Метод исследования патофизиологии
Метод моделирования патологических процессов и болезней патофизиологи используют в нескольких его разновидностях.
I. Метод эксперимента на живых объектах. Смысл эксперимента заключается в том, чтобы воспроизвести патологический процесс, болезнь на различных животных (отдельных органах, тканях, клетках, субклеточных структурах), изучить закономерности его (ее) развития и провести экспериментальную терапию. Данный метод позволяет наблюдать за развитием патологического процесса от момента его возникновения до завершения.
Экспериментальная модель болезни всегда проще, чем болезнь человека. Это дает возможность расчленить болезнь на ряд элементов с тем, чтобы в дальнейшем реконструировать ее применительно к человеку. При этом следует иметь в виду, что ни какая-либо модель болезни на животных, ни ее отдельные элементы не могут быть равнозначны болезни человека. Интерпретировать данные эксперимента на человеческий организм необходимо с определенной долей достоверности.
Иногда можно услышать в адрес патофизиологии такое высказывание, что эта наука построена на опытах над животными, и она не имеет никакого отношения к человеческой патологии. Но ни один патофизиолог и не проводит эксперимент ради эксперимента и механически не переносит его результаты на человека. Патофизиологи всегда помнят об ограничениях, обусловленных анизоморфизмом (видовыми различиями строения и свойств организмов животных и человека, отдельных органов и тканей).
Анизоморфизм — ограничения, связанные с деонтологиче- скими аспектами опытов на животных (причинение им физических страданий) и значительные трудности в воспроизведении на животных социальных факторов болезней. — все это ограничивает использование данного метода. Тем не менее, более значимые открытия в медицине получены в эксперименте на живых объектах и данный метод для патофизиологии является ведущим.
Все эксперименты подразделяют на острые и хронические, применение каждого из них определяется целью опыта. Например, при исследованиях механизмов травматического шока нужен острый опыт, а при исследовании патогенеза атеросклероза — хронический.
Для изучения патологических процессов используют следующие основные методики:
- • метод выключения — удаление или повреждение того или иного органа (хирургическое, фармакологическое, физическое, механическое). Данная методика применятся давно. С ее помощью, например, удалось установить, что сахарный диабет, его развитие связано с нарушением функции островкового аппарата поджелудочной железы. Удаление одного из парных органов (почки) позволило изучить компенсаторные и пластические возможности оставшегося органа;
- • метод раздражения — путем различных воздействий изменяют функции различных органов. Раздражение блуждающего нерва вызывает брадикардию. Раздражение симпатических нервов выявило сужение артерий, что послужило основанием для включения этого звена в патогенез спонтанной гангрены у человека;
- • метод «включения» — введение различных веществ в организм (гормонов, ферментов, экстрактов из тканей, биологически активных веществ и других). Затем полученные результаты сравнивают с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека. Например, при введении медиаторов аллергии наблюдают симптомы развития анафилактического шока;
- • метод сравнительной патологии — изучение в сравнительном «эволюционном» аспекте различных патологических процессов (лихорадки, воспаления, гипоксии). Правильный научный анализ реакций человека на патогенное воздействие требует более полного знания путей и форм их становления в эволюции животного мира. Блестяще раскрыл значение этого метода И. И. Мечников при изучении воспаления и невосприимчивости к инфекционным процессам.
Существуют и другие методы эксперимента: метод изолированных или «переживающих» органов, метод тканевых культур и другие.
Каждый эксперимент состоит из нескольких этапов.
- 1. Формирование рабочей гипотезы. Любому опыту должна предшествовать гипотеза, идея, проверив которую исследователь должен получить ответ на тот или иной вопрос. Нельзя проводить эксперимент в надежде на то, что вдруг получится что-нибудь интересное. И. П. Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов».
- 2. Определение цели и постановка задач эксперимента. Определившись с рабочей гипотезой, необходимо сформулировать цель и задачи, с помощью которых ее можно либо доказать, либо отвергнуть.
- 3. Выбор частных методик, адекватных поставленным задачам. При выполнении эксперимента важное значение имеет правильный выбор частной методики — адекватный подбор животных, форма осуществления (острый или хронический опыт), применение соответствующих приборов, инструментария и т. д. Необходимым условием является также обеспечение соответствующего контроля. Им может быть «пустой» опыт, когда опытному животному вводят, к примеру, гистамин, а контрольному — физиологический раствор NaCl, или у одного животного удаляется щитовидная железа, контрольному же производится «ложная» операция и т. п.
