Смотрите также:
В связи с пандемией коронавируса государства всего мира были вынуждены перестаивать систему образования на дистанционный формат. Из-за долгого нахождения за компьютером могут появиться остеохондроз и искривление позвоночника. Экран видеомонитора должен находиться на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм от глаз пользователя с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Основные размеры рабочего места при работе с компьютерами высота края стола и высота пространства для ног должны соответствовать росту. Не рекомендовано использовать в качестве сидения табуретки или скамейки. Во время работы за ноутбуком и компьютером важно не горбиться. Одной из причин развития искривления позвоночника является не соблюдение правильной осанки, как во время учебы, работы за столом, так и при ходьбе.
Требования к длительности занятий с компьютерами и ноутбуками.
Частая работа за компьютером в раннем возрасте может оказать негативное влияние на мышцы, управляющие глазами, в результате чего ребенку очень трудно будет концентрировать зрение на определенном предмете, особенно в таких занятиях, как чтение. Если это произойдет, придется ходить в очках.
Общие рекомендации – детям с 3-х до 5-ти лет — не более 15-ти минут использования гаджетов в сутки.
Непрерывная длительность занятий в дошкольных организациях и школах непосредственно с компьютерами и ноутбуками в течение учебного часа соответствует:
- дошкольных организациях и 1 классах — не более 15 минут;
- 2 — 3 классах — не более 20 минут;
- 4-5 классах — не более 25 минут;
- 6 — 8 классах — не более 30 минут;
9 — 11(12) классах — не более 35 минут.
Профилактические мероприятия при работе с компьютерами и ноутбуками
Продолжительность непосредственной работы с компьютерами, ноутбуками, планшетами рекомендуется не более 2 часов. В период работы проводятся профилактические мероприятия: упражнения для глаз через каждый 20-25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва. Занятия с компьютерами, ноутбуками, планшетами не проводятся за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и оздоровительных мероприятий. Одновременное использование 1 компьютера, ноутбука, планшета двумя и более людьми, независимо от возраста не рекомендуется. Не используются компьютеры, ноутбуки без наличия документов, подтверждающих их качество и безопасность. Современный монитор не является источником радиоактивного излучения. Перед началом работы и после каждого академического часа занятий осуществляют сквозное проветривание. В качестве источников света при искусственном освещении используются люминесцентные лампы. В светильниках местного освещения допускается применение ламп накаливания, в том числе энергосберегающие. Не забывайте кушать. Работа или игра за компьютером нередко поглощает все внимание человека. Находясь мыслями там, в мониторе, человек забывает обо всем, в том числе об обеде, работают впроголодь весь день.
Правильное положение за компьютером
Рекомендации, которые помогают сохранить зрение и хорошую осанку:
- сидеть за ПК необходимо, выпрямив плечи и спину;
- спинка стула должна поддерживать положение тела;
- рабочее кресло передвигается близко к компьютерному столу чтобы пользователю не приходилось тянуться к клавиатуре, и руки не находились на весу;
- монитор располагается на таком уровне, чтобы смотреть на него прямо — не наклонять и не поднимать голову;
- рекомендуется использовать специальный компьютерный стул с полумягким сиденьем и спинкой;
- ноги должны полностью ступней стоять на полу, чтобы поддерживалось нормальное кровообращение;
- нельзя сидеть за слишком низким столом, для работы за компьютером придется сгибаться, а это нарушает осанку.
На каком расстоянии можно работать за компьютером
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области»
На улице становиться холодно, всё меньше времени дети проводят на улице и больше за компьютером. Как оборудовать рабочее место с соблюдением основных гигиенических требований?
Чтобы правильно оборудовать рабочее место необходимо соблюдать гигиенические требования к организации рабочего места ПЭВМ, которые регламентируются СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».
1. Помещение для работы с компьютером должно иметь естественное и искусственное освещение, защитное заземление.
2. Окна должны быть оборудованы жалюзи или шторами.
3. Рабочий стол следует размещать таким образом, чтобы естественный свет падал слева.
4. Искусственное освещение должно быть общим равномерным, возможно дополнительное местное освещение.
5. Для внутренней отделки интерьера помещения должны использоваться диффузно-отражающие материалы. Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) — 4,5 кв.м.
6. С целью улучшения качественного состава воздуха следует проводить ежедневную влажную уборку и систематическое проветривание помещения.
7. Уровни шума и вибрации от ПЭВМ не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий.
8. Каждый компьютер создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более, излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора.
9. При наличии нескольких компьютеров в помещении, расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2м., между рабочими столами в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора — не менее 2,0м.
