Не от мира сего или кто такие гики

Предприимчивые и депрессивные: как гаджеты повлияли на мышление поколения Z и кто на этом заработал

Пока в России идет цифровизация образования, главы корпораций вроде Google и Amazon отдают детей в тех-фри-школы. Людям, которые придумали лайки и шеры, снятся кошмары, будто их ребенок логинится в фейсбуке. Рассказываем о вреде и пользе для детей гаджетов и интернета, а также об особенностях поколения, не отлипающего от экранов смартфонов и ноутбуков.

Создатели Facebook сознательно использовали «уязвимость человеческой психологии», чтобы привлечь пользователей, заявил экс-президент компании Шон Паркер. Он публично выразил сожаление о том, что участвовал в раскрутке вредоносного продукта.

«Это буквально меняет ваши отношения с обществом, друг с другом. Это наверняка мешает производительности. Одному Богу известно, что это делает с мозгами наших детей», — сказал Паркер.

Оказалось, его позиция — тенденция. Не только топ-менеджеры, но инженеры, разработчики и дизайнеры, оставляют теплые местечки в Google, Instagram и тому подобных, так как больше не хотят создавать технологии, пожирающие время и внимание.

Читайте также:

Люди, которые подсадили весь мир на гаджеты, строго ограничивают их использование в своих домах. Даже нанимая няню, они прописывают в контракте запрет на экраны во время работы. Своих детей обитатели Кремниевой долины отправляют в Вальдорфские тех-фри-школы.

Так поступили Сергей Брин и Ларри Пейдж (Google), Джефф Безос (Amazon) и Джимми Уэйлс (Wikipedia). Билл Гейтс не давал своим детям мобильники, пока тем не исполнилось 14. А Стив Джобс в 2010 году заявил, что его дети не пользуются айпадом, потому что устройство вызывает зависимость.

«Медиапродукты предназначены для того, чтобы удерживать внимание, — говорит Пьер Лоран, бывший маркетинг-менеджер Intel и Microsoft, — в конце 90-х, когда я работал в Intel и родился мой первый ребенок, у нас появилось понятие „война за зрачки“. Люди [разработчики] не хотят, чтобы вы отвлекались на другие продукты, и цепляют ваше внимание, словно на крючок».

Сооснователь 3D Robotics Крис Андерсон рассказал Medium о двенадцати законах воспитания своих пятерых детей: в списке табу любые устройства за столом и в спальне, социальные сети до 13 лет и злополучный айпад.

Марк Цукерберг, основатель Facebook, из письма дочери Август:

«Мир может быть серьезным местом. Вот почему так важно найти время, чтобы выйти на улицу и поиграть».

В Калифорнийской Waldorf School of the Peninsula дети рисуют, делают поделки, ходят в походы и вообще не видят экранов в классных комнатах до 13 лет. Топовые сотрудники Google, Apple, Yahoo и eBay платят 40 тыс. долларов в год за образование без высоких технологий.

Источник

Кто такой гик? Каких людей можно отнести к гикам?

Для того чтобы подробнее понять, кто такие гики и что представляют собою такие люди, рассмотрим группы людей, которых без сомнений можно охарактеризовать словом geek.

    Айтишники и технари. Людей, не представляющих свою жизнь без гаджетов, и знающих всё о последних новостях из мира информационных технологий, определённо относим к официальным представителям гиков. Это программисты, хакеры, робототехники и просто помешанные на «компьютерном железе» люди. В ближайшем будущем ряд таких гиков будет только пополняться (ведь мы живём в мире IT!). Если вы ничего не смыслите в современных технологиях, навряд ли вы сможете стать «своим» в кругу таких гиков.

Признаки настоящего гика

Кто такой гик

Признаки настоящего гика

Гики и нерды

Другое близкое по значению к слову «гик» – нерд (nerd), обозначающее категорию отшельников-интеллектуалов со специфическим хобби не понятным обычным людям. Главное отличие субкультур гик и нерд в отношении с окружающим миром: характерная черта для нерд – замкнутость, неразвитость коммуникационных навыков; гики же легко идут на контакт, общительны и открыты. Социологи выделяют разные версии этимологии слова «нерд», основная из которых, заключается в том, что так называлось выдуманное животное в книге Доктора Сьюза «Если бы у меня был зоопарк».

Образ нерда отличается несоответствиями в поведении, манерах, внешнем виде. Одежда его часто не сочетается друг с другом, не подходит ситуации, времени года. Этот человек не от мира сего, часто его мысли далеки от реальности. Внешне он может находиться на вечеринке, но думать о том, как совместить новые компьютерные программы или что-то в этом духе.

