Нарушение осанки у детей
Нарушение осанки у детей – это патологическое состояние позвоночника, при котором меняется его нормальное физиологическое положение. Деформации могут быть от рождения либо появляться в процессе роста и развития опорно-двигательного аппарата. Запущенные формы заболевания приводят к серьезным осложнениям, поэтому требуют своевременной комплексной терапии для восстановления правильной позиции костных структур.
Согласно статистике, такая болезнь встречается крайне часто. Процент заболевших растет по мере взросления. Если у малышей до трех лет патологию диагностируют всего в 2%, то в дошкольном и школьном возрасте от нее уже страдает более 33% детей, а среди подростков заболевание диагностируют и вовсе в 67% случаев.
Патология требует своевременной коррекции Источник:
Нарушение осанки у детей младшего школьного возраста. Методы профилактики и коррекции нарушения осанки средствами физической культуры. Горбунова Т.А. Инновационная наука, 2016 . От правильного формирования скелетных структур зависит здоровье ребенка в целом. Некорректное развитие провоцирует неравномерное распределение нагрузки, из-за которого повышается давление на суставы, происходит смещение костей, возникают патологии внутренних органов, появляются сбои в работе нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем. Среди осложнений – сколиоз, остеохондроз, межпозвоночная грыжа и другие опасные отклонения.
Влияние на осанку при работе с компьютером
Автор рассматривает вопросы формирования осанки. Останавливается на факторах, являющихся стержневыми в формировании осанки. Описывает признаки заболеваний, появившихся из-за нарушения осанки. Перечисляет признаки правильной осанки. Рассматривает влияние на функции внутренних органов нарушения осанки человека. Даёт рекомендации для занятий специальными корректирующими упражнениями, восстанавливающими осанку.
1. Арсланов В.А. Особенности осанки в учебной деятельности школьников младшего возраста и её влияние на функциональное состояние некоторых систем организма. – Афтореф. дисс.: канд. биол.н., Казань, 1979.
4. Бородич Л.А., Назаров Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988. – 75 с.
5. Бородич Л.А., Назаров Р.Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1988. – 75 с.
6. Короткова Е.А. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата детей в образовательном процессе по физической культуре // URL: http://lib.sportedu.ru.
Актуальность темы исследования заключается в том, что нормальная, правильная осанка может создать самые лучшие условия для работы органов, систем организма. Существует большая сложность в настоящее время для многих молодых людей – сформировать и сохранить правильную осанку.
Цель работы состоит в наблюдении за последствиями неправильной осанки, которая выступает катализатором многих нарушений в организме человека. Прежде всего, она ведёт к различным «сбоям» в работе человеческого организма.
Осанка – привычная свободная поза человека без движения и при движении, которую он принимает без создания при этом дополнительного напряжения мышц.
Когда человек растёт и развивается, в подростковый период, происходит процесс формирования осанки. Перечислим факторы, являющиеся стержневыми при формировании осанки. Во-первых, наследственность. Во-вторых, перенесенные заболевания. В-третьих, бытовые условия. Осанка одно из важных понятий для определения положения тела человека в пространстве. А так же выявление наглядно визуальных характеристик неблагополучия и заболеваний. Данные показатели, возникают только после видимого нарушения статико – динамических свойств позвоночника и нижних конечностей. [1]
На основе исследований учёных выявлены признаки, указывающие на нарушение осанки. Из них выделим главные. Длина, форма конечностей. Они должны быть одинаковыми, как форма ног, длина ног. Это важно, потому что при даже незначительной разнице в длине ног нарушается положение тазовых костей, крестца, что провоцирует изменения верхних отделов позвоночника. Одно из проявлений осанки – наклон таза, а именно его угол, который определяет величину изгиба позвоночника. Следующий момент – форма позвоночника, его положение. Нормой считается такое положение, при котором позвоночник имеет изгибы в сагиттальной плоскости. Во фронтальной плоскости позвоночник изгибов не имеет. Должны обратить внимание на положение лопаток, степень развития мускулатуры, если возникают незначительные изменения, отличающиеся от оптимальных значений мышечного тонуса, то это может привести у студентов к серьёзным нарушениям осанки и наличие хронических болезней, которые сопровождаются защитным напряжением мышц над больной областью, что изменяет мышечный баланс во всем теле. Рассмотрим, что является признаками правильной осанки человека. Отсутствие каких-либо нарушений развития осанки – один из ценных моментов обследования. [2]