10. Экран видеомонитора должен находиться от глаз на расстоянии 60-70см, но не ближе 50см с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.
11. Высота стола, стула, пространства для ног и стула должны соответствовать росту ребенка. Убедиться в этом можно следующим образом: ноги и спина (а еще лучше и предплечья) имеют опору, а линия взора приходится, примерно, на центр монитора или немного выше. При наличии высокого стола и стула, несоответствующего росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног.
12. Рабочий стул должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки. Поверхность сиденья, спинки и других элементов стула должна быть полумягкой, с нескользкой, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений. Замена стульев табуретками или скамейками не допускается.
13. Стол должен быть одноместным. Одновременно за компьютером должен заниматься только один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Конструкция одноместного стола должна предусматривать: две раздельные поверхности: одна для размещения ПЭВМ с регулировкой по высоте для школьников в пределах 52-76см, для дошкольников — 46-52см и вторая — для клавиатуры с плавной регулировкой по высоте и углу наклона от 0 о до 15 о с фиксацией в оптимальном рабочем положении (12 о -15 о ); ширину поверхностей для ВДТ и клавиатуры не менее 75см для школьников и не менее 60см для дошкольников (ширина обеих поверхностей должна быть одинаковой) и глубину не менее 55см;
Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. С целью профилактики зрительного и общего утомления при занятиях на компьютере необходимо, чтобы непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране ВДТ, не превышала:
— для обучающихся в I — IV классах — 15 мин.;
— для обучающихся в V — VII классах — 20 мин.;
— для обучающихся в VIII — IX классах — 25 мин.;
— для обучающихся в X — XI классах на первом часу учебных занятий — 30 мин.
Родителям на заметку необходимо знать, что количество занятий с использованием ПЭВМ в общеобразовательных учреждениях регламентируется СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». При этом оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I — IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V -VIII классах — 2 урока, для обучающихся в IX — XI классах — 3 урока.
При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий (упражнения для глаз, физкультурные минутки). Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью: для обучающихся в II — V классах — не более 60 мин., для обучающихся в VI классах и старше — не более 90 мин.
Основные правила профилактики ухудшения зрения
1. Организация рабочего места. Освещение вашего рабочего места по возможности должно быть естественным и падать с лева от монитора во избежание усталости глаз.
2. Проследите, чтобы на мониторе не было бликов от окон, в случае их присутствия устраните исходящий свет, прикройте окно или опустите жалюзи. Настройте яркость и приглушите контрастность экрана. В рабочей области компьютера должно быть чуть светло, недопустимо использование настольных ламп.
3. Текст на экране не должен быть слишком мелким или даже цветным.
4. Расстояние между глазами и рабочей поверхностью монитора должно быть не менее 60 см.
5. Большую роль играет отдых. После часа работы за компьютером делайте десятиминутный перерыв для глаз. Можете закрыть глаза или перевести взгляд на нейтральную точку, например, на стену.
6. Выбор монитора тоже очень важный момент. Монитор при возможности должен быть 22 дюйма в диагонали, иметь матовую матрицу во избежание бликов, а частота развертки должна быть 75-100 Гц.
7. Монитор должен находиться немного выше уровня глаз, тогда глазные мышцы не будут напрягаться.
8. Периодически посещайте окулиста, хотя бы раз в год.
Как организовать рабочее пространство за компьютером
С целью охраны труда учащихся и студентов, служащих, операторов следует оборудовать их рабочее место за монитором с соблюдением санитарных норм и правил – СанПиН 2.2.2.542-96 и СанПиН 2.4.2.1178-02. Грамотный подход к этому вопросу поможет предупредить зрительное переутомление и другие профессиональные заболевания.
Общие требования
Видеомонитор предпочтительно размещать в углу или разворачивать тыльной стороной к стене. Если в студии или кабинете будет несколько компьютеров, между ними следует выдержать минимум 2 метра и не ставить их дисплеями друг к другу. Есть и другие рекомендации, касающиеся каждого пользователя:
- В процессе работы минимальное расстояние до экрана монитора составляет около 70 см. Это позволит избежать компьютерного зрительного синдрома. Если нужно посмотреть на дисплей и тут же перевести взгляд на документ, лежащий на столе, листы располагают поближе к экрану, чтобы не совершать постоянных движений головой или глазами (а еще лучше приобрести подставку для документов).
- Освещение обустраивают так, чтобы на экран не попадали блики. Они мешают восприятию информации, заставляют напрягать зрение, менять положение корпуса – все это требует излишнего напряжения сил и приводит к усталости. Если за спиной работника офиса расположено окно, его затеняют шторами или жалюзи. В качестве искусственного освещения используют лампы типа ЛБ на 300–500 люкс.
