Мониторы к компьютеру прослеживаемость товаров
ФНС России дала разъяснения по вопросам, связанным с оборотом прослеживаемых товаров. Прокомментируем наиболее важные из них.
При реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, поставщики обязаны выставить электронные счета-фактуры (УПД) с регистрационным номером партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ), и другими реквизитами прослеживаемости (п. 1.1 ст. 169 НК РФ).
Нарушение формы выставления счета-фактуры не лишает покупателя права на вычет по нему, если можно идентифицировать реализуемый товар, стороны сделки, ставку и сумму налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). Поэтому по бумажному счету-фактуре покупатель сможет принять к вычету НДС по прослеживаемому товару. Что касается ответственности для продавца, то до 1 июля 2022 года в рамках переходного периода она не установлена. Об этом контролирующие органы сообщали и ранее (письма Минфина России от 11.08.2021 № 27-01-22/64473, ФНС России от 19.08.2021 № ЕА-4-15/11700).
При этом ФНС России подчеркивает, что продавец при реализации прослеживаемых товаров обязан обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости (в том числе РНПТ) в счете-фактуре и УПД, а покупатель удостовериться в наличии и правильности указанного РНПТ (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1108, далее – Положение № 1108). При отсутствии РНПТ в полученном от поставщика счете-фактуре (УПД) или при наличии ошибок в нем покупателю следует попросить поставщика выставить исправленный счет-фактуру (УПД) и указать в нем корректный РНПТ.
Отметим, что если исправленный счет-фактура будет выставлен после сдачи декларации по НДС за период отгрузки, вопрос о необходимости сдачи уточненной отчетности решается с учетом положений статьи 81 НК РФ. По правилам п. 1 ст. 81 НК РФ обязанность сдавать уточненку есть только при обнаружении факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога. Если указанные ошибки не привели к занижению, то уточненную декларацию сдавать необязательно.
Мониторы к компьютеру прослеживаемость товаров
Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.11 (KHTML, like Gecko) Chrome/23.0.1271.17 Safari/537.11
Как работает национальная система прослеживаемости
1. При ввозе прослеживаемых товаров в Россию присваиваем каждой партии РНПТ.
РНПТ — это регистрационный номер партии товара. Именно с его помощью ФНС будет следить за движением импортных товаров.
Импортер после ввоза товаров получает на всю партию специальный номер, который далее указывается в счетах-фактурах, отгрузочных документах, отчете об операциях и декларации по НДС.
— Если ввозим из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана (ЕАЭС) — импортеры в течение 5 дней с даты принятия товаров на учет отправляют в налоговую Уведомление о ввозе. На его основании ФНС формирует на каждую партию РНПТ.
— Если из других стран — импортеры формируют РНПТ самостоятельно на основании регистрационного номера таможенной декларации и номера партии товаров.
2. При продаже и покупке прослеживаемых товаров обмениваемся электронными документами с РНПТ:
— Плательщики НДС — счетами-фактуры;
— Неплательщики НДС — документами отгрузки.
3. Ежеквартально отчитываемся в налоговую по всем операциям с прослеживаемым товарам:
— Плательщики НДС — заполняют сведения о прослеживаемых товарах в обновленной декларации НДС. Могут дополнительно сдавать отчет об операциях с товарами, при выбытии товара или покупке прослеживаемых товаров у неплательщиков НДС.
— Неплательщики НДС — сдают новый отчет об операциях с прослеживаемыми товарами.
Отчетность сдается в электронном виде не позднее 25 числа месяца, который следует за истекшим отчетным периодом начиная с 3 квартала 2021 года.
Что такое «прослеживаемость товаров»?
На территории Российской Федерации разрабатывается национальная система документальной прослеживаемости импортных товаров, реализующая контроль за движением импортных товаров с использованием инструментов выявления, пресечения налоговых рисков и схем уклонения от уплаты налогов и сборов, регулирование которой будет осуществляться на уровне постановления Правительства Российской Федерации (ознакомиться с проектом) в соответствии с Соглашением о создании единой системы прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию государств-участников Евразийского экономического союза (далее –ЕАЭС) из третьих стран.