Что касается непосредственно самих частных методик исследования, то здесь нужно отметить следующее. В названии нашей дисциплины присутствует слово «физиология», но это не означает, что патофизиологов не интересуют биохимические, иммунологические, биофизические и другие механизмы развития болезней, что им не позволено использовать морфологические методы. Патофизиология, как мы уже установили, наука, изучающая причины, механизмы развития и исходов болезни, и любая методика, позволяющая в той или иной мере ответить на данные вопросы, может применяться. Все это и определяет всеядность патофизиологии в методическом отношении — она использует физиологические, биохимические, генетические, морфологические, иммунологические и другие методы исследования.
4. Проведение эксперимента (серии опытов с контролем). Живой объект — это сложная «открытая» биологическая система. Она никак не может быть ограждена от случайных воздействий среды (температура, влажность, электромагнитные излучения и другое), что может исказить результаты эксперимента. Необходимо также помнить, что одинаковые, на первый взгляд, животные отличаются наследственными признаками и индивидуальной реактивностью. Поэтому исследователь не застрахован от ответа, искаженного значительным количеством дополнительных, случайных влияний. Все это нужно учитывать и по возможности устранять.
Проведение эксперимента подразумевает фазность действий:
- • физиологическая фаза — любой опыт начинается с определения нормальных показателей функционирования той или иной системы, органа, на которых предполагается моделирование патологического процесса. Это касается и контроля. Например, при изучении влияния адреналина на деятельность сердца первоначально подсчитывается число сердечных сокращений не только у подопытного, но и у контрольного животного;
- • патофизиологическая фаза — после определения нормальных показателей жизнедеятельности интактного животного на нем воспроизводится патологический процесс согласно целям и задачам эксперимента;
- • фаза экспериментальной терапии — нередко, после второй фазы, исследователь с помощью различных методов лечения стремится вернуть состояние подопытного животного к исходному состоянию. Положительный результат подтверждает рабочую гипотезу и является основой для разработки патогенетической терапии.
- 5. Фиксация и анализ данных эксперимента. По окончании эксперимента исследования продолжаются: оцениваются результаты изменений жизненных функций подопытного и контрольного животных. Они группируются в таблицы, графики, диаграммы. Проводятся морфологические, биохимические, иммунологические и другие исследования взятых при жизни и (или) после смерти животных. Цифровой материал подвергается статистической обработке, чтобы установить средние величины, отклонения от них, различия между средними величинами и их достоверность.
- 6. Обсуждения и выводы. Это один из самых ответственных и сложных этапов эксперимента. Экспериментатор должен объяснить механизм изменения тех или иных функций организма согласно полученным данным опыта и сделать определенные выводы. Например, почему при моделировании воспаления изменяется количество простагландинов, каков механизм их увеличения, почему эта группа биологически активных веществ оказывает как провоспалительный, так и противовоспалительный эффект, что является определяющим в становлении этих, диаметрально противоположных по эффекту действия механизмов? Имеет ли это только патологическое значение или здесь есть и элементы защитной реакции? Если да, то опять же нужно объяснить, почему? Как видите, идут сплошные вопросы, на которые должен ответить патофизиолог. И это только по одной из многочисленных групп биологически активных веществ, играющих немаловажную роль в развитии воспалительного процесса. Более того, отмечаются и другие нарушения — изменяется проницаемость микрососудов, их проходимость, формируется отек в очаге воспаления и другое. И это надо объяснить! Можно в виде абстракции представить даже такое уравнение (тождество) :
т. е. наука, постоянно отвечающая на те или иные вопросы патологии человека.
II. Метод клинического исследования.
Мы уже говорили о клинической патофизиологии, ее значении и задачах. Дальнейшее развитие этого раздела нашей науки позволит в значительной мере ослабить те ограничения, которые испытывают исследователи при проведении опытов на животных.