Можно сформулировать признаки правильной осанки. Первое – симметрично расположенные части тела относительно позвоночника. При таком расположении важный показатель – голова, которая должна быть расположена прямо. Данный показатель определяется с помощью визуальных наблюдений, при этом линия, которую проведём условно через наружный слуховой проход и нижний край глазницы должна быть горизонтальной, разведены плечевые суставы, углы, образованные боковой поверхностью шеи симметричны; подтянут живот; ноги в тазобедренных суставах в коленях выпрямлены. Обратим внимание на грудную клетку, которая при правильной осанке должна быть симметрична относительно средней линии; показатель правильной осанки – лопатки, котрые при визуальном наблюдении симметричны. Правильность осанки характеризуется наблюдением за позвоночником, который не должен быть с патологическими изгибами. Физиологические изгибы и угол наклона таза могут изменяться в соответсвии с возрастными нормами. При показателе «норма», отвес, опущенный от основания черепа, должен проходить вдоль линии остистых отростков, межъягодичной складки и проецироваться на опору посредине между пятками. Нарушения, которые возникают или могут возникнуть, имеют следующую градацию: дефекты во фронтальной плоскости, сагиттальной плоскости, в обеих плоскостях одновременно.[3]
Нарушением является – сутулость, это увеличение грудного кифоза с одновременным уменьшением поясничного лордоза. Эта патология связана с нарушением осанки в сагиттальной плоскости, вызывающая увеличение одного или нескольких физиологических изгибов, так и с уменьшением их. [4]
Появление изгиба позвоночника во фронтальной плоскости называется сколиотической или асимметричной осанкой, возникает вследствие нарушения осанки во фронтальной плоскости.
Если возникает такое нарушение, то, как следствие возникает асимметрия туловища, которая проявляется в разной высоте надплечий, положении лопаток по отношению к позвоночнику, к грудной стенке. При таком нарушении глубина и высота треугольников талии у таких людей различна. При внимательном осмотре наблюдается рельефность мышц на одной половине туловища, а на другой половине – менее рельефны мышцы. Линия остистых отростков формирует дугу, вершиной вправо или влево. Разработан комплекс упражнений, помогающих корректировать возникающие изменения. Таким упражнением является следующее: потянуться вверх теменем, поднять руки, наклониться вперед. Есть ряд упражнений самокоррекции, при которых линия остистых отростков во фронтальной плоскости в таких случаях может выпрямляться. [5]
В настоящее время вызывает особое беспокойство нарушение осанки, которое характеризует сбой в работе внутренних органов. Очень заметно страдают функции внутренних органов при нарушении осанки человека.
Одним из самых серьёзных нарушений, угрожающих жизни человека, можно обозначить затруднение работы сердца. Не можем не упомянуть влияние осанки на такие внутренние органы как легкие, уменьшение жизненной ёмкости лёгких, снижение обмена веществ, затруднение работы желудочно-кишечного тракта. Перечень проблем, возникающих от неправильной осанки можно продолжить, это снижение обмена веществ, головные боли, повышенная утомляемость, снижение аппетита. Таким образом, человек с нарушением осанки становится вялым, апатичным, менее активным. Если нарушение осанки возникает у подростков, они страдают большей неподвижностью. Появление остеохондроза, является тоже следствием неправильной осанки. К снижению функциональности внутренних органов грудной и брюшной полости ведёт нарушение осанки. Серьёзным нарушением является неправильное развитие мускулатуры и ослабление нижних конечностей – это возникает тоже как следствие нарушения осанки.