- Стол. Его габариты обеспечивают комфортное пользование компьютером. Высоту выбирают такую, чтобы верх монитора был на уровне глаз; глубина должна обеспечивать нормативную удаленность от экрана; ширина зависит от набора периферийных устройств. Чем массивнее стол, тем лучше он гасит вибрацию.
- Стул. В идеале – крутящаяся модель с регулируемой высотой, подлокотниками, полумягким сиденьем.
- Клавиатура. Ее, как и мышку, располагают на столе или специальной выдвижной поверхности, приблизительно на уровне локтя. При этом предплечья должны быть расслаблены, свободно свисать по бокам. Чтобы не делать резких наклонов головы вперед, клавиатуру устанавливают под наклоном от 0 до 15°.
Установка мониторов для системы наблюдения
Охрана и руководство деятельностью предприятия, учреждения или магазина в наши дни нередко осуществляется с использованием видеонаблюдения.
Для этой цели оптимальным будет являться использование специальных мониторов с профессиональными разъемами BNC или RCA.
Другой важной особенностью является работа одного дисплея на несколько камер, каждая из которых находится в определенной зоне и затем транслирует свое изображение (видеополе). Считается, что для эффективного наблюдения на дисплее должно быть максимально 20–24 поля.
Исходя из их нужного количества, рассчитывают диагональ видеоприбора, а в зависимости от нее определяют расстояние от экрана до глаз охранника. Правильные соотношения всех трех параметров приведены в таблице 2.
Число полей | Длина диагонали, дюймов (см) | Дистанция между наблюдателем и дисплеем, м |
4 | минимально – 17 (43) | 1,7 |
9 | от 19 до 22 (50–56) | 2,0 |
16 | от 19 до 40 (50–102) | 2,0–3,0 |
20 | минимум 32 (81) | 2,5 |
Смотрите ниже интересное видео на эту тему.
Как установить мониторы в компьютерном классе
При составлении планировки помещения соблюдают пункты СанПиН 2.2.2.542-96 и СанПиН 2.4.2.1178-02, которые рекомендуют ограничивать количество рабочих мест в учебном кабинете информатики. Площадь, приходящаяся на одного ученика, должна составлять от 2,5 до 3,5 м2. Минимально допустимая площадь для одного компьютера достигает 6 м2.
Рабочие места в классе располагают тремя способами:
- в виде рядов – учащиеся сидят друг за другом, все дисплеи обращены в одну сторону (между тыльной плоскостью заднего и экраном переднего видеоприбора должно быть не менее 2 м);
- в центре кабинета – два ряда столов с ПЭВМ выставлены без промежутков посередине класса, при этом экраны повернуты в противоположные стороны;
- по периметру – столы с компьютерами стоят вдоль стен.
Последняя схема является оптимальной, поскольку лучше других отвечает требованиям СанПиН, обеспечивая комфортные условия для работы и соблюдение нормативов расстояний:
- от стены с оконным проемом до стола с персональной ЭВМ – не менее 0,8 м (при отсутствии окна допускается 0,1 м);
- между боковыми стенками мониторов в одном ряду – не менее 1,2 м;
- между соседними столами, стоящими в углах – минимум 2 м.
При оборудовании рабочего места учитывают, что от органов зрения пользователя до экрана монитора должно быть минимум 50–70 см. Следует рекомендовать учащемуся правильно сидеть за столом. При этом необходимо учесть такие аспекты:
- при вертикальном расположении плоскости дисплея его центр (или точка, находящаяся на 2/3 высоты) располагается на уровне глаз;
- необходимо следить, чтобы взгляд падал на экран под углом 90° (допускается отклонение от перпендикуляра на 5–10°);
- голова должна быть слегка наклонена вперед – максимум на 15°.
Чтобы создать должные условия для правильной посадки, необходимо согласовать высоту стола и стула с ростом ребенка.
Для этого предлагается воспользоваться таблицей 3.
Рост ученика, см | Высота крышки стола над полом, см | Высота сидения над полом, см | Глубина сидения, см |
100–115 | 46 | 26 | 26 |
115–130 | 52 | 30 | 29 |
130–145 | 58 | 34 | 33 |
145–160 | 64 | 38 | 36 |
160–175 | 70 | 42 | 38 |
Более 175 | 76 | 46 | 40 |
Изучив вышеизложенное, можно подобрать для себя оптимальный вариант размещения монитора. Это очень важно для сохранения правильной осанки и здоровья глаз.