Технологическая карта урока информатики с использованием модели смешанного обучения «Смена рабочих зон»
Сегодня термин «смешанное обучение» все больше входит в педагогическую практику. Электронные ресурсы прочно заняли свое место в современном образовании. В свое время, в начале использования ИКТ высказывались суждения, что компьютер заменит учителя, но прошли уже десятилетия, а роль учителя в образовательной деятельности учащихся только возрастает. Именно поэтому, мне кажется, и родилась идея смешанного обучения.
Смешанное обучение не является необходимым или достаточным условием для инноваций. Это технология, внедрение которой помогает всему остальному. Можно двигаться в этом направлении и без неё, а можно использовать технологию, никуда не двигаясь.
Суть смешанного обучения заключается в том, что это не добавка к деятельности учителя, а замещение части его работы электронным ресурсом. Это принципиальная вещь. Если учитель просто использует ЭОР вместо учебника или показывает на уроке видео на экране интерактивной доски, этого недостаточно. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Я думаю, смешанное обучение – это интеграция методов электронного и традиционного обучения.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели:
Модель 1. «Перевернутый класс».
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения. Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии. «Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в онлайн-среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы. На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»). Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
использовать на уроке деятельностный подход;
работать дифференцировано с обучающимися.
Модель 2. «Ротация станций»
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
станция работы с учителем,
станция проектной работы.
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.
Модель 3. «Ротация лабораторий»
Ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель «перевернутого класса», только без реализации работы учащихся дома. Только при регулярной работе учащихся в онлайн, такая модель становится эффективной.
Модель 4. «Гибкая» или «Индивидуальная траектория»
Для того, чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Поэтому гибкую модель обычно применяют у учащихся старших классов. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому ученику двигаться в своем темпе.
В результате реализации смешанного обучения у учителя освобождается время для творчества, появляется возможность интенсификации своего труда, обучение индивидуализируется и в лучших моделях смешанного обучения оно становится персонализированным.
Мною изучены модели: «Смена рабочих зон», «Перевернутый класс». В стадии изучения модель «Индивидуальная траектория».
Модель «Смена рабочих зон» удобна при изучении тем, предполагающих разные виды деятельности в рамках одного урока, которые чередуются не одновременно для всего класса, а для групп детей в определенном темпе.
Модель «Перевернутый класс» можно использовать для курса внеурочной деятельности. Для этого занятия с интерактивными материалами. Дома учащиеся их выполняют, а в классе происходит обсуждение, и выбираются наиболее интересные варианты выполнения.
Во-первых, это необходимость хорошей материальной базы для обучения и в школе, и дома. Не все семьи могут себе позволить необходимое оборудование. Еще одна техническая трудность – сбои соединения Интернет (особенно в классе).
Во-вторых, возрастает нагрузка на учителя. Требуется много времени на подготовку к урокам, подготовку и отбор электронного сопровождения, на организацию домашнего времени школьника, на консультации в режиме реального времени. Очень важный момент: в смешанном обучении классная деятельность должна не дублироваться или дополняться онлайн-активностями, а заменяться ими. Иначе учебная нагрузка может оказаться непосильной.
Однако, несмотря на трудности, преимущества использования данной технологии заключаются в повышении эффективности преподавания за счет роста мотивации учебной деятельности. Кроме того, эта система позволяет организовать специальную работу с одаренными детьми, а также детьми, которые пропускают занятия по болезни. Поэтому внедрение технологии смешанного обучения является на данном этапе развития системы образования актуальным, т.к. способствует достижению требований Стандарта.
Требования Стандарта:
Целеполагание: Если раньше во главе угла стоял предмет, то теперь — ученики. Значит, по-другому надо осуществлять планирование, целеполагание. Новые стандарты совершенно по‑другому ориентируют нас: теперь учебные цели — это и есть планируемые результаты. Учитель и ученики должны чётко формулировать цель и задачи урока и сразу же продумывать, как проверять их достижение. Эти два момента становятся ключевыми. При смешанном обучении процесс пойдёт только тогда, когда эта связка существует.
Мотивация: Создаётся новое образовательное пространство: ученик, сопровождаемый учителем, попадает в море возможностей для реализации собственного потенциала, несёт ответственность за своё образование, приобретает навыки самообучения и самоорганизации. Не удастся «отсидеться» или спрятаться за соседа. Технология дает ученику возможность выбирать время и место обучения. Если нужно, школьник возвращается к изучаемому материалу, осознанно пытаясь его освоить. Каждому учащемуся предоставляется возможность продемонстрировать свои достижения разными способами, в том числе, создав свой учебный объект в онлайн-среде.
Индивидуализация: Смешанное обучение в любом виде даёт очень ценную для учителя возможность лучше узнать ученика и построить работу с учётом его особенностей. Важно, чтобы ученик сам понимал, над чем ему работать, задавал продуманные вопросы. Здесь неоценимую роль играет формирующее оценивание. Таким образом, учитель становится консультантом, партнером, координатором. Он учит учиться, ориентироваться в мультимедиа-пространстве, отбирать информацию.