Национальная система прослеживаемости должна будет обеспечивать:
1) полноту сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров;
2) учет товаров, подлежащих прослеживаемости, с использованием; количественных единиц измерения товаров, предусмотренных перечнем утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации;
3) взаимосвязь сопроводительного документа с документом, на основании которого сведения о товарах включены в национальную систему прослеживаемости (декларацией на товары, заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары, уведомлением об остатках, уведомлением о ввозе на территорию Российской Федерации из стран ЕАЭС;
4) взаимосвязь последующего сопроводительного документа с предыдущим сопроводительным документом;
5) целостность сведений, содержащихся в национальной системе прослеживаемости;
6) сквозную документальную идентификацию товаров (партий товаров), подлежащих прослеживаемости, при их обороте в соответствии с законодательством государств-членов.
Система прослеживаемости базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками и отчетности, передаваемой в ФНС России, что в свою очередь не требует изменений складской политики и решается посредством бухгалтерского учета.
Прослеживаемость будет осуществляться документальным способом посредством передачи регистрационных номеров партий товаров (далее – РНПТ), которые, как правило, будут состоять из номера декларации на товары и номера товарной позиции из этой же декларации на товары.
Соответственно, данный РНПТ вместе с количеством товаров, единицами измерения указывается в счетах-фактурах, книгах покупок и продаж, декларации по НДС, а также в специальной отчетности по прослеживаемости.
Национальный сегмент прослеживаемости будет осуществляться в отношении товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 года №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 181; далее – Постановление) на территории Российской Федерации с 01.07.2019 года по 31.12.2020 года проводится эксперимент по прослеживаемости товаров.
Сервис работает в ограниченной версии, которую могут использовать участники эксперимента, а налогоплательщики, не участвующие в эксперименте, могут ознакомиться с общей работой сервиса, включающую просмотр товаров, подлежащих прослеживаемости в соответствии с перечнем товаров, утвержденного Постановлением.
Списание сломанного монитора: как отразить операции в отчете о прослеживаемых товарах?
ФНС в письме от 19.10.2021 № ЕА-4-15/14817@ объяснила налогоплательщикам, нужно ли отражать в отчете об операциях по прослеживаемым товарам списание сломанного монитора при проведении ремонтных работ.
Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108 утвердило ранее Положение о национальной системе прослеживаемости. Согласно пункту 4 документа списание прослеживаемого товара со счетов бухучета, к примеру, из-за поломки или морального износа, не является основанием прекращения прослеживаемости.
Поэтому если сломанный монитор был списан со счетов бухучета, то эту операцию не нужно отражать в отчете об операциях с прослеживаемыми товарами.
Для работы с системой прослеживаемости Такском предлагает решения для всех сегментов рынка: импортеров, дистрибьюторов и магазинов. Все сервисы компании для электронной отчетности и ЭДО поддерживают работу с прослеживаемыми товарами. Используя их, вы без труда сможете отправить УПД или счет-фактуру контрагенту, а также отправить отчет в ФНС.
Оставьте свой номер в заявке (нажмите «Получить консультацию»), если вам нужна помощь специалиста — мы обязательно перезвоним и поможем выбрать подходящий продукт и тарифный план.
Организация применяет общий режим налогообложения и является плательщиком НДС. По состоянию на 08.07.2021 имеются товары, подлежащие прослеживаемости (мониторы). Мониторы приобретались у поставщиков — плательщиков НДС для собственных нужд организации (для работы сотрудников).
В каких случаях необходимо представлять отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, по указанному имуществу, приобретенному до и после 08.07.2021? Нужно ли и в какой срок подавать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (мониторах), числящихся на 08.07.2021?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налогоплательщики НДС, совершающие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, обязаны представлять отчет об операциях с указанными товарами, приобретенными до и после 08.07.2021, в случаях, предусмотренных абзацем 3 п. 33 Положения о прослеживаемости.
При приобретении после 08.07.2021 рассматриваемого имущества не надо представлять Отчет, если оно было приобретено у поставщиков — плательщиков НДС.
Уведомление об остатках прослеживаемых товаров, которые имелись в наличии на 08.07.2021, с целью присвоения этим активам налоговым органом РНПТ организации надо подать до момента реализации, списания (передачи на утилизацию, захоронение и т.п.) данных товаров.
