Как определить кулер на вдув или на выдув?
У многих возникает вопрос по поводу того, как определить работу вентилятора на вдув или выдув? Сделать это достаточно просто, в этом поможет направление лопастей. Если аппарат на выдув, то лопасти загребаются по направлению вниз. Движение происходит против часовой стрелки.
принято спереди на вдув, сзади на выдув.
Несколько слов об организации вентиляции корпусов ПК.
Как показано в статье «Схемы включения вентиляторов для охлаждения системных блоков персональных компьютеров» наиболее оптимальной с точки зрения эффективности охлаждения является схема «все вытяжные вентиляторы». В этом случае при простоте реализации, для корпусов ПК с малым и средним аэродинамическим сопротивлением обеспечивается наибольший прирост расхода воздуха при установке дополнительного вентилятора. А это означает наибольший прирост вывода тепла из этих корпусов.
Для упрощения расчетов можно использовать упрощение:
- Применение схем, содержащих группу N вентиляторов работающих в одном направлении, с одинаковым избыточном давлением, эквивалентно применению одного вентилятора с расходом равным сумме расходов.
- Применение схем, содержащих один нагнетающий и один вытяжной вентилятор, с равными расходами, эквивалентно применению одного вытяжного вентиляторов с суммарным избыточным давлением.
Применение схемы с вытяжным и нагнетающим вентиляторами дает наибольший прирост расхода воздуха на корпусах ПК с высоким аэродинамическим сопротивлением, но имеет один очень существенный недостаток. При несбалансированности системы, когда суммарный расход вентиляторов на входе в корпус существенно отличается от суммарного расхода вентиляторов на его выходе, возможно не улучшение, а ухудшение ее характеристик (как об этом уже говорилось выше).
Причин несколько, в том числе:
В случае превышения расхода вытяжных вентиляторов над нагнетающими приводит последние во флюгерный режим, и наоборот. В схеме нагнетающий или группа нагнетающих — вытяжной или их группа всегда во флюгерный режим переходят один или несколько вентиляторов работающих в группе с меньшим расходом. Флюгерный режим — режим работы вентилятора в воздушном потоке с большим расходом чем может дать вентилятор. Он характеризуется ограничением воздушного потока через вентилятор на уровне его паспортного значения (соответствующему числу оборотов в данный момент и его расходной характеристике) работающего во флюгерном режиме. .
Из корпуса ПК выходит больше воздуха (объемное количество), чем поступает туда. В связи с нагревом воздуха в корпусе ПК его объем увеличивается, и его объем увеличивается тем больше чем больше его нагрев. Баланс производительности вентиляторов (с учетом нагрева воздуха) должен достаточно точно соблюдаться. Любое его нарушение переводит вентилятор выпавший из баланса во флюгерный режим. То есть, такой вентилятор начинает работать как ограничитель расхода воздуха, что приводит к перераспределению избыточного давления вентилятора с большим расходом в цепочке «нагнетающий — корпус — вытяжной» вентилятор. В результате избыточное давление вентилятора с большим расходом (этой цепочке) с объема корпуса ПК перераспределяется со знаком «минус» к вентилятору работающему во флюгерном режиме. Расход воздуха через корпус падает до уровня расхода вентилятора работающего во флюгерном режиме.
В условиях, когда тепловыделение в корпусе ПК является величиной переменной, реализация подобной схемы даст существенный положительный эффект только при наличии сложной системы управления вентиляторами.
Задний кулер корпуса должен вдувать воздух в корпус или выдувать из него?
Задний кулер должен ВЫДУВАТЬ теплый воздух из корпуса, который образуется от нагрева электронных компонент и от выдуваемого процессорным кулером тепла, которое накапливается внутри корпуса. Еще лучше одновременно с задним кулером поставить на передней стенке корпуса вентилятор, обеспечивающий вдувание в корпус прохладного воздуха из комнаты. Пара таких вентиляторов образуют очень эффективную приточно-вытяжную систему вентиляции.
По моему мнению нужно устанавливать задний вентилятор системного блока на вдув воздуха внутрь корпуса. Потому что на выдув уже работает вентилятор блока питания.