Экономия времени учителя: Очевидные преимущества онлайн-тестов разных форматов — экономия времени учителя (отметки выставляются автоматически) и возможность учеников мгновенно получать результаты и обратную связь. Можно регулярно отслеживать успеваемость, корректировать при необходимости образовательную траекторию учащегося, получать данные о востребованности материала. я использую активно «Skysmart», «РЭШ», «Решу ОГЭ (ЕГЭ)». У каждой из платформ есть свои преимущества.
Технологическая карта урока информатики с использованием модели смешанного обучения «Смена рабочих зон»
Автор: Набиуллина Гульнара Хамитовна, учитель информатики МБОУ «СШ №17»
Предмет: Информатика и ИКТ
Тема: Технология мультимедиа
Тип урока: урок открытия нового знания
Модель смешанного обучения: Смена рабочих зон
рассмотрение сущности понятия «технология мультимедиа», областей использования мультимедиа
Планируемый результат
предметные – систематизирование представления об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа
метапредметные – формирование умения выделять инвариантную сущность внешне различных объектов;
личностные – развитие способности увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; интерес к вопросам, связанным с практическим применением компьютеров
Основные понятия
Технология мультимедиа, мультимедийные продукты, область использования мультимедийных продуктов, дополненная реальность
Методы обучения:
частично-поисковые, наглядные, практические на основе информационных ресурсов, организация самостоятельной деятельности.
Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Межпредметные связи
Межпредметные связи с изобразительным искусством.
— дополнительные
ПК, проектор, интерактивная доска, интернет
Презентация к уроку, презентация для виртуальных экскурсий, тест в CoreApp
Организация пространства
Учащиеся рассажены по группам по 4-6 человека
Технологическая карта урока
Технология проведения
Деятельность
Деятельность
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются по местам, проверяют наличие принадлежностей
Отвечают на вопросы:
Интересным, познавательным, веселым, успешным
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас на уроке информатики. Проверьте наличие школьных принадлежностей у себя на столах.
-Каким вы видите наш урок?
-Я постараюсь, чтобы наш урок был именно таким. И надеюсь, что вы мне в этом поможете. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться.
Публикации
В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.
За последний месяц стал чаще «находить» в сети информацию о смешанном обучении. Я тоже решил внести свой скромный вклад в этом направлении и представляю Вам материалы по тематике смешанного обучения.
- Смешанное обучение — интеграция онлайн обучения с традиционным обучением в классе лицом к лицу. Многие преподаватели используют в своем учебном процессе возможности LMS Moodle и BlackBoard
- Что такое «смешанное обучение»? Это использование двух или более различных методов обучения. Например, чередование очных занятий с онлайн-обучением, микс онлайн-обучения с периодическим выходом на тренера или преподавателя для консультаций, комбинация обучения на рабочем месте с неофициальными консультациями у коллег или тренера.
Нашел классификацию смешанного обучения, очень похожую на ту, что описывал в своей презентации Юрий Ээльмаа.
1. Ротационная модель — при прохождении учебной программы или при изучении отдельного предмета ученики, на основе утвержденного расписания (графика) или по усмотрению учителя, ученики чередуют способы работы с материалом, (одним из которых является онлайн обучение). Другими способами работы с учебным материалом в ротационной модели являются: очная работа в малых группах, очная работа всем классом по решению определенной проблемы, групповые проекты, индивидуальные занятия, и письменные задания.
У ротационной модели есть подвиды:
а) Ротационная модель с наличием «онлайн-станций». В ней студенты чередуют способы изучения материала по установленному расписанию (графику) или по усмотрению учителя. Процесс освоения материала включает по меньшей мере одну «станцию» для обучения в режиме онлайн. Другие «станции» могут включать такие мероприятия, как работа в малых группах, групповые проекты, и т.д. Некоторые способы реализации этой модели также могут вовлекать в деятельность весь класс и чередовать между учениками разные виды деятельности. В этой модели ученики должны пройти все «станции», как в очном, так и в онлайн режиме.
Пример: KIPP академия оснащает каждый класс 15 компьютерами. В течение урока учитель чередует работу учеников по предмету с помощью различных методов (онлайн-обучение, обучения в малых группах, а также индивидуальные задания). Т.е. одна половина класса работает онлайн, а другая очно, потом они меняются.
б) Ротационная модель с лабораторными работами. В ней ученики чередуют работу с материалом по заранее установленному графику в самом классе и в других местах, расположенных в учебном заведении По крайней мере одним способов работы с материалами являются онлайн лабораторные работы. Эта модель отличается от предыдущей тем, что ученики могут работать в разных помещениях внутри учебного заведения, а не только в одном.