Обоснование вывода:
Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 «Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров» (далее — Постановление о прослеживаемости), N 1110 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации» (далее — Перечень), N 1109 «Об утверждении критериев отбора отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (далее — ТПП) на территории Российской Федерации, и введении национальной системы прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации» вступили в силу с 08.07.2021.
Правила прослеживания распространяются не только на вновь ввозимые начиная с июля 2021 года товары, но и на ввезенные ранее товары (п. 3 Положения о прослеживаемости).
Прослеживаемость товара заключается в передаче в электронном виде налоговому органу как оператору системы прослеживаемости сведений в виде реквизитов прослеживаемости при обороте импортных товаров на территории РФ (передаче права собственности) начиная с ввоза товаров на территорию РФ и заканчивая прекращением прослеживаемости при реализации товаров физлицам для личных целей, вывозе товаров, их списании (ликвидации), передаче в производство или переработку.
В связи с этим организации и ИП в отношении товаров, подлежащих прослеживаемости, обязаны применять средства электронного документооборота (ЭДО), за исключением случаев реализации физическим лицам и самозанятым на НПД, а также экспорта (п. 1.1 ст. 169 НК РФ и п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Выставление продавцом бумажного счета-фактуры на ТПП не может являться основанием для отказа в принятии к вычету НДС у покупателя (письмо ФНС России от 19.10.2021 N ЕА-4-15/14817@).
Для обеспечения прослеживаемости товару при ввозе его на территорию РФ присваивается регистрационный номер партии товара (РНПТ). РНПТ вместе с единицей измерения и количеством товара относится к «реквизитам прослеживаемости», которые должны указываться в счетах-фактурах, УПД (УКД) на всех этапах оборота по территории РФ с 8 июля 2021 года. Соответственно, в бухгалтерском учете организации следует предусмотреть и организовать порядок хранения сведений о реквизитах прослеживаемости (РНПТ) в течение всего периода фактической эксплуатации имущества, с момента приобретения и до момента выбытия.
В общем случае информация о приобретении и реализации ТПП налогоплательщиками НДС должна отражаться в Декларации по НДС (в разделах 8-11 налоговой декларации по НДС). Это обусловлено наличием в выставляемых в связи с реализацией товаров, подлежащих прослеживаемости, счетах-фактурах, сведения из которых используются при заполнении книг покупок и продаж, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур и указанных разделов налоговой декларации по НДС (п. 3 ст. 168, подп. 1 п. 3, подп. 16-18 п. 5 ст. 169 НК РФ, Правила ведения книги покупок, книги продаж, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137, разделы XIII-XVIII Порядка).
При этом налогоплательщики НДС должны представлять Отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее — Отчет) в случаях, предусмотренных абзацем 3 п. 33 Положения о прослеживаемости:
— при приобретении товара (в т.ч. через агентов, комиссионеров) у неплательщиков НДС (освобожденных от уплаты НДС);
— при совершении операций по прекращению/возобновлению прослеживаемости товаров;
— при совершении операций по реализации (передаче), приобретению (получению) товаров, подлежащих прослеживаемости, не признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ и (или) освобождаемых от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Отчет представляется в отношении операций, совершенных в отчетном периоде (квартал), в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В рассматриваемом случае при покупке мониторов прежде всего имеет место операция с товарами, подлежащими прослеживаемости, — приобретение товаров (п. 2, п. 33 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров (утверждено постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108)). При этом если товар был бы приобретен у неплательщиков НДС (освобожденных от уплаты НДС), организации надо подать Отчет с кодом вида операции 17 «Приобретение товара (в собственность)» (Виды операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, Приложение N 1 к приказу ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@). Но так как товар был приобретен у поставщиков, являющихся налогоплательщиками НДС, организации не надо представлять Отчет.
