Тест по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для АНО ПО ОСЭК
Области, расположенные в верхнем и нижнем поле каждой страницы документа, которые обычно содержат повторяющуюся информацию:
b. совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств для обработки данных
Первые исследования влияния игр на улучшение функций мозга
Изначально данные о том, что это возможно, были получены на основании тестирования шутеров. То, что часто критикуемые «стрелялки» могут принести пользу, заметил студент Шон Грин, изучавший психологию в Рочестерском университете. Он дал пройти тест на визуальное внимание своим друзьям, которые показали поразительные результаты. Сперва Грин и его научный руководитель Дафна Бавельер списали это на какую-то ошибку, так как, когда Бавельер сама прошла тестирование, ее результат был обычным. Разница между участниками эксперимента заключалась в том, что все друзья Грина посвящали более 10 часов в неделю игре в шутер Team Fortress Classic.
Затем Грин и Бавельер провели другой эксперимент, разделив группу «игровых новичков» на две команды. Первая проводила за шутером по одному часу в день в течение 10 дней, вторая столько же времени проходила пространственную головоломку «Тетрис».
Тесты показали, что участники первой группы лучше фокусировали внимание на интересующих объектах на визуально загруженном фоне, а также могли одновременно отслеживать до пяти движущихся предметов. Во время других исследований стало известно, что «Тетрис», в свою очередь, улучшает способности к пространственному мышлению и визуальному представлению двухмерных объектов.
Бавельер, ныне когнитивный исследователь в Женевском университете, отмечает, что любители «экшн-игр» лучше «лавируют» между распределенным вниманием (способностью мозга реагировать на стимулы одновременно) и фокусированным вниманием (способностью концентрироваться на целевом стимуле). «Это называется контролем внимания, способностью гибко переключаться по мере необходимости», — говорит она. Переключению между задачами способствует также игра в All You Can ET — специальный когнитивный тренажер, в котором игроки должны своевременно обеспечивать инопланетян определенной едой и напитками.
Полезные ссылки для более глубокого понимания темы:
-
о влиянии компьютерных игр на когнитивные функции, а также психику, мотивацию и социальное поведение человека (спойлер: игры с элементами насилия не ведут к антисоциальному поведению, а стереотип об изолированном, необщительном геймере неверен). ученых из Калифорнийского университета в Ирвайне о влиянии онлайн-тренажеров на навык многозадачности пожилых. на TED одного из специалистов в области геймификации Гейба Цихерманна «Как игры делают детей умнее?»
- Статья сотрудника московского центра исследований видеоигр на ПостНауке о том, как видеоигры помогают лучше сдавать школьные экзамены и почему геймификация заставляет нас больше работать.
Есть ли грань между развлечением и зависимостью?
Далеко не все так печально выглядит в игровой индустрии вообще. Нельзя утверждать, что все игроки в компьютерные игры являются изгоями или неполноценными людьми. Конечно, нет.
Но, согласитесь, что если неплохой сотрудник задерживается на работе почти до полуночи для прохождения следующего уровня очередной игры, в то время как дома его ждет семья и трое маленьких детей (сама это наблюдала), то это уже не есть норма, и требует срочной коррекции.
Для тех же, кто относится к играм на компьютере, как к неплохому средству развлечения, не мешающему ни работе, ни личной жизни, ни общению в реале, игры на компьютере есть неплохой способ отдыха.
Главное, не стать игроманом уже по медицинскому определению, когда под этим термином подразумевается поведение пациента, аналогичное наркомании или алкоголизму и курению. Грань проходит именно здесь, или пользователь игр остается обычным человеком, или он порой незаметно для себя преступает черту, и становится потенциальным пациентом, который самостоятельно без посторонней помощи не может справиться с этой проблемой.
Симптомы игровой зависимости
Существует ряд признаков зависимости от компьютерных игр:
- одним из основных симптомов компьютерной зависимости является выраженное раздражение, возникающее в ответ на вынужденную необходимость отстранения от любимого занятия. Когда же игра возобновляется, сразу можно заметить эмоциональный подъем;
- частым симптомом компьютерной аддикции является неспособность спрогнозировать время завершения сеанса, играющий будет откладывать его снова и снова;
- компьютер становится центром жизни зависимого человека, поэтому при общении с окружающими самой интересной для него темой будет обсуждение его любимой компьютерной игры;
- по мере прогрессирования зависимости нарушается социальная, трудовая и семейная адаптация человека – он забывает о служебных, домашних делах, об учебе, утрачивает интерес к ним;
- наличие психологической аддикции отражается и на привычках человека: чтобы больше времени проводить за компьютером, он все чаще принимает пищу, не отходя от монитора, пренебрегает личной гигиеной, сокращается время на сон, а сами компьютерные сеансы удлиняются.
К счастью, развивается данная зависимость не одномоментно, она проходит ряд стадий. Чем раньше заметить ее наличие, тем легче будет с ней справиться.
Сценарий 4: Появляются сообщения “Недостаточно места на диске (С:)”
Если вы столкнулись с данным уведомлением, но на одном из разделов диска (в нашем примере — С) заканчивается свободное место.
