, обратите внимание на то, как он реагирует на занятие с компьютером в школе. У большинства детей после такой работы наблюдается гипотонический тип реакции сердечно-сосудистой системы, которая проявляется снижением артериального давления крови, головокружением, головной болью, усталостью. Существует даже термин «Дисплейная болезнь», которая выражается в ощущении тревоги, раздражительности и депрессии. Помните, что больше всего утомляет ребенка игровой вариант занятий. Это объясняется тем, что игра требует постоянного напряжения, быстрой реакции, вызывает волнение и изменения настроения.
Больше всего неблагоприятных реакций детей в результате работы с компьютером было обнаружено у школьников 1-го (6-7 лет) и 5-го (11-12 лет) классов, что можно объяснить наибольшими трудностями адаптации к такому виду работы. Уже после 15 минут игр у детей снижается способность воспринимать информацию, а 45 минут непосредственной работы приводят к развитию умственной и мышечной усталости.
Как оборудовать рабочее место ребенка
Сделать это совсем несложно, а вот предупредить негативное влияние на организм сына или дочери в известной мере можно. Возьмите линейку или сантиметровую ленту и сделайте измерения. Стул, за которым будет сидеть ваш ребенок, обязательно должен быть со спинкой. Сидеть сын или дочь должны на расстоянии не меньше 50-70 см от дисплея (чем дальше, тем лучше), упираясь взглядом непосредственно в центр экрана. Сидеть нужно с прямой спиной или же слегка наклонившись вперед, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола должно оставаться свободное пространство около 5 см. Руки должны свободно лежать на столе. Под ноги можно поставить подставку, чтобы они были согнуты в коленных и тазобедренных суставах приблизительно под прямым углом. Стол, на котором стоит компьютер, должен иметь высоту над полом, которая соответствует росту ребенка. Такого же соответствия придерживайтесь относительно высоты стула. Стол должен находиться в хорошо освещенном месте, но так, чтобы на экране свет не отражался. Помните, что от правильности оборудования места работы с компьютером зависит здоровье ребенка!
Позаботьтесь о здоровье
1. Расположите компьютер в углу или же задней поверхностью к стене.
2. Ежедневно выполняйте влажную уборку помещения, где находится ваш компьютер.
3. До и после работы протрите экран специальной салфеткой или губкой.
4. Чаще проветривайте комнату.
5. Для увеличения влажности в помещении заведите аквариум или пристройте другой сосуд с водой.