III. Большую перспективу имеют методы физического и математического моделирования с использованием современной вычислительной техники. Построение математических моделей болезней осуществляется тогда, когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования — модель работы сердечно-сосудистой системы, непосредственно сердца, дыхательной системы и другое. Современная компьютерная техника позволяет моделировать различные патологические процессы, изучать механизм их развития, прогнозировать течение и исход. Однако следует заметить, что данный метод не может в полной мере заменить моделирование на животных (невозможно представить сложный биологический объект в виде математических символов в полном объеме). Поэтому нередко требуется их подтверждение на животных.
IV. Метод теоретического анализа результатов исследования, формулирование научных положений и концепций. В настоящее время накопилось большое количество фактического материала в различных разделах медицины, что и определяет первостепенное значение теоретических разработок методических аспектов патологии. Сюда входят вопросы фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии и другие вопросы, связанные с созданием положений общей теории медицины, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Моделирование формализованное (виртуальное)
Нематериальное – формализованное, виртуальное моделирование болезней, патологических процессов, состояний и реакций получило широкое распространение в патофизиологии (моделирование логическое, интеллектуальное, математическое, компьютерное). Формализованное моделирование применяют при логическом моделировании в процессе обучения будущих специалистов.
Логическое моделирование болезней и патологических процессов, а также самого пациента с последующим фактическим подтверждением сделанных допущений широко применяется в клинической и научной практике.
Формирование у обучающихся основ врачебного мышления достигается в процессе проведения ими патофизиологического анализа конкретных экспериментальных или клинических данных, при решении профессиональных врачебных задач (ситуаций) на занятиях. Это имитирует поведение врача, моделирующего болезнь и пациента в целом, разрабатывающего методы диагностики болезни, а также стратегию и конкретные схемы лечения пациента. Патофизиологический анализ фактических данных и формулирование заключения по результатам оценки реальных сведений о патологическом процессе и больном организме являются вариантом интеллектуального моделирования при решении врачом его профессиональных задач.
Компьютерное моделирование (например, патологических процессов или эффектов лечебных мероприятий) часто проводят с помощью современных вычислительных машин и программ.
Методы клинического исследования
Методы клинического исследования широко используются патофизиологами, особенно в последние годы. Наличие современных приборов и новейших технологий исследования позволяет проводить у больного человека целенаправленное изучение динамики состояния различных органов и их систем, структурных изменений в них, биохимических и электрофизиологических показателей жизнедеятельности организма в целом. Обязательными условиями выполнения таких исследований являются их безвредность для пациента и аргументированная необходимость проведения. В настоящее время многие манипуляции у пациентов проводят неинвазивными методами.
Полученные при непосредственном исследовании пациента данные весьма важны, поскольку они позволяют, во‑первых, провести точную диагностику заболевания; во‑вторых, оценить эффективность (или неэффективность) лечения; в‑третьих, исследовать особенности и закономерности возникновения, развития и исходов заболевания у человека; в‑четвёртых, дают материал для научного объяснения этиологии и патогенеза болезней и патологических процессов.
Метод теоретического анализа
Теоретический анализ и разработка на этой основе научных представлений, концепций, гипотез и теорий, связанных с решением фундаментальных и прикладных проблем медицины и биологии – важнейший метод патофизиологии. Итогом такой работы является формулирование системы обоснованных представлений о причинах и механизмах возникновения, развития и завершения болезней, болезненных состояний и патологических процессов, о принципах и методах их выявления, лечения и профилактики, теоретических положений медицины и биологии.
Врачебное мышление
Патофизиология (как и ряд других фундаментальных медицинских и биологических научных специальностей) представляет собой интеллектуальную базу медицины, основу профессионального врачебного интеллекта и решения актуальных медицинских проблем. Именно эту роль должна была сыграть, сыграла и играет патофизиология в медицине и биологии.
По сути своей, врачебное мышление является одной из наиболее тонких и трудных разновидностей моделирования в медицине: интеллектуального моделирования пациента и его болезни. Осмотрев и выслушав больного человека, изучив результаты различных исследований (биохимических, электрофизиологических, функциональных и пр.), врач создаёт модель пациента и его заболевания. С учётом этого он моделирует схему дальнейшего диагностического поиска, методы (стратегию, алгоритм) лечения и профилактики заболевания у конкретного пациента.