Человек в костюме робота

Когда фанатство переходит черту

Гейл Стивер, психолог и исследовательница парасоциальных привязанностей из Нью-Йорка, выделяет несколько типов увлечения знаменитостями:

  • «Развлекательное/социальное», к которому склонны относятся «обычные» фанаты. Такие люди, например, отмечают, что обсуждение любимой знаменитости — хорошая тема для разговора в компании друзей.
  • Интенсивное, личное. В этом случае для фаната характерны мысли вроде «если бы моя любимая знаменитость умерла, мне не хотелось бы жить» — и вот это уже не совсем здорово.
  • Пограничная патология. В таком случае человек может заявлять, например, что «если бы любимая знаменитость попросила сделать что-то незаконное — я бы это сделал».

Людей, чья привязанность к кумиру носит необоснованно одержимый характер, называют «стэнами». Термин был заимствован из одноименной песни Эминема, в которой рассказывается об агрессивном фанате с таким именем. Оно и стало нарицательным.

Такие фанаты склонны строить всю свою жизнь вокруг кумира и даже преследовать его или ее. А могут даже вломиться к своему кумиру домой.

Говоря о пограничном поведении фанатов, Стивер заявляет, что, по ее наблюдениям, у людей, склонных к такому поведению, уже были какие-то психические проблемы до того, как они обрели себе кумира. Можно предположить, что в целом таких фанатов немного.

Влияние на физическое здоровье

Электромагнитное излучение
Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности доказали, что, проникая в ткани, электромагнитные волны, вызывают их нагревание. Со временем это неблагоприятно сказывается на функционировании всего организма, в частности, на работе нервной, сердечно-сосудистой, и эндокринной систем.

Искривление позвоночника
Регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.

Головные боли
Любая нагрузка, связанная с информацией (а использование компьютеров, Интернета – это колоссальная информационная нагрузка), может приводить к появлению головной боли и повышенной тревожности.

Нарушение сна
Больше 60% молодежи от 18 до 21 года в постели читают или играют перед сном. Однако директор клиники исследования сна университета Логборо Кевина Моргана отмечает, что 2 часа чтения текста на смартфоне останавливают выработку мелатонина и появляется серьезная проблема со сном.

Синдром сухого глаза
Офтальмологи утверждают, что постоянная концентрация на небольшом объекте в течение длительного времени может вызвать сухость глаз. Человек перед монитором реже моргает. Слезная пленка высыхает и истончается. Появляется ощущение сухости или «песка» в глазах.

Развитие близорукости
При этом наибольшее беспокойство вызывает тот факт, что мобильные телефоны, планшеты влияют на зрение детей и способствуют развитию близорукости.

Задержка речевого развития
Одной из причин плохого развития устной речи является чрезмерное увлечение детей гаджетами, что сказывается на технике чтения, пересказе и устных ответах на уроках по разным предметам.

Ожирение
Доктор Джонатан Дюринг, пресс-секретарь Королевского колледжа хирургов Эдинбурга, считает, что снижение физической активности ведет к росту случаев ожирения и является четвертой по значимости причиной смертности во всем мире. «Отсутствие движения приводит к ожирению, а это означает, увеличение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Причем их не только легче будет получить, но и тяжелее потом будет с ними бороться, — подчеркивает Джонатан Дюринг».

Цифровая реальность

Еще несколько лет назад ребенок познавал окружающий мир через активное взаимодействие с предметами и игрушками. Польза той же пирамидки огромна: попытки собрать ее развивают логику, улучшают координацию, учат восприятию цвета и размера. Все эти умения, формируясь в первые годы жизни, впоследствии оказывают влияние и на успехи в школе. Сегодня же конструкторы и кубики все чаще уступают место мультфильмам, заводным машинкам, музыкальным телефонам — вещам, которые, безусловно, привлекают интерес ребенка и могут занять его на большее время, но не помогают столь же хорошо развивать сложные функции.

Чем старше становится ребенок, тем больше времени он проводит времени за экраном смартфона, планшета, ноутбука: по данным Common Sense Media, американские подростки погружены в свои телефоны больше 7 часов в день, а дети от 8 до 12 лет — почти 5 часов. Российские школьники ведут себя почти так же: как сообщил Герман Греф на Восточном экономическом форуме — 2019, ежедневно они проводят с гаджетами в среднем по 6 часов 20 минут. И вопросы, стоит ли ограничивать это время и как это сделать, — одни из самых противоречивых и болезненных для многих родителей.

С одной стороны, полностью запрещать пользоваться электронными устройствами неразумно: «цифра» играет в нашей жизни огромную роль, игнорировать которую невозможно. К тому же сейчас гаджеты — одно из важнейших средств социализации для подрастающего поколения.

С другой стороны, постоянное «зависание» перед экраном способствует формированию клипового мышления, при котором мозг настроен на восприятие информации через короткие яркие образы. Такое мышление противоположно системному, которое характеризуется способностью выстраивать взаимосвязи между явлениями, самостоятельно делать выводы, анализировать информацию и выявлять закономерности.

Фото: Pixabay

Расплата за многозадачность

Иногда мы и вправду не знаем, как перестать тыкать в экран. Это же непродуктивно! Мы выжимаем из себя и своего смартфона максимум — в любое время, в любом месте. Если уж торчать в пробке на работу, то с пользой: просмотреть электронную почту. Где-то между станциями метро заказываем еду на дом. И надо успевать лайкать, а то друзья обидятся! Гаджеты подарили нам ещё одну иллюзию: мы можем всё успеть.