А вообще вам это проще выяснить опытным путём. Для этого сделайте следующее:
а) замерьте температуру процессора и чипа на материнской плате до установки дополнительного вентилятора (для этого есть специальные программы, Аида, например);
б) установите вентилятор, закройте корпус;
в) измерьте температуру процессора и чипа на материнской плате ещё раз;
г) если температура не изменилась — переверните вентилятор.
При правильном расположении вентилятора вы сразу заметите, что комплектующие стали более прохладными.
Кулер, установленный в блоке питания закачивает воздух внутрь корпуса. Нагнетаемый внутрь корпуса воздух выходит через различные отверстия в корпусе. При этом направление потока воздуха может быть произвольным и зависит от расположения «внутренностей» внутри корпуса. Чтобы усилить поток воздуха через радиатор процессора, в корпусе на задней стенке, обычно это где-то на уровне процессора, устанавливают дополнительный вентилятор, который «выкачивает» воздух из системного блока. При этом основной поток воздуха начинает идти через радиатор процессора, делая процесс охлаждения процессора более эффективным. Получается, что дополнительный вентилятор выдувает воздух.
реклама
Теперь, когда мы уяснили и проверили на практике общие принципы эффективной вентиляции, применим их к самому распространенному корпусу — тауэру с верхним БП.
На рис.6 показан самый эффективный способ охлаждения такого корпуса. Дополнительный вентилятор на задней стенке фактически обеспечивает такой же режим продувки, как в моем последнем эксперименте. Поскольку практически половина тепла выделяется процессором, есть смысл подавать часть холодного воздуха непосредственно в зону его работы. Это осуществляется через свободный трехдюймовый или пятидюймовый отсек на передней стенке — обе его заглушки (пластмассовая и металлическая) удаляются, а уж как декорировать образовавшуюся дыру — вопрос умения и фантазии. В простейшем случае можно купить панельку с парой маленьких вентиляторов (которые сразу снять, толку от них ноль), благо таких «прибамбасов» для пятидюймовых отсеков выпускается множество разновидностей — от обычной решетки до панелек со встроенным электронным индикатором, USB-портами или фенбасами (хотя площадь решетки у них меньше).
Неплохую продувку обеспечивает и установка Rack-контейнера. Учтите, что все это хозяйство надо ставить в самый нижний отсек. Выбор конкретного варианта зависит от того, что в первую очередь надо «заморозить». Если перегревается процессор или память, отверстия надо сделать побольше, а если видеокарта — можно вообще обойтись без них, зато внизу открыть побольше слотов. Суммарная площадь отверстий при этом должна быть как минимум 70-80 кв. см. в зависимости от размера вентиляторов. Для справки: площадь одного отверстия слота равна 13 кв. см., открытого трехдюймового отсека — 30 кв. см., пятидюймового — 15-30 кв. см. с вышеописанной декоративной решеткой и 60 кв. см для полностью открытого. Еще 10-15 кв. см. может дать удаление заглушек с отверстий под порты на задней стенке. Ах да, чуть не забыл, есть же еще штатный воздухозаборник в нижней части передней панели площадью 5-30 кв. см., а у некоторых корпусов еще и дырочки в боковых стенках.
Если на верхней панели есть штатное отверстие под вентилятор, грех его не использовать. Поставьте туда что-нибудь не слишком мощное на выдув. Если такого отверстия нет, вырезать его не стоит. Лучше купите специальный бловер и установите его в самый верхний 5-дюймовый отсек (рис. 7). Это будет особенно полезно тем, у кого по какой-либо причине отсутствует отверстие под дополнительный вентилятор под БП или оно задействовано для непосредственного охлаждения процессора. Но в этом варианте стоит сделать воздуховод, направляющий свежий воздух из нижнего пяти- или трехдюймового отсека в зону процессора. Без него значительная часть этого потока может сразу уйти в бловер, не захватив по дороге достаточно тепла.
На рис. 8 показана довольно экзотическая схема с нижним вентилятором, работающим на выдув. Она хуже двух предыдущих и может использоваться лишь в крайнем случае, когда в первую очередь надо охладить видеокарту. Фактически эта схема обеспечивает два независимых потока — первый (нижний, от задней стенки к передней) охлаждает видеокарту, платы расширения и южный мост, а второй (от передней стенки к задней) охлаждает верхнюю половину корпуса. Преимущества такой схемы — увеличивается суммарная производительность вентиляторов на выдув, значительная часть горячего воздуха от видеокарты сразу удаляется наружу, меньше общее сопротивление потоку в корпусе.