Нежелательным в данном случае является выполнение упражнений, которые могут стать опасными и травмировать человека. Это и переломы конечностей при выполнении спортивных упражнений, что может служить предупреждением и даже запретом для выполнения прыжков. Очень осторожно, в данном случае, надо подойти к занятиям акробатикой. Важным фактором, влияющим на формирование правильной осанки, как у детей, так и у подростков является занятия упражнениями, направленными на формирование правильной осанки. Более того, возможен ряд упражнений, помогающих исправить уже имеющиеся дефекты. В таком случае подходит корректирующая гимнастика. С помощью корректирующей гимнастики, возможно, сформировать мышечный корсет, заниматься выработкой силовой и общей выносливости мышц туловища, активизировать общие и локальные обменные процессы, улучшить координацию движений. Так же корректирующая гимнастика помогает нормализовать дыхание, укрепить своды стоп, поддерживать правильную осанку во всех исходных положениях[6]. Здесь необходим набор общеразвивающих и специальных упражнений. При разработке комплекса корректирующих упражнений учитывается возраст, физическое состояние человека.
Физические упражнения способствуют корректировке изменения угла наклона таза, восстановить правильное положение крыльев подвздошных костей, точнее симметричное, надплечий, лопаток, улучшить состояние положения головы и величину изгибов позвоночника. Важной составляющей в данном вопросе является правильный подбор упражнений. Приведём пример упражнения, направленного на укрепление мышц брюшного пресса. Это подъем нижних конечностей из положения, лежа на спине, функцию сгибания конечностей, вместо ослабленных мышц брюшного пресса, выполняет подвздошно-поясничная мышца. Это способствует увеличению поясничного лордоза и угла наклона таза. Необходимо при подборе упражнений, укрепляющих мышечные группы, которые имеют тенденцию к гипотонии и увеличению длины, тщательно отслеживать порядок включения мышц в двигательный акт. Осанка, является интегральной характеристикой состояния организма, отражает результат комплексного воздействия, как наследственных факторов, так и социально-генетических факторов. В настоящее время учебный процесс проходит при доминирующей сидячей позе, что может вызвать изменение осанки. Во – избежание этого следует проводить мероприятия, которые были бы направлены на профилактику, коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. К таким мероприятиям можно отнести следующие: контроль позы студентов во время занятий, проведение физкультминуток во время занятий, поощрение двигательного режима во время перемен, отслеживание приобретения мебели, которая бы соответствовала длине тела студента.
Показателем состояния здоровья студентов является осанка. И, казалось бы, незначительные нарушения функционального характера могут повлечь за собой стойкие деформации опорно-двигательного аппарата, что как следствие приведёт к тяжёлым последствиям. Осанка определяется и регулируется рефлексами позы. При этом служит отражением физического, психического здоровья человека. Осанка обусловлена наследственным фактором, но при этом в процессе формирования её влияют многочисленные внешние факторы. Таким образом, формирование правильной осанки является главной задачей администрации вуза, преподавательского коллектива и студенческих органов управления, как залог общего здоровья студентов.
Как правильно сидеть за компьютерным столом
Очень часто, погрузившись в работу, мы даже не замечаем в какой позе сидим. Неправильное положение за столом нередко приводит к болям в спине, шее и суставах.
Сидя в кресле, не нужно откидываться назад. Чем ближе к столу вы сидите, тем лучше. Важно, чтобы локти находились на столе, а руки в локтевых суставах были согнуты под 90 градусов. При этом шея и голова должны находиться на одной линии. Бедра должны быть параллельны полу, а стопы рекомендуется ставить ровно на пол. Тогда нагрузка на позвоночник будет незначительной, и вы сможете сохранить здоровую осанку.
Упражнения для снятия боли в спине
Выполнять эти упражнения можно прямо на рабочем месте, они помогут устранить болезненность в области шеи и спины.
- Наклоните голову к одному плечу, затем к другому, опустите голову вперед, отклоните назад.
- Медленно опустите подбородок к груди, напрягите мышцы шеи, сделайте несколько полукругов головой от одного плеча к другому и обратно.
- Положив кисти на плечи, вращайте локтями вперед и назад.
- Сведите лопатки вместе, выпятив грудь максимально вперед.