Если на 08.07.2021 у организации имеются остатки товаров, подлежащих прослеживаемости, то в целях получения РНПТ участник должен представить в налоговый орган Уведомление об остатках товара (форма по КНД 1169011) (п. 28 Положения; письмо ФНС России от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@). Направляется Уведомление только в электронной форме по ТКС. Уведомление заполняется на основании первичного учетного документа, оформленного по результатам инвентаризации (акта инвентаризации, инвентаризационной описи и т.д.), либо иного первичного документа, отражающего сведения о наличии товара в собственности, к которым, по нашему мнению, могут быть отнесены УПД, бухгалтерская справка и т.д. (п. 1 Порядка заполнения. утвержденного приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@). На основании Уведомления об остатках налоговый орган в срок не позднее следующего календарного дня с даты его получения присваивает РНПТ и сообщает его участнику оборота товаров в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора ЭДО (п. 29 Положения о прослеживаемости). Если указанный товар приобретен после вступления в силу перечня товаров, подлежащих прослеживаемости, Уведомление не подается (письмо Минфина РФ от 23.08.2021 N 27-01-22/67650).
При этом отметим, что срок представления Уведомления об остатках не установлен.
Исходя из требований Положения о прослеживаемости, Уведомление должно быть представлено как минимум за один календарный день до даты совершения следующих операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (если нет РНПТ):
— реализация (в том числе за пределы РФ);
— передача комитентом для реализации комиссионеру, действующему от своего имени;
— безвозмездная передача товара;
— прекращение прослеживаемости (например, утилизация);
— передача товара в качестве вклада в уставный капитал.
Таким образом, организация может не подавать Уведомление об остатках товаров, которые имелись в наличии на 08.07.2021, если не собирается совершать вышеуказанные операции с ними (реализация, утилизация, взнос в уставной капитал и т.п.).
При этом, например, при списании активов (ОС, запасов, товаров), которые находились в собственности организации на 08.07.2021, произойдет присвоение им РНПТ и ввод в систему прослеживаемости (на основании уведомления об остатках) и в этом же периоде — выбытие из системы прослеживаемости на основании составленного Отчета. При реализации товаров, которые находились в собственности организации на 08.07.2021, реквизиты прослеживаемости (в частности РНП) должны будут указываться в счетах-фактурах, УПД (УКД), книге продаж, Декларации по НДС. При этом Отчет не составляется, так как его составление налогоплательщиками НДС при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, не предусмотрен (абзац 3 п. 33 Положения о прослеживаемости).
Отметим, что ФНС России установлен переходный период (не менее одного года), в течение которого налогоплательщики смогут адаптировать и доработать свои учетные системы. В этот период за некорректное применение положений законодательства о национальной системе прослеживаемости меры ответственности не предусмотрены (письма ФНС России от 19.08.2021 ЕА-4-15/11700@, от 30.06.2021 N ЕА-4-15/9208@).
Законодательство о национальной системе прослеживаемости товаров не относится к законодательству о налогах и сборах. Поэтому непредставление отчетности и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости, не может являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 126 и 126.1 НК РФ (письмо ФНС России от 04.10.2021 N ЕА-4-15/14005@). Ответственность за нарушения в этой сфере предположительно будет установлена с 01.01.2022 КоАП РФ (смотрите проект Федерального закона «О внесении изменений в КоАП РФ» (подготовлен Минфином России 12.07.2021)). Однако ФНС уже подготовила для своих территориальных органов рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля, целью которых будет в том числе выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации товаров, подлежащих прослеживаемости (письмо ФНС России от 3.12.2021 N ЕА-4-15/16911@ «О направлении Рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара»).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Прослеживаемость товаров;
— Вопрос: Нужно ли подавать уведомление об остатках товаров, подлежащих прослеживаемости, числящихся в остатках на 08.07.2021? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2021 г.)
— Вопрос: Составление организацией, имеющей филиалы, отчета по товарам, подлежащим прослеживаемости (используются для собственных нужд), приобретенных до и после 08.07.2021 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
— Вопрос: Представление отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и особенности учета данных товаров, приобретаемых для собственных нужд у поставщиков (плательщики НДС) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
— Вопрос: Об учете мониторов (товаров, подлежащих прослеживаемости) в составе ТМЦ при передаче их в эксплуатацию и хранении сведений о реквизитах прослеживаемости (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.);
— Вопрос: Нужно ли подавать Отчет об операциях с прослеживаемыми товарами при утилизации мониторов, числящихся на 08.07.2021 на забалансовом счете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Каратаева Татьяна
Ответ прошел контроль качества
21 января 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.