— В 2016 году, когда мы занимались изучением аудитории, смартфон вызывал у наших респондентов положительные чувства. Он воспринимался как нечто принадлежащее только тебе, расширяющее твоё пространство и свободы, — рассказывает Екатерина Лапина-Кратасюк. — Речь в том числе шла о том, что гаджеты дают возможность эффективнее использовать время. Например, у пассажиров общественного транспорта пропадало ощущение вычеркнутых из жизни часов. Ещё в доцифровую эпоху появилось понятие «транзитные пространства» — это такие пространства перехода из одной точки в другую, в которых городской житель теряет время впустую. Появление смартфонов изменило ситуацию. Респонденты отмечали, что гаджеты позволяют им находиться одновременно везде, выполнять сразу несколько задач, быть в курсе событий, делать то, что раньше они не успевали, — например, читать.

— В то же время гаджеты способствуют тому, что внимание человека быстро переключается. В смартфоне вы перемещаетесь из приложения в приложение, на ноутбуке — бегаете между миллионом открытых вкладок, — продолжает Андрей Возьянов. — Этот характерный для современных людей симптом ещё называют заппингом — первоначально так обозначали быстрое бесцельное переключение телеканалов с пульта, но сейчас значение слова расширилось.

Но можем ли мы быть многозадачными? Ведь мозг — прожорливый орган: он с удовольствием лопает четверть всей потребляемой нами энергии. Мозг — дорогостоящий и ограниченный ресурс, силы которого приходится экономить. И поэтому 97,5% людей неспособны, как Цезарь, выполнять несколько задач сразу. Приходится постоянно дёргать «переключатель задач» в мозге. Но каждый раз, когда человек отвлекается, чтобы, например, посмотреть что-то на смартфоне, мозговая активность прерывается. Эту паузу называют «ценой переключения». Иногда временная задержка — всего десятые доли секунды. Но за день беготни между задачами, переписками и лайками мы платим приличную цену.

— Правда в том, что в современном мире мы не вольны выбирать, быть многозадачными или нет, — говорит Константин Фрумкин, философ и культуролог, координатор Ассоциации футурологов. — Это не мы выбрали многозадачность, это она нас нашла. И раз уж она пришла, то надо приспосабливаться. В этом смысле хорошо, что мы переключаемся всё лучше.

— Я думаю, что даже в плане новых условий труда многозадачность из возможности и навыка превращается в требование, — соглашается Андрей Возьянов.

Может быть, мы научимся успешно функционировать в многозадачном мире. Вместе с появлением первого смартфона родилось и новое поколение людей, для которых многозадачность естественна. Современные подростки живут в эпоху небывалой сложности, неопределённости и многообразия. Старые пути решения задач перестают работать. Пробуя и ошибаясь, мы нащупываем новую модель поведения — сетевую. Учимся распределять свои ограниченные когнитивные ресурсы: отличать главное от второстепенного, планировать и ставить цели, гибко реагировать.

40% времени продуктивной работы мозга может отбирать попытка выполнять несколько задач одновременно, по данным исследований психолога Дэвида Мейера

Онлайн-тренировки

Приходится признать, что от потребления цифрового контента, который во многом предопределяет слабое системное мышление, сегодня отказаться невозможно, да и неполезно. Родителям имеет смысл направить свои усилия в двух направлениях: во-первых, следить за тем, сколько времени ребенок проводит перед экраном, а во-вторых, обеспечить факторы и процессы, которые будут развивать у него способность к анализу, логике и обработке информации.

Что касается ограничений на гаджеты, здесь больше работают не столько запреты (которые всегда можно обойти), сколько личный пример: если родители постоянно залипают в телефонах, сложно ожидать, что ребенок будет вести себя иначе. Кроме того, освободившееся время надо занять чем-то равноценным по интересу — жизнь ребенка не должна исчерпываться школой и гаджетами. Хорошо, чтобы у него было какое-то хобби: спорт, танцы, рисование — занятия, которые будут способствовать развитию креативных навыков. Здесь тоже высока роль родителей, которые могут показать ребенку разные возможности и увлечь его.

Наконец, цифровое пространство далеко не всегда равнозначно бесполезному. Да, часто дети проводят время за экраном, играя или просматривая видео в TikTok, но это не значит, что в онлайн-мире недостаточно полезного контента, обучающих платформ, развивающих игр, интересных документальных фильмов и качественных художественных произведений.

Миллионы школьников уже сегодня самостоятельно и вместе с учителем проходят онлайн-курсы, олимпиады и обучающие игры по темам школьной программы, развивают soft skills, учатся программированию. То есть дети получают важные знания в понятном для них интерактивном формате: проводят время с пользой и с интересом.

Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб” — Личное». Присоединяйтесь

Оцените статью
Fobosworld.ru
Добавить комментарий

Adblock
detector