- Отодвиньтесь от стола, наклоните корпус влево, вправо, вперед, прогнитесь назад.
- Сомкните пальцы замок и потяните их с усилием вверх.
- Встаньте, походите пару минут. Если есть возможность, сделайте несколько приседаний.
Обращаем ваше внимание на то, что такая зарядка является лишь разминкой при длительной сидячей работе. Для поддержания здоровья спины следует регулярно заниматься спортом или выполнять эффективный комплекс упражнений. Наиболее полезными считаются скручивания, отжимания, приседания, укрепление пресса. Ежедневно следует вытягивать позвоночник, для этого достаточно 1-2 минуты повисеть на турнике. Силовые тренажеры, йога, плавание, любительские спортивные игры и даже обычная ходьба — все может принести определенную пользу, поможет сохранить осанку и здоровый позвоночник.
Полный гид по правильной осанке
У современных детей часто встречаются проблемы с осанкой. Чем дольше родители не обращают внимание на эту проблему, тем больше негативных последствий для здоровья рискует получить ребенок. В этой статье мы рассмотрим этапы формирования осанки, причины ее нарушения и, самое главное, методы профилактики.
ЧТО ТАКОЕ ОСАНКА?
Осанкой называется привычное вертикальное положение человеческого тела при движении и в покое. Осанка является не только привычным положением человеческого тела, но и признаком состояния здоровья. Определяется осанка, в первую очередь, конституцией человека – то есть является врожденным проявлением. Однако она подвержена изменениям и совершенствованиям в процессе индивидуального развития. Нарушения осанки, в подавляющем большинстве случаев, являются результатом плохих привычек или заболеваний.
КАК ФОРМИРУЕТСЯ ОСАНКА?
Осанка у человека формируется в 3 этапа.
1 этап. Новорожденные дети осанкой еще не обладают – физиологические изгибы позвоночника у них формируются постепенно с развитием возможности держать голову, сидеть, стоять и ходить. В процессе роста у ребенка начинает формироваться его двигательный стереотип, и первые признаки выравнивания появляются в младшем школьном возрасте. Однако у детей в возрасте 6-9 лет осанка еще неустойчива. У них часто определяется избыточный прогиб в поясничном отделе позвоночника, торчащие лопатки и выступающий живот. Для данного возраста такие признаки являются нормой.
2 этап. Самый важный период жизни для формирования осанки – это возраст от 8 до 17 лет. Даже малейшие отклонения в развитии осанки в данный период могут привести к формированию деформаций конечностей и позвоночника. И в этом же возрасте мероприятия по воспитанию осанки будут наиболее эффективны.
3 этап. Устойчивую осанку человек обретает в старшем школьном возрасте. Окончательное формирование осанки совпадает с прекращением роста скелетных костей, т.е. примерно с 18 до 23 лет. С этим же периодом связано созревание нервной системы и формирование устойчивого двигательного стереотипа. В этом возрасте происходит окончательное образование изгибов позвоночника, свода стопы, выравнивание нижних конечностей. Успех в формировании правильной осанки достигается, прежде всего, при помощи укрепления мышечной системы и ее разносторонней физической тренировки.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ?
Нарушения осанки могут быть связаны с физическими и психологическими факторами. Современные люди большую часть времени проводят сидя: работая, отдыхая, обучаясь, ожидая, принимая пищу. И чаще всего осанка страдает именно в этом положении, тем более, если человек сидит в неправильной позе. Длительное сохранение сидячего положения является причиной возникновения болей в спине и различных заболеваний.
Особую роль играет и психологический фактор. Тело и мысли человека неразрывно связаны – изменения одного влекут за собой изменения другого, и наоборот. Мы способны регулировать мышечное напряжение, воздействуя на свои мысли, а изменения положения тела способны приводить к изменениям эмоционального состояния. Особое внимание следует обратить на подростковый возраст. Юноши и девушки зачастую деформируют свою осанку под влиянием различных психоэмоциональных факторов – выдвигают вперед оба плеча и горбятся. В результате со временем запускается перестройка мышечных групп и начинает формироваться неправильная осанка. А она, в свою очередь, способствует фиксации данных психоэмоциональных нарушений, и развитию неврозов в дальнейшем.