Пример: В Rocketship, студенты выполняют лабораторные работы 2 часа в в разных классах, а инструкции по изучению предмета они получают в онлайн режиме.
в) «Перевернутый класс».
г) Индивидуальная ротационная модель. У каждого ученика есть индивидуальный график изучения предмета, однако одним из обязательных условий есть онлайн этап. Особенностью модели является то, что студентам не обязательно проходить все этапы работы с материалом, как при модели со «станциями».
Пример. В школе Carpe Diem у учеников есть специальный график, который задает им траекторию работы с материалом: онлайн работа, самостоятельная работа, работа на семинарах в классе. Длительность каждого этапа — 35 минут.
2. Flex модель — при ее организации содержание поставляется в первую очередь в онлайн режиме, учитель также может оказывать поддержку ученикам в режиме онлайн. Однако, не исключены варианты поддержки учеников в очном режиме через такие мероприятия, как в работа в малых группах, групповые проекты, и индивидуальное обучение.
Некоторые вариации этой модели включают существенную очную поддержку, в то время как другие включают минимальную поддержку. В учебном процессе могут принимать участие сертифицированные онлайн консультанты, которые предоставляют ежедневные консультации, в то время как другие преподаватели могут сосредоточиться на очной поддержке аудитории.
Пример: В Сан-Франциско Flex академия поставляет учебную программу и инструкцию к ее изучению, а преподаватели используют ее для дополнения к своим предметам. Академия представляет также онлайн консультантов для изучения своих программ.
3. Self-blend модель — согласно ей студенты берут один или несколько онлайн курсов в дополнение к обычным. Студенты могут учиться в этих курсах как в учебных заведениях, так и вне стен образовательного учреждения.
Пример: Квакертаун (QCSD) в Пенсильвании предлагает ученикам 6-12 классов возможность взять один или несколько онлайн-курсов. Все ученики могут завершить ознакомительный онлайн курс до зачисления. Курсы являются асинхронными, и студенты могут работать на них в любое время в течение дня. QCSD создал «кибер комнаты отдыха», где студенты могут работать в онлайн-курсах прямо в школе.
4. Виртуально обогащенная модель — это модель при которой в течение обучения, студенты делят свое время между посещением очных занятий и дистанционным обучением. Отличие этой модели от «перевернутого класса» в том, что студенты не посещают учебное заведение и каждый день. Она отличается от модели Self-blend тем, что это не просто методика изучения курса, а модель работы всего учебного заведения.
Автор: Константин Бугайчук
13-14 апреля 2022 года будет проходить онлайн-мастер-класс Елены Рыжковой-Шалфицкой «Вы эксперт? – вот ваш путь в безбедное завтра. Дополнительная прибыль через экспертность»Узнать больше
Каллиникова Павла Юрьевича: «Динамическая и видео-инфографика в обучении. Примеры, инструменты, лучшие практики» 20 апреля 2022 года в 15:00 мск
«9 стратегий сделать Ваш вебинар зажигательным»
Мы регулярно размещаем на сайте интересные материалы по дистанционному обучению.
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь и получайте полезные e-mail рассылки для использующих дистанционное обучение и онлайн-технологии
Случается, что Вы отписались от подписки или пометили как СПАМ, но теперь хотите восстановить подписку.
Шаг 2. Попробовать все инструменты на себе
Учитель готов будет вести уроки в смешанном формате тогда, когда он сам умеет работать в группе, владеет цифровыми инструментами, когда он в партнерских отношениях с учениками и другими учителями.
Сейчас тестируется вакцина от ковида на добровольцах, так вот учитель тоже должен все инструменты попробовать на себе. Тогда быстрее эту технологию схватишь. Я, например, все изучаю, но оставляю только то, что понравилось, где вижу реальный результат.
Модель а-ля-карт
Модель A La Carte (по запросу) позволяет учащимся пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание учащихся более гибким. Курсы A La Carte — хороший вариант в ситуации отсутствия у школы очного преподавателя, физического пространства для данного предмета, а также для изучения факультативных курсов.
Подробнее о модели А-ля-карт (или «На выбор»)
Обогащенная виртуальная модель
Обогащенная (расширенная) виртуальная модель является альтернативой онлайн-школе и позволяет учащимся выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать школу для обязательных очных занятий с учителем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения школы; некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.
Подробнее об обогащенной виртуальной модели
Дополнительные материалы
Является ли обогащенная виртуальная модель будущим старшей школы?
Как заставить обогащенную виртуальную модель работать
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.
Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
- сократить время на объяснение материала за счет домашнего знакомства с теорией;
- осуществить индивидуальный подход за счет того, что усваивать теорию каждый ученик может в своем темпе; есть возможность многократно к ней вернуться;
- использовать на уроке деятельностный подход;
- работать дифференцировано с обучающимися.
Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.