В медицинском вузе основы врачебного мышления закладываются, в значительной мере, в процессе обучения студентов методу патофизиологического анализа конкретных данных о различных формах патологии и пациенте в целом при решении реальных врачебных, а также учебных ситуационных задач.
«Патофизиология – основа профессионального медицинского интеллекта!»
Разделы патофизиологии
Патофизиология включает три основных раздела: общую нозологию, учение о типовых патологических процессах и учение о типовых формах патологии тканей, органов и их физиологических систем.
Общую нозологию и учение о типовых патологических процессах обозначают как «Общая патофизиология», а учение о типовых формах патологии тканей, органов и их систем, а также отдельных нозологических форм — «Частная патофизиология» (рис. 2–3).
Ы ВЁРСТКА вставить файл «ПФ Рис 01 03 Разделы патофизиологии»
Рис.2–3.Разделы патофизиологии.
Общая нозология
В рамках общей нозологии разрабатывают три важных категории учений (теоретических концепций, рис. 2–4).
Ы ВЁРСТКА вставить файл «ПФ Рис 01 04 Разделы нозологии
Рис.2–4.Разделы общей нозологии.
Собственно нозология– учение о болезни в строгом, узком смысле этого термина или частная нозология.
Общая этиология – учение о причинах и условиях возникновения патологических процессов, состояний, реакций, болезней, о принципах их этиотропного лечения и профилактики.
Общий патогенез – учение о механизмах развития и завершения патологических процессов, состояний, реакций и болезней, о принципах их патогенетической терапии и профилактики.
Значение патофизиологии для теории и практики медицины. Моделирование как основной метод патофизиологии: его виды, возможности и ограничения.
Накоплено очень много научных фактов. Большинство из них, конечно же, достоверны, но имеются и ошибочные, недостоверные. В этой связи появляется необходимость постоянного их анализа, обобщения и разработки теории общей патологии. Патофизиология, будучи философией медицины, призвана заниматься разработкой теории медицины. Патофизиологи более, чем другие специалисты, способны решать эту задачу.
В настоящее время идет резкая дифференциация науки. Так возникли генная инженерия, молекулярная патология, биофизика и т.д. Каждая из этих дисциплин может изучать один и тот же процесс, объект исследования, получая порой разноречивые данные. Поэтому одной из задач патофизиологов является интеграция, интерпретация и корреляция данных, полученных специалистами различных дисциплин.
Патофизиология больше, чем какая–либо другая дисциплина, призвана вырабатывать врачебное мировоззрение, устанавливая общие закономерности и убирая лженаучные утверждения, давать правильное толкование полученным фактам с позиций диалектического материализма.
Патофизиология занимается не только словесным анализом, но и экспериментальным моделированием болезней, патологических процессов и состояний, что существенно углубляет наши знания об этиологии и патогенезе изучаемой патологии.
Патофизиология разрабатывает в эксперименте методы профилактики и лечения.
Значение изучения патофизиологии для практической медицины.
Практическая медицина занимается вопросами диагностики, прогноза, лечения и профилактики заболеваний.
Значение для диагностики: зная общую закономерность, легче разобраться в частном вопросе. Например, у больного отмечается лихорадка, нейтрофильный лейкоцитоз, повышенная СОЭ, т.е. общие признаки воспаления, которые при соответствующих жалобах больного и дополнительных исследованиях легких облегчают постановку диагноза пневмонии. Нередко диагноз ставится на основании изучения функциональных нарушений.
Значение для прогноза: при правильной диагностике нетрудно установить прогноз – благоприятный или неблагоприятный. Например, известно, что при брюшном тифе умирает 2–3% от числа заболевших. Оценивая функциональное состояние конкретного больного (изменения в лейкоцитарной формуле, отклонения со стороны сердечно–сосудистой, дыхательной системы, лихорадочной реакции и т.д.), можно установить конкретный прогноз.
Значение для терапии (лечения). Принципы и методы лечения опираются на данные о сущности болезни. Лечение может быть этиологическим, т.е. направленным на причину заболевания патогенетическим, т.е. направленным на механизмы его развития и течения, на главное звено патогенеза и симптоматическим, т.е. направленным на отдельные симптомы заболевания. Наибольшее значение имеет патогенетическая терапия.