Microsoft поясняет, что сообщение показывается, когда свободное пространство на диске опустилось ниже порогового значения.
Решение: Прежде всего, нужно выяснить, из-за чего произошло увеличение занимаемого пространства. Также удалите старые и ненужные файлы, которые могут снизить производительность компьютера.
Данное сообщение может быть еще одним признаком вредоносного заражения. Дело в том, что многие типы вредоносных программ используют различные методы для заполнения свободного пространства на жестком диске, чтобы вызвать сбой работы ПК.
Вред компьютерных игр
Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.
Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игрока пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игрока из ее щупалец невозможно.
Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.
Рассмотрим, чем же опасны разные виды компьютерных игр.
- Самый опасный вид игр – это игры-стрелялки, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрым человеком.
- Воздействовать пагубно на психику могут «бродилки» и «авиа-симуляторы». Это преимущественно динамические игры, от них очень тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. По мнению специалистов, участие в таких играх приводит к тому, что игроки начинают использовать подобные методы решения проблем в реальной жизни.
- Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для игрока представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.
- Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с подростком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым игроком мало кто следит. Со временем игрок становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной развала семьи, проблем на работе, приводит к депрессии и одиночеству.
Многие игроки идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – ну кто об этом не мечтает? И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, игрок со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости.
Люди зарабатывают на играх огромное количество денег, «заражая» зависимостью от них детей и взрослых.
Хочется обратить особое внимание о вредном воздействии компьютера для здоровья подрастающего поколения. Постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук.
Компьютерные игры могут навредить ребенку если:
- уделять им слишком много времени;
- они имеют неподходящую для детей тематику.
Чтобы защитить себя от негативного влияния игр и получить только пользу, необходимо проверять их и ограничивать время проведения за компьютером. Для маленьких детей будет достаточно и 10 минут в день. Постепенно время можно увеличивать на 5 минут, делая при этом перерывы между игрой, но оно не должно превышать двух часов.
Почему люди часто плохо относятся к тем, кто играет в игры
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2019 году провёл опрос среди россиян по поводу их отношения к видеоиграм, который показал, что 58% опрошенных считают их вредными из-за следующих последствий:
- Возникновение зависимости (26%);
- Снижение остроты зрения (23%);
- Отрицательное влияние на психику человека (13%);
- Снижение умственных способностей (10%).
Общепринятые стереотипы о том, что все игроманы – зависимые и больные люди присущи людям взрослого возраста, которые с недоверием относятся к компьютерным технологиям, либо их близкие или родственники (а возможно и они сами) сталкивались с игровой зависимостью. Погруженность человека в игры любых видов делает их отстраненными от общества, их мыслительные процессы и воспринятие мира отличаются от принятых, в некоторых случаях игроманы просто «сбегают» в виртуальный мир, чем настораживают других людей, живущих в реальности. В обществе считается, что наибольший вред от игр появляется при увлечениях онлайн казино и другими видами игорного бизнеса.
Не все, кто играют в игры – игроманы
Многие люди хотя бы один раз в жизни пробовали играть в какие-либо игры, например карты в поезде – тоже азартная игра, чаще всего на деньги. Однако, не все люди, которые время от времени увлекаются играми, являются игроманами.
Геймер – не значит игроман. Игроманами нельзя назвать тех, чьё увлечение не становится бесконтрольным. Если компьютерные игры – не единственное увлечение человека, то сложно говорить о патологических изменениях, расстройстве.
Игромания или гемблинг отличаются особой частотой, когда человек буквально одержим и стремится постоянно находиться в игровом процессе. Его поведение и реакции подвергаются изменениям не в лучшую сторону, а само увлечение становится аддикцией (зависимостью или привыканием).
Почему обычно игры – это хорошо
По тому же опросу ВЦИОМ, указанного выше, некоторые опрошенных отмечали положительное влияние игр на человека, среди них:
- Развитие логического мышления (10%);
- Повышение внимательности (4%);
- Повышение скорости реакции (6%);
- Снижение уровня стресса (8%).
Специалисты в случаях с нормальным, не чрезмерным интересом к играм отмечают, что игры различного характера положительно влияют на человека и его состояние. Все люди с детства начинают познавать жизнь в игровом процессе – и это совершенно нормальное явление. Игровой процесс способен заинтересовать ещё маленького человека к обучению, запоминанию. Также специалисты выделяют ряд факторов, которые позитивно влияют на человека во время игр:
- Игры помогают бороться с накопленным стрессом. В процессе игры вырабатываются гормон счастья, активизируют выброс дофамина;
- Стимулируют активную работу мозга. Некоторые логические игры, головоломки, а особенно шахматы развивают оба полушария головного мозга, улучшают концентрацию, стратегическое мышление и позволяют обучаться быстрее;
- Совместные игры способствуют развитию навыков для работы в команды, сплочению коллектива и улучшению отношений с другими людьми.
К тому же, помимо указанных выше факторов, игровой процесс в 21 веке позволяет быстрее и эффективнее обрабатывать визуальную информацию, развивать моторные функции и повышать гибкость ума.