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У РЕБЕНКА:
1. жалобы на боли в груди, спине, позвоночнике;
2. быстрая утомляемость, слабость;
3. нарушение внимания.
Также родители могут сами заметить, что их ребенок начал сутулиться, его позвоночник выглядит несимметрично, а лопатки находятся на разной высоте. Иногда может наблюдаться асимметрия талии, или даже хождение боком, возникновение затруднений при наклонах и т.д.
КОГДА ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ?
Поводом для обращения к врачу служат:
- жалобы ребенка на боль в грудной клетке или спине;
- болезненность при ходьбе;
- боль в стопах;
- асимметрия позвоночника, изменение его изгибов, явные искривления;
- сутулость в сидячем положении;
- разная длина ног в позе лежа на животе;
- высокая частота простудных заболеваний.
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ:
Внешние причины нарушения осанки:
- В первую очередь это снижение двигательной активности (гиподинамия). Малая физическая нагрузка вызывает ослабление мышечного каркаса и его неспособность поддерживать правильное положение тела в пространстве.
- Нарушения питания. Недостаток органических и минеральных веществ, развивающийся при несбалансированном рационе, отрицательно влияет на состояние опорно-двигательного аппарата. Основная проблема в питании современных детей – отсутствие достаточного количества кальциевых солей, необходимых для правильного развития связок и костной ткани.
- Плохая организация рабочего и игрового пространства. Например, слишком высокие стулья или столы, недостаток места на письменном столе и т.д.
- Нарушение режима чередования труда и отдыха у школьников. Ведь основная поза во время школьной деятельности – длительное сидячее положение, которое и способствует развитию неправильной осанки.
Внутренние причины нарушения осанки:
- Чаше всего, это какие-либо хронические заболевания: врожденные пороки (разная длина ног), дефекты слуха и зрения.
Приобретенные причины нарушения осанки:
- Травмы, к примеру, переломы позвоночника, таза, костей нижних конечностей;
- Различные патологии, такие как рахит, туберкулез, полиомиелит или радикулит;
- Особенности профессиональной деятельности человека, в частности, работа в сидячем положении с наклоненной головой.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ:
Опыт специалистов-ортопедов убеждает, что главная роль в формировании и сохранении правильной осанки принадлежит воспитанию и систематическим физическим упражнениям. Полезные навыки легко вырабатываются в детстве, поэтому начинать формировать правильную осанку необходимо еще до школы:
1. Приучать детей правильно стоять, сидеть и не сутулиться во время ходьбы нужно уже с 4-хлетнего возраста.
2. Умеренные холодные обтирания не только закалят организм ребенка, но и поспособствуют повышению мышечного тонуса.
3. Важную роль играет правильное полноценное питание с достаточным содержанием всех необходимых веществ – белков, углеводов, жиров, витаминов и микроэлементов.
Родители должны обратить особое внимание на создание для ребенка благоприятной рабочей обстановки в комнате и режим дня ребенка:
4. Прежде всего следует позаботиться о том, чтобы ребенок удобно сидел. Для этого необходимо подобрать мебель, подходящую ему по росту. Проверка в этом случае достаточно проста: поверхность стола должна быть выше локтя сидящего ребенка на 2–3 см, а сиденье стула – располагаться на уровне коленного сустава.
5. Для профилактики нарушений осанки необходимо обращать внимание также на правильное положение стола и достаточное его освещение во время письма и чтения. Если ребенок правша, то естественный свет из окна должен падать слева. В левом же углу стола нужно поставить настольную лампу, оптимальная мощность которой должна составлять 75 Вт. Нормальное расстояние от глаз до тетради или книги – 30–35 см.
6. Важно чередование труда и отдыха. Например, в младших классах желательно через каждые полчаса устраивать короткие десятиминутные перерывы с простыми физическими упражнениями и обязательной гимнастикой для глаз. Это быстро восстанавливает работоспособность детей.