Значение для профилактики. Она может быть этиологической, направленной на устранение причины, предупреждения контакта с болезнетворным этиологическим фактором (СПИД – одноразовые шприцы, личная гигиена, резиновые перчатки, кондомы и т.д.; ионизирующая радиация – радиационная защита, дозиметрический контроль), патогенетической, направленной на повышение реактивности организма (вакцинация, закаливание, занятие физкультурой и спортом).
Углубленное изучение курса клинической патофизиологии позволит:
а) обоснованно выбирать оптимальные методы патогенетической терапии;
б) квалифицированно интерпретировать результаты методов функциональной диагностики, грамотно объяснять происхождение и механизм симптомов заболевания;
в) оценивать специфическую и неспецифическую реактивность больного, учитывая ее особенность при выборе наиболее оптимальных методов лечения конкретного пациента.
Методы изучения патофизиологии
Патофизиология является главной экспериментальной дисциплиной в медицине, а ее основным методом служит патофизиологический эксперимент или моделирование. Патофизиологи используют 4 основные группы методов:
Эксперимент на живых объектах осуществляется на различных видах животных, на отдельных органах, тканях, клетках и субклеточных структурах. Патофизиологи издавна стремятся воспроизводить на животных типовые патологические процессы (воспаление, лихорадка, аллергия и т.д.), отдельные симптомы и синдромы заболеваний (артериальную гипер– и гипотензию, клонические судороги, почечную и печеночную недостаточность), а также адекватные модели отдельных заболеваний человека (пневмонии, атеросклероза, инфаркта миокарда, некоторых инфекционных заболеваний и т.д.). Вместе с тем следует отметить, что организм человека много сложнее самых высокоорганизованных животных (человекообразных обезьян) и подвергается воздействию социальных факторов. В этой связи моделировать болезни человека в полном объеме на животных просто нереально. И тем не менее, благодаря патофизиологическому эксперименту получен материал, составляющий содержание патофизиологии, – это во–первых, а во–вторых, моделирование позволяет разрешать проблемы, возникающие в клинике. Для постановки эксперимента и познания закономерностей возникновения и течения патологических процессов необходимы:
а) рабочая гипотеза или идея;
б) метод, обеспечивающий возможность проверки гипотезы;
в) правильная оценка результатов эксперимента. Рабочая гипотеза является отправной точкой любого эксперимента. Гипотеза – это попытка объяснить какой–либо процесс на основании имеющихся в данное время фактических данных, результатов. Нельзя проводить опыт в надежде, что вдруг неожиданно получится интересный результат – необходимо иметь четкое представление о цели намечаемого исследования. Если исследователь не знает, что он ищет, то он не поймет и того, что найдет. Академик И.П.Павлов говорил: «Если нет в голове идей, то не увидишь и фактов». Однако гипотеза не является чем–то абсолютно истинным. Гипотеза, – говорил И.П.Павлов, – иногда бывает нужна для того, чтобы иметь право поставить опыт. А к вечеру она зачастую уже негодна».
Исключительно важное значение при выполнении эксперимента имеет методика его постановки, т.е. правильный выбор животного, форма осуществления эксперимента (острый или хронический опыт), использование соответствующих приборов, инструментария и правильная организация контрольных опытов.
Выбор животного имеет исключительно важное значение для успешного изучения закономерностей развития патологических процессов. Например, экспериментальные язвы желудка следует вызывать у крыс, а не у кроликов – у них часто наблюдаются спонтанные язвы желудка. Инфекционные процессы не следует изучать на крысах – они устойчивы к инфекции (лучше всего на кроликах, мышах). Аллергию, анафилактический шок лучше всего моделировать на морских свинках, неврозы – на собаках, опухолевый процесс – на мышах.