Но есть и существенные недостатки. Главный из них в том, что в угоду дизайну нижние отверстия в передней стенке, через которые выдувается воздух, обычно имеют площадь намного меньшую, чем эффективная площадь переднего вентилятора. Вдобавок потоку приходится дважды менять направление, что он очень не любит. В результате получается тот же «бег в противогазе» — например, если отверстие в корпусе вдвое меньше, чем у вентилятора, производительность последнего тоже падает примерно вдвое, и это еще без учета противодавления в корпусе. А вот шум, наоборот, будет больше — просачиваясь через узкие щели, маленькие отверстия, затейливые «загогулины» и прочие дизайнерские изыски в передней панели, поток воздуха может издавать отнюдь не художественный свист. Вдобавок шум переднего вентилятора (в отличие от заднего) не экранируется корпусом.
Повысить эффективность переднего вентилятора можно, если впустить дополнительный воздух в полость между передней панелью и металлической передней стенкой корпуса. Для этого пойдем по проторенному пути — вытащим пластмассовую (на этот раз только пластмассовую!) заглушку нижнего трехдюймового отсека. Но ведь нам надо еще подать холодный воздух в верхнюю половину корпуса, причем тоже спереди. Эти потоки надо разделить с помощью перегородки под нижним пятидюймовым отсеком.
Теперь посмотрим на движение потока в корпусе. В первой и второй схеме основной поток движется снизу вверх. Сопротивление потоку определяется самым узким местом на его пути. В данном случае это сечение на уровне видеокарты: она сама занимает добрую половину корпуса, а с другой стороны стоит винчестер с торчащим шлейфом. Поскольку видеокарту в другое место сдвинуть нельзя, остается переставить винчестер. Его можно опустить вниз или поставить в один из 5-дюймовых отсеков (лучше в тот, который используется в качестве воздухозаборника). В обоих случаях винчестер будет отлично обдуваться, что благотворно скажется на его здоровье. Впрочем, самое узкое место на пути потока на самом деле не здесь, а при входе в корпус — там его скорость больше на порядок, а аэродинамические потери пропорциональны квадрату скорости. Поэтому «прилизывание» и укладка шлейфов с точки зрения воздухообмена практически ничего не дает.
Слышу, слышу ехидные голоса — а как же страшилки про пыль, которую при установке всех вентиляторов на выдув якобы будет засасывать в диких количествах через CD-ROM и FDD? Отвечаю. Воздух идет по пути наименьшего сопротивления и при хорошей вентиляции не пойдет в узкие щели, когда рядом есть большие окна. Да и штатная система вентиляции, напомню, работает на выдув, причем в брендовых корпусах и ноутбуках тоже (а там не дураки сидят, как любят говорить некоторые коллеги, когда другие аргументы заканчиваются 🙂
В заключение скажем пару слов про тауэры с боковым БП. Несмотря на большое количество отверстий, расположенных в самых неожиданных местах, вентиляция у этих корпусов отвратительная. Если обдув видеокарты еще можно улучшить традиционным способом (открыванием соседних слотов), то с процессором придется повозиться. Для хорошего продува его «кармана» нужно как-то удалить оттуда горячий воздух. Самое эффективное — врезка в верхнюю панель вентилятора на выдув, но это весьма трудоемко. Поэтому попробуем альтернативные способы. В корпусах InWin вверху на задней стенке есть вентиляционные отверстия непонятного назначения — теплый воздух оттуда выходить не будет, т.к. в корпусе разрежение от вентилятора БП, а подача холодного воздуха под самый потолок малоэффективна. Чтобы они не пропадали, поставьте там бловер на выдув. В корпусах, где нет и этого, бловер можно направить вперед и соединить воздуховодом с пустым пятидюймовым отсеком (разумеется, вытащив из него обе заглушки, рис.9).