Формы осуществления эксперимента могут быть различными в зависимости от цели исследования и проводиться в условиях острого или хронического опыта. Для изучения патологических процессов используют следующие основные методы эксперимента:
метод выключения – удаление или повреждение какого–либо органа (хирургическое, химическое, механическое) и сравнение появившихся симптомов с клинической картиной заболевания при предполагаемом поражении функции того же органа у человека (удаление поджелудочной железы, введение аллоксана или дитизона – сахарный диабет);
метод включения – введение в организм животных различных веществ, экстрактов из тканей, гормонов и сравнение этих результатов с результатами аналогичных воздействий при тех или иных заболеваниях человека (введение тиреоидных гормонов – симптомы тиреотоксикоза);
метод раздражения – путем различных воздействий изменяют функции того или иного органа (например, при раздражении блуждающего нерва возникает брадикардия);
метод изолированных или «переживающих» органов (изолированное сердце, печень, легкие и т.д.) позволяет оценить истинный характер, глубину повреждения этого органа и его вклад в развитие недостаточности кровообращения, пищеварения, дыхания и т.п.;
метод парабиоза – соединение и совместное функционирование двух животных (парабионтов), что позволяет выяснить ряд вопросов о гуморальной или нервной природе различных воздействий на организм;
метод тканевых культур (эксплантации) позволяет изучать процессы малигнизации и оценивать эффективность противоопухолевых препаратов;
метод сравнительной патологии – изучение в сравнительном (эволюционном) аспекте лихорадки, воспаления, гипоксии и т.д. Используются и другие методы исследования на животных.
Кроме вида животного и метода исследования, важное значение имеет вид наркоза, выбор приборов и соответствующего инструментария. Например, обменные процессы изучаются с использованием ФЭК, спектрофотометра, флюориметра, газоанализатора, хроматографа и т.д.; структура – с помощью световых и электронных микроскопов; функции – с помощью электроэнцефалографа, электрокардиографа, реографа, эхокардиографа и т.д.
Параллельно ставятся контрольные эксперименты, которые должны отличаться лишь одним условием от опытов. Если контроль отличается от опыта по двум условиям – эксперимент грязный, а по трем – это просто невежество.
В эксперименте, в отличие от наблюдения, пытаются воспроизводить патологические процессы, синдромы, болезни; создавать особые условия; изучать причины и следствия, патогенез;
усиливать одни функции и ослаблять другие; апробировать новые лекарственные препараты.
Осуществление эксперимента сопряжено со многими трудностями, которые обусловлены сложностью патологических процессов; необходимостью одновременно исследовать многие стороны патологического процесса и невозможностью сделать это сразу; невоспроизводимостью ряда патологических процессов, наблюдаемых у человека; наличием возможных источников ошибок.
Правомерно ли переносить на человека данные и выводы патофизиологического эксперимента, проведенного на животном? Патофизиологический эксперимент не воспроизводит полностью болезни человека. Законы развития заболеваний в человеческом обществе принципиально отличны от закономерностей развития патологических процессов в животном мире:
в человеческом обществе в определенной мере отсутствует естественный отбор;
огромна роль социального строя;
у животных отсутствует II сигнальная система, играющая у человека большую роль в процессах приспособления и защиты;
ряд заболеваний (язвенная и гипертоническая болезнь, подагра, ишемическая болезнь сердца) лишь с известным приближением могут быть получены в эксперименте;
некоторые заболевания человека (корь, скарлатина) вообще невозможно воспроизвести в эксперименте.
Однако экспериментальное моделирование патологических процессов у животных остается могучим орудием для выяснения закономерностей возникновения, развития и исхода болезней у человека. Данные эксперимента – средство для более глубокого анализа механизмов развития болезней у человека.
Если бы не было животных, то человек был бы еще более непонятен.
В последние годы быстрое развитие получает клиническая патофизиология и широкое использование современных высокоинформативных биофизических, биохимических, электрофизиологических и других методов исследования непосредственно в клинике, что позволяет проводить безвредные целенаправленные функционально–диагностические исследования на больных и получать, как говорится, из первых рук ценные данные для углубленного понимания типовых форм патологии и отдельных заболеваний.
Большое будущее принадлежит методам физического и математического моделирования, т.е. созданию четкого формализованного описания изучаемого объекта. Построение математических моделей осуществляется тогда, когда имеется возможность связать математическими соотношениями основные параметры изучаемого объекта и условия, определяющие возможность его функционирования (модель работы головного мозга, сердца). При этом используется современная вычислительная техника, что позволяет воспроизводить в моделях различные патологические процессы, состояния, изучать их механизмы, прогнозировать течение и исход.
Важное значение для медицинской науки и практики имеет теоретическая разработка философских и методологических аспектов патологии, ее фундаментальных понятий и категорий, системного принципа в патологии, что позволит со временем создать отсутствующую в настоящее время общую теорию медицины.