Другой вариант — установка БП с мощным вентилятором, в котором забор воздуха осуществляется только со стороны «кармана». В продаже встречаются БП, имеющие на боковой стенке 120-мм вентилятор — по идее, его должно хватить для хорошего проветривания. Можно сделать и наоборот — подать вентилятором или бловером по воздуховоду в эту зону свежий воздух в расчете на то, что струя «добьет» до непродуваемых уголков. В общем, поле для экспериментов эти корпуса дают необъятное.
Еще осталось несколько мифов по поводу выбора вентиляторов. но этому вопросу стоит посвятить отдельную статью.
Владимир Куваев aka kv1
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или telegram-канал @overclockers_news — это удобные способы следить за новыми материалами на сайте. С картинками, расширенными описаниями и без рекламы.
Отрицательное давление
Отрицательное давление основывается на том, что из корпуса выдувается больше воздуха, чем втягивается. Соответственно воздуху нужно найти возможность попасть внутрь. Результат — каждая щель действует как место втягивания, и вся пыль, волосы и даже насекомые могут быть легко затянуты в корпус. Главная проблема такого подхода — невозможность поставить в эти щели пылевые фильтры: нужно иметь либо волшебный корпус без единой щели (такие есть?), либо заполнить всё вручную (зачем?). Главный плюс — не нужно волноваться о пылевых фильтрах, потому что корпус втягивает воздух не через вентиляторы, а через щели. Зато нужно беспокоиться обо всех этих слоях пыли внутри, как на компонентах, так и на проводах.
Если вы хотите создать в корпусе такое движение воздуха, советую хорошенько подумать. Отрицательное давление очень легко превратить в положительное — нужно лишь повернуть один-два вентилятора так, чтобы они втягивали внутрь. Тогда воздуха будет втягиваться больше, чем выдуваться. В результате каждая щель станет местом выхлопа, в том числе и горячего воздуха от процессора и видеокарты. Таким образом в корпусе создастся постоянное перемешивание и движение воздушных потоков, которое даст компонентам возможность не «задыхаться».
Как ставить вентилятор на вдув или на выдув и что эффективнее?
Здравствуйте, дорогие посетители моего блога! Сегодня обсудим, как лучше ставить вентилятор: на вдув или на выдув и почему. Также, в каком случае система охлаждения работает эффективнее и как понять, куда дует кулер.
О том, сколько именно вентиляторов обязательно нужно иметь в корпусе системного блока, вы можете почитать в этом посте.
Если понаблюдать за работой ПК, можно заметить, что на процессоре и на корпусе крыльчатки вращаются на выдув. Это не случайно: главная задача воздушной системы охлаждения, прежде всего, заключается в отводе лишнего теплого воздуха, и лишь по возможности необходимо обеспечить подачу холодного.
Неважно, если сверху на корпусе вы ставите дополнительные крыльчатки или снизу — принципы, которые я опишу далее, справедливы для любой компоновки.
Итак, если кулер работает на выдув, он создает разрежение внутри шасси. Нагретый воздух выталкивается оттуда крыльчаткой, а новый всасывается из-за перепада давления через технологические отверстия. Замечено, что в этом случае для непрерывной циркуляции воздуха нет препятствий, и проблем с охлаждением не будет.
При такой компоновке на выдув нужно ставить крыльчатку на тыльной крышке корпуса.
Если кулер работает на вдув и нет выдувающего вентилятора, в корпусе создается избыточное давление воздуха, что препятствует его нормальной циркуляции и чревато перегревом компонентов ПК. Кроме того, будет всасываться много пыли, поэтому «внутренности» ПК придется часто чистить.
В идеале лучше всего ставить 2 охладителя: на выдув на тыльной крышке и на всасывание на фронтальной панели. Если нет такой возможности, ставьте один на выдув на тыльной крышке корпуса.
Закономерный вопрос: как определить, в какую сторону будут вращаться лопасти?
Проще всего подключить охладители к блоку питания или системной плате и посмотреть, как именно он работает. Естественно, перед тем как узнать это, нужно снять боковую крышку, чтобы получить доступ ко всем коннекторам питания.
И есть еще один способ, понять куда идет основной поток — там где находится наклейка с моделью или наименованием, туда и будет дуть пропеллеры.
Подписывайтесь на меня в социальных сетях и не забудьте поделиться этим постом — буду весьма признателен. До встречи!